На всю оставшуюся жизнь

               
               

Как-то окунулась я в лабиринты сайта «Одноклассников», как это часто делаю по вечерам от скуки и одиночества, и наткнулась на фото картин одного художника по фамилии Рахматуллин. Давно когда-то, ещё в молодости, я знала братьев Рахматуллиных. Видимо однофамильцы.
«Фатым»….и Толик.... – всплыло в памяти из далёкого прошлого. Как давно это было! Моя юность. Первые шаги на пути взрослой жизни, первые чувства и разочарования на жизненном пути, познания себя и окружающего мира.
1967 год. Закончено 8 классов. Всего 15 лет. Тогда мы с подружкой Светкой поступили учиться в техникум, что в пятидесяти километрах от нашего родного города. На выходные ездили домой, особенно первые года два. А дома вечерами по субботам ходили на танцы в свой поселковый клуб, а позднее и в клуб при фабрике «Авангард», что в пяти километрах езды на автобусе.
Юность – робкое вхождение во взрослую жизнь. Многие чувства в первый раз: и чувство верного плеча друга, и восхищение кем-то, и разочарования, и первые ноты любви, и первые решения в отношении этих чувств. И всё это во взаимодействии с окружающим, с тем временем, в которое мы жили.
Город, где я родилась и жила, я любила всегда, любила всей душой и принимала, как Богом данное от рождения. В молодости конечно мы не задумывались о его изъянах, о том, что красиво в нём, а что нет. Мы любили каждый камень в кладке старинных зданий, каждый изгиб тенистых аллей, ряску в заводях, быстрое течение воды в речках…. Так любят и принимают родителей, - как должное.
Но было в то время одно негативное, что нам всегда подчёркивали родители, пытаясь предостеречь от дурного. Они обращали наше внимание на плохих ребят, с которыми дружить не следовало. А такие в городе были. Возможно, из-за наличия эмоциональных по характеру татар-подростков, их конфронтации с русской молодёжью, или по какой другой причине, но в городе тогда процветало хулиганство.  Ребята собирались в какие-то «кодлы». Чем они занимались, мы тогда и не задумывались. Но эти «кодлы», а точнее мелкие подростковые формирования, были словно «прописаны» на определённых территориях городских районов и чужаков к себе не пускали. Даже возникали драки на почве нарушения границ территорий. Смысла такой защиты территорий я и до сих пор не пойму. Вот и тот район, куда мы ходили на танцы, и центр города «курьировал» некий лидер по кличке «Фатым». В него-то меня и угораздило по молодости лет «втрескаться», как запросто говорили.
Да, он был лидером, «авторитетом» среди ребят, хотя ничем криминально серьёзным со своими друзьями не занимался, кроме драк и разной мелочёвки. Характером был задиристый. А ещё он был склонен к театрализованному показному поведению. В танцевальный зал клуба буквально влетал впереди еле успевающего за ним шлейфа из друзей. Держался эффектно. Его эксцентричному поведению вполне соответствовал и высокий рост, и гордая посадка головы, и задиристый взгляд раскосых татарских глаз, угловатость и резкость движений. Красовался? Да, что-то от этого в нём было. Наверное, знал, что внешне был весьма привлекателен. Ну, как не влюбиться молоденькой девчушке в такой «свободолюбивый ветер». На танцах я всегда ждала его появления и буквально ловила каждое его движение из-под опущенных ресниц, ловила жадно, но скрытно. И только подруга знала о моей слабости.
В холодное время года танцы проходили в клубах. А летом всё перебазировалось на открытую танцплощадку в Городском саду. 
Вот там однажды и произошло то, что дало закрутку определённым событиям, оставившим глубокий след и в душе, и в памяти.
Как-то на танцевальной площадке ко мне пристал пьяный парень. Он еле держался на ногах, выглядел ужасно, и я отказала ему. Тому бы извиниться и отойти, но парень был гонористый. Да и отказ хмелью ударил ему в голову: «Надо же, танцевать она с ним не хочет! Пигалица какая-то!» 
Стал приставать, хватать за что не положено, даже пытался бить ногами….
Вся эта сцена быстро обросла «зеваками». Вокруг собрались парни со своими девушками. Наблюдали. Но никто и не думал встать на мою защиту.
И тут не выдержала я сама.
Мне в жизни никогда не доводилось защищать себя. Да и себя ли я защищала? Тогда мне было очень страшно. Но, взглянув на всё со стороны, вдруг стало до боли обидно и жаль эту девчушку с огромными, расширенными от страха глазами, полными слёз.
- Столько парней вокруг! Смотрите? Интересно? А если бы на моём месте была ваша девушка? Тоже стояли бы и наблюдали?  Какая вам всем цена ? – вот такой монолог вырвался от отчаяния у меня тогда из души к этой толпе.
Только я это произнесла, как подскочила подруга Светка, схватила меня за руку и утащила с танцплощадки. Выведя за её пределы, подвела к ребятам, в основном из татар, что дружили с её парнем. И они окружили нас, ни о чём не спрашивая, словно охраняя.
И тут перед моими глазами возник он. Стоял и смотрел на меня, разглядывая в упор, как нечто диковинное, а потом вдруг произнёс удивлённо и восторженно:
- Смотрите, какие глаза! Огромные!
Но, тут наше внимание привлекла сцена:  мимо нас проволокли за ноги по земле  какого-то парня и бросили недалеко  в кусты. Кто-то рядом сказал, что это «отметелили» моего обидчика, наказав таким образом.
Меня тогда даже не интересовало, а кто это сделал? Мне было всё ещё страшно. Я никак не могла прийти в себя. Подруга, видя моё состояние и поняв, что о дальнейших танцах не может быть и речи, предложила уйти домой. Вызвались провожатые – парень Светы и вот этот невысокий паренёк, так удивившийся моим расширенным в испуге глазам.
Ушли. Сели в автобус и уехали в свой район.
Моего провожатого, паренька из татар, оказывается звали Толей Рахматуллиным, и был он не однофамильцем «Фатыма», а его родным младшим братом.
Провожая меня, он рассказал в тот вечер, что это именно «Фатым» избил со своими ребятами моего обидчика, наведя таким образом «порядок» в своей вотчине. Оказывается, мои слова не остались незамеченными. В моей жизни за меня впервые заступился мужчина. Не кто-то из «правильных» парней, а первый бандит в городе, тот человек, которому я симпатизировала по-девичьи, вприглядку и неразделённо. В пережитом мною тогда стрессе было многое: и страх, и унижение обидчиком, и стыд перед толпой зевак, негодование и гнев, и огромная благодарность защитнику, так удивившему меня.


Толик был оказывается со мною с одного года рождения, но смотрелся младше. Восторженный и видимо влюбившийся с первого взгляда, он был весь, как на ладошке. Откровенно рассказал о своей семье, о том, что мать их недавно умерла, и остались они с отцом и с братом по истине сиротами. Старший брат где-то подрабатывал немного, а Толя учился ещё в школе. Отец, он не скрыл этого, выпивал. И жили они более чем скромно.
Это видела я и сама. Парень был одет в простую старую фуфайку, какие уже и не носят, тем более на танцы. На шее замызганный шарф, сбитые старые ботинки. Была поздняя осень. Холодный вечер. Его даже трудно было назвать парнем. Передо мною стоял мальчишка. Он замёрз, и с носа почти капало. Мне его было просто жаль. Но, он был родным братом «Фатыма», и поэтому на предложение дружить и встречаться я не смогла тогда отказать. И это была ошибка. Он был мне безразличен. Но во мне теплилась надежда: будучи ближе к нему, я стану как-то ближе и к старшему брату.
Время потекло. Стали изредка встречаться. Паренёк был стеснительный, робел передо мной, и отношения были чисто дружескими, что меня вполне устраивало.
Но, как-то на парня из окошка взглянула моя мама. Вид его в жалкой одёжке её потряс, и, испугавшись, она сказала, что такого «кавалера» у меня ещё не было. Пытаясь её разжалобить, я рассказала о трудной судьбе парня, и зря. Мама напряглась ещё больше. По опыту она знала, что женская жалость может не довести до добра. И провела со мною воспитательную работу в отношении внешнего вида парня.
В тот же вечер, после маминой обработки, я позволила себе бестактность. Такие чувства как безжалостность, пренебрежение могут вполне быть заразительными. И я, критически взглянув на Толика, сказала ему:
- А что ты всё приходишь в фуфайке, словно одеть больше нечего?  Даже как-то и не удобно с тобой…. 
Толик тогда просто промолчал.
А когда он пришёл ко мне в следующий раз, то, взглянув на него в окно, я обомлела. На снегу стоял клоун… - Толик в длинном осеннем коричневом пальто почти до пят с чьего-то плеча, в красном шарфе, подчёркивающем нелепость его положения, в зимних ботинках, явно больших по размеру, и в мужской старомодной шапке-кубанке из каракуля. Всё, что было на нём, было не его, было у кого-то одолжено, может быть у отца, и всё было ему не по росту. Толик был жалок и смешон. Я тогда испытала в душе чувство стыда и за своё требование, и за его новый внешний вид. А мама, как назло, а отчасти и к моей радости, не разрешила мне пойти тогда на танцы, прицепившись к недавней тройке за контрольную по математике.
Выйдя на улицу, я сказала Толику, что мама не пускает на танцы.

То, что произошло потом, поразило. Я слышала, что татары темпераментны, что могут проявлять гнев и бурные чувства, но не видела этого никогда. Толик, побелел лицом, и высказал мне в глаза полное недоверие. Он закричал, что это не мама, а я издеваюсь над ним. Решила посмеяться: заставила переодеться, а теперь отказываюсь идти, с ним - смешным и жалким. Высказав всё сполна, он ушёл. 
Что было у меня тогда на душе? Даже сейчас мне стыдно признаться, что я была бы довольна, если бы наши отношения закончились, потому что всё близилось к кульминационной развязке само по себе. Я не хотела идти на сближение, которое уже начинал провоцировать влюбленный парень. И вот, случай - как нельзя кстати! Но, мне было одновременно и стыдно перед Толиком, и было бесконечно жаль его!
Как рождается грех? Где начало его обретения? Нет, он не сходит к нам откуда-то, и мы не видим этот процесс. Если бы всё было так, то многое зарождающееся негативное в себе мы могли бы вовремя остановить. Грех вползает в душу незаметно, словно бы невзначай, когда мы позволяем себе соглашательство с ложными доводами, высказываем обижающие чью-то душу мысли…. Просто, когда теряем контроль над собственными праведными поступками и мыслями, давая злу, как нам кажется, только на время посидеть у краешка нашей души и бросить лёгкую тень на нашу совесть. И не думаем мы, когда это происходит, а какова будет цена уступки и цена рожденной вины, к чему она приведёт…. Пришедшие в этот мир, мы проходим каждый свою школу испытаний и обновления, равноценного воскрешению, и всею жизнью показываем результат борьбы добра и зла в своей душе.
Через недели две мы со Светой, выдержав тайм-аут, всё же пошли на танцы на «Авангард». Ещё в вестибюле, когда разделись, к нам подошёл парень Светы и сказал, что зря мы сюда пришли, может быть ещё рано, что Толик очень переживает из-за меня, не хочет обо мне ни слышать, ни видеть. Но мы уже пришли, и, естественно, уходить не хотелось. Обе направились в танцевальный зал.  Не доходя до него совсем немного, дорогу нам перегородило встречное шествие. Навстречу также быстро и порывисто, как входил в зал его старший брат, шёл Толик с группой ребят. На бледном лице предупреждающим гневом сверками глаза.
- Зачем ОНА тут? Уберите ЕЁ!  - он даже было занёс руку, но кто-то удержал. Такой реакции, даже спустя две недели, я не ожидала. Испугалась.
Но друзья тогда успокоили его. Он взял себя в руки. Ушёл.
После танцев в тот вечер мы пошли на остановку автобуса до нашего района. Зима. Морозец к ночи крепчал.
Когда подошёл автобус, и мы направились на посадку, вдруг откуда ни возьмись подскочили несколько парней, в том числе и «Фатым», схватили нас со Светкой, взяли за руки и за ноги, раскачали и бросили далеко в сугроб….. в глубокий и пушистый снег….
Автобус, естественно, ждать не стал. И ребята сразу ушли.
Мы с трудом вылезли, барахтаясь в снегу, отряхнулись…… Это был последний по расписанию автобус. И пришлось нам идти эти пять километров тогда пешком. Замёрзли ужасно.
Да, «Фатым» умел и защищать обиженных, но сумел и отомстить по-своему за обиду брата.
После этого мы перестали ходить на танцы в клуб «Авангард». Чаще стали оставаться на выходные в том посёлке, где был техникум, там же ходили и на танцы. Братья Рахматуллины оставались в прошлом.
Прошли годы. Я уже давно закончила техникум, вышла замуж. И как-то до меня дошла весть о том, что «Фатыма» уже нет в живых. Что произошло конкретно, мне не известно.  Знаю только одно, что в драке его очень опасно ранил ножом один человек. Положили в больницу.  Всё вроде бы и шло на поправку. Но вдруг ему сообщили, что его обидчик пришёл навестить кого-то в той же больнице. Горячая кровь! Вскочил, побежал - столкнулись!  Конечно здоровый дал более сильный отпор больному. Удар в место операции!  И он оказался смертельным! Там, в больнице, «Фатым» и закончил свою порывистую молодую жизнь возможного лидера, так и не растратив энергию на истинное дело, ради которого стоило жить.

 У меня долго в сознании было мнение, что «Фатым» не был серьёзным криминалом тогда в городе. Забылась и простилась его насмешка-месть по отношению ко мне, а заодно и к моей подруге, за своего брата. Но помнилось, как он отомстил за меня моему обидчику на танцах. Симпатизируя ему, я тогда и не пыталась очернить его образ, не искала в нём плохого. Я всё оставила в своей памяти как было, не интересуясь, не копая глубоко. Но, забегу вперёд, потому что не могу и не имею, наверное, права промолчать, раз уж так получилось.

Год 2021. Я уже человек в годах. Всё в далёком прошлом. Но я многое вспоминаю порой и пишу рассказы и повести и о себе, и о друзьях, о знакомых, порою используя и совершенно чужие судьбы.  Материала для творчества в жизни полно. Было бы желание заострить своё внимание, удивиться и взяться за передачу информации другим.
Этот рассказ, уже законченный, я как-то выставила на сайте «Одноклассников», помимо Проза.ру.
Прошло время и мне написала одна женщина, написала издалека. Я даже удивилась как она сумела «наткнуться» на мой рассказ в такой массе информации в интернете. Но сейчас не об этом.
Она оказалась родом тоже из В-Волочка, и в более молодые годы жила там. Женщина поведала мне в письме свою историю, а точнее историю их семьи.
Её сестра ехала из Твери в В-Волочёк к родителям в гости. Вещей было много. С вокзала приехали в центр города и на автобусной остановке у всем известных «торговых Рядов» ждали автобуса на «Горку», где и жили их родители. Сестра была молодая тогда и очень красивая, светловолосая с вьющимися волосами.
Неожиданно к ним подошли трое молодых мужчин. Что им конкретно было надо? Вещи? Но они их по сути и не тронули. Стали приставать к Кате, несмотря на то, что она держала за руку маленького сына. Разошлись в своём нахальстве не на шутку, оскорбляли и словами, и поведением. И тогда муж её, Олег, не выдержал. Достал из кармана взятый в дорогу перочинный нож, который нужен был что-то нарезать из продуктов, и этим ножом попытался отпугнуть обидчиков. По сути, он защищал честь своей жены, защищал своего плачущего от страха сына. Конечно, его нервы были возбуждены, контроль в действиях ослаблен. Ребята на увиденный нож резко отреагировали новыми выпадами нахальства. Особенно выделялся среди троих один, видимо главный в группе. Настал момент, и Олег в порыве злобы ударил обидчика этим перочинным ножом. Ударил, затронув жизненно важные органы. Бывший спецназ….
Вызвали скорую, и раненого увезли в больницу. С ним уехали и друзья.
Это и был «Фатым». Его тогда прооперировали, и всё вроде бы прошло удачно, даже стал вставать с кровати. Но, как-то пришёл к нему кто-то из его же друзей, что-то не поделили, подрались.  И «Фатым» сбежал из больницы домой, где и умер.
Олег в это время был под стражей. Узнав, что «Фатым» умер, понял, что это усугубит его положение. Так и случилось. Дали Олегу за защиту своей жены семь лет. Многие тогда в зале на суде плакали от такой несправедливости. В городе знали «Фатыма» и боялись. Отчасти вздохнули с облегчением. Про него говорили, что порывистый был, задиристый и злой. Да, это был уже не тот молодой юноша около двадцати лет на танцах в клубе «Авангард». Прошло более десяти лет. «Фатыму» было уже за тридцать.
Но я возвращаюсь к моей истории…

Мы с мужем жили тогда в соседнем городе, где строилась АЭС. Туда стекались все молодые силы, которые тянуло на новую комсомольскую стройку. Причин было много: и азарт молодости, и причастность к большим делам страны, и хороший заработок.
Через некоторое время узнала, что и Толя Рахматуллин живёт здесь же.  Женат. Но, как ни странно, мы ни разу с ним не встречались.
Но, однажды это произошло. Было это случайно, или он захотел этой встречи, я не знаю.
Это было в конце рабочего дня. Меня тогда с работы встречал муж. Из конторы вышли вместе. На дороге у выхода я вдруг увидела Толика с друзьями. Вся небольшая их компания была «навеселе». Увидев меня, он подошёл и поздоровался с нами. Муж тактично оставил нас, отойдя в сторону. А мы с Толей разговорились о том, кто и как живёт. Краткий разговор, и я поняла, что не забыта.  Попрощавшись, он отошёл к ребятам и вдруг, обернувшись, издали крикнул: «Ты мне всю жизнь испортила!».
А немногим позднее, в том же году дошла до меня весть о том, что Толик утонул при не выясненных обстоятельствах на озере. Нырнул… и всё. Это было летом. Случайность? Всё может быть, но душа заныла….
Прошло время и однажды, будучи в гостях у подруги, на детской площадке около её дома ко мне вдруг подошёл хорошенький смугленький мальчик с большими крупными карими глазами. Вот так просто встал напротив и стал смотреть на чужую тётю. Мне стало не по себе. Но ведь это просто ребёнок! -подумала я.  Кто знает, что у него на уме? И я не противилась, даже попыталась заговорить с ним. Мальчик был стеснительным, робким, он больше смотрел и мочал.  Через какое-то время отошёл.
Вышла подруга, и я, показав на малыша, рассказала о его внимании ко мне:
-  Странный! Смотрит и смотрит! И такими серьёзными своими большими глазищами….
Взглянув на мальчика, подруга резко повернулась ко мне, и сказала:
- Так ведь это сын Толи Рахматуллина. Они живут вот в этом доме рядом. А вдруг что-то чувствует?
И в этот момент странный мальчик повернулся к нам, улыбнулся и снова подошёл ко мне, и встал, смотря опять в мои в глаза. В них было умиление, как перед иконой.  Я явно нравилась малышу.  Несколько ласковых слов, и я ушла от него, помахав на прощание….
Тогда мне показалось, что это душа Толи потянулась ко мне через сына… ещё раз посмотреть в мои глаза. 
Прости! – попросила моя душа.
Такое не забудешь… Такое в памяти тяжёлым грузом…..   на всю оставшуюся жизнь.


                Окт. 2020.


Рецензии