Трифон Вятский. Предистория. Часть 5

  Летом 2012 года были обследованы Кибановские бараки. Мы опоздали. Пока пробовали установить связи с профессиональными археологами, нас опередили: территория Кибановских бараков уже была прощупана теми, кто считает, что
наличие миноискателя — отличный повод безответственно обращаться с историей своей страны. На нашу долю не осталось ни одной монетки (монеты — весьма достоверный
определитель времени), разве что всевозможные рессоры от тарантасов и, быть может, карет. Удалось составить приблизительный план местности. Это позволило сделать предположение, что «Кибановские бараки» перед тем как стать гостиницей для паломников когда-то являлись ямской станцией.
  Первым столпником был преподобный Симеон. Он родился в 390 году. На границе Сирии. У него была ненасытная жажда молитвы. Он даже на сон не желал тратить время. И вот для того, чтобы не заснуть, он стал молиться на камне. Несколько
раз он наращивал свой столп и, наконец, довёл его до высоты 16 метров. Тут уж не вздремнёшь! В разных источниках приводится разное количество лет, проведённых на столпе: от 80 до 47. Но, если мы возьмём самое малое — 47 лет, — то и этого до-
статочно, чтобы понять, что подвиг Симеона сверхестествен. Но вообще толпничество характерно для Православия. На столпе-камне молились и Симеон Верхотурский, и Серафим Саровский, и Серафим Вырицкий и множество других подвижников. Человеку, не имеющему молитвенной практики, может показаться, что столпничество — это способ самоистязания. Но верующий человек опытно знает, что молитвой можно стяжевать божественные энергии — Благодать. Благодать — это Любовь. И столпничество в данном случае — это видимый знак преизобильной любви человека к Богу.
  Кстати, примеры малого столпничества можно наблюдать в церкви ежедневно. Иностранцев всегда изумляло, что русские молятся стоя, и стоят, не шелохнувшись, по многу часов. В начале своего воцерковления я и сама, как иностранка, диву
давалась: я — молодая, спортивная, а в церкви и десяти минут не могу выстоять. Старушки же стоят себе, не шелохнутся: ножка к ножке приставлена, головка чуть наклонена и глазки прикрыты. А я в таком положении равновесие удержать не могла, хотя стойку на голове могла удержать совершенно спокойно минут шесть. Потом уж не раз приходилось наблюдать, как ребята, которые из «качков», в церкви в обморок падают. Каких же витаминов и анаболиков им ещё не хватало? По мере воцерковления: исповеди, Причастия, постов — и во мне появился как бы стерженёк-столпик.
  Наш столпник, надо полагать, хорошо был известен в кайских лесах. Кто же это мог быть? Естественно, вспомнилось другое предание, подтверждённое «Вятской Энциклопедией»: в Каю когда-то существовал монастырь, и этот монастырь образовал преподобный Трифон Вятский. Местные жители показывали нам место этого монастыря. На берегу над старицей в половодье из земли вымывались кости. Старожилы помнят и
каменные надгробья. Вполне логично предположить, что и таинственный столпник — это и есть преподобный Трифон Вятский, поэтому и паломников на Порыш стекалось очень много. И паломники были: из Вологодской и Пермской, Архангельской губерний. А протоиерей Иоанн Осокин, дореволюционный епархиальный краевед, пишет: преподобный Трифон «известен как местно чтимый святой и чествуется только в
Вятской губернии (и то не везде) и в некоторых местах Архангельской и Пермской губерний». Но, если таинственный столпник был Трифоном, тогда почему паломничество было Семёновским в честь подвига столпничества, а не в честь само-
го преподобного Трифона? Пришлось внимательно прочитать все жития преподобного Трифона. Я увидела, что ни одно из житий не является цельным. Каждое житие имеет по нескольку источников. Все авторы испытывали большие трудности,
привязывая обстоятельства жизни преподобного к географическим ориентирам: регион подвигов преподобного Трифона был огромен: от Архангельских земель до Москвы, от Москвы до Хлынова, от Хлынова до Кая и Пермской тайги. С именем преподобного Трифона связан не один Успенский монастырь, а, по крайней мере три: хорошо известный Хлыновский, Кайский и на реке Чусовой. Это произвело, видимо, некоторую
путаницу: факты, касающиеся одного монастыря, стали приписывать другому. Как раз неточность жития, по мнению протоиерея Осокина [6], и послужила одной из причин, впрочем, не главной, что преподобный Трифон не был прославлен в лике всероссийских святых.
  Но я верю, что велась серьёзная работа по подготовке официальной канонизации преподобного отца нашего Трифона Вятского, и, более того, было собрано немало документов, но эти документы потерялись из-за революционных потрясений,
постигших нашу Родину. И мне верится, мне хочется верить,что они когда-нибудь отыщутся. А пока я дерзаю поделиться с читателями своими размышлениями и догадками об этом дорогом нам человеке, отце нашем Трифоне Вятском чудотворце.

АНТИХРИСТ

Народы стихли
Со всех сторон.
Грядёт антихрист
На царский трон.
Бородка клином,
Усы вразлёт,
Ни лике длинном
Глаза, как лёд.
Он весь двоякий
И гнил с нутра.
Кричат вояки
Ему: «Ура!»
С народом встречи,
Столы, тосты,
Однако речи
Его пусты.
За лёгким чаем
Он очень мил.
Всем обещает
И хлеб, и мир.
И все народы
Столпились тут.
Поэты оды
Ему плетут.
Он за Россию
Толкает тост,
Что он — мессия,
Что он — Христос.
Он всех оденет,
Он всем даст денег...
Многоочит,
Привстав с коленец,
Святой младенец
В толпе кричит,
Что он антихрист.
Народ молчит.

Леонид Сафронов


Рецензии