Мене, мене, текел, упарсин. Ч. 2

Ч.2
«Восточный принц. Разве дело в этом? Антихрист. Разве дело в Христе? Дело в глупости и заблуждениях, исчерпанности и деградации человеческого вида. В дикости, мракобесии, безграмотности, легковерии во всякого рода фокусы, обманные «чудеса», в лености мыслить, анализировать, исследовать. В неблагоприятных мутациях, накопленных в геноме. Что тут непонятного? Ведь это естественное развитие. Науки и технологии являются естественными продолжениями природы. И тут не избежать грубой бифуркации. Одна ветвь будет для спирального зацикливания человеческого вида в животном образе, причём с генами присвоения и агрессии, присущими хищникам, и потому эта ветвь не будет долгосрочной и уничтожится самой природой. Культ физического развития, животного потребления и превосходства, активности и агрессии приводит вскоре после доминирования к вражде со средой, к скорейшему исчерпанию ресурсов, сокращению срока жизни из-за ответной реакции окружающей среды, прежде всего, геномных программ субклеточных и клеточных масштабов. Другая ветвь постарается выжить, приспособиться к новым условиям, найти гармонию со средой обитания, изучить, отредактировать геном в сторону подавления генов присвоения и агрессии, в сторону доминирования интеллектуальных и информационных алгоритмов жизни, выхода на космический уровень жизни путём включения в новые гибридные биороботические и программно-информационные существа. Это же совершенно очевидно! Что в этом необычного. И это можно было предвидеть и предвидели. В древних Египте, Китае, Индии, Вавилоне. Даже в более поздней Библии. Пророчество об «антихристе», который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о прежних религиозных заблуждениях. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания». Чипы. Необходимый для управления всем идентификатор записи в базе данных тёмные люди будут ассоциировать с числом 666. 6 является первым совершенным «божественным» числом. И оно, трижды повторенное, соединяет с Единым символически, так что в посредниках типа пророков между новым человеком и Единым надобности не будет. Сокращение штатов (было свыше 400 000 пророков). «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18). И Иоанн Богослов тут не оригинален. Подобные пророчества были известны за 3 тысячи лет до него. Апостол Павел выразился более определённо. И он имел в виду именно таких, как я, современных и ведущих к истине, к наукам и прогрессу будущих правителей. «…истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес 2:3–4, 7–12). Религиозный дурман должен улетучиться из просвещённых умов, стремящихся к истине, к научному, доказательственному познанию».
Принц долго ходил по комнате в раздумии, в мыслительных экзерсисах. А нынешний правитель видел страшный сон и проснулся весь в поту. «Если ты пророк или царь, или жрец, должен не только первенца своего и наследников своих, но всего себя и всё и всех, что и кто тебе дОроги, подарить, посвятить, пожертвовать  богу – только так можно доказывать искреннюю любовь к богу, почитание бога. Конечно, бог не таков, как рисуют его мировые религии для толпы, для профанов. Но лучше так. Потому как истину и мудрость Тота-Гермеса, Будды, Пифагора, Конфуция, Парменида, Платона простому смертному не понять». Правитель стал внимательно осматривать свои руки, особенно ладони. Во сне руки оказались в крови. «Кровавый, ты, Кровавый», - шёпотом повторял какой-то голос. Правитель вспомнил все плохие предсказания. Вдруг выстроился ряд чисел: 5, 8, 13, 18, 21. 5, 8, 13, 21 были числами Фибоначчи. «А 18 причём? День разрушения Иерусалимского храма?  Или нового отсчёта? От судьбы не уйдёшь». День был испорчен…
А принц принялся изучать науки. Его внимание привлекли исследования нейтрино.
Гипотеза о существовании нейтрино была предложена Вольфгангом Паули в 1930-е годы, чтобы спасти закон сохранения энергии. Нейтрино выступило  как спаситель закона сохранения энергии - важнейшей концепции в физической науке. Позже, когда нейтрино открыли и когда изучили его свойства, было обнаружено, что «образы» нейтрино в нашем мире и в «зазеркалье» сильно различаются. Это натолкнуло создателей Стандартной модели на идею её правильного построения. Но, несмотря на успешность Стандартной модели, остаются две загадки: тёмная энергия и тёмная материя. Необходима новая теория. И сейчас надеются, что если мы сможем аккуратно измерить все свойства нейтрино, то оно снова укажет нам путь, на этот раз за пределы Стандартной модели.
В эволюции нашей Вселенной нейтрино играет довольно серьёзную роль. Например, после Большого взрыва, считающегося рождением Вселенной, в первые доли секунды нейтрино вместе с фотонами, электронами, протонами, нейтронами и т. д. образовали «горячий суп» из частиц. Если бы число типов нейтрино в газе было другим, то у этого газа были бы несколько другие свойства, и это привело бы к несколько другой эволюции Вселенной. Нам известно, что масса нейтрино составляет не более одного электронвольта (эВ). Если бы масса нейтрино была 50 эВ, то наша Вселенная уже давно сколлапсировала бы обратно  в так называемую сингулярность.
Согласно современным представлениям, галактики не могли образовываться самостоятельно. Звёзды находятся слишком далеко друг от друга, чтобы объединиться в галактику. Возможным решением проблемы является гипотеза тёмной материи, заполняющей пространство между звёздами и усиливающей действие гравитационного поля. Нейтрино по-прежнему играет роль возможного кандидата на роль тёмной материи. И снова всё зависит от того, какие у нейтрино свойства и масса. Если бы масса нейтрино была слишком маленькая, то такая тёмная материя приводила бы к тому, что никакие галактики не могли бы образовываться. Если нейтрино массивнее, они могли бы играть роль тёмной материи.
Ответить на этот вопрос стремится и эксперимент Baikal-GVD, который исследует нейтрино с очень большими энергиями. Оказывается, когда образуются галактики, в их центре практически всегда возникает чёрная дыра. Сначала она небольшая, но постепенно начинает пожирать вещество вокруг и разрастается до миллионов масс нашего Солнца, иногда даже до миллиардов. То есть заметная доля массы всей галактики может сидеть в одной чёрной дыре. Эта чёрная дыра пожирает вещество звёзд вокруг себя, постоянно увеличиваясь в размерах. Вещество от этих звёзд закручивается вокруг чёрной дыры, образуя аккреационный диск, нагревается и ярко светится. Сама чёрная дыра, конечно, не может излучать свет, но благодаря этому светящемуся газу она становится одним из самых ярких объектов во Вселенной. Газ закручивается в определённой плоскости, и в направлении, перпендикулярном этой плоскости, чёрная дыра иногда выбрасывает мощную струю газа, которую не смогла «переварить». В этой струе возникает самый мощный ускоритель, который существует во Вселенной. Он ускоряет частицы до совершенно гигантской энергии. В том числе там возникают такие частицы-мезоны, как пионы, каоны и другие, которые ускоряются и при своих распадах  излучают нейтрино.
Кроме того, для нас важно слабое взаимодействие нейтрино. Нейтрино покидают область чёрной дыры, проходят через вселенную и могут прийти принести нам информацию о том, как и где оно родилось. По пути оно не отклоняется ни электромагнитными, ни гравитационными взаимодействиями. Поэтому нейтрино являются универсальными носителями памяти вселенной.
На прецизионное измерение тонких свойств нейтрино нацелен и международный проект JUNO (Jiangmen Underground Neutrino Observatory). Это как раз тот самый путь к Новой физике. JUNO уже рутинным образом будет использовать явление нейтринных осцилляций для исследования свойств нейтрино. Важнейшую роль в установлении самого явления нейтринных осцилляций сыграл эксперимент Daya Bay. За это, кстати, многие участники коллаборации Daya Bay были удостоены самой крупной премии в науке — «Прорыв в фундаментальной физике» за 2016 год. Оба этих эксперимента проводятся с ядерными реакторами в Китае.
Физика нейтрино неразрывно связана с ядерными реакторами, где мощные потоки антинейтрино образуются при бета-распадах. Реактор с тепловой мощностью 3 ГВт генерирует ~ 6*1020 антинейтрино в секунду. Использование реакторов для изучения фундаментальных свойств (анти)нейтрино было начато в 1953-1956 гг. в США на реакторе Savanna River, где в экспериментах Райнеса и Коуэна впервые наблюдалось взаимодействие нейтрино с веществом. С конца 70-х нейтринные эксперименты на реакторах были начаты в Европе (Goesgen - Швейцария; Bugey, CHOOZ - Франция) и СССР (Ровенская и Красноярская АЭС). Группа, включающая работников ИТЭФ и ОИЯИ (Дубна), ведёт  экспериментальные работы по нейтринной физике на Калининской атомной станции (КАЭС).
Многие фундаментальные свойства нейтрино остаются пока неизвестными. Неизвестна величина магнитного момента нейтрино (ММН),  неизвестно, имеет ли нейтрино античастицу (Дираковский тип нейтрино – см. уравнения Вейля на приложенном рис.) или является истинно нейтральной частицей (Майорановское нейтрино). В Стандартной Модели с минимальным расширением магнитный момент Дираковского нейтрино выражается через массу нейтрино и имеет очень маленькую величину ~ 10-19;B (;B - магнетон Бора), недоступную для наблюдения в современных экспериментах. Вместе с тем, по расширенным вариантам Стандартной Модели, нейтрино вне зависимости от величины массы могут иметь магнитный момент порядка (10-10 - 10-12) ;B, что делает актуальными проводимые на Земле эксперименты…
Принц вдруг понял главный недостаток исследований  – чрезмерную материализованность современного подхода в физике элементарных частиц. «Ведь что вверху, то и внизу. Элементарные частицы, причём это подсказывает сама теория нейтрино, являются носителями не только физической информации, но и знания вообще! У частиц или на частицах записан СМЫСЛ, алгоритм, модуль программы, ноуледжон (как говорил учитель). Частицы – живые существа. У них есть память, закон, принцип, смысл, русло возможностей и свобода выбора, воля в рамках этого русла! Стремясь найти подтверждение своей гипотезе, принц начал читать сводку по теме, составленную в прошлом году учителем. «История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура включает учения о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движе¬ния (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же при¬чин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и де¬лятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (кон¬тинуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.

Родоначальниками натурфилософского атомизма были Левкипп и Демокрит, которые ввели в философский лексикон само по¬нятие «атом». Поскольку Левкиппа некоторые источники называют учи¬телем Демокрита, он оказывается наиболее ранним автором, сторон¬ником атомистических взглядов. Говорить о существовании атомизма до Левкиппа и Демокрита нет оснований, хотя стоик Посидоний, как пе¬редает Страбон, полагал, что у истоков атомистической традиции стоял финикиец Мох Сидонский, живший во времена Троянской войны (Strab. XVI 2, 24). В 19 – нач. 20 в. обсуждалось мнение, высказанное П.Таннери (Tannery P. L’Histoire de la Science Hellene. P., 1887; Owen G. E. L. Zeno and the Mathematicians, – PAS 58, 1957–8, p. 199–222), о том, что аргументация Зенона Элейского против движения была направлена против неких пифаго¬рейцев, придерживавшихся атомистической интерпретации пространства (однако основание усмотреть сближение пифагореизма и атомизма могла дать возникшая позднее, в 4 в. до н. э., интерпретация Экфантом монады как неделимого тела).
Формирование античного атомизма было связано с обсуждавшейся в Элейской школе проблемой единого и многого, движения, деления, беско¬нечности (ср. Платон «Парменид», Аристотель. «О возникновении и уничтожении», кн. I, гл. 8). Атом – мельчайшее тело, неделимое вследствие своей малости и плотно¬сти, –предел деления всякого тела. Атомов бесконечное множество, они отличаются друг от друга величиной, фигурой и положением в простран¬стве; в соединении с другими атомы также характеризуется «порядком». Эти свойства атомов задают все разнообразие телесных чувственно-во¬принимаемых качеств, которые субъективны, существуют «по установлению», объективно же, «по природе», есть лишь атомы и пустота. Признание Демокритом наряду с атомами также пустоты, позволило ему избежать про¬блемы выведения многого из единого (множество постулируется); понятие пустоты обосновывало возможность движения атомов (движение – неотъ¬емлемое свойство атомов). Возникновение вещей в окружающем космосе атомисты трактовали как соединение атомов, а уничтожение – как их разъ¬единение.
Уже в античности в рамках атомизма, противопоставляемого теори¬ям единой и непрерывной материи, рассматривали учения о «гомеомериях»  Анаксагора и Архелая (Alex. De mixt. 213, 18–214, 5), «амерах» Диодора Крона (Alex. De sensu 172, 29) и треугольниках Платона (Arist. De Caelo III 1).
«Квантованность, атематический атомизм» Платона изла¬гается в диалоге «Тимей». Согласно Платону, материя («хора») имеет атоми¬стическую структуру: четыре элемента, т. е. мельчайших тела, обладающих собственными качествами, состоят из «треугольников», минимально огра¬ниченных квантов пространства, обладающих исключительно количествен¬ными характеристиками. Из первичных треугольников путем их вращения и комбинирования образуются элементарные объемные тела. В античности эта геометризованная теория материи была критиковалась перипатетика¬ми (ср.: Arist. De Caelo III 1, 299a3–300a19; Alex. Quaest. II 13).
В рамках истории атомистических идей рассматривают сохранившийся в аристотелевском корпусе трактат «О неделимых линиях», представляющий учение о неделимых линиях как пределе деле¬ния. Автором критикуемого учения был, вероятно, Ксенократ, третий схоларх Академии и соученик Аристотеля.
Сам Аристотель в 1-й книге «Физики»  в ходе критики учения Анаксагора о смеси вещей, состоящей из бесконечно делимых компонен¬тов, бесконечных «как по величине, так и малости», выдвинул аргумент о существовании неделимых частей тел: поскольку животное не может быть сколь угодно великим либо малым, то не могут и его части быть сколь угод¬но велики или малы; частями животного являются мясо, кровь и другие подобочастные, которые, таким образом, не могут быть бесконечно делимы (Phys. I, 187b14–21).
Гераклид Понтийский выдвигает свою версию атомизма, отлич¬ную и от демокритовского, и от академического. Началами всех вещей он называет «несвязанные частицы» (fr. 119 a-b Wehrli), подчеркивая тем самым особый способ взаимосвя¬зи своих первоэлементов, отличный от механического сцепления атомов Демокрита посредством «присосок и крючков». Гераклид представлял элементарные частицы как самодостаточные и в этом смысле неделимые пер¬воначала, носители своеобразных качеств, способные подвергаться внеш¬ним воздействиям (fr. 120). При этом Гераклид всё же допускал делимость своих «частиц» на «кусочки» – мельчайшие недели¬мые бескачественные частицы (fr. 121), определённым образом структури¬ровавшие эти «несвязанные частицы». Разработанная Гераклидом атомистическая концепция оказала влияние на физические исследованияния Стратона Лампсакского и рим¬ского врача 1 в. до н. э. Асклепиада из Вифинии.
Диодор Крон, принадлежавший к т. н. Диалектической школе ( Мегарская школа), выдвинул ряд аргументов в пользу существования не имеющих частей тел («амер»), продолжая начатый Зеноном Элейским логический анализ проблемы бесконечной делимости и движе¬ния. Амеры – мельчайшие тела, не имеющие частей не просто потому, что их физически невозможно рассечь, но потому, что у них нет и не может быть никаких частей; в отличие от атомов Демокрита, для амер не вводилось раз¬личия по форме, чтобы не было оснований говорить хотя бы о мысленной их делимости. Всё же амеры имеют некую величину, достаточную для того, чтобы в сумме образовать чувственно воспринимаемое тело. Кроме неде¬лимых тел, Диодор допускал также существование минимальных недели¬мых частей пространства и времени: любой промежуток времени может быть разделен на более короткие периоды, каждый из которых больше нуля, но разделить его уже нельзя. И каждый отрезок пространства может быть разделен вплоть до минимального неделимого отрезка.
Секст Эмпирик (Adv. math. X 48 слл.) излагает аргументацию Диодора о существовании дискретных величин. На этом было основано отрицание Диодором движения как процесса в настоящем времени: тела не движутся ни в том месте, где они есть, ни в том, где их нет. Поскольку данная альтер¬натива, по Диодору, охватывает все возможные случаи, то отсюда он делает вывод, что движения нет.
Преемник Теофраста по руководству Ликеем Стратон из Лампсака попытался соединить некоторые положения атомизма с аристотелевским учением: он считал, что время состоит из неделимых мо¬ментов, между тем как тело и место делимы до бесконечности; соответствен¬но, он утверждал, что движущийся предмет проходит в неделимое время де-лимый промежуток пространства «целиком и сразу» (Sext. Adv. math. X 90).
Продолжением традиции демокритовского атомизма было учение Эпикура, который в целом следовал понятию атома, введенному Демокритом, – маленькое плотное тело, имеющее свою форму, величину и поворот в пространстве, – однако приписал атомам тяжесть и способность отклоняться от первоначального прямолинейного движения. Введение в аб¬солютно детерминированную картину мира элемента свободы – главное отличие подхода Эпикура. Обсуждается вопрос, принадлежит ли Демокриту или Эпикуру интерпретация физического атомизма в смыс¬ле математического (теория дискретного пространства-времени); возмож¬но, что обозначенная Аристотелем проблема была разработана Диодором Кроном и через него повлияла на Эпикура. Поэма Лукреция «О приро¬де вещей» весьма важна как изложение атомистического учения Эпикура.
Атомизм Эпикура, в отличие от раннего демокритовского варианта, проводит различие между физической нерассекаемостью атома и его поня¬тийной неделимостью, не оставляя без решения проблему, связанную с тем, как атомы могут иметь части (если у атомов имеются различия в их форме, они могут касаться друг друга сторонами, составлять величину). Эпикур полагал, что нерассекаемые атомы должны иметь мыслимые части.
Учение о движении атомов у Эпикура также имело отличия от демок¬ритовского. Демокрит говорит о центростремительном движении атомов в космосе, вероятно созданном космическим вихрем. Эпикур наде¬ляет атомы внутренним собственным движением вниз под действием тя¬жести, сквозь бесконечный космос. Направление книзу, возможно, отвечает на аристотелевскую критику Демокрита, который, по его мнению, не пока¬зал, каково движение атомов, а только говорил, что оно вечное и что они не-прерывно сталкиваются между собой. По Эпикуру, атомы внезапно откло¬няются от прямолинейного направления движения. Это объясняло, почему атомы сталкиваются, а не движутся параллельно. Последователи Эпикура поставили под сомнение и демокритовский тезис о том, что качества суще¬ствуют лишь по установлению, на самом же деле у атомов их нет – эпику¬реец Полистрат защищал тезис о реальности качеств.
Асклепиад из Вифинии отнесён к одним из последних представителей античного атомизма в натурфилософии, поскольку он раз¬делял дискретную теорию материи и был сторонником знания, основанно¬го на чувственном опыте. Асклепиад воспринял атомистическую теорию Гераклида Понтийского о «несопряжённых телах», соеди¬нив её с гипотезой о мельчайших «порах». Наличием в телах пор Асклепиад объяснял всякого рода взаимодействия, в частности, веществ в растворах, а также функционирование живого организма; эти идеи восхо¬дят к учению о порах Стратона из Лампсака. Учение Асклепиада имеет чер¬ты, родственные атомизму Демокрита и Эпикура: в одном случае первоос¬новами объявляются атомы и пустота, в другом – «тела» и поры. Как и Гераклид, Асклепиад признаёт за первичными телами способность испы¬тывать воздействие. Существенное отличие состояло в том, что у Асклепиада «элементы» могли расчленяться на фрагменты и обладали качеством (Sext. Pyrrh. III, 33). Несмотря на но¬вейшую терминологию, атомистическая основа учения Асклепиада была очевидна его современникам. Так, Гален считал вифинского врача последо¬вательным эпикурейцем и атомистом, «который опирается в своих мыслях на порочные принципы», ибо на самом деле «всем руководит и всё устраи¬вает разум, а не случайное соединение телесных атомов» (De usu part., t. 3, 469, 11–13 K;hn).

Источники
• Gli atomisti: frammenti e testimonianze. Trad. e note di V. E. Alfi eri. Bari, 1936 (repr.: N. Y.; L., 1987);
• Griechische Atomisten: Texte und Kommentare zum materialis¬tischen Denken der Antike. Aus dem Griechisch und Latein ;bers. und hrsg. von F. Jurss et al. Lpz., 1973, 1988.
• Bailey C. The Greek Atomists and Epicurus. Oxf., 1928;
• Melsen A. van. From atomos to Atom. Pittsburgh, 1952;
• Mau J. Zum Problem des Infi nitesimalen bei den antiken Atomisten. B., 19572;
• Furley D. Two Studies in the Greek Atomists. Princ., 1967;
• Pohle W. The Mathematical Foundations of Plato’s Atomic Physics, – Isis 62, 1, 1971, p. 36–46;
• Romano F. (ed.). Democrito e l’atomismo antico. Catania, 1980;
• M;ller R. Naturphilosophie und Ethik im antiken Atomismus, – Idem. Menschenbild und Humanismus der Antike. Lpz., 1980, S. 135–158;
• Denyer N. The Atomism of Diodorus Cronus, – Prudentia 13, 1981, p. 33–45;
• Konstan D. Atomism and its Heritage: Minimal Parts, – AncPhil 2, 1982, p. 60–75;
• Sorabji R. Time, Creation and the Continuum: Theories in Antiquity and the Early Middle Ages. L.; N. Y., 1983;
• St;ckelberger A. Vestigia Democritea. Die Rezeption der Lehre von den Atomen in der antiken Naturwissenschaft und Medizin. Basel, 1984;
• Nikolaou S.-M. Die Atomlehre Demokrits und Platons «Timaios»: eine vergleichende Untersuchung. Stuttg., 1998;
• Warren J. Ancient Atomists on the Plurality of Worlds, – CQ 54. 2, 2004, p. 354–365;
• Hasper P.S. Aristotle’s Diagnosis of Atomism. 2006;
• Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до на¬чала XIX века. М., 1965;
• Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979, с. 265–395».

«Точного подтверждения своим догадкам получить, разумеется, нельзя. Но проблема поставлена верно», - подумал принц.
 После раздумий о разных типах нейтрино и о представлениях древних и современных об элементарных частицах принц обратился к исследованиям по возможностям ментального воздействия на геном и управления собой.
«Управление собой, по данным современной науки, прежде всего связано с деятельностью нейронов, состояние которых в свою очередь связано с эндорфинами. Эндорфи;ны (эндогенные (др.-греч. ‘рождённый внутри’) морфины (от имени древнегреческого бога Морфея (др.-греч. ‘формирующий [сны]’)) — группа полипептидных химических соединений, по способу действия сходных с опиатами (морфиноподобными соединениями), которые естественным путём вырабатываются в нейронах головного мозга и обладают способностью уменьшать боль, аналогично опиатам, и влиять на эмоциональное состояние.
Эндорфины образуются из вырабатываемого гипофизом вещества — бета-липотрофина (beta-lipotrophin); считается, что они контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.
Природные опиоидные пептиды (эндогенные лиганды опиатных рецепторов) выделены впервые в 1975 году из мозга млекопитающих. Это были так называемые энкефалины — лейцин-энкефалин H2N-Tyr-Gly-Gly-Phe-Leu-COOH (молекулярная масса 556) и метионин-энкефалин H2N-Tyr-Gly-Gly-Phe-Met-COOH (молекулярная масса 574), представляющие собой пептиды, различающиеся лишь концевым С-остатком. Из экстрактов тканей гипофиза и гипоталамуса млекопитающих выделены и другие опиоидные пептиды, получившие групповое название эндорфины. Все они в N-концевой области молекулы содержат обычно остаток энкефалина. Все эндогенные опиоидные пептиды синтезируются в организме в виде крупных белков-предшественников, из которых они освобождаются в результате протеолиза. Известны три различных белка-предшественника опиоидных пептидов: проэнкефалин, проопиомеланокортин и продинорфин. Пространственное строение энкефалинов сходно с морфином. Энкефалины и эндорфины обладают обезболивающим действием (при введении их непосредственно в мозг), снижают двигательную активность желудочно-кишечного тракта, влияют на эмоциональное состояние.
Структурная формула эндорфина из 31 аминокислот: 
Необходимость регулирования и повышения уровня эндорфинов в организме является важной медицинской проблемой. При многих патологических состояниях и заболеваниях, особенно протекающих с выраженными болевыми синдромами, и/или на фоне депрессии, а также вообще протекающих неконструктивно и плохо поддающихся стандартному лечению, у пациентов отмечается истощение эндорфинергической системы, снижение базового уровня эндорфинов (эндорфинодефицит).
К настоящему времени известны как естественные, так и искусственные способы повышения уровня эндорфинов в организме. Прослушивание нравящейся музыки (музыкотерапия), активные физические занятия, новые позитивные впечатления, поедание шоколада, занятие сексом, удовлеворение потребностей и т. п. приводят к естественному повышению уровня эндорфинов в крови, что повышает настроение, улучшает самочувствие и психофизиологический статус. Однако это происходит только в тех случаях, когда эндорфинергические структуры функционируют нормально. Для коррекции нарушений, помощи при заболеваниях этого недостаточно. Необходимо или введение самих эндорфинов и их синтетических аналогов, или стимуляция их выработки различными способами.
Если рассмотреть действие эндорфинов как механизм, заложенный в нас природой для выживания, то он (этот механизм) описывается приблизительно такими этапами:
Экстремальная ситуация – эндорфины действуют как обезболивающее и активируют мышление.
Пережили экстремальную ситуацию – эндорфины нейтрализуют последствия адреналинового выброса: нормализуют работу сердца, легких и т.;д.
Расслабились после экстремальной ситуации – эндорфины дарят ощущение радости и удовлетворения (победа в борьбе за выживание).
Оценили ущерб – эндорфины обезболивают ранения сразу после их возникновения, при необходимости усыпляют нас, чтобы могли как можно быстрее восстановиться.
Восстанавливаемся после пережитого – эндорфины активизируют иммунитет, стимулируют регенерацию тканей.
Анализ пережитого стресса – эндорфины возбуждают ассоциативное мышление, чтобы мы могли выработать новую модель поведения и больше не попадать в аналогичные стрессовые ситуации.
Оказалось, что  китайским лекарям с помощью иглоукалывания удаётся обезболивать обширные участки человеческого тела. Выяснилось, что с помощью иголок китайские врачи высвобождают в теле человека вещества, схожие с морфином, т.е. эндорфины.
Эндорфины синтезируются в головном мозге. И кроме обезболивания они имеют в теле ещё много функций. Например, они противодействуют реакции организма на стресс: нормализуют артериальное давление и частоту дыхания, регулируют деятельность пищеварительной системы. Кроме того, они способствуют заживлению тканей и дарят нам чувство радости!
В клинических исследованиях в мире в разное время были предложены методы коррекции уровня эндорфина. Так, например, в эксперименте показана определённая эффективность введения в желудочки мозга ;-эндорфина, выделенного из гипофизов животных, в виде микроинъекций. При этом возникала достоверная анальгезия. В 70-х гг. XX века в США подробно изучалась прямая электростимуляция с помощью микроэлектродов стволовых структур головного мозга (вентральные ядра гипоталамуса, околоводопроводное серое вещество, ядра шва) с целью обезболивания. В дальнейшем было установлено, что именно эти структуры, получившие название антиноцицептивных, ответственны за выработку эндорфинов.
Проводились также исследования эффектов введения в кровь синтетического аналога энкефалинов (даларгина).
В институте Рослина был создан кремниевый микрочип с перспективой использования для обезболивания — электронные имплантаты.
Методом терапии, который изначально базировался на избирательной неинвазивной активации антиноцицептивных структур, является ТЭС-терапия, эндорфинный механизм и клиническая эффективность которой были подтверждены многочисленными лабораторными и клиническими исследованиями.
Приходится признать: эндорфины – это лекарство практически от всего: с их помощью можно повысить творческую активность, раскачать иммунитет и залечить все нанесенные нелегкой жизнью ранения. Точно так же решили фармацевтические компании и стали изготавливать синтетические заменители эндорфинов, с помощью которых можно было бы лечить депрессию и помогать наркоманам избавиться от зависимости.
Практика показала: можно человека накачать эндорфинами, и на время ему полегчает. Можно с помощью иглоукалывания высвободить эндорфины – и опять же на время станет легко, весело и безболезненно. Но если мозг сам не синтезирует эндорфины, полного излечения от ангедонии не наступит. Как обучить собственный мозг вырабатывать гормоны, обеспечивающие насыщенную, стрессоустойчивую и радостную жизнь?

Как повлиять на иммунитет, самочувствие и даже на направленность своих генетических мутаций?
Поддерживайте  атмосферу радости, бодрости и счастья с помощью эфирных масел розмарина, чайного дерева, герани, ромашки, ванили или мяты. Всего двух-трёх капель эфирного масла хватает для ароматизации средней комнаты. Налив во флакон 250 мл воды, нужно добавить в него 8–10 капель масла, затем, хорошо встряхнув, распылить жидкость в комнате.  Ароматизируйте бельё. Всего 1 капля эфирного масла при окончательном полоскании белья придаст ему нежный, радующий душу и тело аромат.

Чтобы вынырнуть из ангедонии, радуйтесь мелочам: дарите маленькие подарки, ходите на прогулки в парк, вспоминайте радостные моменты.
Эндорфиновую систему надо  тренировать и заставлять работать.
Утро должно начинаться не просто с обычного комплекса гимнастических упражнений – нужна гимнастика хорошего настроения. Для начала проведите тренировку мышц лица:
• Наморщите лоб, представив себе, что кожа собирается на нем «в гармошку», а затем расправляется. Это ощущение приятной расслабленности мышц лба необходимо удерживать в памяти. Ну а чтобы проверить, насколько хорошо расправились морщины на лбу, можно раз-другой слегка погладить лоб рукой. Повторяйте это упражнение 10–15 раз – до появления приятного ощущения лёгкого утомления в мышцах лба.
• При эмоциональном напряжении или в плохом настроении мы, как правило, щуримся и хмурим брови. Это действие имеет и обратную закономерность: когда мы хмуримся, наше настроение понижается. Чтобы отучить своё лицо хмуриться, закройте глаза и как можно сильнее сожмите веки. Далее, не раскрывая глаз, ослабьте это сжатие и как бы потяните кожу лица в сторону. При этом могут слегка напрягаться височные мышцы. Положите на виски пальцы рук. Проверьте, насколько эффективны ваши усилия. Это упражнение можно выполнять несколько раз в день, ведь оно, кроме всего прочего, снимает напряжение с глаз.
• Перед зеркалом вспомните о чём-либо забавном и приятном – это поможет вам придать своему лицу приветливое выражение. А человек с естественной приятной улыбкой автоматически приобретает бодрость и жизнерадостность, а также повышает настроение у всех окружающих его людей».
«Такие «мысленные прививки» могут оказаться весьма эффективными и поддерживать и иммунитет и состояние счастья наиболее простым образом», - решил принц.
       Правителю опять приснился один и тот же сон. «Если ты пророк или царь, или жрец, должен не только первенца своего и наследников своих, но всего себя и всё и всех, что и кто тебе дОроги, подарить, посвятить, пожертвовать  богу – только так можно доказывать искреннюю любовь к богу, почитание бога. Конечно, бог не таков, как рисуют его мировые религии для толпы, для профанов. Но лучше так. Потому как истину и мудрость Тота-Гермеса, Будды, Пифагора, Конфуция, Парменида, Платона простому смертному не понять». Правитель стал внимательно осматривать свои руки, особенно ладони. Во сне руки оказались в крови. «Кровавый, ты, Кровавый», - шёпотом повторял какой-то голос. Правителю вдруг стало плохо. Учащённо забилось сердце. Разболелась голова. В мыслях, в памяти всплывали слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Опять! Что за наваждение?!


Рецензии