Валенки

Зима в тот год выдалась снежная и очень холодная. Я заканчивала выпускной десятый класс.  Учёба давалась мне легко, ведь я была твёрдой «хорошисткой». На приготовление домашнего задания я тратила очень мало времени. Зимой день короткий и темнеет рано, поэтому вернувшись из школы, начинала уборку; мыла полы, выносила на снег половики, и хорошо вытрусив их, стелила на место. Мне очень хотелось помочь маме, у неё и так было много забот. В доме становилось чисто, свежо и уютно. Хотя уют, скорее всего, создавала хорошо протопленная печь, плита которой пылала от раскалённого в ней угля. В 80-х годах газового отопления в посёлках не было, все топили печки дровами и углём. Даже наша школа отапливалась голландскими печками.  Они были круглые и высокие, до самого потолка и обиты железом. Школа была старая, но по площади большая; классы просторные, а коридоры узкие и очень длинные. А самое главное, был большой спортзал со сценой и отличный буфет, в который мы бежали после каждого урока за булочками, пирожками и разными сладостями. К тому времени новую школу уже начали строить, но мы то точно знали что нам в ней учиться не придётся.
Всю неделю я с нетерпением ждала субботы и воскресенья. Эти два дня были для меня настоящим праздником. Наш дом стоял на большом пригорке, с которого начиналась снежная горка. В выходные дни на ней собиралась вся местная детвора. Кататься на санках приходили и мои ровесники. Но больше всего я любила ходить на лыжах. За горкой простиралось огромное поле, на котором летом мы играли в волейбол и лапту, а зимой ходили на лыжах.  В тот день мама сделала мне замечание:
 
- Валя, что же ты в хороших сапожках и на санках и на лыжах? А вдруг порвёшь?  Ты бы валенки надела. – мама была права, сапожки у меня были единственные. Отец купил их мне в городе, два года назад, они были польские и очень красивые. В то время обувь привозили из соцстран – Польши и Чехословакии. Голенище высокое, по самое колено. Девчонки завидовали мне. У нас семья считалась многодетной, но родители старались покупать нам качественную одежду и обувь, из расчёта, что они будут носиться не один год. Я, конечно же, маму не послушала, два дня подряд пропадала то на горке, то на лыжной колее. Вернувшись вечером домой, положила сапожки на стул и подвинула к печке, на просушку. В понедельник утром, собираясь в школу, я обнаружила большую дырку у подошвы сапога. Кожа лопнула так, что ремонту сапог уже не подлежал.  Поняв это, я заплакала. Младшие братья и сестрёнки сочувственно смотрели на меня, а мама поучительно напомнила:
- Я же предупреждала тебя, почему не послушалась? Теперь придётся идти в школу в валенках.
Представив себя в валенках, я заплакала ещё сильнее. Никто в нашей школе не носил валенки. И вдруг я, уже взрослая девушка, пойду в валенках. Я в то время была очень скромной и чересчур стеснительной. Мне казалось, что все будут смеяться надо мной. Сердце мамы дрогнуло, и она сказала:
- Не плачь доченька, через две недели получим зарплату и купим тебе новые сапожки. Так что потерпи.
 
Мама принесла из кладовки валенки. Они были чёрного цвета, тонкие и аккуратные. Но всё равно, это были валенки! Деваться было некуда, пришлось их надеть.  Выйдя на улицу, я немного успокоилась; рассветёт только к восьми часам, а в семь тридцать ещё такая темень, что только силуэты людей и видно.  В классе, за партой, не очень заметно будет. Самое главное, на переменах, при переходе в другие кабинеты, затеряться в толпе. Благо, что коридор узкий и это легко сделать. В свой класс я прошмыгнула быстро, усевшись за парту, совсем успокоилась.  Занятия отвлекли меня. В валенках было тепло и уютно, я даже подумала, что зря люди перестали их носить. На переменах я шла по коридору в толпе школьников. Мне казалось, что никто не заметил, что на мне валенки. Ничего, подумала я, потерплю две недели.
На другой день я так же быстро прошмыгнула в свой класс, чтобы никто не заметил мою обувь.  Начался урок физики. Надо сказать, у нас был очень хороший учитель, он преподавал физику и астрономию. Я даже имя и фамилию его помню – Якушев Николай Иванович. Он был фронтовик и директор нашей школы. В День Победы надевал китель, увешанный орденами и медалями. Мы его не то чтобы уважали, мы его обожали. Его урока ждали, так интересно он его проводил.  Сколько всего познавательного рассказывал нам любимый учитель на свободную тему. К примеру, осенью пришли все в школу возбуждённые и испуганные и все к нему:
- Николай Иванович, что вчера ночью в небе было? За горизонтом образовался мутного цвета круг, стал расти и полностью закрыл звёздное небо белым туманом.

Он улыбнулся и ответил нам:
- Успокойтесь дети, это запустили ракету с Байконура, вот и пошло облако. - Отвечает он спокойно, уверено. Сразу снимается напряжение, и мы забываем о своих страхах.
Николай Иванович подходит к столу, кладёт на стол книжки. Потом, поставив «руки в бок», выставил левую ногу вперёд и говорит:
- Посмотри Валюша, какие у меня валенки ядрёные! Намного лучше твоих. У тебя фабричные валенки, а у меня «катанки» ручной работы!  Толстые да с заплатками. Николай Иванович улыбается во весь рот, бьёт ладошками по коленкам и притопывает своими подшитыми валенками. – Спасибо тебе Валя, что вчера моду нам показала, валенки носить. Большой тебе респект!
- А у меня ещё лучше! Одноклассник Саша Рубайло высовывает из – под парты ногу в таком же толстом, рыжем валенке. Что тут началось, почти половина нашего класса пришла в валенках, даже девчонки. Насмеявшись и нахваставшись своими валенками, мы ещё минут десять не переходим к уроку. На перемене я уже не пряталась в толпе школьников. Я шла и улыбалась – почти все учителя в валенках!  Смотрю и глазам не верю. Куда подевалась моя стеснительность. Я подумала – как хорошо, что мои сапожки порвались.  Скольким людям я помогла раскрыться и избавиться от комплексов. А самое главное, я избавилась от своего комплекса. Сапожки мне купили, как и обещали, через две недели. Но носить их уже не было нужды, я ходила в валенках до самой весны, пока не растаял снег.


Рецензии
Какой же мудрый учитель Николай Иванович,
повезло вам (всей школе)с таким человеком!

Дианина Диана   09.03.2022 11:51     Заявить о нарушении
Да Дианочка, у нас в то время все учителя были хорошие. Они отдавали себя детям целиком. Поэтому на всю жизнь сохранились теплые чувства к ним.
Спасибо большое за прочтение и за отзыв, Диана. С теплом.

Валентина Катюжинская   09.03.2022 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.