Обида

      Осиротел старик. Одним майским утром навсегда ушла его половина, с которой прожил в мире и согласии почти шестьдесят лет... И все стало бессмысленным, хотя по привычке старик исправно вел хозяйство, не задумываясь поначалу – для чего ему столько хлопот? Поэтому свои заботы старик вскоре ограничил только уходом за несколькими курицами с петухом и небольшим садом, что разместился вокруг дома.

      Старик был неприхотлив. Ему вполне хватало той еды, что приносила дочь, которая жила с ним в одном селе, но своей семьей. Приносить-то она приносила, а времени, чтобы поговорить с отцом, не всегда находила: работы в селе хватает и зимой, и летом. Так и жил старик один-одинешенек. Не с кем ему было словом перекинуться, некому душу излить...

      Одна единственная надежда согревала его и давала силы: каждое лето из далекого украинского города, что отстоял от села шестьсот километров, приезжал сын с женой. Только тогда дом наполнялся жизнью и разговорами. Но – сколько дней может продолжаться отпуск у сына? Один, два месяца? Они пролетают мигом, и снова тянутся в одиночестве долгие дни и ночи.

      И появилась у старика собака.

      Тут надо сказать, что он никогда не держал в хозяйстве собак. Почти никогда. Взял старик однажды ради любимого маленького внука щенка, да вот вырос щенок непутевым... Пришлось перевернуть страницу и больше с собаками не связываться.
      Но сейчас его такая тоска заела – все один да один, – что он был бы рад любому живому существу, которое ему смотрело бы в глаза, слушало и хоть как-то выражало свою благодарность.

      Откуда этот пес появился у старика, где он его подобрал – никому неизвестно. Да и был бы пес как пес... А тут –  беспородная сельская дворняга!.. Ко всему прочему – не облагороженная никакими внешними собачьими достоинствами. Четыре кривых лапы, куцый хвост и некрасивая морда. Да еще ко всему – неправильный прикус, отчего зубы выглядывали даже при закрытой пасти. Совсем непривлекательный пес.

      Но имелось у собаки одно качество, которое перечеркивало всю ее несуразность. Пес любил старика самой преданной любовью. И свою любовь распространял на всех, кто был люб хозяину: на его родственников и добрых гостей. Это был фанатичный верноподданный своего сюзерена. Пес служил не за страх, а за совесть.
      И у старика не появилось лучшего приятеля, как эта самая псина. Все сбылось: пес слушает, смотрит в глаза и ластится, когда нет никаких «заданий» по хозяйству, а хозяин разговаривает с ним, треплет по голове да кормит чем-нибудь, что у него осталось от ужина. И жизнь у старика потекла неспешно и благополучно: здоровье не подводило, ясность ума его тоже не покидала, хоть он перешагнул рубеж в девяносто лет.

      Однако не всегда в жизни все идет гладко. Случаются семейные бури и штормы, заканчивающиеся обидами сторон. Обиды чаще бывали надуманными, но всегда сильно задевали. Не будем погружаться в причины размолвки между родственниками, но именно из-за нее перестала приходить к старику его дочь.

      Случилось это летом, когда смотреть за старым было кому - сын приехал. Но все шло к тому, что обиду дочь затаила в душе не шуточную: после той размолвки она забыла дорогу в родительский двор.

      В подобных историях правых, как правило, не бывает. Все оказались виноваты в равной степени, и не нашлось среди них никого в здравом уме, чтобы примириться и продолжать жить так, как жили до размолвки. Иногда возраст человеческий не играет никакой роли в том, чтобы поступить мудро.

      Лето закончилось, а взаимные обиды нет. Острой необходимости спешить гостям домой за шестьсот километров не было: сын с женой давным-давно тоже перешли в разряд пенсионеров. Но с другой стороны – жить здесь, не на своей территории, горожанам было не с руки.
      Вот уже пролетел сентябрь с октябрем, не за горами зима, а примирения не видно. Гордые все... Никто не хочет первым признать свою неправоту и раскурить трубку мира.

      И было принято непростое решение: уезжать из села вместе с отцом. Таким поворотом событий старик был ошеломлен. После возвращения с фронта он из села никогда не выезжал!.. Старик жил на своей земле, где родился сам и родил своих детей, где перенес все трудности – коллективизацию и голодомор,  – откуда ушел на фронт и куда вернулся. А тут уезжать...

      Упирался он долго. Отговаривался тем, что не пропадет, что все у него есть, а если чего не будет хватать, то купит. Ведь деньгами он не обделен. Да и сколько ему надо?

      Теперь пришел черед задуматься сыну: если он оставит отца здесь одного, что люди скажут? А скажут наверняка: бросили отца и дочь, и сын!.. «Доброжелателей» в селе хватало. Хотя если взглянуть на проблему под другим углом – ответственность за престарелого отца в сложившейся ситуации нес только сын.
      Поэтому он использовал все свое влияние на отца (а для старика он являлся самым главным авторитетом) и, в конце концов, убедил его уехать. Но твердо пообещал, что по весне они вместе сразу же вернутся в село. В общем, уговорили...

      Пес в происходящих событиях ничего не понимал. Он жил и радовался, что все во дворе идет как надо. Хозяин на месте, гости добры и ласковы, продолжается счастливая и размеренная жизнь. Поскольку несколько месяцев на кухне присутствовала настоящая хозяйка, то еды псу доставалось больше, чем обычно, и еда была заметно разнообразнее. Грех скулить, одним словом.

      Когда пес вдруг обратил внимание на начинающуюся суматоху по загрузке в автомобиль вещей и продуктов, то поначалу не придал этому никакого значения. И потерянная фигура старика, растерянно расхаживающего по двору, его тоже не насторожила.
      Но в последний вечер он вдруг встрепенулся – от его любимого хозяина исходила печаль. Пес ее чувствовал почти физически.

      Он бегал вокруг хозяина, заглядывал ему в глаза, а тот стыдливо отворачивался и с псом не разговаривал. Вечером псу наложили в миску просто королевский ужин. В другой раз он бы возрадовался и слопал все с благодарностью, но сейчас как-то не пошло...

      Пес неожиданно все понял.

      До пса дошло, что его бросают. Он стал никому не нужным. Даже для самого любимого им человека. За свою собачью жизнь, которая начиналась у пса так горько, но потом стала такой чудной, пес впервые столкнулся с предательством.

      Конечно, он не понимал, что не по своей воле старик бросает его на произвол судьбы. Хотя формально за псом должны были присматривать соседи, подкармливать его, тем более что небольшие деньги на содержание пса им были выделены. Но главное не в этом – пса с собой хозяин не берет...

      И когда пес своим собачьим сердцем это понял, то он оскорбился. Его душу охватила смертельная обида.

      Еще с вечера пес забился в будку, не притронувшись к еде. Не вышел он и поутру, когда отъезжающие грузились в автомобиль.

      Старик, удрученный отъездом, даже не стал подходить к будке, чтобы не расстроиться еще больше. А когда сын все-таки решился подойти и хоть что-то сказать на прощание члену семьи, пусть и четвероногому, то пес даже не поднял голову с лап. Так и лежал в будке, отвернувшись от белого света и не желая никого видеть... На том и расстались.

      Уезжающие люди отдавали себе отчет, что пес один долго не протянет. В селе договоренности с соседями быстро теряют силу: кому нужно кормить лишний рот?

      Так и случилось. До весны пес не дожил...

      Бывает нередко, когда одна обида тянет за собой другую, потом третью, и все они, зачастую, становятся фатальными.

      Первую зиму старик в далеком городе перенес легко. Или почти легко. Он скучал по своему родному дому, земле и привычной среде обитания. А здесь, в городе, все ему было непонятно и чуждо. Жить в квартире ему казалось совсем неправильным, а гулять на воздухе в чужой стороне вовсе не глянулось.

      Но он таки дождался той минуты, когда в начале лета домочадцы начали собираться и все-таки отправились в село. В своем доме старик начал оживать, в глазах загорелась радость, а жизнь наполнилась смыслом.

      Наверное, старик думал, что теперь-то он останется в своем доме. Ан, нет: закусили удила родственники... Намечающееся примирение вновь не состоялось.

      Делать нечего, пришлось опять собираться назад, в город. Для старика это решение казалось сродни приговору. Он уже не высказывал свои пожелания, а просто-напросто просил – оставить его здесь. Почти со слезами на глазах. Но умолить своих опекунов никак не получалось, и во второй раз сдался отец на милость обстоятельствам.

      В городе старик загрустил не на шутку. И хоть здоровьем был не обделен, а разлуки с родными краями не выдержал. Находясь в чужом городе и реально не представляя, как это далеко от его старого и любимого дома, он тем не менее просил отпустить его. Мол, он дорогу знает, дойдет и ничего с ним плохого не произойдет.

      «Вот так, по низу, по низу, а потом выйду на дорогу, и там потихоньку дойду», - убедительно рассказывал он сыну свой фантастический план.

      Не вышел и не дошел...

      Осенью привезли его на родину уже бездыханного и похоронили рядом с не одним поколением родственников, давно лежащих в сырой земле. Кто знает, возможно, ему судьба отпустила годков поболее, чем всем его близким. Как говорится, за всех не доживших свой век.
      Хоть старик и так прожил долгую жизнь, но не исключено, что, находясь на родной земле, он легко бы преодолел столетний юбилей. А вышло так, как вышло.

      Обиды человеческие... Они, как снежный ком с горы, всегда обрастают домыслами и разжигаются в несправедливых сердцах до состояния бессмысленной вражды...
      Обиды, не допускающие никакого примирения, превращаются в обиды, которые не щадят и убивают всех: и доверчивых псов, и людей. А у оказавшихся в одиночестве родных, остается ощущение горечи и непреходящей печали.

      Вот такой у меня вышел рассказ. Совсем не святочный...


Рецензии
Грустный рассказ, но очень жизненный.
Написанное Вами - очень часто встречающееся в жизни явление, кода даже родные люди не находят общего языка и теша себя своими обидами, теряют друг с другом связь, чем приобретают душевные болезни.

Обида - это часто случающееся явление, которое отравляет жизнь, но почему-то люди не хотят над этим задумываться и, тем более, пытаться избавиться от этого чувства; не хотят разговаривать сами с собой, не хотят разбираться в причине появления обиды и стОит ли она того, чтобы и себе портить жизнь и другим, и уж тем более рвать родственные или просто дружеские узы и становиться чужими людьми, что не редко приводит к негативным последствиям.

Поскольку прожила уже долгую жизнь и приходилось не один раз сталкиваться с таким явлением, как обида, то и размышлять над этим явлением приходилось много раз.

Почему-то пришла к мысли, что вполне вероятно что ОБИДА - это БОЛЕЗНЬ, которой, кстати, "болеют" очень многие люди, не подозревающие даже что носят в себе не просто ОБИДУ, а "болезнь", страдают от неё и не понимают, что можно попытаться от неё избавиться.

И врачи, кстати, такие есть, психологами они называются.
Правда, в том, чтоб психолог сумел "работать" с этой проблемой, ему самому нужно освоить технологию лечения в человеке такого заболевания, как "обида".
А вот существует ли такая технология, я не уверенна.

А Вы сделали абсолютно правильный вывод: "Обиды, не допускающие никакого примирения, превращаются в обиды, которые не щадят и убивают всех".

И по-моему эта проблема заслуживает пристального медицинского внимания, поскольку несёт в себе боль и страдание от этой боли.

Но... может и доживём мы когда-нибудь до того, когда медицина обратит внимание и признает проблему существующей ОБИДЫ - болезнью и поймёт, что этим нужно начинать заниматься, поскольку последствия могут быть не предсказуемыми: начиная с развития душевных болезней, кончая смертельным исходом.

Не знаю, права ли я, но так мне кажется.

Всего Вам доброго!

Людмила Калачева   03.05.2023 05:56     Заявить о нарушении
Благодарю. С уважением.

Александр Алексеенко 2   03.05.2023 16:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.