Четвёртый раздел

часть первая: БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ - в связи со столетием Версальского мира
Мих. Оршанский
ЧЕТВЁРТЫЙ РАЗДЕЛ
               
„Der Scho; ist fruchtbar noch, aus dem das kroch.“ «Лоно плодородно, из которого он выполз».
(BRECHT: aus dem Epilog des Dramas “Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui“) -
«Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада»
(Перевод Е.Г. Эткинда)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ
* * *
В сентябре 1939 года Германия и Советский Союз разделили между собой на Польшу. Обе этих державы не признавали всерьёз ни «европейский миропорядок (sic!)» вообще, ни, в частности, тот факт, что «в 1918 г., после 123 лет неволи, Польша вернулась на политическую карту Европы» (Мацей Коркуць. «Борющаяся Речь Посполитая. Польша 1939 – 1945». Институт национальной памяти, Краков, 2019. – в дальнейшем Коркуць – М.О.). А 31 октября 1939 года глава советского правительства В. М. Молотов сообщил Верховному Совету СССР, что «… 23 августа был положен конец ненормальным отношениям, существовавшим в течение ряда лет между Советским Союзом и Германией. На смену вражды ..…. пришло сближение …», которое «нашло свое выражение в германо-советском договоре о дружбе и границе между СССР и Германией, подписанном 28 сентября в Москве», и что «… оказалось достаточным короткого удара по Польше со стороны сперва германской армии, а затем - Красной Армии, чтобы ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора...» (Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Народного Комиссара Иностранных дел тов. В. М. Молотова о внешней политике Правительства. 31 октября 1939 года на Внеочередной пятой сессии Верховного Совета СССР) – поскольку «Советский Союз обеспечил рейху «спокойную уверенность на Востоке» (цит. по: «Сталин не придавал значения бумажкам» -кандидат исторических наук Кирилл Александров. Lenta.ru, 1 октября 2018).  Молотовскими словами говоря, «Происшедший крутой поворот в отношениях между Советским Союзом и Германией …, не мог не сказаться на всем международном положении» (цит. доклад 31.10.1939), которое вернулось к до-версальскому, брестским миром начатому, раппальским соглашением закреплённому противостоянию: СССР плюс Германия – «буржуазная Европа». Германия, и СССР относились к «дружбе и границе» как «временно-взаимно-выгодным», ибо у каждой из сторон были абсолютно немирные намерения: Гитлер ещё в двадцатые годы заявлял, что для немцев «Борьба за …существование – это естественное стремление. […] Поэтому единственной надеждой Германии на проведение здоровой территориальной политики является завоевание новых земель в Европе» (цит. по Коркуць, стр. 11), а для «Иосифа Сталина и номенклатуры Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)… Безопасность и мир в Европе совершенно не соответствовали ленинской доктрине» (К. Александров, op. cit.): ключом к континентальной победе большевизма считалось объединение революции в России с революцией в Германии, а неудачная  попытка  поглотить   Польшу в 1920 г. была причиной задержки продвижения революции.
НАЧАЛО - «Версальский мирный договор», который походя помянул Молотов, подвёл итоги Первой мировой войны. Подписанный 28 июня 1919 года, вступивший в силу полгода спустя, готовился он долго и трудно. Три основных аспекта договора были: наказание агрессора, репарации (контрибуции) и предотвращение новой войны. Ни германское, ни какое-нибудь российское представительство к обсуждению не привлекали: Российская империя, которая была в составе Антанты, уже не существовала, а сменившие ее большевики заключили годом раньше сепаратный мир с кайзеровской Германией, то есть к победителям в Первой мировой войне их причислить было нельзя. Единственным виновником войны объявили Германию: Австро-Венгерской монархии обвинений предъявить не могли – её уже не было; но победители не забыли, что именно эта империя начала войну.  Делегации Германии - уже не рейха, а Веймарской республики - представили готовый договор, дали пять дней на размышления и пригрозили оккупацией всей Германии если немцы его не подпишут. Угроза была реальной: часть страны уже была занята войсками Антанты, и - хотя война уже закончилась - продолжалась британская морская блокада; население голодало. Веймарскому национальному собранию пришлось принять ультиматум; 28 июня немцы его подписали, заявив одновременно свой протест. Здесь, пожалуй, самое время обратить внимание на творцов «Версальского мира», которых называли «совет четырёх». Четверо, о которых идёт речь – европейские премьер-министры: Д.Ллойд-Джордж (р. 1863) - британский, Ж.Клемансо (р. 1841, в политике с 1870!) - французский, В. Орландо (р. 1860) – итальянский, и президент Соединённых Штатов В.Вильсон (р. 1856) – люди далеко не молодые, многоопытные политики, представляющие принципиально различные национально-государственные традиции: Франция и Англия «сложились как единые национальные государства в доиндустриальную эпоху, и формирование общенародного национального самосознания …здесь почти не сопровождалось перекраиванием государственных границ»; соответственно: Клемансо и Ллойд-Джордж с первых дней войны ставили целью ВОССТАНОВИТЬ европейский порядок, нарушенный Франкфуртским миром 1871 года, Вильсон же представлял Северо-Американские Соединённые Штаты (ныне – США) – государство, почти сто лет не участвовавшее в европейских делах (см. принцип Монро), втянутое в войну германской агрессивностью (см. к примеру, «Лузитания» и «телеграмма Циммермана»), и с октября 1917 года до ноября 1918 потерявшее почти сто двадцать тысяч человек из призванных четырёх миллионов. В случае же Италии (и Германии!)  – «речь идет о народах с развитой национальной культурой, которые не имели единой государственно-политической «оболочки», сложившейся в доиндустриальный период», и «стремление к созданию национального государства как залога сохранения и развития этой культуры определило характер истории» этих народов, и потому потомственный гарибальдиец Орландо, хитроумно увернувшийся от союзных обязательств перед Веной, заботился прежде всего о том, чтобы завершить формирование итальянского пространства, присоединив Далмацию. В свете выбранной темы уместно подчеркнуть особое положение Польши и поляков: в этом случае идёт о народе «с развитой национальной культурой», который в конце XVIII века был лишён своей «единой государственно-политической «оболочки», и на протяжении ста с лишним лет боролся за её возрождение (Я. Шимов «Австро-венгерская империя»
* * * * *
   Война, начавшаяся как «акт наказания» за убийство сербским террористом наследника австрийского престола, в опутанной союзными договорами Европе переросла из локальной в «континентальную» и оказалась затяжной, жестокой, многим она представлялась бессмысленной; с течением времени во всех слоях всех воюющих держав всё меньше находилось желания – и сил! – нести «все возрастающие жертвы и тяжелое бремя только для того, чтобы расширить границы империи или покарать нарушителей мира (Ллойд-Джордж)»; «…уже нельзя было отличить, где начиналась мощь армии и флота и где кончалась мощь народа. И вооруженные силы, и народ составляли одно целое. Мир увидал войну народов в буквальном смысле этого слова (Людендорф)» (Г. Ф. Матвеев «Из истории вопроса о праве наций на самоопределение в годы Великой войны» Петербургские балканские и славянские исследования, 2014, № 1, стр. 171 – 193). Иными словами, и в Центральных державах, и в Антанте вызрел конфликт, выходящий за рамки существующих в Европе государств. Так, в мае 1916 г. в официальном порядке была отправлена президенту США В. Вильсону нота «негосударственных народов России»: «представители народов Финляндии, Латвии, Литвы, Польши, Украины, Грузии выступали со следующими заявлениями: «Обращаемся к Вам, господин президент, в нашей беде, как к главному борцу за гуманность и справедливость… обращаемся также через Вас, господин президент, к союзникам России… Мы, представители притесняемых народов и иноверческих обществ в Российской империи, обвиняем русское правительство перед всем цивилизованным миром и умоляем его помочь и защитить нас от уничтожения…» (Родион Пришва. «Битва за Украину: как Антанта уступила УНР Германии» https://hvylya.net/analytics/history). Одним из первых документов Советской власти была принятая РСФСР 2 (15) ноября 1917 года, «Декларация прав народов России»: новая российская власть признавала: «1) Равенство и суверенность народов России. 2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» (Декреты Советской власти. т.1, 1957). Можно было не признавать существующее российское правительство – но с этим декретом нельзя было не считаться, равно как и с тем, что между новыми государствами начались войны (см. к примеру, Польско-украинская война и советско-польская война), а войне мировой вплотную предшествовали тяжёлые европейские «локальные» (т.наз. «Балканские»). Составителям мирного договора стало ясно, что ни существование империй, ни их распад мира Европе не гарантируют; пришлось считаться с проявившимся национальным сознанием европейских народов, каковыми были признаны: австрийцы, венгры, поляки, литовцы, латыши, эстонцы и финны, «чехословаки», - каждому полагалось по государству. Нам для дальнейшего надо запомнить, что Польша возрождалась в границах «до разделов» - в состав польской «alterneuland» вошли многие территории, где поляки были неосновным населением - например, провинции Позен и Западная Пруссия. Кроме того, чтобы обеспечить Польше выход к морю, был объявлен «вольным» городом» Данциг. Фактически же город был подчинён Польше, а неширокая полоса исторически немецкой земли, т. наз. «Данцигский коридор», который связывал Восточную Пруссию и собственно Германию, была включена в состав Польши,  где получила название Польский коридор ( Korytarz polski) и составило wojew;dztwo pomorskie (Поморское воеводство). Разумеется, такое распределение земель не могло не вызвать постоянных трений между странами (Е.И. Красновская «Трансформация германской дипломатии в отношении Польши в контексте итогов первой мировой войны». Учёные Записки Казанского Государственного Университета, т.150, кн.7, с. 242 -254). Наконец, было хорошо известно про «popularne uczucie» – «народное чувство» коренного населения к евреям и немцам; специально по этому поводу в договор была включена статья 93: «Польша принимает ... положения ... для защиты интересов жителей Польши, которые отличаются от большинства населения по расе, языку или религии».
    Напомню: целью мирного договора было наказать агрессора и компенсировать потери победителей – для чего Германию, как считали немцы, обобрали и обкорнали (Ефим Шуман. «Версальский договор – был ли он унизительным и кабальным для Германии», https://p.dw.com/p/3KqfW). Германский реванш был ожидаем и предсказуем - поэтому для взаимопомощи «в случае агрессии одной из европейских держав», каковая «в дополнительном секретном протоколе истолковывалась (sic!) как Германия» в 1921 году был заключён «военный союз» Франции и Польши, а в 1939 - Польши и Англии (см. «Англо-Польский военный альянс 1939 года» - литература необозрима!). Параллельно с противогерманскими союзами складывалась и «антиантанта», началом которой стал Раппальский договор – первая ласточка «Советско – Германской дружбы и взаимопощи». Вильсон - истинный творец Версальского мира – не дожил до того, как этот мир рухнул; Клемансо - «тигр» - не увидел, как вырывалась из версальских когтей Германия - его уже не было, когда в Германии расцвёл нацизм…. Ллойд Джордж, переживший Клемансо и Вильсона, относил один из фундаментальных принципов Версальского мира – «каждому народу своя земля» - и к немцам: он считал справедливыми и территориальные претензии Германии, и её стремление возвратиться в ранг "сверхдержавы", и даже приветствовал приход Гитлера к власти в Германии – полагая, что тот разделит принципы справедливого мира. стремление возвратиться в ранг "сверхдержавы", и даже приветствовал приход Гитлера к власти в Германии – полагая, что тот разделит принципы справедливого мира получив всё, что нужно, для deutchlebensraum – но не более того: когда началась новая война, он сызнова стал яростным сторонником полного разгрома Германии…
* * * * *
Положив руку на сердце, признаем, что по отношению к возрождённой Польше и «новорожденной» Чехословакии, «Совет четырёх» создателей Версальского мира оказался эдаким белым пуделем, Мефистофелем-наоборот – силой, которая, желая добра, сотворила зло. (Мефистофель, напомню,  явился Фаусту чёрным пуделем и  представился как Ein Teil fon jener Kraft, /Die staets das B;se will/Und staets das Gute schafft - Часть той силы, которая постоянно желает зла и постоянно творит добро), Речь идёт о Тешинской Силезии, б;льшая часть которой в настоящее время составляет т. наз. «еврорегион» (см., к примеру, J.P. Gwizda;a, Euroregiony jako forma wsp;;pracy transgranicznej w Europie, Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Szczeci;skiego, № 855, „Finanse, Rynki Finansowe, Ubezpieczenia” 2015, № 74, т. 2). Здесь всегда говорили на смешанном диалекте, который чешские лингвисты считают чешско-силезским, а польские — польско-силезским. Эта территория, с 1290 года до 1653 была Тешинским княжеством, принадлежавшим польским Пястам, а с 1763 года – герцогством, в составе Священной Римской/Австро-Венгерской империи, по уничтожению которой за Тешинскую Силезию Польша и Чехословакия боролись. Вмешались победители: в продолжение «версальского процесса», который шёл «со скрипом», Верховный совет Антанты в апреле 1920 года собрал международную конференцию в  Сан-Ремо (Италия), а затем в городе Спа (Бельгия), где Тешинскую Силезию разделили между Польшей и Чехословакией так, что на территории, переданной Чехословакии оказалось значительное этническое польское меньшинство. После фактического уничтожения Чехослоавакии, по Мюнхенскому соглашению 1938 года между гитлеровской Германией, Великобританией, Францией и Италией. Тешинская Силезия отошла к Польше. Это «отторжение» чехословацкой территории - постоянная тема российских борцов против «польских искажений истории» Второй мировой как доказательство того, что и у Речи Посполитой самой, т. ск. «рыло в пуху». (1 сентября на полуострове Вестерплатте, где ровно 70 лет назад началась Вторая мировая война, в присутствии представителей 20-и государств, переживших Вторую мировую войну, президент Польши Лех Качиньский принес извинения чешскому народу за участие Польши в разделе Чехословакии в 1938 году, назвав его «грехом» - 03.09.2009, Лорета Вашкова, Radio Prague International).
* * * * *
Версальский принцип мира – «каждому народу своя земля» к евреям не относился: четвёрка миротворцев евреев народом не сочла. «Еврейский вопрос» оставался внутренним делом каждой державы. «Декларация Бальфура» - напомню! – это всего лишь две фразы в частном письме  (на служебном бланке, поэтому полагается считать  его официальным) министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к лорду Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании: «Правительство Его Величества смотрит положительно на создание национального очага еврейского народа на Земле Израиля и приложит максимальные усилия для достижения этой цели. При этом ясно понимается, что не будет совершено никаких действий, ущемляющих гражданские или религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине, а также права и политический статус евреев в любой другой стране».
Не то что ни одна держава – сами евреи большей частью не приняла всерёз идею «национального очага» в Палестине…Уж коли вспомнен Фауст, скажу: на европейских евреев надвигалась Вальпургиева ночь -  неистовый разгул нечистой силы.


Рецензии