Недетские игрушки послевоенных детей

   Над мальчишками оружие всегда имело магическую власть. Им бы  пострелять, гранату бросить, устроить взрыв, чтоб эхо от его прокатилось по всей округе. Для ребят довоенных дат рождения оружия и боеприпасов валялось по полям и лесам больше, чем надо. Сразу после освобождения от оккупации у каждого подростка была своя винтовка и патроны. Отнимать боекомплект до сплошной зачистки местности не имело никакого смысла - замену найти проще простого. Поэтому председатель сельсовета просил пацанов стрелять только по птичкам и ни в коем случае по наземным целям.
   Отступающие немцы оставили на возвышенности крупнокалиберный пулемет, но слили воду. Без охлаждения пулемет клинил. У подножия горы протекал ручей, можно принести воды сапогом. Да вот беда: ни у кого из босоногой ребятни обуви не было.
Выход нашли: всей деревней шапками наносили воды к пулеметному гнезду. Километрах в трех стоял стог соломы. После первой же длинной очереди стог загорелся и ребятня стала разбегаться врассыпную. Мальчишек с мокрыми шапками вылавливал председатель сельсовета и крепко крутил им уши.
   После военкоматской зачистки вольница в обращении с оружием кончилась, но негласно на руках его оставалось много. Наш одноклассник Колбасов имел очень строгого отца, который колотил сына за каждую двойку. Сообразительный пацан установил в школе контакт с преподавателем начальной военной подготовки и долго обменивал боеприпасы на нужные ему пятерки. Правда, однажды по математике случился облом: заболел военрук, а тут контрольная. Колбасов не растерялся, принес сумку патронов и высыпал их в недавно истопленную печь. Из-за стрельбы класс эвакуировали, контрольная не состоялась.
   Малолетнюю детвору оружие привлекало внешним шумным эффектом. Подростки стремились использовать его для решения практических задач. Нашли снаряд, задумали глушить рыбу. Выбрали за деревней большой вир. В деревянное корыто уложили снаряд, сверху охапку хвороста и соломы. В другом корыте должен был подплыть факельщик и поджечь костер. К его корыту привязали длинную веревку, чтобы подтащить храбреца к берегу. Костер вспыхнул, мальчишечья ватага изо всех сил налегла на веревку. И веревка порвалась! Все оцепенели, а наш заводила оказался один на один с пылающим костром. Он оправдал свои лидерские качества: хладнокровно оценил обстановку, прыгнул в воду, подплыл к самодельной бомбе и перевернул корыто вверх дном. К счастью, снаряд был без взрывателя и от удара о дно реки не сдетонировал.
   Однако счастливый конец при контактах с оружием и боеприпасами случался далеко не всегда. В 1969 году я проходил производственную практику в совхозе "Ленино", земли которого в 1943 году служили ареной ожесточенных сражений. Четверо местных детей пошли к реке нарвать травы для коровы. На дворе стоял апрель, недавно спало весеннее половодье. Большая вода вымыла в излучине реки кучу минометных мин, ржавых и, казалось бы, неопасных. Мальчишка решил побравировать перед девочками, схватил мину и погнался за ими. Испуганные сверстницы дали такого стрекоча, что угнаться за ними стало невозможным. И тогда парнишка бросил им вдогонку ржавый кусок минувшей войны. Мина взорвалась и унесла четыре детских жизни.


Рецензии