Костюм лезгинской этнической общности

Костюм лезгинской этнической общности.

Традиционный женский костюм лезгинок состоял из платья-рубахи, штанов, верхнего распашного платья «валчагъ», головных уборов и обуви. Описание женского костюма можно встретить в литературе. Платье-рубаха туникообразного покроя – «перем» шили из хлопчатобумажных (бязь, ситец, сатин) и шелковых тканей. Для нарядных рубах предпочитали тафту желтого, красного или зеленого цвета. Платье-рубаха кроилась из прямого полотнища (по ширине ткани) с боковыми клиньями и квадратными ластовицами под рукавами, у грудного разреза книзу по середине делали подрез со сборкой. Горловину обрабатывали воротником – стойка. Застежку обрабатывали планкой по центру груди. Воротник – стойку, планку и манжеты изготавливали из материала другого цвета или покрывали узорной строчкой в виде завитков или спирали, по низу платья нашивали золотой шнургалун. В результате сочетаний линий, цветов и фактур создавался облик праздничного костюма. В нарядных рубахах девушек были двойные рукава. Они состояли из верхних и нижних частей, и пришивались между собой по линии локтя. Нижняя часть рукава была широкая. Во время работы широкие рукава закалывали булавками. Под платье – рубаху женщины надевали узкие штаны из бязи, ситца, сатина, а нарядные – из шелка «дере», «хара». Покрой штанов был традиционным. Нижняя часть штанов была видна из под рубахи и потому ее делали более нарядной: обшивали позументом, украшали узорным швом. Лезгинки из богатых семей имели широкие штаны, которые именовались «вахчаг» или «тайбалах». С целью экономии их верхнюю часть до бедер делали из простой ткани, а нижнюю часть штанин - из легких дорогостоящих тканей. Низ штанов должен был быть виден из под платья, поэтому его украшали особо – оторачивали дорогой тканью, расшивали золотыми нитками или тесьмой. М. Султанова описывает прием шуршания широких штанов, изготовленных из тафты, который назывался «фру-фру». «Это шуршание еще издали возвещало о приближении элегантной женщины» [ Султанова, М.К. Женский костюм Дагестана: традиции и современность / М.К. Султанова - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2007, с.13]. 
Также лезгинки надевали платье – «булушка». Платье состояло из прилегающего лифа и объемной юбки за счет глубоких складок. Манжеты рукавов, горловину и грудной разрез, а так же линию соединения лифа с юбкой украшали позументом или материалом другого цвета. Поверх праздничного платья носили длинный передник – «хириган». Описание этого вида одежды можно встретить у С.С. Агашириновой и С.Ш. Гаджиевой [Агаширинова, С.С. Материальная культура лезгин XIX – начало XX в.: монография / С.С. Агаширинова – М.: Наука, 1978, с. 40]. Шили его из темных гладких и ярких шелковых тканей. Хириган завязывался на шее и на талии с помощью лент или шнура. Передник украшался аппликацией, тесьмой, фигурной цветной строчкой, а в нижней части – узкими лентами. В качестве украшения для передника молодой женщины использовались и мелкие серебряные монеты, бляхи и пуговицы. Поверх платья туникообразного покроя «перем» лезгинские женщины надевали распашное платье «валчагъ». Шили его из сатина, бархата «махмур», тканей типа «дере», «хара» темного цвета - фиолетового, бордового и зеленого цвета. Длина платья доходила до пят. Валчагъ состоял из приталенного лифа, юбки, объем которой достигался за счет сборки или мелких складок, и рукавов, состоящих из двух частей. Верхняя часть рукава, до локтя повторяла форму руки, нижняя часть была расклешенной. Платье имело вырез горловины различной конфигурации – с глубоким мысом, с вырезом овальной формы. Нарядный валчагъ богато декорировался. По краю бортов, по подолу и по шву соединения лифа с юбкой нашивался позумент. Грудной вырез и низ рукавов обшивались серебряными монетами. В качестве застежки использовали серебряные застежки. Также валчагъ украшали вышивкой в области грудного выреза и по низу рукавов. В зимнее время года валчагъ носили стеганный с вертикальной или фигурной стежкой по лифу и юбке и горизонтальной стежкой по рукавам. В зимнем платье рукава состояли из одной детали. По низу рукавов обрабатывали разрез.
Лезгинки, проживающие в Кубинском округе с юбкой надевали нарядный укороченный кафтанчик «лабада». Лиф кроили облегающим  до талии и широким с расходящимися фалдами внизу. Горловину оформляли глубоким вырезом. Шили кафтанчик на подкладке и обязательно подбивали тонким слоем ваты или шерсти. Подол, низ рукавов, грудной вырез обшивали позументом или украшали шелковыми полосками тканей разных расцветок [Булатова, А. Г. Одежда народов Дагестана: историко-этнографический атлас / А. Г. Булатова, С.Ш. Гаджиева, Г.А. Сергеева. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001.].
Лезгинки, проживающие в горном Дагестане, зимой носили овчинную шубу с втачными рукавами «кIурт». Она была приталенная в верхней части и слегка расклешенная к низу. Декорированию подвергались рукава. Обшлага на рукавах обрабатывали шелковой тканью и покрывали узорной вышивкой. В высокогорных селениях лезгинки носили шубы с глубоко разрезанными рукавами и застежкой в области талии на крючки и петли. Лезгинская «чуткъу» состояла из чепца и накосника. Чепец состоял из налобной части и полоски ткани, покрывающей макушку и затылок. К чепцу головного убора пришивали накосник. Нарядные чуткъу шили из тонких шелковых тканей типа тафты и из парчовых – типа «хара». Большое внимание лезгинки уделяли украшению чуткъу, особенно налобной части, которую обшивали позументом, галунами, бисером, серебряными трубочками и т. д. Нижний край чуткъу отделывался бахромой, цветным материалом, узорным швом, галунами. Для укрепления чуткъу на голове и для украшения носили налобно-теменное украшение - серебряный «кикер», т.е. две чеканные лепесткообразные пластинки с подвесками, соединенными пятью рядами цепочек [Агаширинова, С.С. Материальная культура лезгин XIX – начало XX в.: монография / С.С. Агаширинова – М.: Наука, 1978].
Обязательной принадлежностью лезгинского женского костюма являются головные платки, одеваемые поверх чуткъу. Такие платки были шерстяные бордового, синего, красного и желтого цвета (особенно любили клетку бордового и черного цвета) [Булатова, А. Г. Одежда народов Дагестана: историко-этнографический атлас / А. Г. Булатова, С.Ш. Гаджиева, Г.А. Сергеева. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001.].
Лезгинские женщины носили вязаную узорчатую обувь – «кемечар» или «шаталар», башмаки – «башмакъар», которые зимой одевали вместе с узорчатыми шерстяными носками, и кожаные сапожки – «мягъсерар». Описание данной обуви дает Агаширининова С.С. В качестве дополнения к костюму женщины – лезгинки носили украшения из золота, серебра и т. д. Наиболее популярным был нагрудник, сделанный из серебряных монет. Неотъемлемой деталью традиционного лезгинского костюма был пояс с массивной серебряной пряжкой.
В нарядной одежде рукава являются композиционным центром, так как своей величиной привлекают к себе внимание. Руки, это единственная часть тела, в которой была допустима свободная динамика. «Во время танца женщины поднимали руку на уровень лица, и широкий длинный рукав такого платья прикрывал лицо от посторонних глаз» [Гаджиева, С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX – начало XXв. / С.Ш. Гаджиева ; М.: Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1981.]


Костюмы северо-лезгинских этнических групп.

Костюм агулки состоит из следующих видов одежды, головных уборов и обуви: платья-рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхнего распашного платья «валчагъ»; отрезного по линии талии платья; овчинной шубы трапециевидного покроя с втачными рукавами, без воротника; чухты «къуч»типа мешочка и покрывала. Все перечисленные виды одежды были аналогичны одежде лезгинской общности, за исключением платья, отрезного по линии талии, которое имело прилегающий лиф и широкую юбку за счет сборок или складок. Налобная часть чухты обрабатывалась полоской ткани черного цвета. Крепился головной убор с помощью длинных цветных лент, которые обрамляли голову по налобной части. Молодые девушки поверх чухты носили покрывала белого цвета, пожилые – черного. Нарядная одежда обязательно шилась из ярких тканей. Обувью служили чарыки «дирихи», сшитые из цельного куска кожи и собранные с помощью кожаного шнура на ступне, и разноцветные вязаные носки. Костюм агулки дополнялся нагрудными украшениями и массивным поясом, выполненным из серебра.

Рутулки носили платье-рубаху «ухун» ярких расцветок, штаны с широким шагом, верхнее распашное платье «валчах», передник, овчинную шубу «габачей», головные уборы, обувь. На основании фотографий из книги «Народы Дагестана» можно добавить, что в середине XX в. рутулки носили платье отрезное по линии талии, состоящего из лифа и объемной юбки в складку [Народы Дагестана: Серия / Народы Культуры / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. – М.: Наука, 2002.; , с. 431]. Лиф платья в области груди украшался мелкими горизонтальными складками.  Платье валчагъ состояло из приталенного лифа, широкой юбки и рукавов, состоящих из двух частей, где нижняя часть была откидная. Длина платья зависела от места проживания.

В цахурских селениях Кубинского округа (Иллису и прочих) носили платья до бедер, в рутульских селениях Кубинского округа – длинные. Поверх валчагъа рутулки надевали передник полностью покрытый серебряными монетами. Штаны шили из светлых тканей в мелкий рисунок или из ярких тканей. Низ штанов обязательно отделывали тесьмой или полоской ткани другого цвета. Шуба была приталенной вверху и расклешенной в нижней части, имела большой шалевый воротник, втачные рукава оторачивались полоской черной ткани. В качестве головного убора служили мешкообразная чухта, которую шили из ярких тканей и большой платок, который складывали треугольником. К височной части чухты рутулки закрепляли серебряную подбородочную ленту. Распространенной обувью у рутулок были вязаные сапоги с загнутыми носками, орнаментированные геометрическим рисунком. Дополнением к костюму служил массивный серебряный пояс филигранной работы.
В костюмный комплекс цахурки входит: короткое платье-рубаха туникообразного покроя «гурт»; штаны с широким шагом, кафтанчик «алхалыг»; фартук расшитый серебряными монетами; длинная широкая юбка; приталенная овчинная шуба с втачными рукавами, головной убор – чухта и покрывало; вязаная и кожаная обувь. Нарядную одежду цахурки шили ярких расцветок, преимущественно красных и оранжевых тонов. Платье-рубаху заправляли в юбку и сверху надевали алхалыг. Чухта цахурки состояла из шапочки-чепца «дугмаче», который полностью покрывался серебряными трубочками, и мешочка для кос. Дополнением к нарядному костюму цахурки служили серебряные нагрудные украшения и массивный серебряный пояс, украшенный камнями.

P/S У лезгин давно назрела необходимость реконструкции подлинного лезгинского женского традиционного костюма в разных вариациях лезгинских этнических групп. Имеющиеся на сей день варианты реконструкций лезгинских нарядов прошлого не являются настоящими лезгинскими этническими костюмами, а представляют собой некие сборные материалы, не отражающие истинную специфику лезгинского этнического костюма прошлого. До сих не реконструированны головные уборы лезгинок прошлого.  Надеемся, что это произойдёт в ближайшем будущем.

На фото: Традиционный наряд самурских лезгинок.
Самурский округ, Гельмец, 1920 год.


Рецензии