Гравитация, или Притяжение к жизни

По крайней мере, показалось, что именно эту мысль хотели донести до зрителей создатели фильма "Gravity". Не исключено, что ошибаюсь.

По дороге домой честно пыталась понять, стоил ли поход в кино потраченного времени. Картинками космоса и видом голубой планеты с высоты полета шаттлов-спутников-модулей можно полюбоваться и во время просмотра документальных передач на научно-космическую тематику (которые я все равно не смотрю). Весь 3-d сводится все к тем же шаттлам-спутникам-модулям, красочным взрывам да эффектно летящим по экрану винтикам и обломкам космического мусора и обшивки кораблей. А сюжет...

Ну да, застрявшая в полном одиночестве в открытом космосе главная героиня мужественно борется за возвращение на родную планету. В этом ей помогают напарник-астронавт (сначала живой, потом явившийся в качестве галлюцинации), две космические станции (заброшенные экипажем), два спасательных модуля да баллон огнетушителя (вроде как). В течение всего повествования героиня несколько раз готова сдаться и все бросить: то застрять в болтающемся в невесомости скафандре, то задохнуться от недостатка кислорода, игнорируя попытки напарника ее спасти, то дрейфовать в спасательном модуле (у которого закончилось горючее) посреди открытого космоса и ждать, когда же наконец она покинет сей бренный мир под доносящиеся из приемника звуки колыбельной песенки. А что ей терять, в самом-то деле? На Земле никто не ждет, единственная дочь погибла еще малышкой, плакать по застрявшей в бесконечности героине вроде как некому...

Стоп, а где Deus ex machina? Ой, да вот же он - галлюцинация напарника, ранее пожертвовавшего собой ради того, чтобы главная героиня добралась до станции. Ага, вот где ушат ледяной воды на голову! После беседы с галлюцинацией в главной героине вдруг просыпается такая неистовая жажда жизни, что она... ну да, разумеется, преодолевает все оставшиеся препятствия вроде открытого космоса, атмосферного возгорания модуля и, напоследок, водного пространства, из которого ей предстоит выплыть к берегу. А потом смеется, загребая мокрый песок, поднимается на ноги и, снова привыкая к земной гравитации, делает тяжелый шаг навстречу живописному зеленому пейзажу. И все это под впечатляющий саундтрек.

В финале, наверно, зрителям предполагалось если не заплакать, то по крайней мере шмыгнуть носом.

Не получилось, простите.

Если этот фильм - о космосе, то да - кино удалось. Если же о преодолении человеком земных трудностей в масштабе космического пространства - что ж, не по адресу пришла. Нет, разумеется, розово-пушистого ХЭ вроде того, что оба астронавта выжили, вернулись на Землю и "через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика" - подобного ожидать не имело смысла. Но если фильм предполагался как драма об одиночестве человека во Вселенной и отчаянном желании выжить... ну не увидела я этого, не увидела. Может быть, этого не подразумевалось. Может быть, это просто я разучилась видеть в фильмах что-то другое помимо того, что это всего лишь фильмы.

Стоил поход в кино потраченного времени? И да, и нет.

И, наверное, все-таки больше нет, чем да.

06.10.2013г.

*****


Рецензии