Блок-пост

«ОЧЕРКИ ДОНБАССА" 

Автовокзал, Донецк, ожидание маршрутки. 
На лавочке сидит женщина преклонного возраста, на вид лет 70. 
- «Да ты садись сыночек, в ногах правды нет, еще постоишь, если на ту сторону» – и, чуть сдвинувшись к краю лавочки, уступила место. 
- «Нет, мне не в ту сторону, к счастью… Как Вы, в ваши годы, выдерживаете такое?» 
- «Ой, знаешь сынок, ко всему привыкаешь. Когда первые бомбежки и обстрелы начались, не знала куда прятаться, то в ванну ложились, то в подвал спускались, если успевала добежать с внуком. 
Накроемся фанерой и лежим, пока не закончится все. Минут 20-30 «побухают», потом начинают успокаиваться. Слышу, что где-то рядом взрывается и мысли побежали - как там соседка Люся, а как на против... Когда гонят, как скотину, и нет выхода и выбора - ко всему привыкаешь». 
Я спрашиваю: 
- «И часто вы туда мотаетесь, и почему?» 
- «Ой, сыночек, и не спрашивай - раз в два месяца должна за пенсией в Мариуполь ездить. Выезжаю утром рано из дома и к часам девяти вечера, примерно, возвращаюсь обратно. Сажусь на маршрутку здесь, на автовокзале, и довозят нас до нашего блок поста. Потом пешком, в очереди, без туалета и стоя в среднем по 3-4 часа. 
Страшно по сторонам смотреть. На моих глазах мужчина побежал в туалет и погиб. У дороги все загажено, вонь и все заминировано. 
Проходишь паспортный контроль, потом пешком около 2 км до украинского поста и все то же самое, только чуть дольше. Бывает долго и у наших, они заразы как сговариваются». 
Рядом сидит женщина и, слыша полностью наш диалог, добавляет: 
- « Да все они одинаковые, «договорняки» у них». 
Старушка: 
- «Ну может быть!», продолжает: 
«И, так я сажусь, пройдя украинский блок пост, в другую маршрутку. 
В Мариуполе, городским транспортом добираюсь до сберкассы. Там женщина, с которой меня познакомила соседка, встречает меня и, без очереди, выдает пенсию. 
Если не живу на территории Украины и не отмечаюсь, то такая услуга стоит денег - от 30% для всех пенсионеров. 
За первый год войны пенсию свою так и не получила... Отдаю взятку и домой. Иной раз еду в транспорте и никто места не уступит, оскатинились мы с этой войной. Продукты уже не покупаю, как раньше, все отбирают изверги, то украинцы дуркуют, то наши. И так уже третий год пошёл». 
- « А родные где ваши, дети?» 
- « Сын в России с семьей, как выехал, так и пытается устроить жизнь свою в Москве, а младшего на меня оставил. Там такие проблемы у них с документами, садиком, что пусть лучше у меня сидит. А дочь еще до войны работала в Киеве, так и работает. Трудно им. 
Подсоберу немного денежек, что-то отложу и вот, тут за углом «обналичка» есть. За 5% с общей суммы и можно гривну в Киев и рубль в Москву. 
Как еду на Украину, на соседку внука оставляю, а саму трусит всю весь день. Все думаю - как он без меня? 
В садик пошел уже в этом году, чуть легче стало. Здоровья уже не то, еле справляюсь, война эта клятая. Когда это все закончится?!» 

Я увидел, как слёзы скатываются у нее по морщинистым щекам. Хорошо, что дед и папа мой, не видят этого всего. 
Рядом сидевшая женщина опустила голову и тихо, еле слышно, сказала: 
- «Людей сколько погибло от болезней, от нервов, от сердечных приступов, испугов, голода, Боже мой, кто их вообще считает за 5 лет этого ужаса!» 
Невольно пролетела мысль - медицинский работник… 
И мы тихо просидели еще минуту ни о чем не разговаривая. 
Первая заговорила бабушка. 
- «Да ничего не поменяешь уже, главное живы - здоровы все, у других вон горе то какое, сколько ребят полегло». 
Опять короткое молчание и уже в толпе - «Написала бы Путину за паспорта российские, сколько людей мучается наших по России. Может и услышит...» 

- «Первое время, с начала войны, вообще не знала, что делать с малышом на руках, пенсию Россия начала платить и гуманитарку давать хорошую, только так и выжили. Я же всю жизнь в шахте проработала, там инвалидность получила, а вот теперь, на старости лет, езжу выпрашиваю свои деньги и взятку даю за своё. Да черт с ними со всеми, пусть и они живут!» 
И на лице появилась улыбка… 
- «Вот если бы Пушилин до блок постов бесплатные автобусы пустил для наших стариков - вот бы было дело!» 
Все, кто сидел рядом, засмеялись... А я подумал про себя: - «Должен пустить...» Автор: МАРГИНАЛ


Рецензии