Ледорезное судно инженера Кашеварова

ЖЗЛ


С каждым годом в строй входят всё более мощные ледоколы и ледорезы ледокольного типа, но при этом основной принцип их действия остается неизменным - проломить льды и создать канал, по которому затем идут транспортные суда. Это можно сравнить с заготовкой дров без помощи пилы, а только с одним колуном, которым приходится переламывать целые стволы. Проламывая в льдах канал, ледокол тратит много энергии, края канала получаются с острыми зазубринами, сам канал забит ледяными глыбами.
В 1984 году инженер, кандидат технических наук Юрий Борисович Кашеваров предложил иначе проходить сквозь океанские ледяные поля: с помощью полупогруженного ледорезного судна и следующего за ним ледокола. При этом ледорез не ломает лед, а как бы вспарывает его снизу, распиливает на 6 полос огромными плоскими пилами. Они установлены на верхней части корпуса судна, параллельно друг другу и с наклоном по ходу движения.
Вдоль пил во время их работы прогоняют насосом горячую воду, это облегчает работу пил, уменьшает их износ. Две центральные полосы пропиленного льда разламывается ледоломом, укрепленном на палубе. Куски льда откидываются на смежные полосы, освобождая узкий проход для надводной части судна.
Смонтированный на палубе и связанный с пилами специальный механизм поперечного изгиба пил дает судну возможность маневрировать, то есть позволяет менять курс во время движения в ледяном поле.
За ледорезом следует ледокол, который утапливает ледяные глыбы, загоняя их под края канала. Этому ледоколу большой мощности не требуется, и он может быть использован как грузовое траспортное судно.
По расчетам Кашеварова, полупогруженное ледорезное судно водоизмещением 60 000 тонн и мощностью судовых двигателей 20 000 кВт сможет проходить ледовое поле при толщине льда 3 метра  со скоростью 15 км/час в 5 раз быстрее обычного ледокола. Ледорез имеет возможность идти сквозь паковые льды толщиной 4 и даже 5 метров, непроходимые для современных ледоколов.
А это означает, что оно может идти без ледовой разведки и по кратчайшему маршруту...


В 1990 году Кашевров подал заявку на другое изобретение подобного рода (опубликовано в 1998 году):
Движение судна через ледяные поля производится в результате прохождения под нижней кромкой ледяного поля поплавков катамарана с пилами, которые производят пропил льда снизу вверх. Нижняя поверхность ледяного поля выравнивается перед пилами с помощью бульдозеровидных выступов-ножей поплавков. На распиленную полосу льда при движении судна наезжает носовая часть судна, раскалывая эту полосу на куски льда. Расколотые глыбы льда утапливаются при движении судна аппарелями и вытесняются носовой частью корпуса судна под кронштейны катамарана и далее под края канала, пропиленного в ледяном поле. Для изменения курса движения судна производится одновременный поворот рулей в заданном направлении и поворот передней части судна относительно средней части в том же направлении.


Рецензии