Сиеста, фильм 1987 года

Впечатления тридцатилетней выдержки

Когда я впервые и в последний раз смотрел эту мистическую драму? До армии или уже после? В начале 90-х? Но фильм был у меня на видеокассете, а это уже 93-й. Но я явно смотрел его раньше, иначе чего бы мне его записывать в свою «золотую коллекцию»? Не важно, все равно первый раз я посмотрел Сиесту лет 30 назад.

Странно, что фильм не снискал лавров и имеет чрезвычайно низкий рейтинг кинокритиков. Хотя фильм для 87-го года очень неплох. Даже несмотря на то, что это всего лишь дебют новомодной клипмейкерши, несмотря на типичный для того времени и столь же новомодный и уже широко представленный жанр эротического мистического триллера. Эдакий явный клипмейкерский замес Сердца ангела и Лестницы Якоба с 9 1/2 недель и Дикой орхидеей. Хотя половина из перечисленных фильмов были сняты уже позже Сиесты. А Сердце ангела – практически одновременно. Поэтому говорить о заимствовании спорно. Видимо, что-то тогда витало в воздухе: мистическое, запретное и фатальное. Двигавшее художников в одном направлении. Кстати, в продюсерах фильма засветился культовый для данного жанра персонаж, он же автор Слияний лун и Диких орхидей, и он же продюсер культовых 9 ; недель – Залман Кинг. И ещё одно замечание в копилку: Эдриан Лайн – режиссер вышеупомянутых 9 ; недель и Лестницы Якоба.

Да, холодный рассудок и тридцать лет неизлечимой киномании не могли не обратить внимание на огрехи в монтаже, на рваную, разбалансированную, сырую структуру фильма, с явными провисами и нестыковками в отдельных сценах. И все же фильм очень неплох даже для 2020 года. Чего уж говорить про 80-90-е. И это при смешном по нынешним эпично-блокбастерным меркам хронометраже в полтора часа экранного времени.

Зато один звездный состав уже чего только стоит: несравненная, но так и недооцененная Эллен Баркин, Габриэль Бирн, Изабелла Росселини, Джулиан Сэндс, Джоди Фостер, Мартин Шин, даже Грейс Джонс… Первая линия кинематографа той эпохи! А в авторах одной из величайших звуковых дорожек Маркус Миллер с Майлзом Дэвисом. Вершины!

Еще не родился тот Нолан с его Помни, а тут тебе уже во всей красе две схлопывающихся параллельных временных шкалы, ведущие к столь же неожиданному, но неизменно трагическому финалу. И свет в конце тоннеля, точней свет, льющийся из пыльного закоулка набожного испанского захолустья, отсылающий нас к лифту, проваливающемуся во тьму преисподней Алана Паркера и к лестнице в Небо Эдриана Лайна. Грязного закоулка на задворках вселенной, но неизменно льющего свет во все пределы. Закоулка, мимо которого идут тенями, нескончаемым потоком зеваки, пилигримы и странники между мирами.

Мимо ристалищ и капищ, мимо храмов и баров…

И борющиеся внутри растерзанной плоти две непримиримые армии: армии Света и Тьмы. Гламурный, непризнанный гений фотохудожник в белом, читающий скабрезности и таксист-имбецил с вставной челюстью, страждущий того самого растерзанного тела, на котором чудесным образом заживают раны и исчезает кровь. Охотница за мужскими кошельками и случайный потерпевший в автоаварии, истекающий кровью, но до своего последнего вздоха сопровождающий героиню к развязке старик. Словно Харон. Кто из них на стороне Света или Тьмы? Кому достанется душа девушки, готовой легко рисковать своей жизнью ради золотого тельца, но не готовой расстаться со своей любовью? Ради любви готовой убить, но не готовой умереть…

Такая оголтелая коэльевщина!

Многое со времени первого просмотра подзабылось, но осталось главное: ощущение, что этот фильм оставил неизгладимое впечатление тогда и очень сильно повлиял на мировоззрение в будущем. Фильм потряс. Даже тогда, когда я не знал ни про каких Миллеров и Майлзов, ни про жанры и рейтинги кинокритиков. Просто как губка впитывал новые впечатления, новую пищу для ума и все новые прорвы постижения глубин экзистенциальности. Пока окончательно в них не погряз.

И вот новый просмотр, буквально, с чистого листа, оставил все то же ощущение — потрясения. Но уже на новом витке развития…

Baddy Riggo, 09.10.2020


Прямая ссылка на страницу рецензий на портале Кинопоиск:
https://kinopoisk.ru/user/595574/comments/


Рецензии