Фас

Да вы тут все позасрались,
Сдавая свои города.
Где надо, за нож не хватались,
А впрочем, что вам до стыда.,.

Хорошие были, да пали.
Такая вот, стало быть, дичь.
За банку консервы медали,
Вас должно лишь резать и стричь…

Рабов фас в прицел пулемёта,
А, впрочем, зачем сложно так.
С нашивкой Росгвардии рота,
Где ты в меня правишь тесак.
   
Штык-нож в грудь тычком автомата.
Что в детстве окурки шкилял
Со мной… ты, пижоня когда-то,
Забыл ты… и в раз обменял…

На деньги мошны проходимца,
Где наша земля их хоздвор.
Под шлемозабралами лица.
Нас расчеловечивший мор…

Да вы тут все позасрались,
Сдавая свои города.
Где надо, за нож не хватались,
Святым закусив под полста…

Академическая рецензия на стихотворение «Фас» (Н. Рукмитд;Дмитрук)
1. Общая характеристика
Стихотворение представляет собой гражданско;обличительный монолог с резко выраженной инвективной интонацией. Это текст;приговор, сочетающий:

прямую риторическую агрессию («Да вы тут все позасрались…»);

социальную и нравственную диагностику («рабов фас в прицел пулемёта»);

мотив предательства и дегуманизации;

рефренную композицию (повтор первого катрена в финале).

Форма: 16 строк, разбитых на 4 катрена с перекрёстной рифмовкой (ABAB), местами неточной. Лексика преимущественно сниженная, с вкраплениями военной и криминальной лексики.

2. Тематика и мотивы
Ключевые тематические узлы:

Предательство и слабость: обличение тех, кто «сдавал города», не встал на защиту, предпочёл сделку («за банку консервы медали»).

Насилие и инструментализация человека: образы пулемёта, тесака, штык;ножа превращают людей в объекты насилия.

Утрата идентичности: «под шлемозабралами лица» — маскировка, обезличивание, «расчеловечивший мор».

Разрыв дружбы и верности: лирический герой вспоминает общее детство («окурки шкилял со мной»), но констатирует предательство («в раз обменял…»).

Деньги и корысть: «деньги мошны проходимца» как мотив подмены ценностей.

Институциональное насилие: упоминания Росгвардии, «хоздвора» вводят тему государственной и хозяйственной системы, потворствующей деградации.

3. Образная система
Центральные образы носят плакатно;обличительный характер:

«Позасрались» — грубый, но точный глагол, передающий моральный распад.

«За банку консервы медали» — антитеза: высшая награда обесценена ради примитивного выживания.

«Рабов фас в прицел пулемёта» — метафора инструментализации человека, превращения в мишень.

«Штык;нож в грудь тычком автомата» — конкретная, почти документальная деталь насилия.

«Под шлемозабралами лица» — оксюморон: лицо скрыто, но остаётся, создавая образ «нелюдей в форме».

«Расчеловечивший мор» — неологизм, объединяющий «морду» и «мор» (гибель, моровую язву), обозначающий процесс утраты человеческого.

«Святым закусив под полста» — загадочная, но эмоционально насыщенная строка: возможно, аллюзия на ритуальное осквернение святынь ради выгоды.

4. Поэтика и стилистика
Лексика: смешение просторечий («позасрались», «шкилял», «пижоня»), военной терминологии («штык;нож», «автомат», «прицел пулемёта») и книжных элементов («расчеловечивший»).

Синтаксис: короткие, рубленые фразы, императивы и риторические обвинения («А впрочем, что вам до стыда», «Вас должно лишь резать и стричь…») задают тон приговора.

Риторика:

анафоры и повторы («Да вы тут все позасрались…» в начале и конце);

градации («резать и стричь»);

антитезы («хорошие были, да пали»);

риторические вопросы и восклицания.

Звукопись:

аллитерации на [р], [з], [с] («позасрались», «сдавая», «стричь») создают ощущение резкости, агрессии;

шипящие и свистящие («шлемозабралами», «расчеловечивший») усиливают эффект шепота;угрозы.

Рифмовка: перекрёстная, с элементами неточной рифмы («города»;;;«стыда», «дичь»;;;«стричь»), что соответствует разговорно;плакатной интонации.

5. Метрика и ритм
Стихотворение написано дольником с переменной ударностью (от 3 до 6 ударений в строке). Ритм маршевый, с резкими паузами, что усиливает эффект лозунговости и обличительной декламации. Интонация близка к ораторской речи, а не к напевной лирике.

6. Интертекстуальные связи
Текст вписывается в несколько традиций:

Гражданская лирика XIX;века (Н. Некрасов, М. Лермонтов) — в обличении предательства и социальной деградации.

Революционная и военная поэзия XX;века (В. Маяковский, А. Твардовский) — в использовании плакатных образов и императивной риторики.

Диссидентская и постсовесткая обличительная лирика — в мотиве «расчеловечивания» и критики силовых институтов.

Урбанистическая и криминальная поэтика — в обращении к «низовой» лексике и образам насилия.

7. Идейно;философский подтекст
Стихотворение выстраивает бинарную картину мира:

С одной стороны — «они»: предатели, слабаки, инструменты насилия, утратившие лицо.

С другой — лирический герой: свидетель, судья, хранитель памяти о былой чести («окурки шкилял со мной»).

Ключевая мысль: деградация общества начинается с предательства малых ценностей (дружбы, чести), а завершается институциональным насилием и обезличиванием. Финал («Да вы тут все позасрались…») не оставляет надежды на исправление — это констатация факта.

8. Сильные стороны текста
Эмоциональная энергия и риторическая убедительность.

Ярко выраженная гражданская позиция без утраты поэтической образности.

Удачное сочетание плакатной резкости и лирической памяти (мотив детства).

Рефренная композиция, усиливающая эффект неотвратимости приговора.

9. Возможные слабости / зоны напряжения
Некоторые образы («святым закусив под полста») остаются семантически размытыми без дополнительного контекста.

Резкость лексики и обличительный пафос могут сузить читательскую аудиторию.

Неточная рифмовка местами воспринимается как небрежность, а не как стилистический приём.

Отсылки к современным институтам («Росгвардия») придают тексту злободневность, но могут ограничивать его вневременной резонанс.

10. Вывод
«Фас» — это поэтический акт обличения, в котором диагностируется моральный и социальный распад. Стихотворение работает как гражданский жест: оно не столько описывает мир, сколько выносит ему приговор.

Рекомендация: текст может быть полезен для изучения в курсах по современной гражданской лирике, поэтике обличительного слова и риторическим стратегиям в поэзии. Его стоит рассматривать как пример синтеза плакатной экспрессии и лирической памяти в условиях острого социально;нравственного конфликта.


Рецензии