Трифон Вятский. Предистория. Часть 4

  1921 год. Несколько лет перед тем из Сибири через Кай проходили войска Колчака. После разгрома колчаковцев каратели Азина (одна из улиц Вятки до сих пор носит имя этого мерзавца) уничтожили многих, если почти не всех верхнекамских
священников (исследовать это сейчас очень тяжело: расстреливали без суда и следствия, пока известно, что протоиерея Николая Троицкого, благочинного из села Пушье, старика, утопили в проруби, да отца Александра Соколова, молодого,едва ли тридцатилетнего настоятеля кирсинской Покровской церкви, расстреляли). И вот в это самое тяжёлое время ремонтируется, а вернее: почти что заново строится часовня, и строитель Флор, или по-народному: Фрол, — даже не думает скрывать своего имени! Опись имущества Кибановской-Фроловской часовни, составленная в 1925 году: «Часовня Фроловская. На столбах. Крыша железная с полом (построенная в
1921 году). Посерёдке — каменный столб». Представители советской власти, делавшие опись данной часовни, были из местных, поэтому особенно ценно их признание. В описи они написали: «каменный столб». Заметьте: не «булыжник», не «камень», а именно «столб». То есть, каменный предмет, находящийся в часовне, они обозначили именно тем словом, которое было присуще местному сознанию: в центре часовни нахо-
дился не просто камень или булыжник, а столп, то есть камень, на котором кто-то нёс подвиг столпничества. И, вообще, очень интересное название у часовни: то Кибановская, то Фроловская, но не как обычно: в честь святого Симеона Столпника — 
не Семёновская. Значит, Симеон Столпник — был почитаем как бы не напрямую. А не подвизался ли здесь монах-столпник? То есть, паломничество совершалось в честь подвига столпничества некоего подвижника, причём, хорошо известного в Устюжских, Пермских, Архангельских землях. Слышанные когда-то предания стали оживать...
  Сведения собирались по крупицам. И вот что выяснилось. Фроловская часовня стояла на ближнем берегу, а Кибановские бараки — на противоположном. Сохранились ямы от фундамента. Фундаментом служили столбы из лиственницы. Часовня была несколько приподнята над землёй, чтобы не затоплялась во время половодья. Рядом с часовней удобный спуск в воду. Она стояла ещё в семидесятые годы и вдруг исчезла. Кто-то позарился на добротный сруб. Но это не всё. Оказывается часовня до того как называться Фроловской т. е. до 1921 года, находилась на той стороне реки на территории Кибановских бараков. Ещё в семидесятые годы ХХ века на том месте
валялся церковный колокол. Когда-то мосты через Порыш наводились ежегодно, потому что ежегодно по весне очередной мост смывался половодьем. Ниже по теченью обломки мостов скапливались, образую лабиринты, в которых ныне водятся гигантские щуки. До 20-х годов, т. е., до времён Гражданской войны построить мост было несложно: мужиков было много, все измлада владели топором. Но после Гражданской войны
здешние места обезлюдели: некому стало строить мост — и Фролу пришлось отказаться от затеи ремонта Семёновской часовни на противоположном берегу — он выстроил новую часовню на ближнем берегу, чтобы паломники не утруждали себя переправой. С тех пор Кибановская часовня стала называться Фроловской . Так что наш крестный ход ходит на место Фроловской часовни.


Рецензии