Север-2. Дела заполярные ч. I

СЕВЕР-2. Дела заполярные Ч.I

В начале сентября возобновилось движение союзных конвоев в северные порты Советского Союза и переход одиночных советских транспортов в Исландию. Не вдаваясь в «высокую политику», опять прибегну к цитированию воспоминаний Главного маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича /«Дальняя бомбардировочная» из главы «Наша тактика боевой работы»/, а в дальнейшем по «на катаному» - хроника и все то, что могут сказать нам об тех заполярных делах их непосредственные участники. И так, слово Главному маршалу Голованову:

«… в сентябре эта группа вновь была перебазирована на Север, где опять обеспечивала проводку караванов союзников в течение месяца. Эта работа велась и в последующие годы.

Есть хорошая книга, написанная непосредственным участником этих экспедиций штурманом Алексеем Ивановичем Крыловым. Книга называется «Дальними маршрутами». Но я все же хочу привести здесь два сохранившихся в архивах документа о боевой работе нашей авиации на Севере.

Вот что пишут командующий ВВС Северного флота генерал-майор авиации Кузнецов и военный комиссар Северного флота бригадный комиссар Сторубляков:

«За время пребывания в оперативном подчинении с 15 сентября по 15 октября 1942 года основные действия дивизии были направлены на нанесение ночных бомбардировочных ударов по аэродромам противника с целью уничтожения материальной части самолетов на земле, обеспечивая этим безопасный переход морем и разгрузку каравана транспортов союзников в порту Архангельск.

Личный состав авиадивизии, выполняя поставленные задачи, показал себя организованным, спаянным коллективом, четко и решительно выполняя приказы командования. В сложных условиях работы на Севере авиадивизия с поставленными задачами справилась отлично».

А вот одно из донесений, полученных из-за кордона, о результатах бомбардирования Западного Финмаркена:

«Установлено, что в один из крупных налетов русских самолетов на аэродром Банак (Лаксельвен) в октябре месяце с. г. на аэродроме было уничтожено 60 немецких самолетов, убито большое количество солдат и летчиков, причинены большие разрушения постройкам на аэродроме».

Наконец, приведу еще один документ — телефонограмму:

«Первый лорд Адмиралтейства и командующий отечественной эскадрой Англии объявляет благодарность летному составу оперативной группы 36-й авиадивизии за обеспечение прохода транспортов в порт Мурманск».

Эту телефонограмму передал нам генерал-майор авиации Кузнецов.

Так была решена еще одна из многочисленных задач, которые ставились перед Авиацией дальнего действия. Было бы неправильно, рассказывая о какой-то операции, не упомянуть о людях, которые ее выполняли. Первую успешную проводку каравана транспортов обеспечивал личный состав 455-го и 42-го авиаполков 36-й авиадивизии АДД .

Эти группы возглавляли: первую — летчик майор В. Головатенко и штурман капитан С. Гончаренко, вторую — летчик майор Бабенко и штурман майор Червяков.

Высокой похвалы заслуживает боевая работа экипажей летчика старшего лейтенанта В. Кибардина и штурмана старшего лейтенанта С. Анисимова, летчика старшего лейтенанта В. Уромова и штурмана старшего лейтенанта С. Колчина, летчика старшего лейтенанта Н. Бабичева и штурмана старшего лейтенанта П. Тимохина, заместителя командира эскадрильи С. Бирюкова, штурмана капитана В. Коновалова и других.

Вторую экспедицию возглавил заместитель командира дивизии подполковник В. Щелкунов, штурман капитан А. Крылов (автор упомянутой книги «Дальними маршрутами»). Здесь мне хотелось бы также отметить боевую работу экипажа А. Иванова, впоследствии генерала, Героя Советского Союза, и его штурмана старшего лейтенанта Н. Терехина, стрелка-радиста И. Дегтярева, сбившего в воздушном бою два истребителя противника, экипаж старшего лейтенанта А. Шевелева и штурмана старшего лейтенанта И. Кутумова, летчика капитана В. Иконникова и штурмана старшего лейтенанта П. Шевченко, экипажи старших лейтенантов Б. Кочнева и С. Десятого.

Все они летали на боевых машинах конструкции Ильюшина».
***** 

К месту будет небольшая выдержка из «Дальних маршрутов» Крылова Алексея Ивановича /глава «Небо сурового Заполярья»/:

«…в середине сентября 1942 года движение конвоев возобновилось. Самолеты 36-й дивизии вновь перелетели на Север. На этот раз полки рассредоточили на двух аэродромах. Все полеты планировалось проводить в полярную ночь. Летный состав, имея достаточный опыт полетов ночью, был вполне подготовлен к действиям в таких условиях.

На этот раз командование 5-го немецкого воздушного флота рассредоточило свою авиацию и на побережье, особенно в глубине северной провинции Финляндии — Лапландии. Важными аэродромами на побережье по-прежнему оставались Киркенес, Хебугтен, Луостари, Банак, по которым в основном должен действовать 42-й полк; на юге Лапландии — аэродромы Алакуртти, Рованиеми, Кеми и Кемиярви — цели нашего, 455-го полка. Если северные авиационные базы предназначались для борьбы с конвоями союзников в Баренцевом море и на Кольской губе, то с южных гитлеровцы производили налеты на суда, находящиеся не только в районе Архангельска, но и на суда, продвигавшиеся с грузами на юг Белого моря».
*****

Ну, а теперь «обещанная», пусть и надоевшая /увы, без нее весь смысл моих потуг «насмарку»/ ХРОНИКА. Выпуск 3 «ХРОНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ», будет, как и в «Север-1» фоном, на котором увяжем события из ЖБД 36 АД, связанных с Оперативной группой «Север-2»:

<<< ХРОНИКИ >>>  7 .9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Из Исландии в Архангельск вышел союзный конвой PQ-18 в составе 34 союзных и шести советских транспортов и в охранении четырех эскадренных миноносцев, четырех корветов, четырех траулеров, трех тральщиков и корабля противовоздушной обороны. Кроме того, конвой сопровождался самолетами типа «Каталина». (Дело № 2361, л. 25; дело № 1735, л. 23 об.; дело № 1972. л. 21 об.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>>  8.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Союзный конвой PQ-18, вышедший 7 сентября из Исландии, был обнаружен самолетами-разведчиками противника. (Дело нив. № 1614, л. 52.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>>  9.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. К союзному конвою PQ-18, находившемуся в районе острова Ян Майен, присоединились авианосец, крейсер, пять эскадренных миноносцев, две подводные лодки и один тральщик. (Дело № 1614, л. 52.)

Авиация Северного флота с 9 сентября начала производить налеты на неприятельские аэродромы с целью обеспечения движения союзного конвоя.

Приданные из частей Военно-воздушных сил Красной Армии десять Р-5 в ночь на 9 сентября поодиночке и парами бомбардировали аэродром Луостари, сбросив с высоты 1200—1400 м 24 бомбы ФАБ-50, 30 АО-25, 444 АО-2,5 и 33 ампулы КС. Наблюдались шесть больших и 12 малых пожаров и два взрыва. (Дело № 1941, л. 23 об.)

С 5:10 до 6:18 шесть ПЕ-2 под прикрытием 12 истребителей вылетали бомбить аэродром Луостари, но он был закрыт облачностью. Поэтому два ПЕ-2 с высоты 5000 м сбросили 160 бомб АО-2,5 и 10 АО-10 по расчету времени, а остальные самолеты вернулись на свой аэродром с бомбами. В воздушном бою над Луостари наши истребители сбили одни Ме-109. (Дело ШТ № 1174, л. 174.)

Был отмечен усиленный радиообмен между базами противника Вильгельмсгафен, Берген, Тронхейм, Тромсе, Варде, Киркенес, Кеми и в адрес крупных кораблей. (Дело № 1941, л. 26 об.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>>  10.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Союзный конвой PQ-18 продолжал следовать из Исландии в Архангельск и находился в районе острова Ян Майен.

В 17:15 английская подводная лодка в ш — 69°13', д=15°36’ (в районе острова Андей) обнаружила эскадру крупных кораблей противника, в которую, по-видимому, входили крейсера «Admiral Scheer», «Admiral Hipper», «Кёльн» к шесть эскадренных миноносцев. Эскадра шла курсом 10°. Вдоль северного побережья Норвегии были обнаружены шесть сторожевых кораблей и два-три миноносца. (Дело инв. № 438, л. 1.)

По разведывательным данным, в районе вероятного движения союзного конвоя действовали пять немецких подводных лодок. (Дело инв. № 454. л. 3.)

Авиация Северного флота вследствие плохой погоды вела ограниченные действия по разведке кораблей противника в Баренцевом море и поиску подводных лодок на подходах к Кольскому заливу.

С 0:30 до 2:46 пять МБР-2 поодиночке и парами произвели налет на аэродром Луостари и Паркино и с высоты 2000—2200 м сбросили 19 бомб ФАБ-50, 40 АО-2,5, 2 САБ-50 и 4000 листовок. Разрывы бомб наблюдались в западной части аэродрома и в Паркино. (Дело ШТ № 1175, л. 6.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 11.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Союзный конвои PQ-18 продолжал движение в Норвежском море из Исландии в Архангельск.

В 7:30 английскими самолетами была обнаружена эскадра противника в Альтенфьорде в составе крейсеров «Admiral Scheer», «Admiral Hipper», «Кёльн», пяти эскадренных миноносцев, семи тральщиков и танкера. (Дело инв. № 432. л. 2.)

Ночью пять МБР-2 парами и поодиночке с высоты 2100 — 2200 м бомбардировали аэродром Луостарн, сбросив 30 бомб ФАБ-50 и 5 АО-2,5. Возникло два пожара, и был уничтожен один самолет противника. На рассвете девять ПЕ-2 в сопровождении шести ЛАГГ-3, двух ЯК-1 и четырех И-16 с высоты 4400 м сбросили на аэродром Луостарн 36 бомб ФАБ-100 и ЗАБ в кассетах; разрывы бомб наблюдались в районе стоянки самолетов, было отмечено много взрывов и пожаров; предположительно было уничтожено пять самолетов противника. Девять ПЕ-3 вылетали на бомбардировку аэродрома Лаксельвен, из них четыре в районе Ижма были атакованы истребителями противника и с задания не вернулись, а пять ПЕ-3 сбросили на аэродром 20 бомб ФАБ-50; разрывы бомб наблюдались в местах стоянки самолетов.

Один ДБ-Зф, вылетавший бомбить Лаксельвен, сбросил шесть ФАБ-100 и шесть ЗАБ-50 на Лиинахамари; в районе пристани было вызвано два пожара.

Приданные из Военно-воздушных сил Красной Армии десять Р-5 поодиночке и парами бомбардировали Луостари, сбросив 14 бомб ФАБ-50, 25 АО-2,5, 15 АО-15, 109 ЗАБ-25; наблюдались два пожара, предположительно, были уничтожены три самолета противника.
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 11.9.42 г. Ил-4. Якушево – Холмогоры. Дневной перелет. Налет: 2 часа 50 минут.

Эта запись указывает, когда экипажи 42 ап дд перелетели под Архангельск. Аэродром Холмогоры буквально в нескольких километрах от предыдущей «перевалочной базы», которой воспользовалась ОГ «Север-1» - Ягодники.
*****
 
<<< ХРОНИКИ >>> 12.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Конвой PQ-18 продолжал переход в Норвежском море в строе фронта десять кильватерных колонн, имея среднюю скорость 8 узлов. (Дело инв. № 1614, л. 52.)

В 19:20 семь ПЕ-2 в сопровождении четырех ЯК-1 и четырех ЛАГГ-З бомбили аэродром Луостари, сбросив 26 бомб ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 208 АО-2,5 и 15 ЗАБ-2,5. В районе цели самолеты были атакованы истребителями противника и обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии; один ПЕ-2 был сбит артиллерийским огнем и упал на территории противника, а другой ПЕ-2 сбит неприятельскими истребителями и упал на нашей территории; летчик выбросился на парашюте, а штурман и стрелок погибли. В воздушном бою самолетами ПЕ-2 были сбиты три Ме-109 и истребителями сопровождения также три Ме-109. Один ЛАГГ-З не вернулся на свой аэродром. (Дело ШТ № 1559, л. 60 об.)

В 11:00 один ДБ-Зф вылетел с задачей разведки до Тромсе, но дошел до ш=70°40', д=32°30' и вследствие низкой облачности возвратился на аэродром, не обнаружив противника. (Дело ШТ № 1175, л. 54.)

Подводная лодка «Щ-403», следуя из главной базы на позицию № 14 для прикрытия конвоя союзников, шла незакономерным зигзагом со скоростью 7 узлов в надводном положении. Ветер был 5 баллов, море—4 балла. В 19:03 в ш=71°09', д=33° 33' на курсе норд, на курсовом угле 60° правого борта, на дистанции около 1,5 каб. были обнаружены три торпеды; виден был не только след, но и сами торпеды, так как они оголялись между волнами. Подводная лодка сразу же уклонилась вправо и благодаря этому избежала попадания. Торпеды прошли: две по носу лодки в 150 и 20 м и одна—по корме в 30 м. После этого лодка повернула влево и продолжала движение тем же генеральным курсом. Остальную часть перехода командир лодки производил скрытно, днем под водой, в темное время в надводном положении. (Дело 1906, л. 20 об., 21.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 13.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. С 12:30 до 19:30 два самолета «Спитфайер» английской группы поодиночке производили разведку Альтенфьорда и в 13:13 фотографированием обнаружили на рейде один линейный корабль, два крейсера, три миноносца, три тральщика и один танкер противника. Самолет «Каталина», производивший разведку Баренцева моря, обнаружил в ш=72°08', д=24°30' немецкую подводную лодку курсом 120°; лодка погрузилась.

Действия авиации Северного флота вследствие плохой погоды были ограничены.

Погода в Баренцевом море: ветер — норд-вест 4—6 баллов; море — 4—5 баллов; облачность — 7—10 баллов: высота облаков — 200 — 600 видимость — до 6 миль; температура воздуха — плюс 1 минус 5°. (Дело № 1941, л. 36 об., 37.)

Конвои PQ-18, вышедший из Исландии в Архангельск 7 сентября в составе 40 транспортов, в течение 13 сентября подвергался усиленным атакам авиации и подводных лодок противника. В 5:30 самолеты-разведчики с авианосца конвоя обнаружили неприятельскую подводную лодку на траверзе 10-й колонны транспортов. В 7:35 по сигналу командира конвоя «самолеты противника в воздухе» четыре истребителя с авианосца поднялись в воздух и в 8:43 возвратились. В 8:51 немецкая подводная лодка потопила советский транспорт «Сталинград» и торпедой повредила английский транспорт, который после этого был оставлен командой, а позднее потоплен артиллерийским огнем кораблей эскорта. Корабли эскорта начали поиск подводной лодки и сбрасывание глубинных бомб. В 10:20 в воздухе были обнаружены самолеты противника типа «Блом Фосс»; в 11:00 с авианосца конвоя поднялись четыре истребителя.

В 13:25 22 неприятельских бомбардировщика безрезультатно атаковали из-за облаков транспорты конвоя, а после этого неоднократно пытались бомбить корабли эскорта и, в первую очередь, авианосец, который, как правило, менял свое место в строю после каждого обнаружения конвоя противником или боевого соприкосновения с ним. В 15:27 впереди по курсу были обнаружены пять немецких торпедоносцев на малой высоте. В 15:30 на носовых курсовых углах правого борта десятой колонны была замечена большая группа — около 40 вражеских торпедоносцев, шедших тремя эшелонами на высоте 15—20 м. Начались беспрерывные торпедные атаки неприятельских самолетов, которые продолжались до 16:00. В результате первой большой атаки торпедоносцев погибло восемь транспортов, в том числе советский — «Сухона». При отражении атаки, корабли сбили десять самолетов противника. Поврежденные транспорты, оставленные командами, но оставшиеся на плаву, были впоследствии потоплены артиллерийским огнем кораблей эскорта. В 19:40 конвой, имея в своем составе 30 транспортов, перестроился в восемь кильватерных колонн. В конце дня он был еще раз безрезультатно атакован группой торпедоносцев противника. (Дело №2361, л. 26, 29; дело инв. № 1614. л. 54. 55.)

По данным английской миссии, конвой PQ-18 в 22:30 находился в ш=76°22', д=12°53' ост (в районе между островами Медвежий и Шпицберген), имея курс 105° и ход 8 узлов. (Дело № 1941, л. 38.)

С подводной лодкой «К-2», находившейся на позиции в районе Танафьорда, была потеряна связь; предполагалось, что лодка находится в поврежденном состоянии. Командующий Северным флотом приказал командующему Военно-воздушными силами флота производить поиск этой лодки в пределах позиции в течение сентября месяца. (Дело ШТ № 1175, л. 64.)

В 9:38 корабли союзного конвоя QP-14 начали движение для выхода из Архангельска на Северо-Двинский рейд. В течение этого перехода английский транспорт «Ironclade» вследствие заклинения руля закупорил фарватер и задержал движение транспортов на два часа. Транспорт был на буксире отправлен обратно в Архангельск.

В 19:25 этот конвой в составе 15 транспортов и спасательного судна с эскортом: два эскадренных миноносца, два корабля противовоздушной обороны, четыре корвета, три тральщика и эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Куйбышев» вышел в море, имея назначение в Исландию. (Дело № 1941, л. 46.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 14.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Конвой PQ-18 в ночь на 14 сентября потерял один танкер, потопленный немецкой подводной лодкой. В течение дня неприятельская авиация и подводные лодки упорно преследовали конвой и в результате совместной атаки более 20 торпедоносцев с трех направлений и бомбардировщиков с разных высот был потерян еще один транспорт. Последующие атаки бомбардировщиков с большой высоты успеха не имели. При отражении атак огнем зенитной артиллерии было сбито семь самолетов противника и тринадцать повреждено. В воздушных боях погибли три английских истребителя. К концу суток конвой PQ-18 находился в районе острова Надежды. (Дело инв. № 1614, л. 53, 55, 56.)

Шесть ПЕ-3 патрулировали в районе Нордкап — Нордкин для перехвата немецких бомбардировщиков на пути к союзному конвою PQ-18, но не встретили их. Четыре ДБ-Зф с торпедами вылетали для удара по кораблям противника в Альтенфьорде, но ввиду плохой погоды возвратились, не выполнив задания.

Английские самолеты — два «Консолидейтед» поодиночке вылетали в море для разведки и в 11:00 в Альтенфьорде обнаружили два крейсера и два миноносца противника. После этого 23 «Хемпден» вылетали с торпедами для удара по неприятельским кораблям, но. не обнаружив их, возвратились на аэродром с торпедами. (Дело ШТ № 1559, л. 114 об.)

Союзный конвой QP-14, следовавший из Архангельска в Исландию, в 6:30 находился в районе острова Сосновец, а в 17:30 прошел мыс Б. Городецкий. (Дело ШТ № 1559, л. 112.)

С 7:00 самолеты «Харрикейн» и ПЕ-3 из Поноя начали вести разведку Северной части Белого моря и патрулирование для обеспечения конвоя QP-14. (Дело ШТ № 1559, л. 99.)

В 9:02 в районе острова Моржовец был обнаружен один Хе-111 на высоте 2000 м и в 11:50 — один Ю-88 курсом вест в 10 милях к норду от мыса Святой Нос. (Дело ШТ № 1559, л. 112.)
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 14.9.42 г. Ил-4. Холмогоры – Ваенга. Дневной перелет. Налет: 3 часа 10 минут.

Надо полагать, что группа 455 ап дд на аэродром Африканда перелетела также в этот день.

*****

<<< ХРОНИКИ >>>  15.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Конвой PQ-18 в течение дня успешно отражал атаки неприятельских самолетов и уклонялся от подводных лодок противника; потерь не было. В 22:00 конвои по счислению находился в ш = 75°55', д = 39°26' ост (в 470 милях на норд от мыса Святой Нос).

Союзный конвой QP-14, следовавший в Исландию, совершал переход в Баренцевом море навстречу конвою PQ-18 и атакам противника не подвергался. (Дело № 1941, л. 41; дело инв. № 1614. л. 56.)

16 ПЕ-3 парами патрулировали в районе мыс Нордкап — мыс Нордкин на путях полетов немецкой авиации к союзному конвою, но встреч с противником не было. В 12:42 в ш = 70°50', д = 29°00' самолеты обнаружили два транспорта и пять сторожевых кораблей курсом 300°.

Четыре ДБ-Зф вылетали для нанесения торпедного удара по вражеским кораблям в Альтенфьорде, но из-за плохой погоды до цели не дошли; с задания не вернулся один самолет.

11 ДБ-Зф ночью вылетали поодиночке бомбить аэродром Лаксельвен, но из-за плохой погоды до цели дошли только два самолета; один из них бомбардировал цель по расчету времени, а другой сбросил бомбы в окна облаков; наблюдались большие пожары. Остальные самолеты бомбили запасные цели в районах Инари, Фадеев и Тагенфоссен, где также возникли пожары. Одни ДБ-Зф бомбил Киркенес, но результата не наблюдал; одни ДБ-Зф бомбардировал аэродром Хебуктен и наблюдал большой взрыв и пожар. Два ДБ-Зф вылетали на прикрытие союзного конвоя, но не нашли его.

В течение ночи 13 Р-5 произвели удар по аэродрому Луостари, где возникло пять пожаров.

В 15:10 десять «Харрикейн», два «Томагаук» и два «Аэрокобра» вели воздушный бой с пятнадцатью Ме-109 и восемью М-110; в результате боя были сбиты четыре Ме-109 и потеряно пять «Харрикейн».

Группа самолетов—два «Спитфайер» — производила разведку кораблей противника в фьордах Норвегии и обнаружила в Альтенфьорде два крейсера, четыре миноносца и танкер. (Дело ШТ № 1559, л. 149, 149 об.)

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 1 от 15.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 15.9.42 произведено 11 самолетовылетов: 2 самолета бомбили основную цель аэродром Лаксельвен; 7 самолетов – г. Наутси, Инари, д. Тагенфоссен, аэродром Хебугтен, г. Киркенес; 1 самолет задание не выполнил по метеоусловиям; 1 самолет с задания не вернулся /Оношко/. Сброшено бомб: 90 шт. ФАБ-100. Боевой налет составил 26 часов 07 мину. Результат бомбометания – 4 пожара. Над всеми аэродромами на высоте 2500 – 3500 м экипажи обстреливались интенсивным огнем ЗА и МЗА. На аэродроме Лаустари наблюдали ночной старт, полеты не производились. На аэродроме Лаксельвен на высоте 4000-6500 м экипажи обстреливались слабым огнем ККЗА.
*****

Сразу в памяти всплывает фрагмент из письма штурмана Николая Стогина к своему другу Иллариону Горбунову, попавших в плен в 42-ом порознь, но вместе из него бежавших:

«…  Только подумать, что нас за Лодзью ожидал в Германии Матхаузен. Это был бы нам конец и в самом лучшем изломанная жизнь. Из Матхаузена вернулись после войны три мои однополчанина: летчики Абрапов, Оношко и штурман Карпушин.
      
Оношко был у меня в гостях, он живет не далеко от меня. У него 73 боевых вылета, а на него в районе смотрят только как на сдавшегося в плен».

Но трагедия с пленением летчика 455 ап дд случится ни в этот раз. На ресурсе «Память народа» находим, что Оношко Семен Никитович, 1908 г.р., летчик 455 ап дд 36 ад дд, мл. лейтенант был награжден орденом «Красное знамя» 10 апреля 1943 г. /Приказ АДД №: 145/н от 10.04.1943 [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 682527, Д. 37]. Дата окончания службы: 18.12.1945 г.


Из Наградного листа узнаем, что «Действуя в интересах северного фронта по уничтожению аэродрома противника – Лаксельвен 14.9.42 года в составе экипажа штурмана звена лейтенанта Селиванова, стрелка-радиста ст. сержанта Антонникова и воздушного стрелка Щигорцева над целью был сбит зенитным огнем, но благодаря мужеству и отваги сумел подать команду экипажу, с тем чтобы покинуть горящий самолет и сам выбросился на парашюте. Приземлившись на территории Норвегии вместе со штурманом за 38 суток добрался до своей территории. После выздоровления снова вступил в боевую работу и совершил… 31 боевой успешно выполненный вылет…» И только 13.6.43 г. летчик Оношко не вернется с боевого задания [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 18001, Д. 731]

Селиванов Василий Яковлевич, 1920 г.р., штурман звена 455 ап дд 36 ад дд, лейтенант, также был награжден за норвежскую одиссею орденом «Красное знамя» /Приказ АДД №: 145/н от 10.04.1943 [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 682527, Д. 37]/. Дата окончания службы: 04.10.1946 г.

Антонников Иван Иванович, 1919 г.р., стрелок-радист 455 ап дд 36 ад дд, ст. сержант, 14.09.1942 г. не вернулся с боевого задания, пропал без вести. [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655]

Щигорцев Александр Егорович, 1916 г.р., воздушный стрелок 455 ап дд 36 ад дд, сержант, 14.09.1942 г. не вернулся с боевого задания, пропал без вести. [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655]
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 15.9.42 г. Ил-4. Боевой вылет. Ночной. Налет: 6 часа 20 минут.

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 2 от 16.9.42, Север-2, б/х Грязня: В ночь на 16.9.42 произведено 11 самолетовылетов. 2 самолета сопровождали караваны судов. 6 самолетов бомбардировали аэродром Лаксельвен; 1 самолет бомбардировал аэродром <?>алмак; 2 самолета боевое задание не выполнили – сбросили бомбы на пассив. Всего сброшено 66 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50, 1шт. РРАБ-3 с 13 шт. АО-25. Боевой налет составил: днем 45 часов 10 минут; ночью – 33 часа 08 минут. Результат <бомбометания> - 3 пожара.

На высоте 2000-3000 м на аэродроме Лаксельвен экипажи обстреляны интенсивным огнем ККЗА, МЗА и ЗП при 4 прожекторах. Самолет № 7119 /летчик Васильев/ имеет три осколочных пробоины в триммере руля и две в правой плоскости.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 16.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Авиация Северного флота производила усиленные действия с целью обеспечения перехода морем союзных конвоев PQ-18 и PQ-14.

Пять МБР-2 бомбардировали аэродром Луостари, сбросив 28 бомб ФАБ-50, 10 ЗАБ-10, 50 АО-2,5; наблюдались три пожара. Один МБР-2 произвел вынужденную посадку на своей территории. Три ДБ-Зф вылетали нанести торпедный удар по кораблям противника, но задания не выполнили из-за плохой погоды.

Два ПЕ-2 атаковали торпедоносец противника До-18 в ш = 71°10’, д = 32°30'; атакованный самолет сбросил в море две торпеды и с горящим мотором ушел в облака.

Девять ДБ-Зф вылетали бомбить аэродром Лаксельвен; шесть из них задание выполнили и наблюдали три очага пожара; два самолета вследствие неблагоприятной погоды до цели не дошли и один возвратился из-за неисправности мотора.

Два ДБ-Зф вылетали на прикрытие конвоев, но задания не выполнили вследствие плохой погоды.

Самолеты 14-й армии Р-5 бомбардировали аэродромы Луостари и Хебуктен, сделав 16 самолетовылетов, и наблюдали 19 пожаров.

Два «Спитфайер» английской группы, производя разведку моря, обнаружили в Альтенфьорде крейсера «Admiral Scheer», «Admiral Hipper», «K;ln», три эскадренных миноносца и танкер противника. (Дело №1941, л. 43. 43 об., 44.)

В 22:00 эскадренные миноносцы «Гремящий» и «Сокрушительный» вышли в море для встречи конвоя PQ-18 на параллели 72° и для усиления эскорта на переходе в Архангельск. (Дело № 1941, л. 43.)

Конвой PQ-18 в 22:00 находился в ш = 73°45', д = 46°40' (в 130 милях на вест от входа в Маточкин Шар) и следовал курсом 180°. (Дело № 1941, л. 43.)

Часть эскорта конвоя PQ-18 — крейсер, авианосец, корабль Противовоздушной обороны, двенадцать эскадренных миноносцев и две подводные лодки — отделилась от этого конвоя для прикрытия, следовавшего из Архангельска в Исландию, конвоя QP-14. (Дело № 2361, л. 25.) Для прикрытая конвоя QP-14 с аэродрома Поной было сделано 25 самолетовылетов ПЕ-3. Два ПЕ-3, вылетавшие в 16:30 на прикрытие, конвоя, потеряли ориентировку; экипаж одного самолета выбросился на парашютах в районе реки Това (13 миль западнее Инцы); второй самолет упал в районе Лапоминского канала (на подходах к Архангельску); экипаж погиб, самолет разбился.

Радиоразведка обнаружила четыре подводные лодки противника в районе 60 миль к весту от пролива Маточкнн Шар.

В 9:45 в ш=71°33', д=50°55' (в районе губы Белушья) была обнаружена немецкая подводная лодка. (Дело № 1941, л. 45, 46.)

Два МБР-2 авиагруппы Северного отряда в 45 милях на вест от губы Белушья обнаружили и атаковали глубинными бомбами подводную лодку противника. (Дело № 6775, л. 15.)

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 3 от 17.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 17.9.42 произведено 12 самолетовылетов. 2 самолета сопровождали караван судов /днем/. 6 самолетов бомбардировали аэродром Алакурти; 1 самолет - аэродром Кулоярви, 1 самолет боевое задание не выполнил и с бомбами возвратился на свой аэродром. Всего сброшено бомб: 77 шт. ФАБ-100, 10 шт. ЗАБ-50, 2шт. РРАБ-3 с 13 шт. АО-25, 12 шт. ЗАБ-2,5. Боевой налет составил: днем – 7 часов 40 минут; ночью – 20 часов 30 минут. Результат <бомбометания> - 7 пожаров.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 17.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Погода в Баренцевом море: ветер — норд-ост 3 балла; море — 3 балла; видимость — 5—8 миль; высота облаков — 300 м; облачность — 8 баллов, дымка.

Авиация Северного флота из-за плохой погоды вела ограниченные боевые действия. Один ПЕ-2, производя разведку моря, обнаружил в ш = 71°00', д = 29°21' семь транспортов противника курсом 310°.

Два ПЕ-3 вылетали для патрулирования в районе полуостров Рыбачий — Варде с целью перехвата вражеских самолетов, действовавших против конвоя PQ-18.

В течение ночи на 17 сентября два ИЛ-4 вылетали на разведку и бомбили аэродром Лаксельвен. Один ИЛ-4 из-за плохой погоды задания не выполнил; второй - бомбардировал аэродром Наутси и наблюдал на нем большой пожар.

Три ИЛ-4 вылетали бомбить аэродром Кеми-ярви, но эту цель бомбардировали только два самолета; на аэродроме возник пожар; третий самолет сбросил бомбы на запасную цель — железнодорожную станцию Куоло-ярви и наблюдал разрыв бомб в районе цели. Пять ИЛ-4 бомбардировали аэродром Алакуртти, где также возникли пожары.

Один самолет «Каталина» (английской группы) вылетал на разведку моря вдоль побережья Северной Норвегии, но противника не обнаружил. (Дело № 1941, л. 49 об.)

С 7:12 до 8:31 и с 10:53 до 12:32 из Поноя было произведено два самолетовылета ПЕ-3 для поиска конвоя PQ-18; конвой не был обнаружен вследствие тумана. (Дело ШТ № 1560, л. 40.)

В полдень эскадренные миноносцы «Гремящий» и «Сокрушительный» после непродолжительного поиска обнаружили корабли конвоя PQ-18 и начали их конвоирование. Транспорты шли в строе нескольких кильватерных колонн, каждый транспорт нес по одному аэростату воздушного заграждения. Несмотря на неблагоприятные условия погоды, вражеские самолеты Ю-88 непрерывно «сопровождали» конвои с рассвета до темноты, держась вне дальности зенитной артиллерии кораблей. (Дело № 6528, л. 2.)

После встречи обоих конвоев действия подводных лодок противника со второй половины суток были перенесены, в основном, против конвоя QP-14, следовавшего в Англию. (Дело инв. № 454, л. 3.)

В 10:00 сторожевой корабль № 28 вышел на поиск кораблей противника в районе мыс Бритвин — мыс Саханина (остров Новая Земля). (Дело № 1941, л. 51 об.)

В 18:00 эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Урицкий» вышли из Иоканки в район мыса Канин Нос для встречи конвоя PQ-18. (Дело № 1941, л. 51.)

На курсах движения конвоев PQ-18 и QP-14 радиоразведка обнаружила семь-восемь подводных лодок противника.

В 22:00 17 сентября союзные конвои находились: PQ-18 — в ш=70°34', д=46°40', курс 180°, скорость 8 узлов; QP-14 —в ш=75°55', д=40 46', курс 270°. (Дело № 1941, л. 49.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 18.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. Конвой QP-14, следовавший в Англию, преследовали пять подводных лодок противника. (Дело инв. № 454, л. б.)

Конвои PQ-18 утром находился в районе мыса Канин Нос; в охранение конвоя вступили вышедшие из Иоканки эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Урицкий». (Дело № 6528, л. 2).

Погода в этом районе: сплошная облачность высотою 800—1000 м; море — 2—3 балла; ветер—слабый до умеренного; видимость—средняя, слабая дымка.

С наступлением рассвета прилетел один Ю-88 и находился в районе конвоя, а в 10:10 прилетел второй самолет.

В 10:30 с эскадренного миноносца «Гремящий» справа по корме на горизонте была обнаружена группа неприятельских торпедоносцев (Хе-111 н Ю-88), шедших на бреющем полете и выходивших в атаку на конвой прямо с кормы. Концевые корабли конвоя первыми открыли огонь, усиливая его по мере приближения торпедоносцев. «Гремящий» открыл огонь по вражеским самолетам из орудий главного калибра всем бортом и из 76-мм орудий с дистанции около 70 каб.

Большая часть торпедоносцев прорвалась к конвою; каждый сбросил по две торпеды, упавшие в 2—3 каб. от концевых транспортов.

После этого неприятельские самолеты, не изменяя курса и высоты, прошли между колоннами транспортов в голову конвоя и затем, отворачивая влево, попадали под огонь кораблей эскорта и транспортов. Некоторые самолеты шли прямо на корабли, ведя по ним пушечно-пулеметный огонь, стремясь подавить личный состав, после чего пройти над кораблями. Однако подавить огонь кораблей им не удавалось, и самолеты, не долетая до кораблей, или отворачивали влево, или, уничтоженные огнем, падали в море. Почти одновременно с атакой торпедоносцев корабли эскорта и транспорты конвоя были атакованы самолетами Ю-88; по выходе из облаков эти самолеты пытались перейти в пике, но интенсивный огонь 37-мм автоматов и 76-мм орудий, а также пулеметов заставил их отказаться от этих попыток и снова уйти в облака. В результате атаки один транспорт (американский «Kentucky») был подорван торпедой в 15 милях на норд-вест от мыса Канин Нос. Транспорт не потерял хода и, оставшись после взрыва на ровном киле, повернул на обратный курс и вышел из строя конвоя; команда оставила транспорт сразу же после его поворота на обратный курс. Английский сторожевой корабль расстрелял этот транспорт в течение 10 минут артиллерийским огнем, а немецкий бомбардировщик сбросил на него бомбы.

По окончании атаки торпедоносцев с транспортов было расстреляно шесть парашютистов, спустившихся из-за облаков. Через 40 минут атака торпедоносцев повторилась с того же направления. Торпедоносцы шли двумя эшелонами один за другим (двенадцать и шесть самолетов) с интервалом одна минута и были встречены интенсивным огнем; часть самолетов была сбита, но основная группа (около десяти) прорвалась к конвою и сбросила торпеды; попаданий не было. Во время атаки с одного из транспортов был поднят в воздух с катапульты один «Харрекейн», который рассеял строй торпедоносцев противника. Один торпедоносец сейчас же был сбит пулеметным огнем английского истребителя. После отхода торпедоносцев, неприятельские бомбардировщики также ушли от конвоя. (Дело № 6528, л. 3, 3 об.)

Всего было сбито 15 самолетов противника; из них эскадренный миноносец «Гремящий» сбил два, «Сокрушительный» — два и «Куйбышев» — один самолет.

Корабли охраны шли малым ходом (10 узлов), применяя противолодочный зигзаг. (Дело № 1955, л. 33 об.)

Место конвоя PQ-18 на 18:00 было: ш=67°55', д=41°22' (в районе маяка Б. Городецкий). (Дело ШТ № 1560, л. 92.)

Авиация Северного флота интенсивно действовала по обеспечению перехода союзных конвоев.

14 ПЕ-3 парами вылетали на патрулирование в Баренцевом море на пути полетов неприятельской бомбардировочной авиации к конвоям. В 11:26 два ПЕ-3 в ш=69°40', д = 37°30' атаковали один Ю-88, который, беспорядочно спросив торпеду, ушел в облака. В 11:35 два ПЕ-3 в районе Сеть-Наволок атаковали еще один Ю-88 с тем же результатом. Один ДБ-Зф с торпедой вылетел для удара по кораблям противника в Альтенфьорде, но из-за плохой погоды возвратился, не выполнив задания. Два ДБ-Зф вылетали для патрулирования в море на пути бомбардировщиков противника, но встречи с ними не имели. Шесть самолетов «Каталина» (английской группы) вели разведку и поиск подводных лодок противника по курсу конвоя PQ-18. Два МБР-2 вели поиск неприятельских подводных лодок на подходах к главной базе флота, но противника не обнаружили. (Дело ШТ № 1560, л. 94, 94 об.)

Авиация Беломорской военной флотилии с аэродрома Поной с 11:01 до 17:55 произвела десять самолетовылетов ПЕ-3 и два самолетовылета ПЕ-2 для прикрытия конвоя PQ-18; встречи с противником не было. (Дело ШТ № 1560, л. 91.)

В 15:00 девять немецких самолетов в ш=68°55', д=45°40' (в 55 милях от мыса Канин Нос) бомбили тральщики № 32 и 37, сбросив 30 бомб; на тральщике № 32 были выведены из строя эхолот, магнитный компас и был убит краснофлотец. (Дело № 1941, л. 52 об.)

Четыре сторожевых катера находились в противолодочной обороне на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. Тральщик № 61 производил контрольное траление подходов к Архангельску.

Два английских тральщика продолжали траление фарватера в Горле Белого моря.

Дивизион речных тральщиков и дивизион речных тральщиков-катеров производили траление рейдов и фарватеров на подходах к Архангельску и Молотовску. Два тральщика закончили траление в районе мыс Б. Городецкий — мыс Канин Нос и вышла на контрольное траление в район мыс Канин Нос — остров Колгуев.

В 15:45 спасательное судно «Шквал» в охранения двух катеров МО вышло из Иоканки в район гибели и аварии транспортов конвоя PQ-18. (Дело № 1941, л. 52 об., 53.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 19.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. По данным радиоразведки, в районе ш=72°З1', д=25°29' были отмечены шесть подводных лодок противника; предполагалось, что эти лодки направлялись в базы северо-западной Норвегии. (Дело ЩТ № 1175, л. 214.)

Немецкие самолеты были обнаружены: в 5:58 в районе мыса Воронов — один бомбардировщик курсом 340°; в 6:47 в районе мыса Никодимский — неопознанный самолет курсом 148°, на высоте 400 м; в 8:15 в районе Поной — мыс Б. Городецкий — один Ю-88 курсом 360°, на высоте 500 м. (Дело ШТ № 1560, л. 120.)

В 15:47 один Ю-88 пролетел на бреющем полете в районе острова Сосковец; на перехват его вылетали два «Харрикейн», но встречи с ним не было.

Для прикрытия конвоя PQ-18 с 11:25 до 18:45 ПЕ-3 сделали 18 самолетовылетов, «Харрикейн» и «Томагаук» — тоже 18 и «Каталина» — 2. Тральщики и речные тральщики флотилии производили траление подходов к Архангельску и Молотовску и архангельских рейдов, но мин не обнаружили. Семь сторожевых катеров осуществляли противолодочную оборону на Северо-Двинском рейде и четыре катера — на рейде Молотовска. (Дело № 1941, л. 56.)

В 18:30 на Северо-Двинский рейд прибыл союзный конвой PQ-18 в составе 27 транспортов из числа 40, вышедших из Исландии. На переходе до меридиана острова Медвежий конвой сопровождался крейсерами в качестве дальнего прикрытия, а до меридиана 46°40'— шестнадцатью эскадренными миноносцами, авианосцем и кораблем противовоздушной обороны, в качестве ближнего прикрытия; корабли дальнего и ближнего прикрытия от указанных меридианов возвращались обратно и осуществляли прикрытие QP-14. Прикрытие дополнялось семью английскими и пятью советскими подводными лодками, развернутыми на наиболее вероятных путях следования эскадры противника к конвоям.

Из Англии были перебазированы 23 торпедоносца типа «Хемпден» для действий по неприятельской эскадре; в распоряжение Военно-воздушных сил Северного флота на время операции была придана также авиация Карельского фронта и Архангельского военного округа.

Всего за время перехода из Исландии погибло 13 транспортов, из них только один в оперативной зоне Северного флота. Из 13 погибших транспортов девять были потоплены торпедоносцами, один — подводной лодкой, два подорваны подводными лодками и после этого потоплены артиллерийским огнем кораблей эскорта, один подорван торпедоносцем и после этого потоплен артиллерийским огнем корабля эскорта.

Операция по обеспечению конвоя PQ-18 показала, что при решительных действиях сил прикрытия и достаточных мерах предварительного боевого обеспечения нейтрализация сил противника достигается, а удары авиации и подводных лодок врага сравнительно легко отражаются умелой организацией боевого порядка и огня конвоя с большими для противника потерями.

Ввиду штормовой погоды лоцманов на транспорты конвоя доставить не удалось, и конвой PQ-18 остался в море. (Дело № 6175, л. 32 об.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 20.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. В ночь на 20 сентября десять ДБ-Зф вылетали бомбить вражеские аэродромы Рованиеми и Алакуртти, но до Рованиеми дошли только шесть самолетов, которые сбросили бомбы по цели и вызвали там пожары и взрывы. Остальные четыре ДБ-Зф из-за неисправности материальной части до Рованиеми не дошли и бомбили Алакуртти, где тоже возникли пожары. Один ДБ-Зф с задания не вернулся. (Дело № 1941. л. 58, 58 об.)

В 15:52 немецкая авиация двумя группами общим количеством 24 Ю-88 пыталась бомбить транспорты конвоя PQ-18 на Северо-Двинском рейде. Налет отражали истребители 104-й авиадивизии и 95-го и 13-го авиаполков. Произошло пять воздушных боев, в результате которых были сбиты два Ю-88, упавшие в море. Авиация противника, беспорядочно сбросив бомбы, отошла курсом 270°. (Дело № 1941, л. 58 об.)

В 10:30 одни транспорт конвоя пытался пройти фарватером в Архангельск и сел на мель на бровке канала в районе Березового Бара. В 18:20 суда конвоя PQ-18 начали движение с Северо-

Двинского рейда в Архангельск. Два транспорта при входе в Березовый Бар сели на мель. Проводка судов задерживалась сильным штормом. (Дело № 1941, л. 59.)

В 9:50 эскадренные миноносцы «Гремящий», «Сокрушительный», «Урицкий» и «Куйбышев», сопровождавшие конвой PQ-18, прибыли в Архангельск для приемки топлива. (Дело № 1941, л. 59.)

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 4 от 20.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 20.9.42 произведено 10 самолетовылетов на бомбардировку: 5 – аэродрома Рованиеми; 2 – аэродром Алакуртти /один из них сел вынуждено в районе Беломорска/, 3 – аэродром Алакуртти <задание не выполнили> из-за матчасти. Всего сброшено 83 шт. ФАБ-100, 5шт. РРАБ-3 с 52 шт. АО-25, 120 шт. ЗАБ-2,5. Боевой налет <составил> 19 часов 00 минут. Результат <бомбометания> - 10 пожаров, 2 взрыва.
На высоте 3500 м над Рованиеми экипажи <были> обстреляны слабым огнем ЗА, после сброса бомб огонь ЗА усилился.
На высоте 2000-3000 м над Алакурти экипажи обстреляны огнем ЗА до 8 орудий и ККЗП.

*****

<<< ХРОНИКИ >>> 21.9.42 г. Обеспечение союзных конвоев. С 13:27 до 17:00 английский самолет «Спитфайер», производя разведку северной Норвегии, в 15:00 обнаружил в Альтенфьорде крейсера «Admiral Hipper» и «K;ln» и несколько эскадренных миноносцев противника. (Дело ШТ № 1176, л. 13.)

В течение ночи самолеты 36-й авиадивизии ИЛ-4 трижды бомбардировали аэродром Алакуртти, сбросив с высоты 4200 — 6000 м три бомбы ФАБ-250, 191 ФАБ-100, 46 АО-25, 46 АО-15, 240 АО-2,5 и 360 ЗАБ-2,5. На аэродроме были отмечены 20 пожаров и десять сильных взрывов; два ИЛ-4 не вернулись на свою базу. (Дело № 1941, л. 62.)

С 14:38 до 15:43 десять немецких самолетов пытались прорваться в район Архангельска, но до города дошли только семь, из них четыре Ю-88. Они атаковали транспорты конвоя PQ-18 на Северодвинском рейде, сбросив 15 бомб, из которых три не взорвались; повреждений и жертв не было. Для отражения налета был произведен 41 самолетовылет «Харрикейн» и «Томагаук» 104-й истребительной авиадивизии и 22 самолетовылета ПЕ-3 95-го и 13-го авиаполков. (Дело № 1941, л. 64.)

20 транспортов из состава конвоя PQ-18 были введены на внутренний рейд Архангельска, четыре — в Молотовск и три оставались на мели на внешнем рейде (сдрейфовали в результате шторма).

Для обеспечения транспортов, сидевших на мели, были оставлены английский корабль Противовоздушной обороны, тральщик и эскадренный миноносец «Куйбышев». Тральщик «Т-104» производил траление на Северо-Двинском рейде электромагнитным и акустическим тралами.

Пять речных тральщиков и шесть тральщиков-катеров тралили фарватеры и рейды главной базы и район остров Муравый — маяк Северо-Двинский. Мин не было обнаружено. (Дело № 1941, л. 64, 64 об.)

Конвой QP-14, шедший из Белого моря в Исландию, в 22:00 находился по счислению в ш = 70°42', д= 12°00' вест (в районе острова Ян Манен) и следовал курсом 225°. В этом районе конвой был атакован подводными лодками противника, в результате чего погибли эскадренный миноносец «Somali», тральщик «Leda» и три транспорта. Конвой ни разу не подвергался атакам авиации. (Дело № 1941, л. 62, 63, 77 об.)

По сообщению английской миссии, во время перехода конвоя PQ-18 кораблями эскорта и транспортами было сбито 40 самолетов противника и потоплены две его подводные лодки; кроме того, большое количество немецких самолетов и четыре подводные лодки были повреждены.

Нашей авиацией за период операции по прикрытию конвоя PQ-18 было сбито до 20 самолетов противника и не менее 20 уничтожено на аэродромах. Большие потери авиации, по-видимому, заставили противника отказаться от ударов авиацией по конвою QP-14 и значительно сократить налеты на Мурманск и Архангельск. (Дело № 1941, л. 77 об.; дело № 1972, л. 22 об.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 5 от 21.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 21.9.42 произведено 23 самолетовылетов: 22 самолета бомбардировали аэродром Алакуртти, 1 самолет с боевого задания не вернулся /Белоусов/. Всего сброшено 3 шт. ФАБ-250, 201 шт. ФАБ-100, 10 шт. РРАБ-3 с 46 шт. АО-25, 46 шт. АО-15, 240 шт. АО-2,5, 360 шт. ЗАБ-2,5. Боевой налет <составил> 25 часов 21 минут. Результат <бомбометания> - 17 пожаров, 8 взрывов. Самолет № 9188 сбит ЗА противника – летчик майор Головатенко тяжело ранен, штурман ст. лейтенант Мельниченко, стрелок-радист Гребенцов, стрелок сержант Зизетко – погибли.

На высоте 4000-6700 м экипажи обстреливались интенсивным огнем ЗА до 16 орудий, расположенных большей частью на северо-западной окраине аэродрома. 4 самолета подверглись преследованию и атакам ночных истребителей в районе цели и своего аэродрома во время посадки. Тип не опознан.

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 21.9.42 г. Ил-4. Боевой вылет. Ночной. Налет: 2 часа 35 минут. Задание не выполнено.
*****

< Экипаж майора Головатенко>
 
Мельниченко Карп Васильевич, 1913 г.р., 455 ап дд, 36 ад дд, штурман АЭ, капитан, погиб 20.09.1942 г. Первичное место захоронения: Мурманская обл., ст. Зашеек [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655].

Гребенцов Петр Гаврилович, 1914 г.р., 455 ап дд, 36 ад дд, начальник связи АЭ, мл. лейтенант, погиб 20.09.1942 г. Первичное место захоронения: Мурманская обл., ст. Зашеек [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655].
Из ресурса «Дорога памяти»: «…участник советско-финляндской войны, награждён орденом Красного Знамени. В начале Великой Отечественной войны - старшина, стрелок-радист 53 дбап. В июне 1941 г. сбил «Мессершмитт». Участник налетов на Берлин. В сентябре 1942г. - мл.лейтенант, начальник связи АЭ.
Погиб 20.09.1942 г. в ходе вылета на Алакуртти в экипаже В.А. Головатенко».

Зизетко Алексей Засимович, 1920 г.р, 455 ап дд, 36 ад дд, воздушный стрелок, красноармеец, погиб 20.09.1942 г. Первичное место захоронения: Мурманская обл., ст. Зашеек [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655].

<Экипаж капитана Белоусова>

Тимохин Петр Семенович, 1916 г.р., 455 ап дд, 36 ад дд, штурман звена, ст. лейтенант, погиб 20.09.1942 г.  [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655].

Поляков Николай Николаевич, 1921 г.р., 455 ап дд, 36 ад дд, стрелок-радист, ст. сержант, погиб 20.09.1942 г.  [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655].

Карнаев Иван Иванович, 1921 г.р, 455 ап дд, 36 ад дд, воздушный стрелок, сержант, погиб 20.09.1942 г.  [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 818883, Д. 1655].

3 сентября 1942 г. сержант Карнаев был представлен к правительственной награде. Из Наградного листа: «…делу партии Ленина-Сталина и социалистической родине предан. Дисциплинирован. Пользуется авторитетом среди товарищей, участвует на фронте борьбы с германским фашизмом с 22.6.41 г. За время отечественной войны имеет 25 боевых вылетов, из них 15 ночью. Летал по уничтожению матчасти самолетов противника на аэродромах ЩИГРЫ и ЛАКСЕЛЬВЕН. /Норвегия/, по разрушению ж-д. узлов КУРСК, РЖЕВ, ВЯЗЬМА, СЕБЕЖ, БЕЖЕЦК. Один боевой вылет совершил на военно-промышленный объект КЕНИГСБЕРГ. Полет производился в трудных метеоусловиях, но несмотря на это цель была поражена. При выполнении боевых заданий тов. КАРНАЕВ сбросил над территорией временно занятой противником около 1000000 листовок. Материальную часть вооружения знает и отлично ее эксплуатирует. Зорко следит за воздухом, охраняет свой экипаж, летает в составе экипажа: летчика ст. лейтенанта БЕЛОУСОВА, штурмана мл. лейтенанта ЦЕТЛИНА и стрелка радиста ст. сержанта ПОЛЯКОВА. Все боевые задания его экипажем выполнялись отлично.

За отличное выполнение боевых заданий командования в борьбе против германского фашизма и проявленное при этом мужество и отвагу, представляю тов. Карнаев к правительственной награде орден «КРАСНАЯ 3ВЕ3ДA»

Как заметит внимательный читатель, сержант Карнаев - участник ОГ «Север-1». Но, как всегда, руководство дивизии посчитало нужным наградить воздушного стрелка лишь медалью «За боевые заслуги»…
*****


Рецензии