Заметки в пути. Спи спокойно, мама...

Когда мы виделись последний раз, месяцев десять назад, твое лицо выражало тревогу и скрытую боль – как это уже было много раз, и ты говорила об этих чувствах... Боль о том, что дети твои не устроены, как хотелось бы, несчастны, страдают – а ты уже ничем не можешь помочь…
И прощаясь, с улыбкой я сказала тебе, как обычно: «Все будет хорошо, мама.»

Но когда?..

Только недавно, – когда моя старшая дочь учится уже и живет в другом городе, и мы видимся редко, – я вдруг почувствовала, что связь с моими детьми, забота о них, и в мыслях особенно, будет продолжаться до самого конца – эта связь неразрывна… И я не могу прекратить эту мысленную заботу о них – даже если бы и захотела. Потому что это закон Природы, встроенный в меня, – заботиться о своих детях.
Только сейчас я поняла по-настоящему (хотя, наверно, еще не до конца) твою тревогу за нас, твоих детей.

Ты так много делала для нас, мама, – даже пренебрегая своими потребностями… Чтобы мы благополучно выросли и чтоб все было хорошо.
Но что-то не сработало…

Много разных людей со всего света, – знакомых и не очень, разного возраста, разных религий, рас, – сообщают мне о своих страданиях: о потере работы, здоровья, о войнах, несправедливости и одиночестве. И сердце сжимается…

Но чем я могу им помочь, кроме как заботой в мыслях – чтобы все у них образовалось, все было хорошо…
Только замечаю, что, наоборот, становится кругом все хуже...
Кажется, опять что-то не срабатывает…

И мне уже плевать на мои собственные неудачи, – по сравнению с чужими, они ничто! –  на мою неуверенность и страх перед завтрашним днем!.. Стоит только подумать о своей выгоде, о том, как преуспеть, – будто колесо прокручивается и ничем это не помогает, никому!..
И неужели все это адское существование достанется моим детям?..

А что если нам, всем людям, начать так беспокоиться друг о друге, обо всех, – хотя бы мысленно, – как мамы?.. Ведь тогда никто никому не сможет сделать плохо! И заботиться о других, как о своих детях, помогать и радоваться их успехам, их радостям, чувствуя себя при этом нужным – всему миру – не в этом ли счастье?!

Нам осталось лишь построить это заботливое общество, мама,.. в котором будут счастливы все. 

Спи спокойно, моя дорогая...
Все будет хорошо.


Октябрь 2020


Рецензии