Продуктивная реакция исправления для клептомана

Реакция родственников и приятелей на воровство людей может быть либо деструкивной, либо продуктивной, когда они помогают людям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция – та, которая не только помогает человеку укравшему осознать надежды на возможную честность, но и понять, почему это так важно.
Воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди людей с воровскими наклонностями и при клептомании.
Четыре шага для предотвращения воровства
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения клептомана, вора.
Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:
Что произошло?
Где и когда это случилось?
С кем был клептоман?
Почему он украл?
Лучше всего начать с нашей реакцией, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. И обратитесь к клептоману, например с вопросом: «Я огорчился, когда увидел у тебя эту пропавшую вещь, ведь она не твоя. Как она попала к тебе?». Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял её?»
Важно запомнить два «не» в вашем поведении.
Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно.
Во-вторых, не обвиняйте клептомана в воровстве и не называйте его воришкой.
Обвинения никогда не решат проблему, а клептоман начнет обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите клептоману и вору свои взгляды на честность. Постарайтесь, чтобы человек понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои этого человека. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, - очень плохо. Если это близкий человек, то договоритесь, чтобы не брать чужие вещи, та как необходимо доверять друг другу, уважать собственность других и договориться всегда спрашивать разрешение , прежде чем что-то одолжить. Клептоману и вору часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придётся объяснять человеку идею права собственности и уважения к ней.
Необходимо обсудить с клептоманом и вором возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия в круге общения и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу вызываю полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите и с клептоманом и вором о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, что вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Клептоманы и воры часто не задумываются о пагубных последствиях своего воровства. Постарайтесь поставить клептомана и вора на место жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут его вещи. Если клептоман или вор, то можно разыграть ситуацию с его любимой вещью. Якобы украв его любимую вещь, спросите: «Что бы он почувствовал, если бы украли его необходимую для него вещь? Это было бы справедливо?». Если это ваш клептоман- подросток или подросток-вор можно спросить: « Представь, что ты жертва воровства, - ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что бы ты сказал бы человеку, который украл?»
***
Есть, конечно, гуманистический подход к воровству и клептоману.
Фенологическая теория К. Роджерса гласит о необходимости верить в доброту человека. Если позволить человеку раскрыть свои врожденные возможности, то он не будет воровать и совершать другие ужасающие действия.

Французский писатель Виктор Мари Гюго (1802-1885) описал о социальной несправедливости в романе «Отверженные»
В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным — Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вёл светскую жизнь — однако Революция все переломила. Господин Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником. По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол. Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Своё немалое жалованье он целиком раздаёт бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением — ему даровано исцелять и прощать.
В первых числах октября 1815 г. в Динь входит запылённый путник — коренастый плотный мужчина в расцвете сил. Его нищенская одежда и угрюмое обветренное лицо производят отталкивающее впечатление. Прежде всего он заходит в мэрию, а затем пытается устроиться где-нибудь на ночлег. Но его гонят отовсюду, хотя он готов платить полновесной монетой. Этого человека зовут Жан Вальжан. Он пробыл на каторге девятнадцать лет — за то, что однажды украл каравай хлеба для семерых голодных детей своей овдовевшей сестры. Озлобившись, он превратился в дикого затравленного зверя — с его «жёлтым» паспортом для него нет места в этом мире. Наконец какая-то женщина, сжалившись над ним, советует ему пойти к епископу. Выслушав мрачную исповедь каторжника, монсеньёр Бьенвеню приказывает накормить его в комнате для гостей. Посреди ночи Жан Вальжан просыпается: ему не дают покоя шесть серебряных столовых приборов — единственное богатство епископа, хранившееся в хозяйской спальне. Вальжан на цыпочках подходит к кровати епископа, взламывает шкафчик с серебром и хочет размозжить голову доброго пастыря массивным подсвечником, но какая-то непонятная сила удерживает его. И он спасается бегством через окно.
Утром жандармы приводят беглеца к епископу — этого подозрительного человека задержали с явно краденым серебром. Монсеньёр может отправить Вальжана на пожизненную каторгу. Вместо этого господин Мириэль выносит два серебряных подсвечника, которые вчерашний гость якобы забыл. Последнее напутствие епископа — употребить подарок на то, чтобы стать честным человеком. Потрясённый каторжник поспешно покидает город. В его огрубелой душе происходит сложная мучительная работа. На закате он машинально отбирает у встреченного мальчугана монету в сорок су. Лишь когда малыш с горьким плачем убегает, до Вальжана доходит смысл его поступка: он тяжело оседает на землю и горько плачет — впервые за девятнадцать лет.

В 1818 г. городок Монрейль процветает, и обязан он этим одному человеку: три года назад здесь поселился неизвестный, который сумел усовершенствовать традиционный местный промысел — изготовление искусственного гагата. Дядюшка Мадлен не только разбогател сам, но и помог нажить состояние многим другим. Ещё недавно в городе свирепствовала безработица — теперь все забыли о нужде. Дядюшка Мадлен отличался необыкновенной скромностью — ни депутатское кресло, ни орден Почётного легиона его совершенно не привлекали. Но в 1820 г. ему пришлось стать мэром: простая старуха устыдила его, сказав, что совестно идти на попятную, если выпал случай сделать доброе дело. И дядюшка Мадлен превратился в господина Мадлена. Перед ним благоговели все, и только полицейский агент Жавер взирал на него с крайним подозрением. В душе этого человека было место только для двух чувств, доведённых до крайности, — уважение к власти и ненависть к бунту. Судья в его глазах никогда не мог ошибиться, а преступник — исправиться. Сам же он был беспорочен до отвращения. Слежка составляла смысл его жизни.


Рецензии