Размышления человека, такого, как и вы сами - 5

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРОСТО ЧЕЛОВЕКА,
ТАКОГО, КАК И ВЫ САМИ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО О РОДСТВЕННИКАХ ПО ЛИНИИ ОТЦА

Продолжение ТЕМЫ о РАТНИКОВЫХ,
но более расширенно.

Мой дед ИВАН МАКСИМЫЧ родился в 1884 году, рос в деревне НОВОСЁЛОВО, а на самом деле  считай  в селе ТЕЛЕПНЕВО. Как рос он, я не очень знаю, но вот пошёл он в школу именно в село Телепнево, там был ХРАМ, дом и усадьба помещиков МАКЛАКОВЫХ, и начальная церковно-приходская школа.
Мальчик ВАНЯ был очень способным к учёбе, и по окончании начальных четырёх классов где-то в 1895 году его сельский учитель пришёл к его родителям в избу к его отцу  МАКСИМУ для переговоров.
Учитель сказал: - «У вас очень способный мальчик, особенно в математике, но, к сожалению, я сам уже дал ему всё, что знал, и дальше ему надо учиться в городе ИСТРА, там есть гимназия, и я со своей стороны напишу ему письмо с рекомендацией и его должны принять».
Я думаю, мой прадед МАКСИМ вряд ли сам был шибко грамотным будучи бездомным, и естественно он считал, что профессия для мальчика важнее учёбы.
Он сказал: - «Учёба пустое дело, лучше пусть идёт в учение на портного». Вот так школьная учёба моего деда ИВАНА закончилась после четырёх классов церковно-приходской школы.
Зато вскоре вместо гимназии ВАНЮ в 1898 году отправили в МОСКВУ в швейную артель на учение. Что такое артель и обучение там, есть прекрасная трилогия у Максима ГОРЬКОГО и фильм про его детство, как он сам был в учении в красильной артели по покраске тканей.
Мой дед ВАНЯ с этого момента стал москвичом, а следовательно, и все мы, его потомки, теперь коренные МОСКВИЧИ. Я вот москвич уже в третьем поколении, а мои два правнука теперь уже москвичи аж в ШЕСТОМ поколении.
Из рассказа деда о его обучении в учении я запомнил некоторые эпизоды. Вот прямо с его слов, как запомнилось ему самому его обучение.

Дедушка вспоминал  следующее: шили одежду портные сидя, поджав ноги по-турецки, причём сидели так швейники, исключительно мужчины, женщин не было.
На специальном высоком помосте в виде большого квадратного стола,  стоящего посередине мастерской, сидели портные. Они сидели прямо на этом столе, расположившись по кругу. Я думаю, что такое расположение швейников давало возможность легко передавать сшиваемую одежду, допустим, от подмастерья к мастеру, а посадка по-турецки позволяла держать в руках только часть довольно объёмной одежды у себя на ногах, остальная часть шитья лежала рядом на этом помосте.
Как пример, допустим, шуба, или пальто, или пусть даже пиджак, сидя на стуле сползёт у вас на пол, а на поджатых коленях сидеть, наверное, не очень удобно. Зато, у вас удобства работы иглой с ниткой, шитьё на поджатых ногах только частично лежит на них, всё остальное рядом на столе, где сидишь, и оно не мешает шить.
В это время уже существовали швейные машинки «ЗИНГЕР», и отдельные детали одежды скорее всего шились при помощи их, но в любом случае тогда не было оборудования, способного собрать и сшить все детали в единую вещь.
 
Так вот, с этого стола или там, где размечали крой и вырезали специальными ножницами по выкройкам сами детали КРОЯ, обрезки от кроя сбрасывались со стола в большие ящики под столом. Уборкой помещений занимались ученики, и обрезки вынимать из ящиков была их обязанность.
Допустим, приходит очередной новый ученик - в подмастерье на обучение, а закройщики или портные специально бросают монету в ящик с обрезками, и смотрят, что с монетой стало, нашёл ученик и спросил чья - ХОРОШО, а не спросил и положил в карман, то наказание может быть даже и розгами, как у Максима ГОРЬКОГО в его учении.
В результате такого жёсткого учения вот из моего деда ИВАНА и получился первоклассный портной и закройщик, который кроил одежду только снимая мерку для помечания размера выкройки на материале, далее он от руки мелом весь фигурный крой обводил прямо на глаз без всяких ЛЕКАЛ.  В результате таких способностей он был принят на работу закройщиком на очень ответственную работу для того времени.
Дело в том, что в те далёкие времена очень большое значение предавалось различным МУНДИРАМ. Многие ведомства имели свою форму одежды, не только военные, но и многие другие. Пошив мундира, особенно для высших чинов, я думаю, дело гораздо более  сложное, чем просто одежда. Так вот, моего деда Ивана Максимовича взяли на фирму РОЗАНОВА, они не только шили одежду на заказ в МОСКВЕ, они имели специальную пошивочную железнодорожную МАСТЕРСКУЮ на колёсах.
В спецвагонах находилась настоящая швейная мастерская с жилыми купе для персонала, пошивочные мастерские с оборудованием, рабочие и хозяйственно-складские помещения. Эти вагоны для переезда, по мере необходимости, прицеплялись к тем товарным составам, шедшим в те города, где требовалось пошить форму железнодорожному начальству. А так как сеть железнодорожных дорог в РОССИИ уже была очень протяжённой (ведь в состав РОССИИ входили ПОЛЬША и ФИНЛЯНДИЯ), объём работы для пошива формы был большой.
Иван Максимович был доверенным лицом ФИРМЫ и лучшим закройщиком и портным в этой мастерской на колёсах. Дело в том, что одна из главных задач этого передвижного состава было шитьё форменных мундиров для высших чинов железнодорожного ведомства РОССИИ, а это ведомство для тех лет приравнивалось к военным, что само за себя говорит о многом.
С годами форма изнашивалась, менялись фасоны мундиров, да и начальники менялись.
Чем выше начальник по должности, тем более тщательная подгонка мундира по его фигуре, а чем он старше по всем статьям, тем сложней выкройка. Иван Максимович хорошо справлялся с этой сложной задачей и, наверное, получал вполне приличную зарплату. Сохранилась старая фотография, где он  запечатлён с мужем Марии Степановны,  который погиб, как и многие, на фронте в войне 1914 года.  О том, кто такая Мария Степановна, я напишу позже, она была очень близка к моей бабушке, да и к дедушке тоже.
Фото хотя и старое, но на нём хорошо видно, что стоят два человека совершенно буржуазного вида, одетые, как говорится, с ИГОЛОЧКИ для того времени.

Совершенно естественно для того времени одним из самых главных АТРИБУТОВ механического чуда в обиходе взрослого мужчины было наличие КАРМАННЫХ часов, и по этим часам, как между прочим и сегодня, судили о его общественном положении и возможностях его содержания. У человека, имеющего соответствующую ПРОФЕССИЮ, а быть закройщиком на известной ФИРМЕ, да ещё доверенным лицом целой ПЕРЕДВИЖНОЙ пошивочной мастерской для высшего руководства «РЖД» царской РОССИИ, я думаю, вполне значимо для молодого человека, коим был тогда мой дедушка Иван Максимович РАТНИКОВ, и КАРМАННЫЕ часы как атрибут  одежды должны подчёркивать его статус как РАБОТНИКА ФИРМЫ. Вот дедушка и приобрёл очень красивые и, естественно, золотые часы фирмы ГАБЮ. На мой непрофессиональный взгляд, эти часы гораздо старше года их приобретения, и они уже тогда были чем-то типа АНТИКВАРНЫХ.
Если по моим размышлениям, скорее всего он их приобрёл во время поездок по ПОЛЬШЕ или ФИНЛЯНДИИ, но может и здесь, в РОССИИ, в году этак 1905 – 1907, но сами часы, на мой взгляд, это где-то шестидесятых годов 19-го ВЕКА. Тогда фирма только зародилась и стрелки ещё не имеют защитного стекла.
Но это всё мои личные ДОМЫСЛЫ. Главное, часы есть, они очень красивые, с золотой наружной гравировкой всего корпуса, с тремя откидными крышками и отдельным секундным циферблатом, но при этом очень плоские, и самое главное, они до сих пор исправно ХОДЯТ и отмеряют современное ВРЕМЯ.

СПРАВКА.
«История компании В. Габю. Известная часовая компания W. Gabus (В. Габю) была основана в 1868 году. Именно так в Москве открылся торговый Дом «В. Габю», который в дальнейшем вошел в тройку крупнейших торговых Домов в России, наряду с Домами «Павла Буре» и «Генри Мозера». Луи Вильям Габю родился в Швейцарии 6 мая 1847 года в семье часовщика. Переехал он в Россию, когда ему было двадцать лет».

Говорят, что ИСТОРИЯ, особенно по воспоминаниям как бы современников события прошлых дней, является довольно относительным ФАКТОМ этого события. Естественно, это понятное утверждение, вот я описал событие, связанное с ЧАСАМИ, которое было, но опять же в моем личном понимании, но в этой истории есть совершенно незначительный НЮАНС, но зато он совершенно точный, как ФАКТ его неопровержимого существования.
Дело в том, что подобного рода часы после их изготовления при продаже помещались в деревянную лаковую шкатулку с внутренней обивкой сукном и углублением под эти часы. Так вот, мой отец Борис Иванович Ратников передал мне эти часы просто в замшевом мешочке без этого ФУТЛЯРА в виде шкатулки. И вот теперь то, что я могу утверждать точно, так как я есть САМ свидетель тому, что БЫЛО.
По некоей случайности при моей работе на заводе ЗИЛ, когда я участвовал в испытательных работах, мне приходилось замерять ХРОНОМЕТРАЖ процессов испытаний, и для этой деятельности требовалось наличие секундомера. Одним словом, на моей личной карточке числился СЕКУНДОМЕР, а так как он был вполне солидный по своим параметрам, то у него была такая же деревянная лаковая шкатулка как и у этих часов фирмы ГАБЮ ещё в те далёкие времена их изготовления. Когда в девяностом году прошлого столетия я увольнялся с ЗИЛА и сдавал всё, что тогда висело и числилось на моей карточке, а там много чего было по работе, то хронометр я естественно сдал, а футляр под руку не подвернулся и остался лежать где-то. Одним словом, обнаружил я его через много лет, когда отец уже подарил мне эти золотые ЧАСЫ деда.
На данный момент не то что моей прошлой работы нет, но и самого завода ЗИЛ вообще не существует, а вот футляр СОХРАНИЛСЯ, и часы с мешочком очень хорошо в нем разместились. Но много лет в этом футляре отсутствовала одна немаловажная деталь.
В футляре отсутствовал крючок, который его закрывал. Деталь плёвая, и я с ЛЕНОЙ однажды купил что-то типа такого крючочка, и опять же он пролежал года два, и вот я решил его привернуть, и естественно ничего не вышло, похож то он похож, но размер совсем не тот. Тогда я разозлился окончательно, взял жестянку от консервной банки, вырезал такой крючок, какой мне нужен и привернул его к футляру. Сам крючок страшен до ужаса, но зато хорошо работает и плотно закрывает футляр. Вот это и есть СТОПРОЦЕНТНАЯ правда на данный момент. Это неопровержимый ФАКТ, страшен, но работает.
И чтобы завершить ЧАСОВУЮ тему, я думаю, настал момент, когда данную реликвию пора передать на дальнейшее хранение. Так как у старшего сына некие сложности с жильём, то пусть они хранятся у младшего.

Продолжаю про своего деда ИВАНА.
Совсем малый нюанс послереволюционной жизни, связанный с дедом.
В середине двадцатых годов, когда СОВЕТЫ окончательно победили на всех фронтах, новому правительству потребовались парадные эскортные мотоциклисты в форменной одежде. Форму им кое-как пошили, но никто не мог скроить белые КРАГИ для рукавов у кожаных перчаток, а это самая броская часть формы для эскорта. Не знаю как, но вспомнили о моём деде ИВАНЕ и пришли к нему с просьбой помочь с выкройкой этих КРАГ. Он был человек нейтральный в смысле партийности, но по новым законам, да и вообще, входил в новое сословие образованных рабочих - мастеров своего дела. Естественно, он справился с этим заданием, и вообще он никогда не шил одежду дома в частном порядке на заказ, он всегда работал в сфере пошива для сложных фигур, требующих сложного кроя и подгонки по фигуре.

Интересен один из моментов политической жизни того времени, который рассказывал мне ОТЕЦ со слов своего отца, а следовательно, моего ДЕДА ИВАНА. Оказывается после революции 1917 года довольно продолжительное время в стране существовала многопартийная система, но поскольку во всём страна поменялась на совершенно НОВОЕ, и более того, НЕВИДАННОЕ ранее НИГДЕ ОБЩЕСТВО, то и в понимании ПАРТИЙ было принято решение их ОБЕЗЛИЧИВАНИЯ. Всем партиям присвоили НОМЕРА и, естественно, запретили употреблять их исконные названия. Я, конечно, не знаю по какому принципу это происходило, но мой отец помнил, как ДЕДУШКА, так же как и все в то время, склонялся к какому-то НОМЕРУ, и многие люди ходили с этими номерами у себя на одежде.
О чём всё это говорит?
Я думаю только об одном, народ в своей массе был совершенно свободным в своих мыслях и предпочтениях, а государство было вынуждено продолжать сохранять те традиции, которые существовали в МИРЕ того времени.
А вот разрешение частного предпринимательства, ЛЕНИНСКИЙ НЭП, окончательно многих УБАЮКАЛ настолько, что даже СТАЛИН не решался начать свои РЕПРЕССИИ аж до 1937 года. Конечно, явное закручивание ГАЕК началось именно с 1937, а до этого всё происходило относительно мягко и постепенно.
В результате после массового истребления ВРАГОВ НАРОДА до войны и ОГРОМНЫЕ потери ЖИЗНЕЙ в самой кровавой Второй МИРОВОЙ войне, сказались на ПСИХОЛОГИИ населения страны, ОНО было совершенно приучено к перенесению любых ТЯГОТ, и воспринимало их как должное. Все кто выжили в этих НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ условиях, обладали самыми главными КАЧЕСТВАМИ, они исключили из своей жизни такое ПОНЯТИЕ как «ТРЕБОВАТЬ», они поняли на генетическом уровне, что есть только понятие «ВЫЖИВАТЬ».
Вот по этой причине если бы кто-то остановил на улице любого прохожего и спросил бы его о чём угодно, то ни один человек того времени ни единого слова ни на какую тему не стал бы ВООБЩЕ говорить, и ЭТО я знаю не со слов моего отца или деда, это лично из моих стопроцентных ЗНАНИЙ. Только после ХРУЩЁВСКОЙ оттепели люди крайне редко уже могли хоть что-то сказать, но и то это из тысячи один или два. Сказать могли абсолютно ВСЕ, но только один или два это СДЕЛАЛИ БЫ, все остальные ОТМОЛЧАЛИСЬ БЫ.

Во времена ГОРБАЧЁВСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ у всех развязались ЯЗЫКИ и большинство стало не только ГОВОРИТЬ, а и ТРЕБОВАТЬ.
Оказалось, многие этого ждали, и как говорится, ДОЖДАЛИСЬ. Более того, оказалось, это настолько всем НРАВИТСЯ, что они были готовы выходить и защищать это в ОТКРЫТУЮ. Именно на эту СТЕНУ и напоролись САМОУВЕРЕННЫЕ ГКЧЕПИСТЫ. Они жили в ОБЛАКАХ всю свою жизнь, вот и расшибли  свои головы об эту СТЕНУ нежелающих возврата.

Как говорится, ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ, а относительно РОССИИ она повторяется постоянно.
Вот уж после ХРУЩЁВА со СТАЛИНЫМ как бы ВСЁ, все точки над «i» поставлены, ан нет, постепенно опять СТАЛИНА хотя и БОЯЗЛИВО, но восхваляют особо зачумлённые.
ГОРБАЧЁВ и ЕЛЬЦИН опять его как бы ДОБИВАЮТ, но вот приходит в отличие от многих УМНЫЙ ПУТИН и поступает не как слон в посудной лавке, а в чём-то по СТАЛИНСКИ и совершенно постепенно начинает ПОДКРУЧИВАТЬ сначала гаечки то ТАМ то СЯМ. И вот уже много лет тому назад на встрече с молодёжью, он просто откровенно ИМ сказал, но дословно у меня, к сожалению, НЕТ текста, но смысл был именно такой, кто-то из молодых спросил его про гайки, и он честно ответил, что вот и надо посмотреть насколько можно их ЗАКРУЧИВАТЬ.
Я думаю, ПУТИН осуществил своё желание посмотреть, сделал выводы и понял - КРУТИТЬ можно СМЕЛО.
За эти БАСНОСЛОВНО тучные годы, что выпали и свалились на него как МАННА НЕБЕСНАЯ, в стране действительно ВОЗРОЖДЕНО то, что многим НРАВИТСЯ – АРМИЯ, как говорится, чтобы до ЗУБОВ, и заново создана внутренняя сила небывалой мощности по численности и ЭКИПИРОВКЕ.
И вот теперь, когда опять есть ГЛАВНОЕ, смешно пугать ЕГО демонстрантами, теперь главная беда не в нас, а в ДРУГОМ.
ЭТО во всём МИРЕ, окружающем нас.

В отличие от нас, они идут ВПЕРЁД, а мы идём НАЗАД. Следовательно, скорость РАЗРЫВА между нами УДВАИВАЕТСЯ совершенно независимо НИ от ЧЕГО и НЕ от КОГО. Но самый большой УЖАС даже не только в этом.
САМОЕ УЖАСНОЕ В ТОМ, ЧТО МИР СТАЛ ПРОЗРАЧНЫМ.
Любой ЗАНАВЕС ПРОЗРАЧЕН, и они ВИДЯТ НАС, а мы ВИДИМ ИХ.
 
То что они видят нас, их совершенно не волнует, более того - это им НА РУКУ, вот, мол, смотрите и лучше сидите ТИХО, а то и у вас такое БУДЕТ как у них. Мы опять дали им эту СТРАШИЛКУ.

А то что видим МЫ - так это ШВЕЦИЯ с их пенсиями от рождения, это ИЛОН МАСК со всем своим БУДУЩИМ. Это КИТАЙ, ЯПОНИЯ, да и ПОЛЬША с УКРАИНОЙ совсем не в нашу пользу.

Так у нас же АРМИЯ и ОМОН лучшие в МИРЕ!!!
Кто бы спорил. Да, ЛУЧШИЕ, и что с этим делать?

Всё, ЗАМУМУКАЛ!
Возвращаемся на сто лет назад к ДЕДУШКЕ ИВАНУ.
Вот так получилось.
ОН практически всегда работал на коллективных предприятиях, вот как начал у РОЗАНОВЫХ, так и продолжал после революции в ГОС мастерских и магазинах. А если он и шил, то только для личного домашнего употребления, вот мне маленькому перешивал из старых вещей, и ещё - женского он ничего не шил категорически – только мужское. В принципе, он мог сшить любую вещь, но чаще всего это были костюмы, особенно пиджаки, где самое сложное по моему пониманию - сочленение рукава с самим пиджаком. Если рукав не морщится и сидит как влитой, то это и есть высший класс портняжного ИСКУССТВА.

Дедушки не стало в 1957 году, когда мне было всего 14 лет. В это время меня ещё мало интересовало прошлое вообще, а уж история семьи  РАТНИКОВЫХ тем более.
Запомнился эпизод из самых детских первых лет послевоенной жизни.
Однажды дедушка ИВАН придя с работы (а мы с сестрой тогда часто бывали у них дома с ночёвкой), принёс нам по съедобному подарку. Ей и мне он вручил завёрнутые в прозрачную слюду подарки (тогда ещё целлофана не изобрели, а использовали жёсткую и довольно ломкую желтоватую слюду, но тем не менее, прозрачные листы типа бумаги). 
Ещё пол слова про упаковку.
Практически 99% товаров тогда вообще не упаковывались, и только очень дорогие могли иметь упаковку, поэтому подарок смотрелся очень привлекательно, да и по вкусу он нам также понравился. Мы съели подаренное с аппетитом и были очень довольны, так что вот до сих пор помню вкус.
Прошли годы, а я продолжал помнить этот вкус.
Как ни странно, но вкусы очень хорошо запоминаются, знаю по вкусу ПЕПСИ-КОЛЫ с выставки США в Сокольниках ещё с 1959-го года, когда там всем давали сколь угодно пробовать КОЛУ в разлив по стаканчикам. Многие откровенно удивлялись попробовав, что это просто сладкая газировка для детей.
Прикол по-современному в том, что большинство считало, что это АЛКОГОЛЬ, так как КОКА-КОЛА употреблялась в массовой пропаганде, как некий символ разврата пагубного КАПИТАЛИЗМА, и вдруг – это оказывается просто вода с газом для детей. Вот я попробовал эту воду и пью её до сих пор вместо любого алкоголя. Чем и подтверждаю её ПАГУБНОСТЬ, все глушат водку, а я остался отравленный американской пропагандой,  попробовал, так всю жизнь и пью АМЕРИКАНСКИЙ квас.

Но сказать я хотел о другом – о хлебе.
И вот где-то в пятидесятые  годы в МОСКВЕ стал опять популярным московский БОРОДИНСКИЙ хлеб, который и раньше существовал, но после войны как-то не до него было. ХЛЕБ и сейчас популярен, и многие приезжие даже берут его как сувенир из МОСКВЫ.
Так вот, через много лет до меня дошло, что дедушку кто-то просто угостил таким хлебом на работе, а в те голодные времена карточной системы, на всё,  включая продукты, в особых спецраспределителях и не такая еда была КОМУ-ТО доступна.
Вот такой социализм равного РАСПРЕДЕЛЕНИЯ существовал в нашей стране вплоть до 1991 года.

Я думаю, при работе ДЕДА с этими людьми, ему вполне мог кто-то из его заказчиков принести такой хлеб, а он для придания торжественности завернул куски этого хлеба в слюду и принёс нам с сестрой как некий подарок. Я думаю, НАТАШЕ было года полтора, а мне уже все ТРИ.
Прошло время и я понял, что это был по вкусу действительно почти обычный бородинский чёрный хлеб, но тот был очень чёрного цвета и сильно душистый, как никак из распределителя.

О том, что дедушка человек того времени, говорит следующее. Он как и все именно тогда был совершенно не прочь пропустить рюмочку - другую, я не видел его пьяным, но, как говорится, навеселе было дело. Ругать его бабушка не ругала, но он всё же остерегался. Тогда довольно часто встречались РЮМОЧНЫЕ, это типа кафе ЗАБЕГАЛОВКИ, винная лавка, где наливали в разлив и давали закусить бутерброд.
Однажды он вёл меня от родителей к ним, а по дороге на улице ДУРОВА была такая РЮМОЧНАЯ, вот он говорит, мол, давай зайдём на минутку, только ты не говори бабушке. Мы зашли, там его знали, он выпил одну рюмочку и сказал, что спешит, и когда мы пришли, бабушка ничего не заметила. А вообще я часто слышал, дед говорил, что если после работы пришлось задержаться, ну там что-то отмечали, то главное - дойти до наших ЛАВРСКИХ переулков, а там считай уже дома. И действительно, в этих переулках практически все друг друга знали по фамилиям, да и по именам тоже.

В военное и послевоенное время в МОСКВЕ и особенно в остальной стране было голодно. И даже после 1947 года, когда отменили карточки, все дети мёрзли в очередях со своими родителями, так как, например, МУКУ продавали только в одни  руки и только тем, кто отстоял в очереди. Продавали по килограмму или по два, я уже не помню точно.
Для этого стояния в очереди надо было идти часов в пять утра, желательно зная, что привезут, а то придёшь - и  ЗРЯ.
 
Наверное, уже и раньше был такой способ написания номеров на руках, но именно в это время мы с сестрой почувствовали, как выводят цифры на твоей руке. Писали номера обычно добровольцы из самой очереди, и  только химическим карандашом, который постоянно надо смачивать во рту, от чего губы становились сине-фиолетовыми. Писали именно в районе запястья, чтобы номер не стёрся при долгом ожидании. Мне писали эти номера, да и сестре Наташе также писали, и не один раз. Я даже помню тот магазин, дом, кажется, и сейчас стоит – это в  ОРЛИКОВОМ переулке, километра полтора от дома, где мы жили.

Пора возвращаться к молодым дедушке ИВАНУ и бабушке МАТРЁНЕ.
Итак, дедушка уже взрослый и работает в фирме РОЗАНОВА, ездит по стране и кроит мундиры для железнодорожного начальства. Не знаю по какой причине, но я думаю, можно догадаться, передвижение этого поезда и пошив мундиров происходил исключительно ЗИМОЙ, летом четыре месяца все работники  отдыхали. Я думаю, это связано с тем, что все считались командировочными и им полагался длинный отпуск как морякам, уходящим в плавание.  Практически у всех работников были родители, а тогда у большинства они жили исключительно в деревнях, и им надо было помогать по хозяйству, и такой режим работы многих устраивал.  Есть и ещё одна чисто производственная причина, летом у всех отпуска, и особенно у начальства, а именно им они и шили МУНДИРЫ.
Пошить мундир без его хозяина просто невозможно, вот дедушка всё лето и находился у родителей МАКСИМА и АЛЕКСАНДРЫ, здесь рядом, в Подмосковье.




ПРОДОЛЖЕНИЕ – 6           http://proza.ru/2021/01/14/1886


Рецензии