Иду по назначению

                « ИДУ   ПО   НАЗНАЧЕНИЮ»


Потрёпанный  сильнейшим  ураганом  в  Японском  море, винтовой  клипер  «Абрек»  вынужден  был  зайти  в  Императорскую  гавань, так  как  полностью  лишился  грот – мачты  с  грота  и  марса  реями. Конечно, кроме  этого  основного  повреждения  оказались  и  другие: оборвало  бакштаги  у  дымовой  трубы, чуть  её  не  сломав, вышибло  борт  у  среднего  орудия. Унесло  катер  с  боканцами. Главным  же  явилось  то, что  не  было  потерь  у  экипажа, все  живы, слава  Богу.

В  бухте  св. Ольги  разжились  железом, юферсами, тросами, загрузили  уголь, жаль, не  удалось  переставить  мачту  со  стоявшего  там  блокшива  «Байкал»: сгнила  совсем. Сейчас  палуба  «Абрека»  загружена  всем  необходимым  для  срочного  ремонта: подходящий  ствол  дерева  для  новой  грот – мачты  нашли  и  срубили  в  здешних  лесах, заготовили  древесину  на  стеньги  и  стрелы, завтра  можно  выходить  в  море  и  в  пути  завершить  установку.

Командир  клипера  -  капитан  2  ранга  Константин  Павлович  Пилкин  распорядился  свезти  всех  на  берег, отблагодарить  команду  за  проделанную  работу  и  умелые  действия  во  время  урагана, угостить  пуншем  и  ромом. Сам  сошёл  с  корабля, и  обводя  благодарным  взглядом  приготовившихся  слушать  его, поднял  чарку  с  ромом:
«Вы  все  молодцы! Каждый  из  вас  достоин  похвалы, и  я  думаю, что  и  в  дальнейшем  вы  будете  действовать  также, как  подобает  русским  морякам, ведь  нам  предстоит  трудный  и  длительный  путь, догонять  эскадру  и  дойти  до  Америки.»


Винтовой  клипер  «Абрек», входивший  в  состав  Тихоокеанской  эскадры  контр – адмирала  А. Попова, направлявшейся  к  берегам  Америки, отправлен  был  с  депешами  и  за  углём  для  кораблей  в  залив  Де – Кастри, однако,  попал  в  самый  центр  сильнейшего  урагана.

Командир  вернулся  на  клипер. Пусть  экипаж  отдохнёт. Задумался, стал  вспоминать: ведь  здешние  места  ему  знакомы. После  героической  обороны  Петропавловска  он, ещё  вахтенный  начальник, лейтенант,  служивший  на  фрегате  «Аврора», весной  1855  года  совершил  переход  из  Императорской  гавани  по  мелководному  фарватеру  Амура  до  Николаевска, а  в  заливе  Де – Кастри  на  том  же  фрегате  противостоял  английским  кораблям, которые  так  и  не  появились.
Ещё  раз  прочитал  отправленную  командованию  телеграмму:
 
«БЫЛ   В  УРАГАНЕ. ПОТЕРЯЛ  МАЧТУ. ВЫРУБИЛ  НОВУЮ. ИДУ  ПО  НАЗНАЧЕНИЮ».

Лаконично, но  как  много  стояло  за  этими  короткими  предложениями. Именно  благодаря  смелости  и  находчивости  командира  и  экипажа  клипера  «Абрек»  не  была  сорвана  1 – я  американская  экспедиция  русского  флота, проводимая  для  осуществления  крейсерских  операций  против  Англии  и  поддержки  соединённых  штатов  в  борьбе  за  независимость.
В  1863  году  «Абрек»  в  составе  эскадры  прибыл  в  Сан – Франциско, а  затем  вернулся  в  Кронштадт.
Константин  Павлович  Пилкин  «за  отличие  по  службе»  досрочно  получил  чин  капитана  1  ранга  в  1864  году  с  отметкой  в  приказе: «… отличается  смелостью  и  находчивостью  в  сложных  ситуациях  и  исключительно  гуманным  отношением  к  людям.» Он  прошёл  на  флоте  славный  путь  от  гардемарина  до  адмирала, описываемый  эпизод  лишь  малая  толика  его  большой  героической  службы.


В  военно – морском  музее  Тихоокеанского  флота  города  Владивостока  находится  картина  художника – мариниста  Валерия  Шиляева  « Клипер  <Абрек>», запечатлевшая  прославленный  корабль, которым  командовал  настоящий  русский  флотоводец -  Константин  Павлович  Пилкин  (1824 – 1913).

Примечания: Императорская  гавань – ныне  Советская, залив  на  западном  берегу  Татарского  пролива, ранее  назывался  залив  Хаджи, так  его  называли  местные  жители – орочи, этот  залив  был  обнаружен  в  1853  году   лейтенантом  Н. Бошняком, который  решил  назвать  его  именем  императора  Николая I;

                Грот – мачта  -  вторая  мачта, считая  от  носа  судна;
               
                Грота – рей  -  первый  рей  на  мачте;

                Грота  -  марса – рей – второй  снизу  рей  на  грот – мачте;

                Бакштаг – снасть  стоячего  такелажа;

                Боканцы  (шлюпбалки) – деревянные  прямые  балки, выходящие  за  борт  для  подвешивания  плавсредств;

                Бухта  св. Ольги – бухта  в  заливе  с  таким  же  названием  в  Японском  море, впервые  залив  Ольги  назван  Лаперузом  портом  Сеймура, в  1857  году  вторично  открыт  во  время  экспедиции  Е. Путятина  и  назван  в  честь  св. Ольги – княгини  Киевской  Руси;
 
                Юферс – круглый  бесшкивный  блок  с  тремя  отверстиями  для  проводки  тросов  талрепов – устройств  для  стягивания  и  ослабления  такелажа;

                Блокшив – старое, несамоходное  судно, оставленное  в  гавани  для  склада, либо  других  служб;
   
                Стеньги – вертикальные  брусы  для  продолжения  мачты  в  высоту;

                Залив  Де – Кастри – ныне, с  1952  года, залив  Чихачёва – залив  Японского  моря  у  западного  берега  Татарского  пролива, открыт  Лаперузом  в  1787  году  и  назван  в  честь  морского  министра  Франции –  Шарля  Эжена  Габриэля  де – Кастри; Н. М. Чихачёв  (1820 – 1917) – адмирал  Российского  флота.

12  января  2021  года                Вячеслав  Прытков


Рецензии
Достойный был моряк.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.01.2021 13:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. С наступившим Старым новым годом!С признательностью, Вячеслав.

Вячеслав Прытков   14.01.2021 10:04   Заявить о нарушении