Властелин колец - это сказка для детей 10-13-и лет

"Мой дорогой Сэм!
Нельзя вечно раздваиваться, ты будешь единым целым долгие, долгие годы.
У тебя впереди столько забот и радостей… Для тебя эта история продолжится."

Что ж, я – дома.
___________________________


ОДНАЖДЫ, ДЕТСТВО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

Приходит время и волшебные существа, престарелые родственники и друзья по детским приключениям (а может – и представления о себе – сказочном герое) уплывают в далекую страну.
Настает, долгожданное детьми, время самостоятельности.

Так и Сэм, в истории Толкиена, взрослеет и становится мэром.
Сказка окончена.


ТОЛКИЕН И ДЖЕКСОН

С возраста, лет – 10-и, для  человека значимость его детских переживаний начинает снижаться, забываются острота и глубина прежних чувств, а приобретенный жизненный опыт кажется, чем-то, само собой разумеющимся, чуть ли – не врожденным знанием.
Годам к 13-и, по  устроению мыслей - это уже, практически, взрослый человек, готовый к адаптации к условиям ренального мира.
В обществах, не требующих от людей сложного образования, подростки в 11-12 лет включаются в хозяйственную деятельность и причисляются к воинству.
Нередко, это закреплено традициями инициаций.
Однако, отсутствие опыта и ограничения в его приобретении, из-за неразвитости растущего тела, вынуждают повзрослевший, раньше тела, ум прибегать к мысленным образам и формам поведения предшествующих лет.
Человек, всё равно, еще – ребенок.

Этому переходному периоду жизни и соответствует сказка, придуманная профессором Толкиеном и пересказанная режиссером Джексоном.


Хотя, Толкиен и не считал сказочный жанр исключительно детским и даже пытался найти для него место в мире взрослых (в результате чего, возник жанр «бегства от действительности» - фэнтези), сказки, как древнейший вид художественного искусства, имеют своё незыблемое место в мировой культуре.

Это – назидательные истории для детей.

Профессор изучал именно детские сказки и, созданный им, шедевр стал такой же детской сказкой.
Что бы он, при этом, себе не думал…

Истории Средиземья - сказка последнего этапа детства. 

 
Киноперессказ Джексона соответствует всем канонам теории сказок Толкиена.
Несмотря на изменение подробностей, введение новых персонажей и сюжетных ходов, киноверсия воспринимается, как та же самая сказка, что изложена в книге.

Такое бывает только со сказками. 
Постоянное пересочинение сказок – их жанровая особенность.

Толкиен сравнивал этот жанр с кипящем котелком, в который постоянно подкладываются новые ингредиенты, в результате чего, варево, всё время, приобретает новые вкусы и ароматы.

В киноверсии, как и в романе, ребенок назидается в том, что зло – это зло, а добро – это добро.
И они не меняются местами (как это происходит в, уводящем от реальности, фэнтези).
Так же - наглядно преподается опыт, трудновоспринимаемого детьми, милосердия и утверждается догмат, порой, еще более трудновоспринимаемого ими, послушания родителям.
 
Пересказ Джекона настолько соответствует задачам детского жанра, что можно было бы подумать, что ученик превзошел учителя и пересказчик понял педагогическое назначение сказок.
Если бы не один ляп кого-то из его сценаристов, пропущенный Джексоном в картину.
Речь идет о насмешке героя над супружеской неверностью жены своего собеседника.
Если хотят детям пользы – до 16 лет не акцентируют их внимание на таких вещах.
 
Но сказка существует в мире по своим правилам.
Ошибка в теории Толкиена и недочет Джексона не изменяют детской её направленности.
Лишь учитывая эту её внутреннюю суть, можно понять зашифрованные в ней смыслы.
 

ЧТО ТАКОЕ СРЕДИЗЕМЬЕ

Средиземье - земля, окруженная землей.
Тавтологии в этом нет.
Средиземье - образ ореала обитания детей - двора, района, поселка…
Земля, которая  ребенку ведома, окруженная землей неизведанной.
Своего рода - "средьпланетье". Планета среди планет.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЭПОХИ

Откуда в сказке - покинутые города, руины крепостей, следы забытых битв?..
Каким было Средиземье в период его расцвета? 
Кто строил грандиозные сооружения и как они использовались?
Куда, вообще, делся весь этот идеальный величественный мир?

Он остался в сказках для детей младшего возраста.
И в забытых подростками играх.
Это именно они строили из песка дворцы и крепости, насыпали горные хребты, скрывающие пещеры с лестницами из глубин земли к вершинам, рисовали карандашами великие сражения, играли в кристально благородных королей и героев...

Последние сказки детства часто содержат осколки ранних сказок.


ВОЛШЕБНИКИ, ДРАКОНЫ, ТРОЛЛИ И Т.Д.

В сказках нет мистики.
Они понарошку отражают явления только материального мира.
И состоят только из слов.
Понарошку - это, даже - не "по нароку" (по серьезной словесной схеме), а по игровой словесной фантазии.

Мистика (в отличие от фантазии) – категория реальная.
С ней не шутят и лишний раз её не поминают.
По крайней мере – в детские назидательные сказки ей путь закрыт.

Сказки, ведь - не мифы, а фолклор.

Не принципиально, чьи имена и какие сюжеты попали в сказочный горщочек.
В нем варится только отражение реальности материальной.
То - что ребенок слышит и видит.
Никакой транцендентальности!

Поэтому, если у Толкиена Гендольф - и Ангел, то - фолкорный ангел.
Через ряд пересочинений, он может стать и человеком, и эльфом, и кем угодно еще - мудрым вороном, например... - соответственно изменяющим фолклор обстоятельствам.

Так же - и сказочные чудовища - не есть инфернальные сущности (чего остеригаются некоторые исследователи сочинений Толкиена), а иносказательное отражение зла - вообще.
Дракон Смаог, Саурон и прочие - это фолклорные персонажи.
Такие же, как змей-горыныч, Снежная королева и другие известные сказочные злодеи.
Не надо их мистифицировать.
 

ЭЛЬФЫ УХОДЯТ, ОРКИ ОСТАЮТСЯ

Важным уроком сказки Толкиена-Джексона является предупреждение детей о том, что капризное, эгоистичное, жестокое детское зло не уйдет из их жизни, при взрослении.
Неоправданное и ненужное в мире, оно будет цепляться за мир, как за единственно возможную среду своего существования.
 
Орки остаются и противостоять им придется всю жизнь.
И во внешних обстоятельствах, и в собственном характере.

А эльфы уходят. Видимо, им есть куда идти.
Добро всегда где-то ждут.

Картина уходящих эльфов – ассоциативное отражение реальных чувств подростка.

Кто эльфы такие – неизвестные ребенку разумные силы, устраивающие быт его повседневной жизни.
По мере узнавания - откуда берется свет в лампе, пища на столе, чистая одежда по размеру… как сохраняется здоровье… благодаря чему движутся автомобили… и т.д, и т.д… - эльфам приходится покидать детское сознание.

Расставание с тайными друзьями - частый сюжет подростковых сказок.
Такова цена обретения самостоятельности.

В финале этих историй, тайные друзья не могут не исчезнуть.
Внезапно - Карлсон улетает, Мери Попинс уносит ветер, Черную Курицу уводять в кандалах...

Эльфы Средиземья начинают организованый уход, не дожидаясь окончания сказки.
Они, действительно, очень мудры.
_______________________   

"Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе...
 Многое из того, что было - ушло и не осталось тех, кто помнит об этом..."




 


Рецензии
Книга для определенного возраста. Причем у каждого он немного свой. Мне вот в 11-12, может, и не зашло бы. А читала в 15 - нормально. Не фанатка, но хорошая добротная сказка. Про вечные ценности.
А вообще, сказки для детей стали писать очень поздно. Изначально все же для взрослых. Для своего времени, наверное, было открытие.
Мое внимание ещё обратил финал. Мир изменился после войны. Не будет уже так, как было. Какое-то всеобщее взросление

Ольга Камарго   05.01.2024 16:50     Заявить о нарушении
Сказок для взрослых не бывает.
15 лет... Это еще - не так критично, как если человек знакомится с этой книгой, после 20-ти.
"Заходит" - влёт! Уже - ничему не учит, просто - расслабляет.
А надо работать, создавать семью, нести ответственность...

Владимир Афанасьев 2   05.01.2024 18:32   Заявить о нарушении
А детство - это война. Да...
Хорошее дополнение.

Владимир Афанасьев 2   05.01.2024 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.