Нелишние люди

Весна пятнадцатого. Только что вернулся из Луганска.
— Почему россияне туда едут? — интересуется Валера, гатчинский «элдэпээровец», крутя баранку своего авто.
«Туда» — это на войну. Мы возвращаемся из Питера. Есть время поговорить. — Люди разные едут, и мотивация - у каждого своя: есть - высокая, есть — примитивная. Привожу ряд примеров. Одним - послужил «Савва», бывший учитель физики из Сибири. Вот почему он поехал добровольцем на Донбасс? Как понять этого улыбчивого, добродушного мужика, которому за пятьдесят?
Он рассказал мне свои жизненные обстоятельства: был женат, воспитывал троих детей. Выяснилось - не своих, ибо сам был бесплоден. Даже генетическую экспертизу привлёк. А настоящий отец детей жил рядом, по соседству.
Да, смешно бывает только в анекдотах. "Второй муж» его жены оказался, к тому же, из крутых. Вскоре у «Саввы» сгорел дом, и стал он бомжом. Поехал на Донбасс искать лучшей доли. Это его мотивация для новых товарищей. Так сказать, позитивная.
Доброволец из Сочи "Шмак" вроде тоже пытался начать жизнь с «чистого листа». И у них стали возникать совместные планы: приобрести здесь землю и построить общий дом. Вместе такой проект осилить куда легче. К тому же, «Савва», кроме учительства, владел навыками строительства. И готов был основную нагрузку по строительству принять на себя. Словом, ответственный человек. Подумалось тогда, тех детей он не оставил бы без отцовского попечения, просто обстоятельства жизни оказались сильнее. Другого выхода, кроме поездки на воюющий Донбасс, он не нашёл. Так что «Савва» представлял собой комплекс мотивов, но какой был главным, приведшим его на эту войну, для меня так и осталось загадкой. Ибо замечалась за ним зацикленность на какой-то идее,  которой не хотел поделиться.
Когда «Савва» в составе сформированной роты ушёл «на передок», то сразу записался в саперы, стал осваивать военную специальность, которая ошибок не прощает. Хотя недавно видел себя водителем БТР и каждую свободную минуту доставал почитать книжецу на обложке которой красовалась эта боевая машина.
«Савва, учись хорошо», — напутствовал его каждый раз, когда он мне звонил в оставленное им расположение. На это шутливое наставление он не реагировал, будто не понимал его смысла. И я тогда усомнился, что он действительно приехал сюда ради новой жизни. Ведь в сапёры он напросился сам. После «Минска 2» это стала самой опасной специальностью военного человека. Похожих на "Савву" я встретил человека два. Немного, но и круг моего общения был невелик. Истории у каждого, вроде, разные, но угадывалось в них нечто общее: похоже, дома они воспринимались ненужными, мешающими, словом - лузерами.
Помните тему «лишних людей» в школьной программе? Но в русской литературе люди были лишними в экзистенциальном, возвышенном смысле. В современной же России лишним можно стать в самом примитивном понимании — экономически не состоятельным.
Как-то Маргарет Тетчер заявила, что экономика перестроившейся России будет способна обеспечивать только 40 миллионов. Остальные, получалось, и есть лишние люди. В пятнадцатом таковых в стране было уже предостаточно.
Впрочем, приехавшие россияне никогда не говорили, что они тут в поисках заработка. Всё-таки самый низкий уровень зарплат в России был сравним с контрактными выплатами бойцам народных республик. Пойти дома охранником,  несомненно, было бы безопаснее. Так что здесь не любят, когда их спрашивают о мотивации. Это нередко заставляло лукавить,  говорить то, что одобряется обществом: мол, пришёл бить фашистов. Однако, ответы россиян о мотивах были тем понятнее, чем меньше звучало пафосной риторики и идеологии. Угадывалось, они просто хотели почувствовать себя нужными, может — и значимыми людьми. А на войне этого легче добиться. Конкуренция за место «под солнцем» - когда стреляют — явно слабеет.
Ополченцам же, то есть – местным, было проще говорить и о мотивах, и  о целях на этой войне. Многие просто приближали сроки освобождения своих населенных пунктов от укропов. Ведь еще недавно они проживали в Мариуполе, Волновахе, Славянске, других городах и посёлках Донбасса. Какие уж тут нужны пояснения? Когда в голосе  жажда справедливости и мести, идеология в речах - неоправданная роскошь.
Так что образ мысли прибывающих на войну россиян поначалу видится каким-то отвлечённым, абстрактным. Пока они не побывают «на передке». Потом  же становится очень похожими на местных. И лицом, и речью. Выглядят загоревшими даже этой холодной и пасмурной весной пятнадцатого. А речь становится рваной и быстрой, как стрельба. В ней уже нет места отвлечённым рассуждениям и идейным спорам.


Рецензии