Трифон Вятский. Предистория. Часть 4
священников (исследовать это сейчас очень тяжело: расстреливали без суда и следствия, пока известно, что протоиерея Николая Троицкого, благочинного из села Пушье, старика, утопили в проруби, да отца Александра Соколова, молодого,едва ли тридцатилетнего настоятеля кирсинской Покровской церкви, расстреляли). И вот в это самое тяжёлое время ремонтируется, а вернее: почти что заново строится часовня, и строитель Флор, или по-народному: Фрол, — даже не думает скрывать своего имени! Опись имущества Кибановской-Фроловской часовни, составленная в 1925 году: «Часовня Фроловская. На столбах. Крыша железная с полом (построенная в
1921 году). Посерёдке — каменный столб». Представители советской власти, делавшие опись данной часовни, были из местных, поэтому особенно ценно их признание. В описи они написали: «каменный столб». Заметьте: не «булыжник», не «камень», а именно «столб». То есть, каменный предмет, находящийся в часовне, они обозначили именно тем словом, которое было присуще местному сознанию: в центре часовни нахо-
дился не просто камень или булыжник, а столп, то есть камень, на котором кто-то нёс подвиг столпничества. И, вообще, очень интересное название у часовни: то Кибановская, то Фроловская, но не как обычно: в честь святого Симеона Столпника —
не Семёновская. Значит, Симеон Столпник — был почитаем как бы не напрямую. А не подвизался ли здесь монах-столпник? То есть, паломничество совершалось в честь подвига столпничества некоего подвижника, причём, хорошо известного в Устюжских, Пермских, Архангельских землях. Слышанные когда-то предания стали оживать...
Сведения собирались по крупицам. И вот что выяснилось. Фроловская часовня стояла на ближнем берегу, а Кибановские бараки — на противоположном. Сохранились ямы от фундамента. Фундаментом служили столбы из лиственницы. Часовня была несколько приподнята над землёй, чтобы не затоплялась во время половодья. Рядом с часовней удобный спуск в воду. Она стояла ещё в семидесятые годы и вдруг исчезла. Кто-то позарился на добротный сруб. Но это не всё. Оказывается часовня до того как называться Фроловской т. е. до 1921 года, находилась на той стороне реки на территории Кибановских бараков. Ещё в семидесятые годы ХХ века на том месте
валялся церковный колокол. Когда-то мосты через Порыш наводились ежегодно, потому что ежегодно по весне очередной мост смывался половодьем. Ниже по теченью обломки мостов скапливались, образую лабиринты, в которых ныне водятся гигантские щуки. До 20-х годов, т. е., до времён Гражданской войны построить мост было несложно: мужиков было много, все измлада владели топором. Но после Гражданской войны
здешние места обезлюдели: некому стало строить мост — и Фролу пришлось отказаться от затеи ремонта Семёновской часовни на противоположном берегу — он выстроил новую часовню на ближнем берегу, чтобы паломники не утруждали себя переправой. С тех пор Кибановская часовня стала называться Фроловской . Так что наш крестный ход ходит на место Фроловской часовни.
Свидетельство о публикации №221011200079