Русалка Импи. Глава 6. Капитан Сигвард

Вяйно был унижен и подавлен. Без денег в этом мире ничего не добиться. Как же это  отвратительно и мерзко. Мир прекрасен, но настоящее чувство не может пробиться сквозь  коварную стену меркантильности.
Ещё слышен был звон колокольчиков на упряжке только что умчавшихся сватов.
Вяйно был расстроен и зол на себя, на свою нерешительность, на своё социальное положение. Но он не мог  за это сердиться на своих родителей. За то, что они бедны и не в состоянии  были обеспечить ему более достойное положение в обществе.

Хотя до сих пор нынешнее положение его вполне устраивало. Пока он был один. У него  заботливая мать, интересная работа, верные друзья, увлечение. Но вот в его размеренной жизни появилась она, Импи. Своим появлением она нарушила  гармонию его прежней  жизни.
Он не мог предположить, что можно так сильно полюбить.  Он постоянно думал о Импи. Не находил себе места. Жизнь без неё стала пустой, бессмысленной. Но из-за своей бедности он никогда не сможет быть с ней. Неужели нет никакого выхода? Мы же любим друг друга.

Вяйно не заметил, как дошёл до берега залива. На берегу толпились люди.  Вяйно подошёл поближе. Внизу у пристани он увидел пришвартованное судно.
Прибытие любого судна для местных жителей было незаурядным событием. Как только послышится в вечерней тишине уханье паровой машины и шлёпанье колёсных плиц по воде, народ спешил на пристань поглазеть.  Не удержались от этого соблазна и друзья Вяйно.

-  Кого это  интересно принесло в наши края?  -  озадачился  Тойво.
-  Сейчас увидим  -  сказал,  стоящий  рядом,  Пекко, внимательно разглядывая судно.
С  мотобота на берег поднимался  высокий, сильный мужчина с широким и плоским, чуть бледноватым лицом.

-  Да это же Сигвард. Я слышал,  он всё разыскивает клады на дне Ладожского озера.  -  узнал его  Пекко.
-  Да как же их достанешь? Глубина то какая.  -  усомнился Тойво.
-  Может команду набирает? Он обычно ходил по морям, а тут  озеро. Сейчас наверняка скажет про нас  « Это и есть те пресноводные увальни,  с которыми нельзя связываться, когда отправляешься в опасное плавание».  -  предположил Пекко.
-  Зачем же он тогда здесь причалил?
-  Наверно хочет выведать   про клады на дне озера?

-  А ты про них что-нибудь знаешь?  -  обратился Тойво  к Пекко.
-  Да ты что. Нет, конечно.  -  покачал головой Пекко  -  Про клады никто ничего не знает. Одни говорят, что много веков назад древние волхвы спрятали несметные сокровища на дне озера «Нево». Так раньше называли наше Ладожское озеро. Но при этом они наложили защитные чары на этот клад. Другие говорят, что была такая волшебная мельница Сампо, которая приносила богатство и счастье. И, когда она разбилась, её кусочки упали в озеро и превратились в сокровища.
-  Раз говорят, значит, есть сокровища. И то, что Сигвард их разыскивает, подтверждение этому. Слушай, Пекко,  может он и нас  возьмёт в команду? Или нам как-нибудь тайком пробраться на судно? Спрятаться там где-нибудь. Может и нам досталось бы  хоть немного сокровищ?
-  Размечтался. Лучше быть бедным, но живым на берегу, чем брошенным за борт в середине озера  -  рассудил Пекко.

-  Смотри, Сигвард  подходит к Вяйно. Неужели хочет его завербовать?
Вяйно тоже узнал о намерениях Сигварда
-  Так, значит, капитан Сигвард отправляется в плавание за сокровищами. Это как раз то, что мне надо сейчас. Но как попасть к нему на судно?  -  и тут  Вяйно увидел, что капитан идёт прямо к нему.

-  Что, нравится катер? Красавец!  Сам то, не моряк, случайно?  -  Сигвард разглядывал Вяйно.
-  Рыбачу, ваше сиятельство  -  как можно уверенней  ответил Вяйно.
-  Плавать на судах не приходилось?
-  Однажды было.
-  Ну и как? Боязно?
-  Да мы к воде  привыкшие. Вода для нас  второй дом родной. Озеро наше, чем не море?
-  Я погляжу ты парень хоть куда. И силёнка у тебя есть. И не глупый. Пойдёшь ко мне матросом?
-  А чего ж не пойти, коль приглашаете. С радостью пойду.
-  Ну, тогда завтра после обеда приходи сюда  -  Сигвард похлопал Вяйно по плечу и пошёл дальше.
 
Мужики стояли, раскрыв рот.
-  Видал, а я что говорил. Вяйно будет в команде. Завтра после обеда.  -  Пекко охватила гордость, что он  друг  Вяйно, которому оказали честь  стать членом команды  самого капитана Сигварда  -  пойдём, спросим у Вяйно, что ему сказал капитан.
 
Они догнали  своего друга. 
-  Привет, домой идёшь?
-  Как видите. А вот, кстати, хорошо, что я вас встретил.  Завтра вам придётся без меня рыбачить. И не только завтра, а возможно несколько дней. Сколько точно, я пока не знаю.  Справитесь без меня.  Мне очень нужно отлучиться на некоторое время.
-  Тебя  капитан Сигвард взял к себе в команду?  -  спросил Тойво.
-  Да,  сказал, чтобы я пришёл завтра после обеда.
-  Вяйно, а ты хоть знаешь, что это за капитан?  -  продолжал допытываться Тойво.
-  Ну, так, слышал немного  -  неуверенно ответил Вяйно.
-  Вот именно немного.  Все говорят, что это страшный человек. Он ненавидит всех.

-  Не знаю.  -  сомневался Вяйно  -  Мне рассказывали, что Юхан Сигвард окончил с отличием морскую навигаторскую школу и был помощником капитана. Правда, потом что-то произошло. То ли он примкнул к какой-то секте?
-  Вот именно к секте. Тут-то  ему  «крышу и снесло».  И теперь он решил применить свои полученные знания на практике, в поисках  сокровищ. Они уже несколько раз выходили в открытую Ладогу.  Да всё напрасно. Мало того, что он сам такой страшный,  у него ещё есть собака чудовищной злобы и мутной породы. Помесь гренландской лайки и полярного волка. А этот его механик. Глухонемой тип с лицом закоренелого преступника. Так что, Вяйно, ты хорошенько подумай, прежде чем соглашаться.  Странно, зачем они решили увеличить команду. До этого они  выходили  вдвоём. Подозрительно всё это.  -  Тойво   искренне беспокоился за друга.
-  Спасибо, ребята, но завтра я всё-таки приду на  пристань. Всё будет  хорошо.  Не переживайте.
-  Мы тоже завтра придём.

Вяйно спешил домой. Как же ему теперь сообщить  Импи, что он тоже может стать богатым.  Дома мать хлопотала у печи. Он подумал, хорошо, что мать не болеет. Но как ей сказать, что ему на некоторое время  придётся  отлучиться.
-  Мама, ты только не волнуйся и пойми меня правильно. Меня несколько дней не будет дома. Ты справишься без меня?
Мать насторожилась.
-  Вяйно,  ты куда то уезжаешь?
-  Да, ненадолго. Всего на несколько дней. Меня взяли матросом на судно капитана Сигварда. Мама, если встретишь Импи, передай её, что когда я вернусь, я к ней  приду. И может её отец изменит своё мнение обо мне.
-  Что ты задумал, Вяйно? Я слышала, у Импи осенью будет свадьба.
-  Ну, до осени ещё далеко  -   Вяйно достал из-за пазухи цветок папоротника. Он по-прежнему был свеж, как будто его только что сорвали.
-  Посмотрим, на что ты способен  -  сказал Вяйно и спрятал цветок  за пазуху.

На следующий день после обеда Вяйно пришёл на пристань. На берегу вновь скопился народ. Одни обсуждали само судно, другие  цель отплытия. Но больше всего восхищались мальчишки, снующие на берегу.
-  Вот это да! Настоящий корабль.
-  А труба какая. И дым идёт. Вот бы прокатиться.

Вяйно увидел  своих друзей Тойво и Пекко и подошёл к ним.
-  Спасибо, что пришли.
-  Вяйно, ты всё-таки решился. А мы тут ещё кое-что узнали об этом Сигварде. У его мотобота было другое название, красивое «Господня Благодать». Но он, в силу своего вредного характера закрасил прежнее название и чёрной краской написал на борту три шестёрки. Тебя это не пугает?
-  Страшновато  конечно. Капитан нелюдим, огромного роста, силён.  Но у меня нет другого выхода. Подвернулся такой шанс. Как будто специально для меня. Парни, вы там, если что помогите моей матери. И, если увидите Импи, скажите  ей, что когда я вернусь, я обязательно постараюсь с ней встретиться. Ну, мне пора.
 Вяйно  пожал руки друзьям и  пошёл к  судну.

С берега на катер носили мешки, ящики с продуктами и топливом. Вяйно тоже взял одну коробку и  донёс её до палубы. Суматоха продолжалась весь вечер. Когда всё погрузили, капитан дал знак поднять якорь. Скоро якорь был поднят и укреплён на носу. С якоря капала вода.  Заработал двигатель. и судно медленно стало отчаливать от пристани.
Тойво и Пекко махали всед уходящему судну.

Солнце уже опустилось совсем низко. Ещё немного и оно погрузится в  озеро. «Когда солнце село, не сразу стало темно, а мало – помалу всё становилось словно призрачным. Призрачным стал дым, уходящий высоко в небо. Призрачным стал след на воде от судна, который всё расширялся и расширялся туда дальше к  исчезающему из вида берегу.

Вяйно стоял на палубе у борта и смотрел на озеро.
Лёгкая зыбь рябила воду. Но судном она не ощущалась. Мотобот медленно шёл по узкому заливу Девственницы, но когда вышел в открытую Ладогу пошёл быстрее.
Судя по всему, он направлялся в сторону Валаамского архипелага. Вяйно стоял на палубе в носовой части корабля,  когда к нему подошёл Сигвард.
-  Неужели и сегодня  уйдём ни с чем, пустыми. Как же договориться с этими духами? Я тут краем уха слышал, что тебе удалось сорвать  цветок папоротника. Это правда?
-  Да, удалось. Он у меня с собой. Вот он.  -  Вяйно достал из-за пазухи цветок.
От яркого света, осветившего сумрак,  Сигвард зажмурил глаза
-  И что он действительно   наделяет человека сверхъестественными способностями?  -  Сигвард подозвал свою собаку. Пёс, высунув язык, часто дышал, а потом залаял.

Сигвард ухмыльнулся и посмотрел на Вяйно
-  Ну что сможешь перевести, что сказал мой пёс?
Услышав это, Вяйно растерялся
-  Что?  Вы это серьёзно? Откуда мне знать, что  сказала собака?
-  Ну как же.  У тебя  же  цветок. С его помощью  человек понимает язык животных.
-  Ах, цветок. Я про него всё время забываю. Конечно, сейчас.  -  Вяйно дрожащими руками достал цветок из-за пазухи.
Пёс, увидев цветок, снова залаял.

Сигвард  посмотрел на пса, потом перевёл взгляд на Вяйно.
Цветок в руках Вяйно словно встрепенулся.  И  Вяйно почувствовал, как от него пошло тепло. Сначала в ладони, а потом по рукам по всему телу. Зазвенело в ушах. Вяйно смотрел в глаза собаки.
-  Она сказала, что  приближается беда.  Да, да именно беда. Она  хочет  предупредить вас об этом  -  Вяйно, сглотнул слюну.
Сигвард молча смотрел на  юного предсказателя.
-  Может ты и прав? И в самом деле, что-то ветер усилился. Небо заволокло.  Шторм  что ли надвигается. До острова осталось совсем немного.  Должны успеть. Доберёмся до острова,  там посмотрим, на что ты ещё способен. А сейчас можешь спуститься в каюту.  Становится прохладно.

С давних пор хождение по Ладожскому озеру было связано с большим риском. Тысячи судов погибли в его пучине. Ладога  -  озеро затонувших кораблей. Ещё при Петре 1 с начала строительства канала, утонуло более тысячи различных судов.
Ладожское озеро ветрами очень бурно. Недаром монахи Валаамского монастыря в одном из путеводителей по острову приводили слова некоего Валаамского инока. « Когда же осенью здесь буря, пробудет озеро от сна. Тогда чело своё нахмуря, бывает Ладога страшна».
«Озеро часто от ветров приходит в ужасное волнение. Создаётся впечатление, что оно превосходит колебание большого моря. Пресная, лёгкая и прозрачная вода под действием ветров вздымается от самого дна и  производит валы страшным  горам подобные, так что судно скорее по озеру не плывёт, а возметается». Собственно Ладогу отличает от моря разве лишь то, что вода в ней пресная, а не солёная.
Мотобот Сигварда всё сильнее раскачивался на волнах. Ветер продолжал усиливаться. Послышались раскаты грома, засверкала молния. Туман всё сгущался. Раскаты гремели всё оглушительнее. Молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском. Казалось, что гроза зарождалась не в воздухе, а  в глубинах бездонного озера, которое уже забурлило, словно вода в котле.  Волны вздымались всё выше и выше.  Мотобот  еле удерживался на волнах.

Вяйно сидел в каюте и думал, зачем он только согласился, не послушался друзей. Он вспомнил слова одного старого полковника, плывущего на пароходе «Тысячу раз клялся не ездить по этому, проклятому озеру».  Вяйно молился о спасении. И вдруг ему показалось, что кто-то кричит на палубе,  Он, не раздумывая бросился на помощь.
-  Куда тебя понесло?   -  увидев Вяйно, крикнул Сигвард.
Но это были последние слова, которые услышал Вяйно.  Только он поднялся на палубу, его тут же с ног сбила нахлынувшая волна.
Мотобот Сигварда не смог устоять перед натиском бушующей стихии.  Он разбился о скалы  и его поглотила пучина коварного озера.

К утру буря стихла. В деревне  все только и говорили о том, что вряд ли  маленькое судно капитана Сигварда могло устоять в такой шторм.
Такого  буйства стихии старожилы не помнили. Огромные волны накатывались на берег, сдвигая  прибрежные камни в несколько пудов весом.  Порывами ветра валило вековые деревья и срывало кровлю с крыш.

Но больше всего люди печалились о судьбе  рыбака Вяйно. Может всё-таки удалось кому-нибудь спастись? Но  в это мало кто верил.
Так потянулись дни неизвестности. Никто точно не знал, что случилось с судном Сигварда.  Погибли они или нет?  Может их выбросило на какой-нибудь остров?

 (продолжение следует)


Рецензии