Счастливый билетик

Вы верите в счастливый случай? В предначертанное везенье?  В дар божий? Сколько раз каждый из нас был счастлив, но через некоторое время  чувствовал себя самым несчастным  человеком на земле.

О Марусе бабушка говорила, что она «родилась в рубашке». Когда Маруся была маленькой,  она представляла себя в белой рубашке, вышитой  красным крестиком, как на бабушкином рушнике.  Но позже она узнала, что « родиться в рубашке», это всего лишь то, что ей повезло выжить и не задохнуться околоплодными водами. Далее на этом её везение закончилось. Мама так и не оправилась после тяжелых родов, и, постепенно угасая, ушла их жизни, когда Марусе не исполнился ещё и год. Её Маруся совсем не помнила и видела только на фотографии, которая стояла у бабушки в серванте.

 Отца у Маруси не было, вернее он, конечно, физиологически был, но мама даже бабушке не призналась, кто он. В свидетельстве о рождении был прочерк, хотя отчество было у девочки Александровна, в честь деда Шуры, хотя и его в живых  не было уже при рождении Маруси.

Марусю воспитывала бабушка, которая любила внучку, как умела. Маруся называла её «баба». Это  было первое слово, которое она сказала,  и  так осталась оно в обращении к бабушке.

Девочка росла болезненным ребенком. В детский сад она не ходила, все время проводила с бабушкой. Та учила её буквам по наклеенному на холодильник алфавиту, и в пять лет Маруся научилась читать. Книги с той поры заменили ей общение со сверстниками. В школе она чувствовала себя одиноко. У её одноклассников были молодые, энергичные родители. Они казались ей такими красивыми  и веселыми. А её старенькая бабушка пряталась за их спины на сентябрьских линейках и садилась на последнюю парту на родительских собраниях. Она прятала глаза, когда собирали деньги на подарки или другие классные нужды.

Жили они бедно, на бабушкину пенсию. А пенсию по потери кормильца бабушка откладывала Марусе на сберкнижку, на тот случай, когда внучка останется одна. Здоровье у бабушки было слабое, сердце пошаливало.
 
« Сердце у меня слабое, да и года дают о себе знать, - часто повторяла бабушка, - а ты у меня сиротка. Кто тебе поможет?». При этих словах она начинала утирать слезы, а маленькая Маруся реветь во весь голос. Так, наплакавшись, вдвоём, они сидели,  обнявшись, и это у Маруси было самым счастливым воспоминанием в её дальнейшей одинокой жизни без бабушки.

И «тот случай» настал. У Маруси в школе был последний звонок в одиннадцатом классе. Бабушка пойти не смогла, плохо себя чувствовала, и, провожая внучку, все утирала слезы, сокрушаясь, что в такой день не может быть с ребенком. А когда Маруся вернулась, бабушка лежала посреди комнаты, раскинув руки. Маруся плакала, трясла и кричала,  пока на крик не сбежались соседи. Вызвали скорую помощь, врачи констатировали -  «смерть от инфаркта».

Как Маруся сдала экзамены, не помнит - учителя помогали. Через  кого-то из родительского комитета устроили её на Молочный комбинат упаковщицей. Заработок небольшой, но всегда сыта будет. При комбинате было профессиональное училище, «лицей» по-новому, где Маруся получила профессию технолога, да так и осталась работать на «молочке».  Вот уже 15 лет ничего не поменялась в её жизни, только рыжий  кот Шурик скрашивает её одиночество. Подобрала она его маленьким, жалким бездомным котенком, который сидел у подъезда в один из ноябрьских вечеров.  Откормила на молоке и сметане, и вырос он в рыжего красавца, ленивого и важного, чувствовал себя полным хозяином в  доме. Маруся привязалась к нему, и всю нерастраченную любовь изливала на кота. Бежала с работы домой, чтобы покормить кота, не любила уезжать в отпуск, потому что Шурика оставлять на чужие руки не могла. Вечерами Маруся  на диване читала книги, а кот уютно устраивался  у неё в ногах и мурчал.

В то утро  Маруся обнаружила, что коробка с  кошачьим  кормом пуста. Её завтрак, кофе и  печенье,   Шурик с ней, конечно, не разделит, придется спуститься в минимаркет. Этот магазин у дома работал круглосуточно и часто выручал Марусю, правда, цены там были грабительские, но что поделать. Оставлять кота голодным не хотелось. Маруся, накинув куртку, выскочила из подъезда и кинулась в магазинчик, который занимал квартиру на первом этаже. А работала там продавцом Надежда, ярко-рыжая молодящаяся бабёнка, вечно недовольная от недосыпа.

Маруся, не обнаружив продавца за прилавком, робко попробовала привлечь к себе внимание.
- Извините, есть тут кто? Я хотела бы купить у вас «Вискас».
Ей пришлось повторить это несколько раз, пока из подсобки не раздался злой голос
- Господи, семь утра, люди только глаза продрали, и за кошачьим кормом…, на завтрак что ли?
В дверях показалась рыжая голова Надежды с заспанной и недовольной  физиономией.
- Мне пакетик корма «Вискас» с говядиной, только мелочи нет… вот, – и протянула тысячу. Деньги были последние, сегодня пятница, а аванс - в понедельник.
Надька  зло усмехнулась:
 - Сдачи не будет, - рявкнула, - бери еще что-нибудь.
- Да, мне больше ничего не нужно…
- Ага, у меня всё есть, да здравствует КПСС, - издевательски произнесла Надька.
-А мне какое дело? Бесплатно не продаю.
Маруся посмотрела на часы: «До супермаркета дойти не успеваю. Опоздаю  на работу».
-Ну, что мне делать, у меня кот голодный останется,- попыталась разжалобить продавца Маруся.
- Ну, если, ничего не надо, бери вон лотерейный билет. В воскресенье тираж. Миллион разыгрывается. Вот к своим миллионам и прибавишь, - и сама расхохоталась  над своей шуткой.
- Давайте,- смирилась Маруся, понимая, что дальнейшие разговоры бесполезны.
Она вытянула из предложенной пачки лотерейных билетов  билет, получила корм и сдачу,  и  помчалась домой.  Покормив Шурика, Маруся выскочила из квартиры. Она опаздывала, на проходной были электронные пропуска, а за опоздания лишали премиальных. 
-Господи, только бы троллейбус быстро подошел, - молила она бога, хотя в бога не верила.

Из-за поворота к остановке шел троллейбус. Её номер - повезло.
Маруся вскочила в троллейбус и бухнулась на свободное место напротив кондуктора. Кондуктор, пожилая женщина, приятной наружности, терпеливо ждала, пока Маруся копается в сумке, выискивая кошелек и отсчитывая мелочь.
- Не торопись, девонька, не торопись. Аккуратно с кошельком-то, в сумку его ложи, народ-то всякий у нас ездит. Вчера вон карманника с маршрута сняли, у бабульки кошелек из пакета вырезал…
Она протянула Маруси билет и, улыбнувшись, сказала:
-Гляди-ка, счастливый билет-то, одни семерки. Ты его береги, обязательно повезет.
Маруся засмеялась, настроение улучшилось.
- Говорят его съесть надо.
- Ну, это уж ты сама решишь, а пока не ешь. Контроль на линии.
Маруся на работу не опоздала, пришла вовремя.  Во время обеденного перерыва к ней подошел Николай Петрович, председатель профкома.
- Марья Александровна, Маруся, у меня тут один билет на концерт в филармонию остался. Они, наши подшефные, иногда нам билеты на свои концерты подбрасывают, а мы им свою продукцию по себестоимости. Билет только один. А нашим, кого не спрашивал, два подавай:  у всех семьи и на  субботний вечер разные планы. Сходи, развейся, правда, я не помню, что за концерт. Да, ты же одна все дома сидишь… Сходи…» - то ли просил, то ли извинялся Николай Петрович. Маруся взяла билет. Концерт был в субботу в семь.

В филармонии Маруся была только раз на торжественном вечере, когда  их молочный комбинат отмечал очередную юбилейную дату. Её тогда поразила красота  убранства зала,  торжественность мероприятия, и она решила: «Схожу».
Суббота началась как обычно. Первым проснулся кот Шурик, он, погремев в своем туалете, начал ходить вокруг кровати и недовольно муркать.  Если хозяйка не реагировала, он обычно запрыгивал на кровать и пробегал прямо по  Марусе. Маруся уже знала, испытывать терпения кота бесполезно. Он кого угодно достанет, и пока она не встанет и не насыплет  ему корм, не успокоится. Зато потом, кот удовлетворенно заваливается спать часа на два, и Маруся по выходным досыпает эти часы  вместе с котом.

Но в эту субботу она уже  не легла. Во-первых, она хотела посмотреть репертуар в филармонии,  а, во-вторых,  нужно было покопаться в своем небогатом гардеробе, чтобы выбрать подходящий наряд.  Маруся  чувствовало какое-то возбуждение,  и это чувство  её удивляло и волновало.  Заглянув в Интернет, она узнала, что на  сегодняшнем концерте в филармонии будут играть музыку  Вильгельма Рихарда Вагнера, фамилия исполнителя  произведений композитора ничего ей не говорила. Да, и из Вагнера на ум пришло только одно - «Полет Валькирий». Она решила почитать о композиторе и его музыке в Википедии.  За чтением и прослушиванием фрагментов произведений Вагнера незаметно прошло полдня. Маруси понравилась музыка, слушая музыкальную пьесу «Счастье», она даже всплакнула. Была ли она счастлива? Кто–то сказал, что «счастье – это состояние души».  Видно, счастье не её состояние. Вдруг она вспомнила про счастливый билет. Куда она его засунула? Она вывалило содержимое своей сумки на кровать.  Вот билет в филармонию, вот и лотерейный билет, она его еще в пятницу вечером в паспорт положила. А  счастливого троллейбусного билета  не было.  Кинулась в прихожую. « Может в карман сунула?»  Вывернув карманы, Маруся убедилась, что они пусты.
Она стояла посреди прихожей, и её охватило такое отчаянье, словно она действительно счастье своё упустила. Маруся поплелась в комнату. Шурик на кровати играл с содержимым, вываленным из сумки. После его очередного прыжка на Марусину помаду с кровати взлетел троллейбусный билет. Маруся подхватила его налету - шесть семёрок. Да, это же откровенный намек фортуны.  Может, правда, съесть?

Маруся решила просто загадать желание. «Хочу испытать счастье, хоть раз, хоть ненадолго! Но почему раз? Нет, не так. Я буду счастливой, не смотря ни на что! Прямо сегодня, да, вот прямо сейчас». Сказав это, она действительно почувствовала какой-то подъем, настроение улучшилось. Весь остаток дня она напевала вагнеровский мотив «Счастья». Настроение было приподнятое.

В шесть вечера, она была уже у филармонии. Публика подтягивалась, и с первыми любителями музыки она зашла в фойе филармонии.  Раздеваясь в гардеробе, кинула взгляд в зеркало, и сама себя не узнала. На неё смотрела уверенная в себе красивая девушка - и это была она.  Что-то изменилось в ней неуловимо.

Ряд был седьмой, а место 29, предпоследнее в ряду. Маруся решила сесть на своё место  пораньше, пока ряд не заполнили люди, чтобы не пробираться через колени  сидящей публики и постоянно извиняться за беспокойство. Постепенно зал заполнялся. Прозвенел последний звонок. Оркестр задерживался, и публика сначала неуверенно, затем настойчивее начала аплодировать, вызывая музыкантов. Зал был полон, но места  рядом с ней справа и слева были свободны. На сцену начали выходить музыканты. Марусино внимание было сосредоточено на сцене, когда неожиданно перед её глазами  возникли ноги в джинсах и одновременно горячий  извиняющийся шёпот.
- Разрешите пройти, извините.
Маруся подняла глаза. Рыжий долговязый молодой человек в очках пытался перешагнуть через Марусю, не дожидаясь, когда она поднимется с кресла.
Маруся укоризненно вздохнула. «Как можно опаздывать на субботний концерт, это же не сеанс в кинотеатре», - раздраженно подумала она.

Ведущая в длинном  красном бархатном платье начала рассказывать о композиторе и его произведениях, о том, что музыка Вагнера требует от слушателей достаточно много внимания и интеллектуальных ресурсов. Маруся прямо возгордилась от мысли, что она попадает в число таких слушателей. Ведь музыка, которую она сегодня слушала на Ютюб, ей действительно понравилась. Она украдкой глазами стала рассматривать зал и вдруг встретилась взглядом с молодым человеком, сидящим с ней рядом. Он смотрел на неё. Маруся смутилась, быстро отвела глаза и уткнулась в программку концерта.

Первым произведением был пролог из увертюры «Мейстерзингеров». Эта вещь ей ни о чем не говорила. Она с преувеличенным внимание стала изучать содержание программы, всё еще чувствуя на себе взгляд  парня. В первом отделении были сложные произведения из опер Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Летучий Голландец», «Лоэнгрин». «Все работы для сцены, а не для концертного исполнения…» - вспомнила, то, что о них читала Маруся.

Музыка зазвучала, и она вся погрузилась в  океан звуков, создающих неповторимую мелодию, в которой были причудливо переплетены разные человеческие чувства. Либретто позволило Маруси глубже понять музыку композитора.  Почему считают, что его музыка «страшное занудство»? Она прекрасна! Слезы навернулись на глаза, потекли по щекам,  она  испуганно пальцем стала смахивать их с лица. Молодой человек протянул ей бумажный  платок. Оказывается, он наблюдал за ней. Как неловко. Маруся пыталась взять себя в руки и успокоится. Но слезы текли и текли. Молодой человек наклонился к ней и прошептал:
- Вы любите Вагнера? Только чуткий человек, может проникнуть в глубокую человечность и красоту этой музыки, чтобы так испытывать катарсис.
Она кивнула,  утвердительно отвечая скорее на  вопрос, а  не на предположение об её чуткости и понимании музыки. Что такое катарсис, которое  надо испытать она не знала.

Когда закончилось первое отделение, и утихли аплодисменты, молодой человек протянул Марусе руку и представился:
- Александр, можно Шурик.
Маруся  засмеялась: он был рыжий, и звали его, как её  рыжего кота.
- Ну, вот. Вы уже и смеётесь, хотя пятнадцать минут назад плакали. Что это, как не  типичное женское непостоянство?
- Извините, меня зовут Маруся, Марья Александровна…- она поправилась и тут же  смутилась, покраснела. Получилась как-то  по-детски официально, по виду  они были ровесниками.
Александр с серьезной улыбкой раскланялся и предложил выпить чашечку кофе в буфете.
- Здесь прекрасный кофе. Пойдемте и заодно поговорим о музыке. Я вижу, вы любите музыку Вагнера по-настоящему. Я еще не встречал такой молодой и красивой девушки, которой бы нравился Вагнер.
- Почему?- с недоумением спросила Маруся.
- Но согласитесь, его музыку нельзя включать фоном, занимаясь уборкой в квартире или слушать в наушниках в метро, жуя жевательную резинку. Музыка Вагнера требует сосредоточения не только души, но и ума.
- А вы отказываете нам, женщинам, в отсутствии души или ума?
-Нет, что вы. Я только сказал, что я не встречал таких. Я люблю его музыку, она меня потрясает, и я бы женился на той, кто разделит эту любовь со мной.
Маруся удивленно посмотрела на Александра, по лицу не понимая, говорит он серьёзно или шутит.
- Неужели так серьёзно?  А если у неё будет дурной характер, или она будет страшненькая?
- Но, я же сказал « красивая…, как вы»
- Спасибо за комплимент, хотя я не могу отнести эти слова к себе ни по первому, ни по второму вашему критерию. Я не могу сказать, что я хорошо знаю и люблю музыку Вагнера. Мне нравятся вполне конкретные вещи, а его эпические оперы довольно сложные для моего восприятия и глубокого понимания. У меня нет музыкального образования. Я скорее интуитивно оцениваю, то, что мне нравится в музыке. Более того, я даже  могу утверждать, что я не разбираюсь в музыке в целом. Извините, за мои слова, если они вам неприятны. Я вас разочаровала?
- Нет, нет…, что вы, это вы меня простите, что я так категоричен. Давайте пить кофе. А то антракт скоро закончиться. Вы не будете возражать, если я провожу вас после концерта, и мы продолжим наш разговор?

Во втором отделении были включены более популярные и знакомые произведения композитора «Полет валькирий», «Шелест леса» из оперы «Зигфрид», « Танец бабочек» и салонная ария «Вечерняя звезда». В заключение концерта прозвучала «Мелодия любви» в современной  музыкальной обработке симфонического оркестра, она гармонично легла на душу молодых людей, подготавливая их сердца к новым отношениям, о которых они еще и не подозревали.

После концерта Маруся с Шуриком долго гуляли по заснеженным улицам города. Они говорили и не могли наговориться. Они как будто знали друг друга давно.  Александр рассказывал ей о музыке Вагнера.

- Его музыка похожа на рисование. Она может быть чисто декоративной или чисто драматической как в «Кольце Нибелунга». Вагнер часто сам писал слова для своих драматических опер.  «Кто свободней, чем я, чем Бог» - прямо мурашки по коже. Я тебе обязательно  дам послушать диск с «Гибелью богов».
Они как-то незаметно перешли на «ты». Маруся спросила:
- А, правда, что Вагнера любили нацисты, и он разделял их взгляды?
- Вагнера любил Гитлер, а его приближенные нацисты  скорее подражали своему фюреру. - Я  ненавижу нацизм и всякое насилие, не разделяю националистических взглядов  некоторой современной молодежи.  Но, согласись, какое отношение личность композитора имеет к восприятию его музыки. Она гениальна. А гению многое прощается.

  Был уже час ночи, когда они подошли к её дому.  Шурик жил на другом конце города, городской транспорт уже не ходил. Он хотел вызвать такси, но сказал это как-то неуверенно. И Маруся сама пригласила его остаться.
Утром она проснулась с ощущением полного счастья. Рядом на кровати лежали два рыжих Шурика, которых она уже одинаково любила. Потихоньку выбралась из-под одеяла, чтобы не разбудить обоих, она вышла на кухню, чтобы включить телевизор. Сегодня розыгрыш лотерее «Столото».  Её билет обязательно выиграет, она почему-то была уверена. Сейчас удача была рядом. А если нет, то она уже получила свой  выигрыш. Она уже счастлива.

  «Счастье – это путь, а не судьба. Не ждите, когда вам выпадает счастливый билет, живите так чтобы чувствовать себя счастливой»


 


Рецензии