Счастливый человек 26

    В конце восьмидесятых годов привычный мир советского человека стал стремительно меняться. Наиболее энергичные и предприимчивые начали строить свой бизнес. Горбачёв разрешил кооперативы. Началось расслоение общества на бедных и богатых.
 
    В те же годы начался массовый отъезд евреев из СССР. Уезжали смертельно больные старики, беременные женщины, все кто мог. Потом начали покидать Молдавию русские люди. Уехали в Россию Абалины - старинные друзья моих деда и бабушки, ставшие к тому времени родственниками. Дома и квартиры уезжающих занимали молдаване из сёл.
 
    Начался развал СССР - огромной державы, казавшейся нерушимой. В 1990 году вслед за Абалиными, засобирался в Россию и мой муж Геннадий.
 
    - Я русский человек и хочу жить в России, - заявил он, - молдавский язык учить не желаю и мне тут не комфортно. Давай уедем!
 
    Мои дедушка и бабушка были уже очень старыми - деду 86, бабушке 83 и она часто болела. Гипертония догнала её и в Молдавии. Мама тоже вышла на пенсию. Я не могла бросить своих дорогих стариков на произвол судьбы. Это ложь, что единственные дети всегда вырастают эгоистами! Единственный ребёнок несёт ответ за родителей, если не я, то кто? С Геннадием развелись мирно, поделив поровну совместно нажитое - ему построенный вместе дом, мне - ребёнок. Дом он продал и уехал вслед за Абалиными, в город Рузаевку, в Мордовской АССР. Я вышла замуж за другого и с тех пор жила уже в Кишинёве, приезжая по возможности в Кагул.
 
    Люди, родившиеся и выросшие при социализме, привыкли доверять государству. Во главе Советского Союза стоял "Совет старейшин" под названием Политбюро. Они принимали законы, защищавшие права граждан и государства и люди верили в справедливость этих законов, поскольку они не противоречили нормам морали. Но в этот раз что-то пошло не так.
 
    Сперва меняли, в короткие сроки, 50-ти и 100-рублёвые купюры. Потом началась инфляция и развал государства. Мы стали гражданами маленькой европейской страны Молдова, где пышным цветом расцвёл национализм. На главной площади столицы собирались огромные массы людей с румынскими флагами. Она скандировали: "Чемодан, вокзал, Россия!". Стало страшно!
 
    Дед был слишком стар, чтобы в очередной раз вывести семью в другое место. Он "потерял нюх", хотя и продолжал следить за политикой и читать газеты. Только привычно повторял свою любимую фразу:
 
    - Говно - дело, девки!

    Инфляция уничтожила все его сбережения - двенадцать тысяч крепких советских рублей, накопленных за долгую честную жизнь, отложенных на похороны и проблемы старости. У него отобрали персональную пенсию и уровняли в правах, как ветерана войны, с соседом, воевавшим в румынско-фашистской армии. Сосед бряцал румынскими медалями и гордо матерился в адрес русских, называя освободителей оккупантами.
 
    Деду добрые люди подсказали оформить пенсию по инвалидности, чтобы больше денег получал. Тут выяснилось, что он ни разу в жизни не лежал в больнице! Ему тогда было восемьдесят семь лет. Дед лёг в стационар на обследование, но по вечерам убегал домой к жене. У него ничего не нашли, кроме ухудшения слуха и зрения, но инвалидность всё же дали. А бабушка хвалилась, что в свои восемьдесят семь дед ещё отдает ей супружеский долг, регулярно раз в месяц. Дед продолжал обрабатывать огород и овощи с фруктами были хорошим подспорьем в те голодные девяностые.
 
    Горько вспоминать те годы! Одно время целых полтора года вообще не платили пенсии! Сколько ветеранов умерло тогда в кромешной нищете! Сколько судеб было поломано! Не только старики - молодые мужчины оставшись без работы, умирали от алкоголя и криминала. Преступления никто толком не расследовал, даже убийства. По часам отключали электричество и город погружался в темноту. Закрывались предприятия и учреждения. Объявили приватизацию и людям выдали боны. Моя семья на них так ничего никогда и не получила! Вообще ничего! А ловкие люди захватывали фабрики и заводы, магазины и прочее государственное имущество.
 
    Бабушка с дедушкой принимали тяготы жизни стойко, говорили, что ещё ни такой бардак за свою долгую жизнь видели! Бабушка часто болела, но отлежавшись, принималась хлопотать на кухне со словами" - "Николая надо покормить."
 
    Ельцина дед просто ненавидел и считал личным врагом, а Горбачёва предателем родины. Никогда раньше не видела оптимиста деда таким мрачным. По вечерам они предавались воспоминаниям о прожитой жизни. Бабушка рассказывала, что после восьмидесяти лет, ей стали сниться картины прошлого в очень ярких цветных снах. 
Мама приходила к родителям каждый день и помогала по дому. Общественная деятельность деда в те годы закончилась, новой власти ветераны и коммунисты были не нужны. 
      
     Продолжение:http://proza.ru/2022/10/22/937


Рецензии
Нина! Как всё было ужасно! Помню эти пустые полки в магазинах. И необходимые продукты и вещи по карточкам. Мыло, сахар, порошок...
Но из-под прилавка можно было купить всё, были бы деньги. А их как раз и не хватало. Кое как тянулись от зарплаты до зарплаты.
Но как-то выживали. Мы ещё в 1989 поступили с мужем в институты. Начали решать, кто будет учиться, а кто нет. Двоим сильно накладно для молодой семьи.Поступали вместе, думали, что кто-то не поступит. А вышло, что оба умных оказались, без блата и помощи. Мне предложили новую должность экономиста, нужно было высшее. А мужу юридический необходим был на его работе. Так и перебивались. Взяли огород, чтобы было хоть какое-то подспорье.
Да, трудно было. Но, знаете, трудолюбие, усердие и устремление сыграло свою роль.Оба выучились. Выстояли. Не сломались. Мне повезло больше. Муж остался со мной на Украине, не уехал домой в Россию. Как не тяжело было, но справились.
Разбередили, Ниночка, вы мне воспоминания тех лет...

Бронита Донская   22.03.2024 20:53     Заявить о нарушении
Да уж! В 90-е годы не жили, а выживали. Даже вспоминать сейчас тяжело. Но эти испытания нас закалили и сделали сильнее. Сейчас живу намного легче и интереснее. Люблю свой возраст и радуюсь каждому дню. Готовлюсь издать книгу автобиографических рассказов и повестей о своих близких. Кроме "Счастливого человека", воспоминания об отце "Исповедь забытой дочери". Благодарю за отзывы и прочтение! Мы на одной волне!

Нина Джос   22.03.2024 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.