Шутники
На всех судоходных реках движение теплоходов осуществляется по створным знакам и буям. На каждой такой реке существуют службы БУПы (Бассейное управление пути). Весь судовой ход делят на участки протяжённостью от 120 до 250 километров, в зависимости от сложности обстановки. За каждым обстановочным участком закрепляют теплоход с командой, которая и поддерживает всё это "хозяйство".
Обстановочный теплоход «Иволга» обслуживал участок от села Софийска до населённого пункта Сусанино. В обязанность команды входило: измерение глубин судоходного русла, и, согласно этим измерениям, установка створных знаков и буёв в фарватере реки.
В светлое время суток команде не раз приходилось заменять, переставлять, ремонтировать и красить створные знаки; расчищать просеки от тальника, который растёт очень быстро и закрывает знак от визуального обзора судоводителям.
Ночью же, для ориентира судам, все створные знаки и буи освещаются фонарями, подпитываясь от батарей, поэтому необходимо регулярно в ночное время проводить проверку качества их горения.
В один из таких ночных проверок произошла довольно поучительная история, которая пересказывалась и обрастала всё новыми и новыми подробностями, вызывая хохот слушателей.
Дело в том, что к створному знаку повадился ходить медведь и с яростным упорством разламывал ящик, где стояли батареи, вылизывал всю "начинку" из них.
Ночью теплоход "Иволга", убавив обороты, подошёл к обрывистому, высокому берегу, где не освещался задний знак и выбросил трап. Трое моряков, гружённые инструментами, захватив с собой ведро и ружьё, сошли на берег.
Расстояние между передним и задним знаками было метров двести. Узкая тропа, заросшая колючим кустарником, вела через распадок. Рельеф местности не казался лёгким. Люди шли с шумом, громко разговаривая и стуча по ведру палкой.
Проводив ремонтников, вахтенный хотел уже убрать трап. Улово крутило корму судна так, что незакреплённый трап, елозя и цепляясь за кустарник и острые камни, мог повредиться, и в это время на палубе появился Фёдор в вывернутом наизнанку тулупе. Приветливо махнув рукой, придерживая полы тулупа, он ловко пробежал по неустойчивому трапу и скрылся за ближайшим большим кустом у тропы. Надо сказать, что Фёдор был любитель розыгрышей и небезобидных шуток.
– Куда он ? – спросил Михаил, появившийся следом, прикуривая сигарету.
– По всей вероятности решил пошутить.
– Ну, погоди. Я его отучу от подобных шуток!
Постояв ещё немного с вахтенным, Михаил, отбросив окурок в воду, пригибаясь и таясь, направился к большому кусту, обойдя его сзади, сделав при этом небольшой крюк.
– Ну и ну, – подумал вахтенный, убирая трап, – опять со своими шутками. Поджидая матросов и тех двоих шутников, спешно покинувших судно, он и предположить не мог, как развернутся события дальше.
Один за другим на палубе стали появляться члены ночной вахты. Прикуривая и рассуждая о пакостной натуре медведя, который неоднократно разрушал ящик, они обсуждали различные варианты защиты от непрошенного гостя. Прохладная свежесть ночи приятно обдувала горячие тела спорщиков.
А тем временем, Михаил, выждав несколько минут, хрустнул веткой и рыкнул. Фёдор, увлечённый своим планом изобразить медведя, сначала не придал значение этим звукам. Хруст и рычание повторились, но уже более зловеще. Тогда до сознания шутника дошло, что он в опасности. Не раздумывая, Фёдор бросился бежать. Ходовые огни, освещавшие судно, слепили глаза, длиннополый тулуп , цеплялся за кустарники, а Фёдор, не помня себя, задыхаясь от тулупа, бега и страха бежал и бежал, и одна только мысль подстёгивала его: успеть добежать до трапа. Привычно шагнув, Фёдор с криком полетел с обрыва в пустоту...
Услышав крик, опомнились и на палубе. "Человек за бортом!" Лучи прожектора, багры, круг – всё было пущено в ход. Барахтаясь, пытаясь удержаться, Фёдя бил отяжелевшими руками по воде, взывая о помощи. Намокший тулуп тянул его вниз, а течение упорно подтягивало несчастного к днищу катера. Но вот удалось одним багром, а затем и другим зацепить за тулуп и подвести к месту, где уже другие члены команды подхватили обезумевшего товарища.
Ещё долго моряки теплохода вспоминали этот случай, прибавляя всё новые и надуманные эпизоды происшествия, покатываясь со смеху. И если в компании оказывался Фёдор, то обязательно кто-нибудь, скрывая улыбку, спрашивал: "Федь, расскажи, как ты медведем был".
Улово (суводь) – водоворот, встречающийся преимущественно за крутыми изгибами берега, за мысами.
12.01.2021 г.
Свидетельство о публикации №221011200979
По Амуру от Благовещенска до Николаевска ходили пассажирские пароходы. В 1954 году мы с мамой прокатились на таком пароходе , сзади у него было большое колесо. В 1966 году мы с мужем уже плыли на теплоходе от Хабаровска до Николаевска. И в 54, и в 66 годах на этом транспорте было много пассажиров, которые жили по Амуру, это было основное транспортное средство. В 1982 году от Хабаровска до Софийска мы уже добирались на "Метеоре". Наглядный пример прогресса.
Простите за такой пространный отклик на Вашу миниатюру. Зелёную кнопку жму..
Изольда Казанова 18.03.2021 04:42 Заявить о нарушении
Ольга Бунина 3 29.03.2021 06:35 Заявить о нарушении