от автора

Архив и мемуары  Петра Ивановича Полетики  попали в мои руки благодаря знакомству с его внучкой, Кристиной  Хоффман. Кристина Хоффман – урожденная Полетика, её отец, дед и бабушка эмигрировали из России в 20-е годы   прошлого века
Архив, хранившийся в семье уже почти 100 лет, всё ещё оставался просто кипой бумаг:  проблема заключалась в том, что  документы и письма большей частью были на русском языке, а письма к тому же  – рукописными.
И вот передо мной легли пожелтевшие  листы с совершенно невообразимыми датами: 1894, 1896, 1900 годы. Чернила, разные почерки… некоторые написаны старинной изящной вязью,  другие -  скорописью, на первый взгляд совершенно нечитаемой…

В архиве обнаружились несколько писем  Балакирева  и Римского - Корсакова, а также Стасова, Зарембы и других корреспондентов, имена которых я смогла прочесть позже; газетные заметки, записки, концертные программки. Отдельно лежала толстая папка: воспоминания П. И. Полетика, посвященные его жене, певице Марии Ивановне Назимовой.  Мемуар  был напечатан на пишущей машинке со старым русским шрифтом, четыре главы из пяти;  пятая так и осталась в рукописи.
Мемуар  я попросила почитать и,  кроме него, получила от Кристины копии всех документов архива.
Чтение это   меня  увлекло,  и очаровывало тем больше, чем дальше я в него погружалась. Автор описывал  блестящую музыкальную эпоху  Петербурга – последние два десятилетия XIX века и начало XX-го. Он запросто рассказывал о придворных концертах и оперных постановках, участником которых был сам. То и дело мелькали имена блестящих музыкантов, композиторов, имена которых широко известны, и других, не менее интересных, но знакомых теперь лишь узкому кругу знатоков. Мне казалось, что с  пожелтевших страниц на меня глядело множество лиц, о которых хотелось узнать подробнее. Знакомые улицы и дома Петербурга, удаляясь во времени, неуловимо менялись и  приобретали  иные  очертания. Я читала о  театральных постановках,  мимо которых прошло наше отечественное музыковедение и среди них - не много не мало, оставшаяся до сих пор  неизвестной премьера «Хованщины» Мусоргского. Как следовало из записок, она состоялась, оказывается,  более чем за 30 лет до  исторически известной её премьеры  в Мариинском театре. Она была осуществлена  Музыкально-Драматическим Кружком, бывшем отнюдь не любительским кружком, а настоящим театром - со своим оркестром, собственным помещением и широкими возможностями:  в его  постановки  приглашались  лучшие  дирижёры  и ведущие  солисты Санкт-Петербурга. Петр Иванович в течение почти десятилетия заведовал там всей музыкальной частью.
  Находка писем Римского-Корсакова и Балакирева  и сама по себе была сенсационной, однако  расшифровка других  содержала дальнейшие сюрпризы. Среди  адресатов оказались Стасов, Черепнин, Юферов,  Блейхман, Соловьев,  Дмитрий Толстой,  Каролина  Джиральдони…
Сам Петр Иванович Полетика был личностью, безусловно,  неординарной. Он был  потомком  старинного  обрусевшего греческого рода  Полетика,  высокообразованным  человеком,  превосходным  пианистом  и хоровым  дирижером;   принял деятельное участие в постановке «Хованщины»  и других   современных ему опер ( теперь забытых), выступал в  концертах как пианист. Круг его знакомств был чрезвычайно широк.


Здесь я публикую несколько очерков о композиторах, чьи  имена  забыты, возможно, незаслуженно.
Каждый из очерков основан на  воспоминаниях Петра Ивановича Полетики, но дополнен  и другими сведениями, которые мне удалось отыскать.
 


Рецензии