Словарный дистант

Новую буквологическую игру, логично продолжающую ранее разработанные «Биллворд» (2018) и «Глагольф» (2020), я назвал «Словарный дистант» прежде всего потому, что основные параметры, по которым оценивается успех в этой игре, представляют собой СЛОВАрные СЛОВА, а также показатель ДИСТАНЦИИ. Название новой игры основано на игре слов: понятие словарного диктанта хорошо известно и школьникам начальной школы, и учителям начального образования. Напомним, что словарный диктант представляет собой ряд словарных слов, которые диктуются учителем и которые ученик должен записать в тетрадь без орфографических ошибок… В игре «Словарный дистант» за ошибки или неправильные действия, как и в школе, снижаются баллы, а точнее, начисляются штрафные баллы, ещё точнее – баллы приплюсовываются сопернику, как это происходит, например, в некоторых видах игры в бильярд… На бильярдном столе тоже можно играть в «Словарный дистант», но это не основной вариант… Обычный стол размером от полутора и более метров, застеленный однотонным материалом, близким по фактуре к сукну бильярдного стола, плюс подготовленные пинг-понговые шарики с буквами – вот обычные вполне доступные условия для игры в «Словарный дистант». Можно воспользоваться и спортивным ковриком, как на Фото 1.

Слово «дистант» стало широко известным по причине перехода образования на дистанционный режим в марте 2020 года в связи с пандемией. Слова «диКтант» и «диСтант» отличаются друг от друга минимально – одной буквой, и это каламбурно и весело сближает слова. В буквологической игровой поэзии подобные пары слов с заменой буквы называются метаграммами: ручка / речка, оценка / сценка и т.п. В играх с буквами – буквологических играх – применяются и метаграммы, и анаграммы, и логогрифы, и многие другие приёмы работы со словом, которые, кроме тренировки логического мышления и расширения знаний о языке, помогают составить в процессе игры более длинное слово и в итоге победить!..

Поскольку наиболее близкими «родственниками», оказавшими влияние на «Словарный дистант», стали игры в петанк и биллворд (словесный бильярд), то далее – для универсальности описания – шарики от настольного тенниса для «Словарного дистанта» мы будем называть шарами. Также это придаст оттенок солидности новой игры, которая находится типологически в ряду буквологических игр, пользующихся более-менее равноценным распределением букв по своим элементам, будь то шары, мячи, кубики и т.п. Возможно, уважительное слово «шар» создаст новый добрый жаргон, который будет способствовать соответственно более уважительному отношению участника и к игре, и к партнёру, и к сопернику…

В связи с близостью к петанку, возможен и другой каламбурный вариант названия новой игры – «Словарный петанк», кстати, рифмуется с начальным вариантом названия «Словарный дистант».

В отличие от правила соблюдения дистанции при пандемии, в игре «Словарный дистант» напротив – чем ближе дистанция между обычными шарами и шаром-джокером, тем лучше. Как и в петанке, одна из целей игры «Словарный дистант» – поставить свои шары как можно ближе к специальному шару, выставляемому в самом начале игры примерно в центр игрового поля. В петанке этот шар называется «кошонет» («поросёнок», фр.), в «Словарном Дистанте» и в других буквологических играх – джокер, потому что этот шар можно использовать как вспомогательный, как любую букву (букву, которой не хватает) для составления нового зачётного слова в процессе игры.

Чем длиннее найденное слово, тем большее число баллов можно получить: за одну букву составленного слова даётся один балл. Все слова должны входить в один избранный большой СЛОВАРЬ современного русского языка: ср. название игры «СЛОВАРный дистант». Слова должны быть нарицательными существительными в форме единственного числа именительного падежа, без уменьшительно-ласкательных и приравненных к ним суффиксов. Подробнее о зачётных словах см.: Бубнов А.В. Словесные шахматы и другие буквологические игры. Курск, 2018.

Зачётные слова ищутся с помощью анаграммирования – составления слов из отдельных букв, которые видятся на шарах из одной точки (ракурса): точную фиксацию можно сделать с помощью фотографии, однако может быть достаточно судейского решения – судья становится рядом и проверяет наличие букв и слова в целом, смотря из той же точки пространства, что и игрок, когда он видит набор букв для составления зачётного слова; при этом допускается, что даже если хотя бы часть буквы виднеется, то эта буква может быть использована при составлении слова. Нельзя использовать более чем одну букву из одного и того же шара для одного зачётного слова. Джокер тоже не исключение, из него можно взять только одну букву для слова, но зато эта буква может быть любой. В составлении слов могут быть использованы как свои шары, так и шары соперника – никаких ограничесний по этой части нет.

Составленное слово нужно произнести и последовательно показать судье шары, внимательно следя за тем, чтобы один и тот же шар не повторялся дважды или большее число раз. Указывать на шары можно карандашом, ручкой, короткой указкой либо просто рукой.

В товарищеских и тренировочных партиях можно обходиться и без судьи, пользуясь принципами консенсуса – соперник должен согласиться (например, кивком головы) с тем, что данное зачётное слово присутствует в расположении шаров или согласиться с другим действием или решением противоположной стороны. Заранее можно договориться, как будут решаться спорные случаи…

В «Словарный дистант» играют как индивидуально, так и командами. Предпочтительнее, чтобы команда состояла из двух человек и – желательно – из родственников (семейные команды): во-первых, в условиях пандемии постоянно общающимся родственникам разрешается не соблюдать дистанцию и общаться вплоть до шептаний на ушко, а это нужно, чтобы соперники не услышали замеченных новых слов в возникшем расположении шаров; во-вторых, родственники априори лучше и быстрее понимают друг друга; в-третьих, команда из двух человек – в отличие от 3-х и более – быстрее общается и договаривается о новых действиях. Всё это делает игру динамичнее. По опыту первых апробаций, одну игру по сокращённым правилам можно провести примерно за 15-20 минут. Естественно, самая первая игра, когда происходит знакомство с правилами, проходит дольше…

В отличие от глагольфа, пользующегося мячами для большого тенниса и клюшками от гольфа, в «Словарном Дистанте» сокращается и физическая, и временная дистанция между телом участника и предметом игры (шаром, мячом): шар выводится на игру не с помощью клюшки, а простым знакомым с детства щелчком пальцев («щелбаном»), что практически упраздняет обучение – каждый участник, впервые осваивающий игру, априори готов сделать вполне точный первый удар. Соответственно, и подготовка к удару происходит быстрее, а игра в целом от этого – динамичнее.

Для «Словарного дистанта» нужно подготовить не только шары, но и стол для игры. В отличие от петанка и глагольфа, «Словарный дистант» проходит на игровом столе, покрытом материалом, приближающимся по фактуре к сукну бильярдного стола. Можно в качестве эксперимента попробовать сыграть и непосредственно на бильярдном столе, однако правила «Словесного дистанта» разработаны для более распространенного случая, когда можно использовать практически любой более или менее большой стол, желательно от полутора метров по минимальной стороне.

В отличие от бильярдного стола, шары в «Словарном дистанте» могут гораздо чаще падать на пол, и за это предусмотрены штрафные баллы. Участник не должен что есть силы щёлкать пальцем по шару: игра тренирует именно соизмерение относительной силы и точности удара, чтобы поставить свой шар ближе к джокеру. Итог по части «дистанта» подсчитывается в конце игры (фрейма) по правилам игры в кёрлинг: игрок или команда получает в этом компоненте столько баллов, сколько своих шаров в итоге находятся ближе к джокеру, чем самый близкий к джокеру из шаров соперника. Сокращённый регламент подразумевает всего 1 фрейм в партии.

Если рассматривать более полный регламент, то в целом игра может состоять из 2-х, 4-х или 8-ми фреймов, по договорённости. Именно при таких условиях соперники начинают игру (фрейм) одинаковое число раз, при этом ровно посередине партии меняясь комлектами шаров.

Как известно из шахмат, «белые начинают…». Всего шаров 16, из них 8 белых и 8 оранжевых – шары именно этих двух цветов можно найти в большом количестве в наборах предметов для игры в настольный теннис. Команда, которой по жребию достались белые шары, начинает игру (фрейм). Шар-джокер, имеющий отличную от всех окраску, ставится судьёй приблизительно в центр стола. Если стол большой, то допускается выставление джокера немного ближе от центра стола к единой линии старта – к тому краю стола, от которого можно щелчком направлять шары в поле. Линия старта распространяется на всю сторону стола – от угла до угла. Игрок для старта может установить шар на любом месте линии старта, при этом проксимальные фаланги кисти руки должны быть расположены за краем стола или над краем стола, а пястные кости – над поверхностью стола; упор – на ребро ладони; указательный (или средний) палец упирается в подушечку большого пальца, а при последующем ударе (щелчке) – распрямляется и бьёт по шару (допускается использование палочек по типу кия, в этом случае удар будет подобен бильярдному, когда шар находится у борта бильярдного стола).

Шар на линии старта устанавливается таким образом, чтобы специальная чёрная точка (кружок) была в верхней части шара.

Участники игры (команды) по очереди направляют свои шары с линии старта как можно ближе к джокеру (впрочем, тактика ударов может варьироваться). Разрешаются соударения шаров друг с другом и с джокером, лишь бы шары не падали. Если по вине одной из команд (одного из участников) произошло падение шара (шаров), то объявляется «стоп-игра», позиция не восстанавливается, у ошибившейся команды на один ход отнимается право зачётного слова (равно слову «пас»), а противоположная команда (участник) получает бонусные баллы по количеству упавших шаров и тут же снова направляет все упавшие шары (и свои шары, и шары соперника) с линии старта в поле, при этом последовательность вывода на игру упавших шаров может быть любой, на усмотрение команды, получившей эту возможность. После вывода на игру всех упавших шаров игра возобновляется. Выигрывшая баллы команда за счёт ошибок соперника имеет право заявить зачётное слово после очередного своего хода, а не после выведения на игру упавших шаров. Если при выставлении упавших шаров снова упали шары, то снова начисляются штрафные-бонусные баллы, и описанная выше процедура повторяется.

Оба соперника (обе команды) первыми двумя ударами должны вывести на игру по одному гласному и по одному согласному шару. Третьи шары и все дальнейшие могут быть любыми и в любом порядке. После своего 4-го удара первая команда уже может сказать первое зачётное слово либо сказать «пас» и отложить своё слово на следующий ход. Напомним, что обе соперничающие стороны могут сказать до 3-х зачётных слов, а зачтено будет только самое длинное слово; сколько букв в слове, столько баллов получает участник (команда). Зачётное слово либо передача хода («пас») всегда произносятся только после очередного выведения шара на игру. Как только заканчиваются шары, подводится итог игры (фрейма).

Иными словами, в каждом фрейме (игре) даётся по 3 попытки составления зачётного слова – нарицательного существительного в форме единственного числа именительного падежа. Судья записывает названные слова в протокол матча. Все 3 попытки назвать слово можно взять в любой момент очередного фрейма, начиная от 4 удара и каждый раз только после очередного выведения шара на игру, то есть на 5 ударов (с 4-го по 8-й) даётся 3 попытки: такая свобода нужна для тактических вариаций, которые могут избрать себе команды по ходу как фрейма, так и матча в целом, если матч состоит из нескольких фреймов. Очевидно, что чем ближе конец фрейма, тем чаще будут попытки составления наиболее длинного слова, так как в целом количество букв возрастает. Однако одна из команд может опередить другую и назвать очевидное длинное слово, которое может сформироваться уже к середине фрейма, при том, что к концу фрейма положение букв может и не улучшиться в сторону составления потенциально более длинных слов.

В итоге во фрейме или всей игре (если игра из одного фрейма) победитель «Словарного дистанта» определяется по сумме трёх показателей: словарному, дистантному, а также бонусов за ошибки соперника. Все три показателя были рассмотрены выше.

Каждый вид действия в игре следует регламентировать временем, либо судья по своему ощущению может иметь право поторапливать игроков в случае затягивания времени, например, при поиске зачётных слов.

Аналогично биллворду, на каждый шар для «Словарного дистанта» наносится по 4 буквы (кроме джокера). Расположение и направления (верх/низ) букв на мячах единообразные: буквы написаны как бы на условной замкнутой широкой ленте по «экватору» шара (аналогично шарам в биллворде); это делается с целью упорядочивания визуального представления (образа) каждого буквенного шара, чтобы участник игры мог «прогнозировать» если не саму букву, то расположение той или иной буквы на противоположной стороне шара и этим облегчить нахождение более длинного зачётного слова, а именно это приветствуется как в «Словарном дистанте», так и в других буквологических играх..

Распределение букв по шарам производится с учётом частотности букв в письменном тексте, а также с учётом сочетаемости букв между собой в словах (существительных): редко встречающиеся буквы (Ч, Ш, Ь, Э и др.) представлены по 1 разу, наиболее частотные буквы (А, О, С, Н и др.) представлены до 5 раз (в комплекте из 16 шаров), причём суммарная частотность букв каждого шара сопоставима внутри групп шаров с гласными и групп шаров с согласными буквами. Такая дифференциация по гласным / согласным нужна для уменьшения случайности в процессе игры и для большей справедливости в определении победителя, хотя, конечно, отдельно взятый шар, когда он останавливается после удара, может повернуться к наблюдателю (с любой точки) любой условной стороной, однако сумма подобных «векторов» теоретически стремится к условному «нулю», при этом соотношение гласных / согласных остаётся практически неизменным.

Первый опыт подобного буквенного распределения был осуществлён при разработке бубиков в 2005 году (cм.: Бубнов А.В. Игры в бубики (буквенные кубики Бубнова). Новый класс игр «Словесно-игрового многоборья» («СИМ»): методическое пособие. Курск: Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2010; 1-е изд. – 2005 год). Подобное распределение букв разработано и для литер латиницы, а также сделана попытка объединённого латино-кириллического варианта, который может быть применён в геймификации уроков не только родного (русского), но и иностранного языка, см.: Бубнов А.В. Введение в литерологическую компаративистику (на примере литерологических игр) // Журналистика. Культура. Социум – 2011: сборник статей IX межвузовской научно-практической конференции (Курск, 25-26 мая 2011 года). В 2 ч. Ч.1 / под ред. Н.С. Степановой; Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. Курск, 2011. С. 61-74.

При распределении букв по шарам учитывалась «цена» буквы и статистика букв в буквологических играх типа «Scrabble» (в русском варианте «Эрудит / Словодел»).

В целом 16 шаров подразделяются на 6 шаров с гласными буквами и 10 шаров с согласными буквами. Соотношение 3/5 приближается к статистическому соотношению гласных и согласных букв в письменном тексте на русском языке. Шары могут быть не только чисто гласными или согласными, но и смешанными по набору букв. В целом удалось добиться такого распределения букв по шарам обоих цветов (для двух соперничающих сторон), что каждая из сторон имеет именно по 3 условно гласных и по 5 условно согласных шара, причём распределение букв как по частотности, так и по составу приблизительно одинаковое. В любом случае, небольшая разница в распределении по тем или иным параметрам компенсируется большим диапазоном уникального набора букв, которые видны в течение игры наблюдателем с одной и той же точки. Но если учесть правило, что допускается и даже приветствуется поиск и составление слов участником игры от любой точки вокруг стола, то начальное распределение шаров по командам практически не имеет такого значения, какое представляют собой точность выведения шаров на игру, тактика, быстрое логическое и комбинаторное мышление, умение взаимодействовать в команде и другие качества, благодаря которым достигается победа в игре. Соответственно, все эти качества совершенствуются в процессе игр, кроме того, приумножается словарный запас, поддерживается орфографическая грамотность и т.п.

Аналогично бубикам (буквенным кубикам, разработанным мною в 2005 году), порядок расположения букв на шарах имеет такие же, как и в бубиках, дидактические задачи лучшего усвоения групп букв и связанных с ними звуков, что особенно актуально для младшей школы (а также для изучения русского языка как иностранного). Например, на мяче №2 буквы Э и Е [йЭ] расположены рядом, аналогично располагаются рядом и другие подобные пары с йотированными гласными. Особую значимость приобретает буква Ё в связи с многочисленными ошибками, связанными с неправильным (необязательным) её употреблением: свЁкла (не свеклА), но афЕра (не афЁра) и т.п. Поэтому буква Ё располагается рядом не только с буквой О, но и с буквой Е (мяч №4), что, в числе прочего, послужит для педагога ненавязчивым поводом для рассказа, как в некие давние времена стали говорить не «сЕстры», а «сЁстры», а форма «сЕстры» осталась только в церковно-славянском языке…

В распределении и соседстве букв на «согласных» шарах в дидактических целях учтены пары, различающиеся по звонкости / глухости, группы сонорных и т.п.

В любом случае, согласно основам теории вероятностей и математической статистики (с этим предметом тоже можно знакомить школьников в процессе игры), в любой момент игры сочетание расположения мячей вместе с «поворотами» букв на них будут образовывать уникальный и каждый раз новый состав для нахождения зачётных слов и творческого поиска, в том числе в контексте концепции «БИП / Буквологической Игровой Поэзии» с её творческими формами и заданиями…

На Фото 1 запечатлён один из моментов тестирования игры «Словарный дистант». В качестве поля для игры был использован спортивный коврик. Одна из участниц игры – обладательница оранжевых шаров – делает свой 6-й ход после 6-го хода белых. Белые сейчас выигрывают дистант у оранжевых со счётом 2:0 – два белых шара с буквами Д и О находятся явно ближе к зелёному джокеру, чем ближайшие к нему оранжевые шары с буквами Т и О, те, что правее. Задача белых в данный момент провести оранжевый шар (на фото он в движении и размыт) мимо своего же самого дальнего от точки съёмки (на нём виден логотип производителя) и попасть в левую часть другого оранжевого (с буквами В и Ф), чтобы тот стал ближе к джокеру, а может быть, даже попал в белые шары с буквами Д и О и отбросил хотя бы один из них в сторону от джокера, а может, и оба.

Левый белый шар с буквой Ы оказался в ауте после того, как в него ударился оранжевый за ход до этого момента. В данном тестировании этот белый шар решено было оставить там же и условно считать в игре, но по более строгим правилам белые должны были получить дополнительный балл (штрафной для оранжевых) и тут же внеочередным ходом ввести шар с буквой Ы вновь в игру.

Самый дальний белый шар остался там потому, что в один из предыдущих ходов белые перед щелчком не рассчитали и задели пальцем шар, а это уже было засчитано как удар, это примерно как в бильярде.

Можно использовать это фото как итоговое, иллюстрирующее суммарную методику подсчёта баллов игры (фрейма). Самое длинное слово у белых получилось из 5 букв – ПОЧТА: корень ПОЧТ составлен из 4 шаров, находящихся на фото слева, буква А берётся из джокера. Самое длинное слово у оранжевых получилось на 1 букву больше, из 6 букв – ПОВТОР. По части «словарного…» 0:1 в пользу оранжевых. По части «…дистанта» 2:0 в пользу белых: 2 белых шара ближе к джокеру. Штраф тоже в пользу белых 1:0. Итог игры 3:1 в пользу белых.


Рецензии
Материал из серии описания новых буквологических игр - от словесных шахмат до тетралогоса...

Александр Бубнов   12.01.2021 00:02     Заявить о нарушении
Новую буквологическую игру, логично продолжающую ранее разработанные «Биллворд» (2018) и «Глагольф» (2020), я назвал «Словарный дистант» прежде всего потому, что основные параметры, по которым оценивается успех в этой игре, представляют собой СЛОВАрные СЛОВА, а также показатель ДИСТАНЦИИ. Название новой игры основано на игре слов: понятие словарного диктанта хорошо известно и школьникам начальной школы, и учителям начального образования. Напомним, что словарный диктант представляет собой ряд словарных слов, которые диктуются учителем и которые ученик должен записать в тетрадь без орфографических ошибок… В игре «Словарный дистант» за ошибки или неправильные действия, как и в школе, снижаются баллы, а точнее, начисляются штрафные баллы, ещё точнее – баллы приплюсовываются сопернику, как это происходит, например, в некоторых видах игры в бильярд… На бильярдном столе тоже можно играть в «Словарный дистант», но это не основной вариант… Обычный стол размером от полутора и более метров, застеленный однотонным материалом, близким по фактуре к сукну бильярдного стола, плюс подготовленные пинг-понговые шарики с буквами – вот обычные вполне доступные условия для игры в «Словарный дистант». Можно воспользоваться и спортивным ковриком, как на Фото 1.

Слово «дистант» стало широко известным по причине перехода образования на дистанционный режим в марте 2020 года в связи с пандемией. Слова «диКтант» и «диСтант» отличаются друг от друга минимально – одной буквой, и это каламбурно и весело сближает слова. В буквологической игровой поэзии подобные пары слов с заменой буквы называются метаграммами: ручка / речка, оценка / сценка и т.п. В играх с буквами – буквологических играх – применяются и метаграммы, и анаграммы, и логогрифы, и многие другие приёмы работы со словом, которые, кроме тренировки логического мышления и расширения знаний о языке, помогают составить в процессе игры более длинное слово и в итоге победить!..

Поскольку наиболее близкими «родственниками», оказавшими влияние на «Словарный дистант», стали игры в петанк и биллворд (словесный бильярд), то далее – для универсальности описания – шарики от настольного тенниса для «Словарного дистанта» мы будем называть шарами. Также это придаст оттенок солидности новой игры, которая находится типологически в ряду буквологических игр, пользующихся более-менее равноценным распределением букв по своим элементам, будь то шары, мячи, кубики и т.п. Возможно, уважительное слово «шар» создаст новый добрый жаргон, который будет способствовать соответственно более уважительному отношению участника и к игре, и к партнёру, и к сопернику…

В связи с близостью к петанку, возможен и другой каламбурный вариант названия новой игры – «Словарный петанк», кстати, рифмуется с начальным вариантом названия «Словарный дистант».

В отличие от правила соблюдения дистанции при пандемии, в игре «Словарный дистант» напротив – чем ближе дистанция между обычными шарами и шаром-джокером, тем лучше. Как и в петанке, одна из целей игры «Словарный дистант» – поставить свои шары как можно ближе к специальному шару, выставляемому в самом начале игры примерно в центр игрового поля. В петанке этот шар называется «кошонет» («поросёнок», фр.), в «Словарном Дистанте» и в других буквологических играх – джокер, потому что этот шар можно использовать как вспомогательный, как любую букву (букву, которой не хватает) для составления нового зачётного слова в процессе игры.

Чем длиннее найденное слово, тем большее число баллов можно получить: за одну букву составленного слова даётся один балл. Все слова должны входить в один избранный большой СЛОВАРЬ современного русского языка: ср. название игры «СЛОВАРный дистант». Слова должны быть нарицательными существительными в форме единственного числа именительного падежа, без уменьшительно-ласкательных и приравненных к ним суффиксов. Подробнее о зачётных словах см.: Бубнов А.В. Словесные шахматы и другие буквологические игры. Курск, 2018.

Зачётные слова ищутся с помощью анаграммирования – составления слов из отдельных букв, которые видятся на шарах из одной точки (ракурса): точную фиксацию можно сделать с помощью фотографии, однако может быть достаточно судейского решения – судья становится рядом и проверяет наличие букв и слова в целом, смотря из той же точки пространства, что и игрок, когда он видит набор букв для составления зачётного слова; при этом допускается, что даже если хотя бы часть буквы виднеется, то эта буква может быть использована при составлении слова. Нельзя использовать более чем одну букву из одного и того же шара для одного зачётного слова. Джокер тоже не исключение, из него можно взять только одну букву для слова, но зато эта буква может быть любой. В составлении слов могут быть использованы как свои шары, так и шары соперника – никаких ограничесний по этой части нет.

Составленное слово нужно произнести и последовательно показать судье шары, внимательно следя за тем, чтобы один и тот же шар не повторялся дважды или большее число раз. Указывать на шары можно карандашом, ручкой, короткой указкой либо просто рукой.

В товарищеских и тренировочных партиях можно обходиться и без судьи, пользуясь принципами консенсуса – соперник должен согласиться (например, кивком головы) с тем, что данное зачётное слово присутствует в расположении шаров или согласиться с другим действием или решением противоположной стороны. Заранее можно договориться, как будут решаться спорные случаи…

В «Словарный дистант» играют как индивидуально, так и командами. Предпочтительнее, чтобы команда состояла из двух человек и – желательно – из родственников (семейные команды): во-первых, в условиях пандемии постоянно общающимся родственникам разрешается не соблюдать дистанцию и общаться вплоть до шептаний на ушко, а это нужно, чтобы соперники не услышали замеченных новых слов в возникшем расположении шаров; во-вторых, родственники априори лучше и быстрее понимают друг друга; в-третьих, команда из двух человек – в отличие от 3-х и более – быстрее общается и договаривается о новых действиях. Всё это делает игру динамичнее. По опыту первых апробаций, одну игру по сокращённым правилам можно провести примерно за 15-20 минут. Естественно, самая первая игра, когда происходит знакомство с правилами, проходит дольше…

В отличие от глагольфа, пользующегося мячами для большого тенниса и клюшками от гольфа, в «Словарном Дистанте» сокращается и физическая, и временная дистанция между телом участника и предметом игры (шаром, мячом): шар выводится на игру не с помощью клюшки, а простым знакомым с детства щелчком пальцев («щелбаном»), что практически упраздняет обучение – каждый участник, впервые осваивающий игру, априори готов сделать вполне точный первый удар. Соответственно, и подготовка к удару происходит быстрее, а игра в целом от этого – динамичнее.

Для «Словарного дистанта» нужно подготовить не только шары, но и стол для игры. В отличие от петанка и глагольфа, «Словарный дистант» проходит на игровом столе, покрытом материалом, приближающимся по фактуре к сукну бильярдного стола. Можно в качестве эксперимента попробовать сыграть и непосредственно на бильярдном столе, однако правила «Словесного дистанта» разработаны для более распространенного случая, когда можно использовать практически любой более или менее большой стол, желательно от полутора метров по минимальной стороне.

В отличие от бильярдного стола, шары в «Словарном дистанте» могут гораздо чаще падать на пол, и за это предусмотрены штрафные баллы. Участник не должен что есть силы щёлкать пальцем по шару: игра тренирует именно соизмерение относительной силы и точности удара, чтобы поставить свой шар ближе к джокеру. Итог по части «дистанта» подсчитывается в конце игры (фрейма) по правилам игры в кёрлинг: игрок или команда получает в этом компоненте столько баллов, сколько своих шаров в итоге находятся ближе к джокеру, чем самый близкий к джокеру из шаров соперника. Сокращённый регламент подразумевает всего 1 фрейм в партии.

(с) Бубнов А.В., 2021.

Александр Бубнов   12.01.2021 00:05   Заявить о нарушении
Если рассматривать более полный регламент, то в целом игра может состоять из 2-х, 4-х или 8-ми фреймов, по договорённости. Именно при таких условиях соперники начинают игру (фрейм) одинаковое число раз, при этом ровно посередине партии меняясь комлектами шаров.

Как известно из шахмат, «белые начинают…». Всего шаров 16, из них 8 белых и 8 оранжевых – шары именно этих двух цветов можно найти в большом количестве в наборах предметов для игры в настольный теннис. Команда, которой по жребию достались белые шары, начинает игру (фрейм). Шар-джокер, имеющий отличную от всех окраску, ставится судьёй приблизительно в центр стола. Если стол большой, то допускается выставление джокера немного ближе от центра стола к единой линии старта – к тому краю стола, от которого можно щелчком направлять шары в поле. Линия старта распространяется на всю сторону стола – от угла до угла. Игрок для старта может установить шар на любом месте линии старта, при этом проксимальные фаланги кисти руки должны быть расположены за краем стола или над краем стола, а пястные кости – над поверхностью стола; упор – на ребро ладони; указательный (или средний) палец упирается в подушечку большого пальца, а при последующем ударе (щелчке) – распрямляется и бьёт по шару (допускается использование палочек по типу кия, в этом случае удар будет подобен бильярдному, когда шар находится у борта бильярдного стола).

Шар на линии старта устанавливается таким образом, чтобы специальная чёрная точка (кружок) была в верхней части шара.

Участники игры (команды) по очереди направляют свои шары с линии старта как можно ближе к джокеру (впрочем, тактика ударов может варьироваться). Разрешаются соударения шаров друг с другом и с джокером, лишь бы шары не падали. Если по вине одной из команд (одного из участников) произошло падение шара (шаров), то объявляется «стоп-игра», позиция не восстанавливается, у ошибившейся команды на один ход отнимается право зачётного слова (равно слову «пас»), а противоположная команда (участник) получает бонусные баллы по количеству упавших шаров и тут же снова направляет все упавшие шары (и свои шары, и шары соперника) с линии старта в поле, при этом последовательность вывода на игру упавших шаров может быть любой, на усмотрение команды, получившей эту возможность. После вывода на игру всех упавших шаров игра возобновляется. Выигрывшая баллы команда за счёт ошибок соперника имеет право заявить зачётное слово после очередного своего хода, а не после выведения на игру упавших шаров. Если при выставлении упавших шаров снова упали шары, то снова начисляются штрафные-бонусные баллы, и описанная выше процедура повторяется.

Оба соперника (обе команды) первыми двумя ударами должны вывести на игру по одному гласному и по одному согласному шару. Третьи шары и все дальнейшие могут быть любыми и в любом порядке. После своего 4-го удара первая команда уже может сказать первое зачётное слово либо сказать «пас» и отложить своё слово на следующий ход. Напомним, что обе соперничающие стороны могут сказать до 3-х зачётных слов, а зачтено будет только самое длинное слово; сколько букв в слове, столько баллов получает участник (команда). Зачётное слово либо передача хода («пас») всегда произносятся только после очередного выведения шара на игру. Как только заканчиваются шары, подводится итог игры (фрейма).

Иными словами, в каждом фрейме (игре) даётся по 3 попытки составления зачётного слова – нарицательного существительного в форме единственного числа именительного падежа. Судья записывает названные слова в протокол матча. Все 3 попытки назвать слово можно взять в любой момент очередного фрейма, начиная от 4 удара и каждый раз только после очередного выведения шара на игру, то есть на 5 ударов (с 4-го по 8-й) даётся 3 попытки: такая свобода нужна для тактических вариаций, которые могут избрать себе команды по ходу как фрейма, так и матча в целом, если матч состоит из нескольких фреймов. Очевидно, что чем ближе конец фрейма, тем чаще будут попытки составления наиболее длинного слова, так как в целом количество букв возрастает. Однако одна из команд может опередить другую и назвать очевидное длинное слово, которое может сформироваться уже к середине фрейма, при том, что к концу фрейма положение букв может и не улучшиться в сторону составления потенциально более длинных слов.

В итоге во фрейме или всей игре (если игра из одного фрейма) победитель «Словарного дистанта» определяется по сумме трёх показателей: словарному, дистантному, а также бонусов за ошибки соперника. Все три показателя были рассмотрены выше.

Каждый вид действия в игре следует регламентировать временем, либо судья по своему ощущению может иметь право поторапливать игроков в случае затягивания времени, например, при поиске зачётных слов.

Аналогично биллворду, на каждый шар для «Словарного дистанта» наносится по 4 буквы (кроме джокера). Расположение и направления (верх/низ) букв на мячах единообразные: буквы написаны как бы на условной замкнутой широкой ленте по «экватору» шара (аналогично шарам в биллворде); это делается с целью упорядочивания визуального представления (образа) каждого буквенного шара, чтобы участник игры мог «прогнозировать» если не саму букву, то расположение той или иной буквы на противоположной стороне шара и этим облегчить нахождение более длинного зачётного слова, а именно это приветствуется как в «Словарном дистанте», так и в других буквологических играх..

(с) Бубнов А.В., 2021.

Александр Бубнов   12.01.2021 00:07   Заявить о нарушении
Распределение букв по шарам производится с учётом частотности букв в письменном тексте, а также с учётом сочетаемости букв между собой в словах (существительных): редко встречающиеся буквы (Ч, Ш, Ь, Э и др.) представлены по 1 разу, наиболее частотные буквы (А, О, С, Н и др.) представлены до 5 раз (в комплекте из 16 шаров), причём суммарная частотность букв каждого шара сопоставима внутри групп шаров с гласными и групп шаров с согласными буквами. Такая дифференциация по гласным / согласным нужна для уменьшения случайности в процессе игры и для большей справедливости в определении победителя, хотя, конечно, отдельно взятый шар, когда он останавливается после удара, может повернуться к наблюдателю (с любой точки) любой условной стороной, однако сумма подобных «векторов» теоретически стремится к условному «нулю», при этом соотношение гласных / согласных остаётся практически неизменным.

Первый опыт подобного буквенного распределения был осуществлён при разработке бубиков в 2005 году (cм.: Бубнов А.В. Игры в бубики (буквенные кубики Бубнова). Новый класс игр «Словесно-игрового многоборья» («СИМ»): методическое пособие. Курск: Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2010; 1-е изд. – 2005 год). Подобное распределение букв разработано и для литер латиницы, а также сделана попытка объединённого латино-кириллического варианта, который может быть применён в геймификации уроков не только родного (русского), но и иностранного языка, см.: Бубнов А.В. Введение в литерологическую компаративистику (на примере литерологических игр) // Журналистика. Культура. Социум – 2011: сборник статей IX межвузовской научно-практической конференции (Курск, 25-26 мая 2011 года). В 2 ч. Ч.1 / под ред. Н.С. Степановой; Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. Курск, 2011. С. 61-74.

При распределении букв по шарам учитывалась «цена» буквы и статистика букв в буквологических играх типа «Scrabble» (в русском варианте «Эрудит / Словодел»).

В целом 16 шаров подразделяются на 6 шаров с гласными буквами и 10 шаров с согласными буквами. Соотношение 3/5 приближается к статистическому соотношению гласных и согласных букв в письменном тексте на русском языке. Шары могут быть не только чисто гласными или согласными, но и смешанными по набору букв. В целом удалось добиться такого распределения букв по шарам обоих цветов (для двух соперничающих сторон), что каждая из сторон имеет именно по 3 условно гласных и по 5 условно согласных шара, причём распределение букв как по частотности, так и по составу приблизительно одинаковое. В любом случае, небольшая разница в распределении по тем или иным параметрам компенсируется большим диапазоном уникального набора букв, которые видны в течение игры наблюдателем с одной и той же точки. Но если учесть правило, что допускается и даже приветствуется поиск и составление слов участником игры от любой точки вокруг стола, то начальное распределение шаров по командам практически не имеет такого значения, какое представляют собой точность выведения шаров на игру, тактика, быстрое логическое и комбинаторное мышление, умение взаимодействовать в команде и другие качества, благодаря которым достигается победа в игре. Соответственно, все эти качества совершенствуются в процессе игр, кроме того, приумножается словарный запас, поддерживается орфографическая грамотность и т.п.

Аналогично бубикам (буквенным кубикам, разработанным мною в 2005 году), порядок расположения букв на шарах имеет такие же, как и в бубиках, дидактические задачи лучшего усвоения групп букв и связанных с ними звуков, что особенно актуально для младшей школы (а также для изучения русского языка как иностранного). Например, на мяче №2 буквы Э и Е [йЭ] расположены рядом, аналогично располагаются рядом и другие подобные пары с йотированными гласными. Особую значимость приобретает буква Ё в связи с многочисленными ошибками, связанными с неправильным (необязательным) её употреблением: свЁкла (не свеклА), но афЕра (не афЁра) и т.п. Поэтому буква Ё располагается рядом не только с буквой О, но и с буквой Е (мяч №4), что, в числе прочего, послужит для педагога ненавязчивым поводом для рассказа, как в некие давние времена стали говорить не «сЕстры», а «сЁстры», а форма «сЕстры» осталась только в церковно-славянском языке…

В распределении и соседстве букв на «согласных» шарах в дидактических целях учтены пары, различающиеся по звонкости / глухости, группы сонорных и т.п.

В любом случае, согласно основам теории вероятностей и математической статистики (с этим предметом тоже можно знакомить школьников в процессе игры), в любой момент игры сочетание расположения мячей вместе с «поворотами» букв на них будут образовывать уникальный и каждый раз новый состав для нахождения зачётных слов и творческого поиска, в том числе в контексте концепции «БИП / Буквологической Игровой Поэзии» с её творческими формами и заданиями…

На Фото 1 запечатлён один из моментов тестирования игры «Словарный дистант». В качестве поля для игры был использован спортивный коврик. Одна из участниц игры – обладательница оранжевых шаров – делает свой 6-й ход после 6-го хода белых. Белые сейчас выигрывают дистант у оранжевых со счётом 2:0 – два белых шара с буквами Д и О находятся явно ближе к зелёному джокеру, чем ближайшие к нему оранжевые шары с буквами Т и О, те, что правее. Задача белых в данный момент провести оранжевый шар (на фото он в движении и размыт) мимо своего же самого дальнего от точки съёмки (на нём виден логотип производителя) и попасть в левую часть другого оранжевого (с буквами В и Ф), чтобы тот стал ближе к джокеру, а может быть, даже попал в белые шары с буквами Д и О и отбросил хотя бы один из них в сторону от джокера, а может, и оба.

Левый белый шар с буквой Ы оказался в ауте после того, как в него ударился оранжевый за ход до этого момента. В данном тестировании этот белый шар решено было оставить там же и условно считать в игре, но по более строгим правилам белые должны были получить дополнительный балл (штрафной для оранжевых) и тут же внеочередным ходом ввести шар с буквой Ы вновь в игру.

Самый дальний белый шар остался там потому, что в один из предыдущих ходов белые перед щелчком не рассчитали и задели пальцем шар, а это уже было засчитано как удар, это примерно как в бильярде.

Можно использовать это фото как итоговое, иллюстрирующее суммарную методику подсчёта баллов игры (фрейма). Самое длинное слово у белых получилось из 5 букв – ПОЧТА: корень ПОЧТ составлен из 4 шаров, находящихся на фото слева, буква А берётся из джокера. Самое длинное слово у оранжевых получилось на 1 букву больше, из 6 букв – ПОВТОР. По части «словарного…» 0:1 в пользу оранжевых. По части «…дистанта» 2:0 в пользу белых: 2 белых шара ближе к джокеру. Штраф тоже в пользу белых 1:0. Итог игры 3:1 в пользу белых.

(с) Бубнов А.В., 2021.

Александр Бубнов   12.01.2021 00:07   Заявить о нарушении