Первый учитель

                "Прощай мой первый учитель,
                прощай детство и школа, прощай моя         
                первая не высказанная любовь"

Свою первую учительницу я запомнил на всю оставшуюся. Звали ее Прасковья Наумовна. Была она среднего роста с темно-русыми немного волнистыми волосами, серыми лучистыми глазами, мягким проницательным взглядом и спокойной речью. Одета скромно, но со вкусом: серое платье с приталиной и белым кружевным воротником. Одним словом, эта милая  женщина производила впечатление доброй волшебницы. В действительности она и была таковой - внимательной и отзывчивой. И хотя все мы, мальчики и девочки, нередко позволяли себе шалости, Прасковья Наумовна не наказывала нас строго.
   
Наша школьная мама, как мы ее порой называли, вела нас три года. Успеваемость в классе было довольно высокая, и мы, без каких либо серьезных потерь, переходили из класса в класс, подтягивая за собой слабых. Неожиданно, после очередного подведения итогов, наш 3-А занял первое место по успеваемости, причем, не только в районе, но и во всем регионе. Уже скоро мы стали знаменитыми.
   
Как и следовало ожидать, наши фотографии с домашними адресами и сопровождающими комментариями, появились в газете "Зорька".  Помню, как получив письмо без обратного адресса, я долго рассматривал его. Наконец, открыл. Писала какая-то незнакомая девочка. Содержание письма было немногословным: "Очень рада видеть тебя на фото в газете. Ты мне нравишься. Давай дружить!" В конце письма: "Жду ответа, как соловей лета. - И далее: вместо марки, поцелуй жаркий!"
   
То-то смеялись родители, когда прочитали письмо вслух! "Да, сынок, придется тебе ответ держать, - и тут отец добавил: - Ничего, со временем женишься на этой девочке, обзаведешься семьей". Я обиделся: "Еще чего придумали! Нужна она мне, как прошлогодний снег". И снова смех...
Девчонка по-прежнему слала мне письма, и мне приходилось каждый раз забирать их на почте, доплачивая стоимость пересылки. В какой-то момент я перестал отвечать на письма и наша переписка прекратилась.
   
Закончив третий класс, мать перевела  меня в школу №2, поскольку там преподавали престижный английский. С тех самых пор я и расстался со своей любимой учительницей. К великому сожалению, следующие классные руководители не были столь последовательны и терпеливы, как Прасковья Наумовна.
 
Нашего нового наставника и классного руководителя звали Валентина Андреевна. Небольшого роста, немногословная и суховатая по натуре, она не слишком много времени уделяла своим подопечным. Это был просто преподаватель, исполняющий свои обязанности. Так, незаметно, пролетел год...
И снова у нас новый классный руководитель. Звали ее Галина Николаевна. Это была прямая противоположность Прасковьи Наумовне, и даже Валентина Андреевна казалась нам ангелом по сравнению с этой. За глаза мы называли ее "Галина Никак". Все время на нервах, часто срываясь на крик, Галина Николаевна производила впечатление нервной, вспыльчивой, в чем-то даже нездоровой женщины. И если раньше у меня по всем предметам стояло "отлично", теперь появились "тройки". Выручило одно обстоятельство: в виду большого количества учащихся в школе, нас перевели в школу №8.

Нашу очередную наставницу звали Анна Федоровна, родом она была из солнечной Кубани. Это властная, полная и румяная женщина, преподавала русский язык и литературу. Частенько "наша Аннушка", любила "строить" нас, выявляя все наши недостатки и наклонности. Однако надо отдать ей должное - свой предмет Анна Федоровна знала назубок. Тем не менее, излишния дотошность со стороны педагога, напрягали, и я, избегавший пристального внимания, еще больше замыкался в себе. Может поэтому, русский язык и литература, так не стали моими любимыми предметами. Другое дело география, история и зоология, где я блистал своими познаниями, а именно, довольно быстро и точно (чаще всего по памяти)  рисовал карты, мог безошибочно назвать столицы большинства государств, а заодно обозначить все крупные реки и горы, знал практически всех животных и птиц.
   
Уже скоро Анна Федоровна  назначила меня школьным редактором. Это было большой неожиданностью для меня, тем более, что я часто получал "трояки" по сочинению. Я пытался отказаться от столь "сурового назначения", тем не менее, педагог стоял на своем: "Ты останешься редактором". Видимо уже тогда мой классный руководитель увидел во мне нечто такое, чего я сам не понимал.

Я часто вспоминал свою первую учительницу - Прасковью Наумовну. Мне не хватало ее такта, отзывчивости и какого-то внутреннего обаяния. Одно время я даже искал ее. Мне казалось, что след безнадежно потерян, и мы уже никогда не увидимся.
   
Как позже выяснилось, все это время мы были рядом: сначала в армии, в Польской Народной республике, где я служил. Прасковья Наумовна  находилась в соседнем гарнизоне по месту службы ее супруга, а затем -  в городе моей юности - Молодечно, где она проживала в пяти минутах ходьбы от дома моих родителей... И вот, наконец, купив красивый букет с цветами и большую коробку с конфетами, я направился в гости к своему первому учителю.
Прасковья Наумовна встретила меня с улыбкой, присущими ей теплотой и вниманием. Немного пообщавшись, мы сели за стол пить чай с пирогами.  Я внимательно посмотрел на свою "первую любовь". Казалось, годы пощадили мою первую учительницу и в свои семьдесят пять она выглядела прекрасно. Как и прежде, Прасковья Наумовна производила впечатление спокойной, рассудительной женщины. Затем мы отправились на прогулку в парк.

"Сашенька, - рассказывала она мне. - Я ведь никогда не болела. Мне уже семьдесят пять и я не знаю, что такое больница". Чуть позже мы встретили группу молодых людей, и я попросил одного из парней сделать памятный снимок. Прямо перед объективом камеры я произнес короткую эмоциональную речь:
"Наконец то, я  нашел свою первую учительницу, а первый учитель, как первая любовь. Представьте себе, молодые люди, я искал ее полжизни, а она все это время была рядом. Представляете?!"
Прасковья Наумовна тихо заулыбалась, ей было приятно слышать это...

Спустя годы я вновь приехал в город своей юности к родителям, чтобы отметить свое 50-летие. Взяв большой букет цветов и коробочку конфет, я прямиком направился к дому моей первой учительницы. Двери никто не открыл, и я сразу почувствовал что-то неладное. В это время внизу послышался скрип дверей, и уже через минуту на этаже показалась пожилая женщина.
"Вы к Прасковье Наумовне? - поинтересовалась она. - И не успел я ответить, как она произнесла: - Прошлой осенью Прасковья Наумовна попала в больницу и уже не вышла оттуда...".
   
Я был просто шокирован. Выйдя во двор, я присел на скамейку, все еще не веря в случившееся: "Как могло такое случится? Ведь она никогда не болела. Может, это ошибка?"  Перед глазами все еще стоял образ живой и здоровой учительницы...
 
На следующий день, мои родственники: мать и брат с невесткой (отец умер годом ранее), первый тренер и заметно поредевший круг друзей, праздновали мой юбилей. Я был удручен отсутствием отца, первого учителя и стародавнего друга, который по ряду обстоятельств не смог приехать в этот день. Пребывая в состоянии хандры и какой-то меланхолии, я не подрасчитал и... напился. А потом меня под руки увели домой.

И только по прошествию двух дней, когда я окончательно пришел в себя, мы выехали на природу, прихватив с собой съестное и все самое необходимое, включая мaгнитофон с записями и видеокамеру. Там, у озера, среди великолепной природы, мы и продолжили отмечать мой День Рождения.


               
                Январь 2021 г


               


Рецензии
Душевные воспоминания, Саша... даже по белому завидно, как ты все ФИО помнишь. У меня с этим сложнее, учитывая, что учился в 10 школах, хотя не помня по фамилии, зрительно учителей помню многих. А вот тренеров помню практически всех, начиная от самого первого - по прыжкам на лыжах с трамплина - Михаил Дмитриевич Капустин для меня пацана, которого он больше никогда не увидит, в связи с отъездом из Москвы, (батя, закончив академию, получил назначение на остров Саарема в Балтйском море, Эстония), в общей тетради составил План тренировок на год, расписал все 144 тренировки вручную, чтобы я не бросал Спорт и самостоятельно занимался... и тренеров по боксу, горным лыжам, парашютам и каратэ... Как-нибудь я напишу о них...

Жму кисть, ВВЧ.

Полковник Чечель   04.04.2024 12:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий!.. Тоже поменял с пяток школ, приспосабливаться было не просто - одним нравился другим не очень. Друзья ушли рано, а вот учителя живут: так тренер из Белоруссии, Шелег Георгий, и доныне здравствует. Жив и руководитель НИИ, доктор биол. наук Геогий Кацикаянис. В свои 87 до сих пор читает лекции в Белгороде и Луганске. С уважением

Александр Грунский   04.04.2024 15:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.