Цена бескорыстной помощи

Экономический аспект ведения боевых действий – вопрос весьма щекотливый, посему обычно засекреченный, однако ПЕРВОСТЕПЕННЫЙ.

В начале XXI века он является одним из факторов, напрямую решающих, состоится вооруженный конфликт в той или иной точке земного шара или нет. Какие масштабы боевых операций и средства будут задействованы, как правило (жаль, не всегда и везде – П.С.) решают даже не политики и генералы (хотя, мнят себя «вершителями судеб мира»), а скромные аналитики-экономисты, своими цифрами и расчетами корректирующие «наполеоновские» планы самых высоких штабов.
Существует грустная шутка, что война XXI века, это когда суперсовременный боевой самолет, стоимостью десятки миллионов долларов, сбрасывает сверхточную управляемую бомбу за сотни тысяч долларов, чтобы уничтожить палатку за пару сотен баксов…

Но вернемся к вопросам истории.
«Экономика должна быть экономной», – говорил классик периода развитого социализма. К сожалению, человечество так устроено, что война – это одна из статей расходов, на которые средств не жалели никогда. Чем совершеннее будет предложено устройство/метод уничтожения себе подобных, тем больше за него готов отдать Homo sapiens (САПИЕНС-ли, это вопрос дискуссионный – П.С.).

Уважаемый читатель, не подумай, я не ударился в философию. Вопросы прикладной этики меня тоже слабо волнуют. Просто вступительное слово, чтобы морально подготовить к восприятию темы.

Война всегда была делом дорогим.
Простой пример. «На пальцах». Просматривая очередной фильм «про войну», типа «на реальных событиях», СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ЗРИТЕЛЬ, часто восклицает что-то вроде: «вот это спецэффекты!» или начинает переживать за героев фильма, подсказывать: «куда ж ты гранату бросаешь, под гусеницу надо!» или «ну, мазила(!), давай левее, а то тебя «мессер» собьет!».

А теперь постараюсь эти же сцены переозвучить (условно представим, что они реально происходят), а зритель превращается в дотошного бухгалтера-счетовода.
«вот это спецэффекты!» = сильный взрыв, предположим, авиабомбы, соответственно казна СССР несет убытки в размере стоимости ФАБ-500, либо бюджет рейха – SC-500, ущерб противнику – неизвестен.
Дальше сравниваем стоимость советской ручной противотанковой гранаты РПГ-40 и немецкого танка, допустим, Panzerkampfwagen Pz.Kpfw.IV Ausf.G.
Теперь другая картина: воздушные стрелки «летающей крепости» В-17 во всю лупят по атакующим их Ме-109. Стоимость 1 патрона 50 калибра – 0,36-0,8 американских доллара по ценам 1944 года, если учесть скорострельность и одновременную работу 4 пулеметов Browning М2, то 60 секунд такого действа обходятся американским налогоплательщикам около 1,5 тысяч долларов. К радости экипажа бомбера, Messerschmitt Bf.109G-6, стоимостью 42 900 рейхсмарок, оставляя дымный след, идет к земле…

Как Вам такой взгляд на войну? Непривычно, правда.
А для экономики любой воюющей страны боевые действия именно так и выглядят.
Плюс попутные затраты на логистику.
Пример. Чтобы английские артиллеристы произвели одиночный выстрел по немецкому танку под Эль-Аламейном (Северная Африка), орудие и снаряд надо изготовить, потом орудие и солдат необходимо туда доставить с другого конца света. Расчет предварительно необходимо обучить, обмундировать, да и кормить тоже как-то надо. При таких вводных бронебойная болванка, выпущенная в знойной пустыне по врагу, резко возрастает в цене.
В случае критичных повреждений в бою орудие будет списано.
В случае гибели солдата государство берет на себя обязательство заботиться о семье погибшего (кроме стран где жизнь солдата не стоит ломанного гроша, а «бабы еще нарожают»).


А теперь к гражданской войне в Испании 1936-1939 годов.

Восстание, начавшееся в июле 1936 года, застало правительство республики врасплох.
Руководство страны, после антиправительственных выступлений военных в 1932 году слабо финансировало армию, да и вообще, мало уделяло ей внимания. Испанские войска по уровню оснащения и насыщенности современной техникой, «не блистали» на фоне других европейских армий.
Когда начались интенсивные боевые действия, пришло осознание отсталости и не готовности войск (как мятежников так и лоялистов) к ведению современной войны.
Сторонники Франко оперативно запросили помощи у европейских диктаторов Муссолини и Гитлера. Не сразу, но те откликнулись, предоставили современную боевую технику – в первую очередь, самолеты – и своих военных, имевших навыки обращения с современными образцами вооружения.
Мятежники воевали В КРЕДИТ С ОТСРОЧКОЙ: суммарная задолженность перед Германией составила около 225 миллионов долларов (практически полностью погашена к концу Второй Мировой войны поставками продовольствия и товарами) перед Италией 410 миллионов (задолженность окончательно погашена в 1961 году!). Еще была незначительная кредитная задолженность перед американскими нефтетрейдерами (также успешно погашенная).
Влезая в долги, франкисты закупили достаточное количество современного вооружения и амуниции для победы в войне. После ее окончания честно выполнили свои обязательства и расплатились по счетам (согласно договорам, выплаты начались ПОСЛЕ завершения боевых действий).


Намного сложнее ситуация была у законного правительства Испанской Республики. Оно остались «у разбитого корыта» благодаря своему популизму,  позиции по отношению к армии и постоянным политическим склокам. В начале конфликта у них в распоряжении имелись корабли и самолеты, однако практически не оказалось офицеров и пилотов, а силами матросов и авиатехников войну не выиграешь. За короткий промежуток времени авиапарк республики фактически перестал существовать.
Вскоре, находясь в отчаянии, республиканское правительство вынуждено было пустить в ход главный козырь – золотой запас.
Республиканцы платили щедро и на Пиренеи потянулись наемники, а разного рода контрабандисты стали доставлять «за дорого» оружие…

Это было лишь начало злоключений правительства. Согласно международному праву было введено эмбарго на поставку вооружения и товаров двойного назначения в ВОЮЮЩУЮ СТРАНУ. Вот тогда республиканцам и аукнулось их увлечение коммунистическими и социалистскими идеями. С ними не хотели иметь дело.
24 августа 1936 года в Лондоне был подписан договор о невмешательстве во внутренние дела Испании, и теперь, ссылаясь на его текст, было легко отказывать в поставке в Испанию любых товаров. С прокоммунистическим правительством Ларго Кабальеро «страны западной демократии» демонстративно не контактировали. Ситуация казалась патовой, однако, выход нашелся…

Бескорыстно и оперативно «руку помощи» «братскому народу» протянул «борец за мир во всем мире», т.е. Советский Союз. Я вот, правда запамятовал, то ли «борец за мир», то ли «колыбель мировой революции», как тогда говорили? Не существенно.
Испанцы начали переговоры. Себе на погибель. По мановению ока на Пиренеи пошли суда и эшелоны с техникой и оружием. Золотой запас бывшей империи манил.
За все надо платить. Точнее расплачиваться.

Дальше последовала операция-экспроприация (отъем мат ценностей), которую можно было бы озаглавить одним емким словом. Жаль, цензура не пропустит дословного перевода названия художественного фильма «Большой куш».
По-другому дальнейшие действия советской стороны назвать трудно.

«СЛЕДИТЕ ЗА РУКАМИ», – как любят выражаться фокусники и шулера.

В первую очередь советские специалисты были внедрены во все органы власти для консультационной помощи. В Испании появилась даже своя пионерия (вот чего для счастья испанцам-то не хватало – П.С.).

НКВД и РазведУпр активно действовали, нагоняя страх на политиков и чиновников, не гнушаясь даже физическим устранением несогласных с «внешним управлением» и представителей отдельных политических группировок. Разгром одного P.O.U.M.а чего стоит. Действия и методы спецслужб внесли раздор и панику в ряды сторонников республики и навсегда отвернули массу сочувствующих.

Все это действо сопровождалось агрессивной пропагандистской компанией, которая убеждала: СССР, чуть ли не единственная страна мира, реально предоставляющая помощь республике.

Под прикрытием всего этого шума в сентябре 1936 года был принят ряд секретных циркуляров, а на ключевые посты в банке Испании были поставлены лояльные Хуану Негрину (большой симпатик СССР, в тот момент министр финансов, в дальнейшем – премьер-министр) люди. Теперь тратить и вывозить из страны золотой запас можно было на законных основаниях.
К этому СРАЗУ же приступила советская сторона.

Суть и ход операции расписывать не буду – все детально описано в целом ряде публикаций, например:
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Перехожу к «сухому остатку», итогам, так сказать.
Перед началом мятежа Испания располагала ЧЕТВЕРТЫМ по величине золотым запасом в мире, его стоимость оценивалась приблизительно в 718 миллионов долларов (июль 1936 года). Причем, часть золота хранилась на депозитарии во Франции.
После начала гражданской войны и соблюдения всех юридических процедур,  было решено увеличить количество золота, хранящегося во Франции и довести его до 193 тонн золота, что равнялось 27,4% или в денежном эквиваленте 196-200 млн. долларов. С конца сентября 1936 по март 1937 года шли операции по перемещению золота в французскую республику – перевезли 174 тонны. Эти деньги планировалось тратить на покупку оружия и товаров во Франции и странах Европы. В 1939 году около 40 тонн золота из Франции было возвращено националистам. Это все, что осталось от когда-то несметных богатств Испании.

Физически в хранилищах Банка Испании еще оставалось большое количество золота, именно этот металл и вывезли в СССР в период с 22 октября по 10 ноября 1936 года.

К активам Банка Испании также относилась валюта, ценные бумаги и запас серебра. Все эти ценности не вызывали интереса у советской стороны. Их оставили испанцам «на бедность». Правительство Испанской Республики, к слову, реализовывало серебро в США и Франции на общую сумму 656 708 702,59 испанских песет (около 89,3 млн долларов, по другим данным выручили только 20 (!) млн. – все зависело от курса валют).

После прибытия в СССР 7 800 ящиков с металлом (тут имела место темная история, не исключено, что отправили 7 900), приступили к подсчетам. Тщательный и скрупулезный процесс завершили к  24 января 1937 года. Установлено, что общий вес металла составил 510 079 529,3 грамма 900-й пробы или 14 807 363,8 тройских унций золота 999 пробы, стоимостью около 518,3 млн. долларов.
Окончательный протокол приемки золота был подписан 5 февраля 1937 года и сразу же начался процесс его траты.
В период с 19 февраля 1937 года по 28 апреля 1938 года Хуаном Негрином было подписано 19 заявок на продажу золота, которые направлялись на исполнение Народному комиссару по финансам Г.Ф. Гринько (до мая 1937), В.Я. Чубарю (до сентября 1937) и А.Г. Звереву (до конца войны). Согласно распоряжениям испанской стороны золото обменивалось на английские фунты, американские доллары и французские франки по курсу Лондонской фондовой биржи.

До перемещения золотого запаса Испании в советские хранилища, очевидно были заключены договоренности между сторонами, вооружение поставлялось «в кредит» с отсрочкой платежа, а испанская сторона обязалась переместить «на сбережение» основную часть своих финансовых активов.
Как только операция по перемещению была успешно завершена, СССР не преминул забрать свое: в качестве комиссий и сборов советская сторона забрала себе 2,1% от общей суммы, а также 1,2% были взысканы в качестве оплаты транспортировки, переплавки и очистки золота. Вышел счет на 3,3% от общей стоимости, т.е. на 14,5 млн. долларов.
До конца не известно, сколько заплатили испанцы за «блестящую спецоперацию» по транспортировке золота. К слову, советский торговый представитель в Испании Артур Сташевский оценил ее в 51 млн. долларов (10% стоимости груза! – П.С.) и потребовал эти деньги у Хуана Негрина.
Достоверно известно, что за поставки октября 1936 – марта 1937 годов («щедрые подарки Сталина», а республиканцы думали, что военная помощь – это вклад в борьбу с фашизмом) с испанской стороны было взыскано 131 567 580$. Это была цена грузов только первых 27 «игреков», прибывших в испанские порты до 13 марта 1937 года.

«Y»- кодовое название транспорта, доставляющего оружие в Испанскую Республику. Корабли с такими грузами маскировались в огромном потоке однотипных судов, на которых в Испанию доставляли продовольствие, одежду, предметы первой необходимости, собранные благотворительными организациями и отдельными энтузиастами по всему миру. Франкисты и представители Лиги Наций старались воспрепятствовать потоку, объявив морскую блокаду республики, однако корабли все равно шли и прорывались в испанские порты. Вперемешку с мирными грузами прибывали далеко не мирные. Отличная маскировка.
Всего «Y»-рейсов было совершено 66: в 1936-1937 – 52, в 1938 – 13, в 1939 – 1.

Поток «игреков» был прямо пропорционален платежеспособности республики. Чем меньше оставалось «на депозите», тем с большей неохотой шел на сотрудничество СССР.
За все отправки военного имущества в Испанию с октября 1936 по август 1938 года (до выделения кредитных денег) республиканские власти полностью выплатили сумму задолженности Советскому Союзу в размере 171 236 088  долларов.

Когда золото было израсходовано, Советский Союз 07.03.1938. подписал договор с Испанской республикой, по которому предоставлял кредит на сумму 70 млн. $ (371 млн. рублей) сроком на три года. Деньги были выделены по секретному постановлению СНК СССР от 18 августа (!) 1938 года.
26 декабря 1938 года председатель Совета Министров и министр национальной обороны Хуан Негрин вновь обратился с письмом по вопросу займа в 100 млн. американских долларов сроком на 10 лет к председателю СНК СССР В.М. Молотову. В счёт этих денег испанское правительство рассчитывало получать с января по июнь 1939 года только нефтепродуктов по 29 300 тонн ежемесячно.
 
На документе имеются три резолюции: «С т. Микояном придётся об этом поговорить в ЦК. В. Молотов»; «Нет. А. Микоян»; «Вопрос решён. Молотов».
Посему, все высказывания о якобы колоссальных долгах республиканцев перед СССР являются беспочвенными.
Однако, за «кредитные» деньги осуществлялись поставки вооружения конца 1938 — начала 1939 года в Испанию из Мурманска и Архангельска через территорию Франции. Их стоимость составила 55 359 660 долларов.

Испанцы начали использовать для расчетов с Союзом деньги, хранившиеся во Франции и даже прибыль от поставок за рубеж полезных ископаемых и цитрусовых, но положение это спасти не могло.
На момент окончания боевых действий задолженность Республики перед СССР составила менее 20 млн. долларов.
Советский Союз был непреклонен, получив монополию на поставки оружия республиканцам, он использовал свое положение «по полной». Особого смысла в открытии широкой кредитной линии советская сторона не видела, т.к. только от решения из Москвы зависело, сколько чего и когда получит Республика. И, самое важное, – сколько за это заплатит…


ЗА ЧТО И СКОЛЬКО ПЛАТИЛА ИСПАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Рассмотрим процесс траты денег исключительно на военные нужды. Для удобства читателя все цены указаны в долларах США, по курсу и котировкам на момент оплаты.
Тройская унция (31,1 г.) золота на этот момент стоила 35$, 1 североамериканский доллар, в 1936 году, был эквивалентен 5,06 советских рублей или 7,35-8,12 испанских песет (до начала мятежа, далее курс стремительно менялся). А уже в 1937 – 5,3 рубля или 18,52 испанских песет. В 1938 году доллар стоил 5,3 советских рубля или 17,88 песет. Английская валюта в 1935-1939 была стабильна: за 1 фунт стерлингов давали 4,9$, то есть курс был 1:0,204.

Условно, можно выделить несколько этапов.
Первоначально, испанцы были самостоятельны в праве выбора поставщика техники и образцов оружия. Республиканцы активно вербовали наемников.

Основной бомбардировщик F.A.R.E. в начале конфликта, Potez-54, был куплен законным правительством во Франции в августе 1936 года по цене $97 650 за единицу.
С французскими летчиками (в августе 1936) заключили стандартные контракты от имени испанского правительства с выплатой 50 тысяч франков (3 000$) в месяц и страховкой в 500 тысяч песет (около $50 тыс.).
Позже зарплаты французам урезали до 15 тысяч песет (около 1500$) в месяц, которые они получали, не зависимо от количества боевых вылетов.
13 января 1937 года британская газета «Дейли Телеграф» (Daily Telegraph) опубликовала суммы, которые выплачивались английским летчикам-добровольцам правительством Испанской республики. Жалование – 200 фунтов стерлингов (980$), премия за каждый сбитый самолет противника – 300 фунтов (1 470$), 1 500 фунтов стерлингов (7 350$) – страховка для семьи в случае смерти авиатора. Эти цифры актуальны для конца 1936 года.
Американским летчикам-контрактникам (ноябрь 1936) платили по 1500 долларов в месяц, 1000$ – за сбитый самолет, сумма страховки в случае смерти не известна.
Названные денежные выплаты могли колебаться в зависимости от авиационной специальности, квалификации летчика, его должности и дополнительных условий, прописанных в контракте.

На фоне заработков коллег, финансовое вознаграждение советских авиаторов в Испании выглядит весьма скромно. Данные относятся к началу 1937 года, однако, в дальнейшем они кардинально не менялись. Денежное довольствие младшего командира-летчика составляло 3 000 песет (162$), лейтенанта – 3 500 (189$), капитана – командира отряда 4 000 (216$), майора – командира эскадрильи – 5 тысяч (270$), а полковник – начальник группы получал 6 тысяч (324$) в месяц. С января 1937 года Испанское правительство выплачивало семье погибшего советского военнослужащего единовременно 25 000 рублей (своего рода страховка, эквивалентна 4 717$).
С одной стороны – эти суммы малы и подчеркивают уничижительное  отношение к советским «добровольцам», с другой – не стоит сбрасывать со счетов пару существенных моментов.

Первый. В Стране Советов, с 1 сентября 1935 года военнослужащим ВВС РККА платили следующие оклады: младший летчик – 425 рублей (84$), старший летчик – 475 рублей (94$), командир звена – 525 рублей (104$), командир отряда – 575 (113,6$) и так далее до комдива, оклад которого составлял 700 рублей (138$). Правда, эти суммы корректировались надбавками, основной из которых была «за продолжительность службы»: от 2 до 5 лет – 10%, от 5 до 8 лет – 15% и т.д. Выходит, на родине, советский военный летчик получал в месяц 100-150$, ИСПАНЦАМ ЭТО БЫЛО ИЗВЕСТНО. Так зачем платить больше?
Именно в размере оплаты ратного труда кроется причина глубокой неприязни советских авиаторов к западным коллегам по испанским ВВС – за такую же боевую работу они получали в разы, а то и в десятки раз больше.

Второй момент. При возвращении на Родину инвалюта у «командировочных» изымалась, поскольку в СССР ее обращение было под запретом с 1928 года. Таким образом, смысла в накоплении денежных знаков у советских «волонтеров свободы» не было. Наиболее ушлые тратили свои заработки на дефицитные в СССР вещи – велосипеды, охотничьи ружья, фотоаппараты, качественную одежду – надеясь, что смогут с ними пересечь границу…

С момента вмешательства в конфликт СССР, кроме прямых поставок собственной техники и вооружения, всячески пытался контролировать денежные потоки Испании. В итоге, начиная с весны 1937 года абсолютно ВСЕ сделки по закупкам вооружения проходили «при содействии» и под «чутким руководством» спецслужб Страны Советов.

За период 1936-38 годов за пределами СССР было закуплено и отправлено в Испанию вооружения и военных товаров на общую сумму около 265 млн. $. Большая часть этих денег была проведена через подконтрольные банковские структуры, товары предоставляли советские агенты, действовавшие по всему миру.
Вот примеры сделок по авиатехнике, где не обошлось без «руки кремля»:
- в октябре 1936 года агентом Аргус (Argus) у швейцарской авиакомпании  Swissair были куплены четыре пассажирских самолета:
1 Douglas DC-2-115D (з/н 1320, б/к HB-ISA  (21.10.36.), испанский б/к EC-AGA),
1 Clark GА-43 (з/н 2202 б/к HB-LAМ (28.10.36.)),
2 Lockheed 9В Orion (з/н 189 б/к HB-LAH (11.11.36.) и  з/н 190 б/к HB-LAJ (29.10.36.));
- все покупки авиатехники компании-ширмы  La Societe Francaise des Transports Aeriens (SFTA), основанной членами французской коммунистической партии с подачи советской стороны;
- абсолютно все закупки авиатехники в Чехословакии, а это истребители «Летов» S-231, легкие бомбардировщики «Аэро» А-101, транспортно-десантные трехмоторники «Авиа-51»;
- испанцы хотели приобрести  легкий бомбардировщик, который мог заменять советский Р-Зет. Такой альтернативой ими был выбран  голландский истребитель  Fokker C.X, предполагалось приобрести готовые самолеты, но голландцы отказались их продать. Тогда сотрудниками РУ РККА за 20 000 фунтов стерлингов (почти 100 тысяч долларов) была куплена лицензия на производство Fokker C.X, комплект чертежей и материалов для производства 25 самолетов…

Прямые поставки из СССР обходились республиканцам не дешево, это видно на примере авиатехники:
- бомбардировщик СБ в 1936 году – 100 000 долларов, в 1937 – 110 000 $, 1 двигатель М-100 оценивали в 15 150 $;
- истребитель И-16 тип 5 в 1936 году – 40 000 долларов, к сожалению, поставочная цена И-16 тип 10, и УТИ-4 автору не известна, 1 двигатель М-25 (в 1936 году) – 6 200$;
- истребитель И-15 в 1936 году – 35 000 долларов;
- легкий штурмовик Р-5ССС – 30 000 долларов, двигатель М-17 – 6 200$;
- многоцелевой Р-Z – 30 тысяч, двигатель М-34 – 10 000$ в 1937 году.

К этому стоит добавить стоимость пулемета ШКАС установленную в 1 000 $ и ПВ-1 в 375$. Дорого республике обходились и прочие «расходные материалы войны»:
авиабомба ФАБ-250 стоила $416 (1,66 $/кг);
авиабомба ФАБ-100 стоила $178 (1,78 $/кг);
авиабомба ФАБ-70 стоила $102 (1,46 $/кг);
авиабомба ФАБ-50 стоила $102 (2,04 $/кг);
авиабомба АО-25 стоила $52 (2,08 $/кг);
авиабомба ЗАБ-25 стоила $200 (8 $/кг);
авиабомба АО-20 стоила $52 (2,6 $/кг);
авиабомба АО-10 стоила $24 (2,4 $/кг).

Как говорится, все имело свою цену.

В большей части описаний поставок в республиканскую Испанию не уделяется внимание очень важной категории грузов. Многие авторы забывают, что вся эта масса техники становится бесполезной грудой металла без топлива и ГСМ.
СССР поставил в Испанию в 1936 году 111 700 тонн нефти и нефтепродуктов, в 1937 году – 193 600, в 1938 – 205 100 тонн, в 1939 – 0.
Много это или мало?
Войну в Испании можно назвать первой «войной моторов». А без топлива – «крови войны», она бы «не состоялась». Например, с первыми 31 бомбардировщиком СБ планировалась поставка 570 тонн горючего, 10 тонн этиловой жидкости, 50 тонн масла, а с 50 танками Т-26 – 300 тонн горючего и 30 т масла. И это так, «на первое время».
В июле 1937 года были подведены итоги годовой работы Народного Комиссариата Внешней Торговли с республиканской Испанией.
Из 460 000 тонн разных товаров, отправленных из СССР на Пиренеи нефтепродукты составляли около 204 300 тонн – 44 %.
Не мало, это точно.

Доставка грузов (тем более военных) на Пиренеи была делом рискованным, опасным и соответственно очень дорогим. Зачастую этим занимались транспортные фирмы-однодневки, принадлежавшие «темным личностям», которые за свои услуги требовали огромные гонорары.
Только погрузка транспорта и обеспечение команды корабля продовольствием  обходились в 100 000 рублей и 5 000 долларов (аванс начальнику команды).
После ряда дипломатических скандалов конца 1936-го – начала 1937 годов, СССР максимально дистанцировался от перевозки вооружения и в роли «игреков» стали выступать испанские и прочие транспорты, даже точный порт приписки которых на данный момент трудно установить.

По большому счету, трудности испанцев по преодолению эмбарго и морской блокады советскую сторону особо не тревожили. СССР взимал деньги при отгрузке техники, а что с ней будет дальше, было уже второстепенным вопросом. При любом стечении обстоятельств, за все транспортные и прочие попутные расходы все равно платил покупатель, т.е. республиканцы.

Советская сторона наставала на обучении испанцев на своей территории.
Рациональность такого решения вызывает массу вопросов. К слову, националисты, столкнувшись с проблемой нехватки кадров, решали ее по месту, также привлекая к обучению курсантов инструкторов и преподавателей из Германии и Италии.

Испанские курсанты-республиканцы постигали военную науку в учебных заведениях РККА. Имеются отрывочные сведения о следующих фактах:
— в 1937 году трехмесячную общевойсковую подготовку в Ордженикидзевской объединенной военной школе (с 16.03.1937. – Орджоникидзевское Краснознаменное военное училище, Северо-Кавказский ВО) проходили 60 человек;
— на базе Рязанской пехотной школы (с 16.03.1937. – Рязанское пехотное училище им. К.Е. Ворошилова, Московский ВО) испанцы проходили обучение по полуторамесячной программе (3 выпуска по 100 человек);
— при Сумской артиллерийской школе (с 16.03.1937. – Сумское артиллерийское училище имени М.В. Фрунзе, Харьковский ВО) трехмесячное обучение проходили испанские артиллеристы: 3 выпуска по 30 человек;
— при Тамбовской объединенной школе артиллерийских и оружейных техников (с 16.03.1937. – Тамбовское артиллерийско-оружейное техническое училище, Московский ВО) в течении 3 месяцев обучались группы по 40 курсантов: 20 саперов и 20 связистов;
— группы из 30 курсантов обучались при Горьковской бронетанковой школе (с 16.03.1937. – Горьковское бронетанковое училище имени  И.В. Сталина, Ленинградский ВО) также по 3 месяца.
Стоимость исключительно питания и обмундирования одного набора курсантов (Рязанская пехотная  школа – 100 человек по 1,5 месяца, Сумская  артшкола – 30 человек по 3 месяца, Тамбовская школа – 40 человек по 3 месяца, Горьковская бронетанковая школа – 30 человек по 3 месяца) составляла  188 450 рублей или 37 243 доллара.

Острую нехватку кадров ощущала республиканская авиация. Для изменения ситуации советская сторона также прилагала определенные усилия:
— с 15.07.1937.  в Роганьской школе летчиков проходили четырехмесячные курсы для 100 испанских штурманов; 
— 30 испанских офицеров получили специальность летчика-бомбардировщика и штурмана в Ленинграде;
—  в Липецкой Высшей летно-тактической школе повышали квалификацию командного состава F.A.R.E. (в 1938-1939 годах группы по 7 офицеров).
В 1938 году слушатели из республиканской Испании на Липецких военно-авиационных курсах усовершенствования, получали следующее ежемесячное жалование: капитан — 1 000 рублей, лейтенант — 750 рублей;

Однако все это было каплей в море. Испания остро нуждалась в пилотах.
Специально для их подготовки в Закавказском ВО, в Кировобаде (г. Гянджа,  Азербайджан) была организована 20 военная школа летчиков. По смете, только строительство инфраструктуры объекта обошлось ИСПАНСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ в 4 022 300 рублей (около 800 000$).
За эти деньги были построены помещения для обучения и казармы для проживания курсантов, складские здания, склад ГСМ с подъездными путями и главное –  сеть грунтовых аэродромов – 6 полевых и хороший аэродром на окраине Кировобада с площадками для стоянки самолетов.
Авиапарк военной школы летчиков насчитывал 84 самолета.
Количество автомобилей и прочего транспорта привышало 50 единиц.
Все это хозяйство дополняли советские преподаватели, инструкторы и обслуживающий персонал. В общей сложности 416 человек.

В декабре 1936 года из Испании в СССР была отправлена группа из 80-90 военнослужащих республиканской армии для обучения в качестве пилотов, они составляли «полукурс» 20 военной школы летчиков.
Уже 1 февраля 1937 года к обучению в школе приступили испанские курсанты в количестве 193 слушателя.

До поражения республики школа успела сделать 3 полноценных выпуска пилотов – было подготовлено более 500 авиаторов (тоже не бесплатно).
За время обучения погибло 18 курсантов и инструкторов авиашколы.
На данный момент итоговая сумма затрат испанской республики на это учебное заведение не известна.

Наиболее драматично сложилась судьба 5 набора курсантов Кировабадской школы. Они прибыли в СССР в октябре 1938 года и, соответственно завершили курс обучения в апреле 1939 года, когда гражданская война в Испании уже завершилась победой генерала Франко.
Испанские авиаторы в Кировабаде (185) и Липецке (7 человек) оказались в «подвешенном состоянии»: дорога домой им была заказана, да и оставаться в Советском Союзе особого резона не было.
Чтобы как-то разрешить сложившуюся ситуацию, 10.06.1939. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление № П3/159-ОП «Об испанцах, находящихся в летных школах Кировабаде и Липецка, в количестве 192-х человек». Стоит процитировать его полностью:
«Строго секретно
159 — Об испанцах, находящихся в летных школах Кировабада и Липецка, в количестве 192-х человек
1. Разрешить НКО и НКВД отобрать для спецработы 50 человек, из них по линии РУ — 30 человек, по линии НКВД — 20 человек.
2. Желающим уехать из СССР (63 человека) выезд разрешить. Отпустить на расходы по их отправке 30 тысяч американских долларов. Организацию отправки возложить на НКО совместно с НКВД.
3. Поручить ВЦСПС изъявивших желание остаться в СССР в количестве 79 человек распределить по своим домам отдыха, в которых в настоящее время находятся прибывшие из-за границы испанцы, и в дальнейшем определить их на работу на равных основаниях с последними.»
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 25. Л. 52. Подлинник. Машинопись.

Также вызывает интерес постановление Политбюро № П4/58-ОП от 21.06.1939. «О въезде в СССР интернированных во Франции испанцев». Согласно нему, советская сторона разрешает въезд в том числе (пункт 1-г) «группе испанских летчиков и активистов в количестве 39 человек». Таким образом, бывшие курсанты – это далеко не все испанские авиаторы, волею судеб, оказавшиеся в СССР.
Необходимо отметить, что многие из летчиков-республиканцев впоследствии участвовали в сражениях Второй Мировой в рядах Красной Армии, -  не только в ВВС, но и как пехотинцы и партизаны. И еще: 33 бывших республиканских авиатора в Стране Советов были репрессированы…

Война закончилась, обучать испанцев прекратили в апреле 1939 года, но заведение продолжило функционировать в структуре ВВС РККА. Сначала его планировали ликвидировать и распределить технику и личный состав по другим учебным заведениям, однако вскоре передумали. В январе 1940 года в школу пилотов стали прибывать новые СОВЕТСКИЕ курсанты, а уже в декабре состоялся первый выпуск.
Во время Второй Мировой войны Кировобадская военная авиационная школа пилотов им. В.С. Хользунова (так она теперь называлась) готовила летчиков-бомбардировщиков.
Здесь в 1941-1945 годах прошли обучение в качестве пилотов 2 264 советских авиатора (на Р-5 – 73, СБ – 920, Пе-2 – 394, «Бостон-III» – 877 человек).

Понятное дело, об «испанском» происхождении учебного заведения уже никто не вспоминал…


«ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС» или НИЧЕГО ЛИЧНОГО.

Не берусь комментировать моральный аспект снабжения оружием страны, где идет гражданская война.
Однако, конкретно в испанской ситуации, СССР под лозунгом «если не мы, то кто?», НА ДЕЛЕ воплощал абсолютно другие: «никому [кроме нас] не позволим разбазаривать деньги трудового испанского народа» И «мы будем вам присылать старье и неликвид, пока у вас есть деньги».
Вам кажется это чересчур РЕЗКАЯ формулировка, отнюдь. Готов разобрать все по пунктам:

1. рассматривать закупки республиканцев ДО советского вмешательства не рационально, поскольку это огромный массив сделок на покупку штучного товара, посему его «оставим за скобками». Тем более, все оплачивалось с текущих счетов казначейства, а золотой запас никто еще не трогал.
Лишь пару слов об авиатехнике: французы неплохо взвинтили цены при поставке Потез-54, «нагрелись» и недобросовестные частные лица на продажах устаревших и спортивных самолетов правительству Испании на начальной стадии конфликта.

2. Закупки оружия за рубежом при содействии СССР отнимали МАССУ сил, времени и средств, на деле преследовали ряд «завуалированных» целей:
А) советские образцы должны «затеряться» среди оружейного и авиахлама со всей Европы;
Б) возможность, если поймают за руку, ссылаясь на разнообразие образцов в армии республики, утверждать приблизительно следующее: «это не мы… ну, не только мы, а еще Франция, Чехословакия, Польша, США и т.д.»;
В) сознательно (чтобы советские образцы выгодно выделялись) или от безысходности (?) скупалось все что только можно: от «залежей» времен Первой Мировой (винтовки, пулеметы, гранаты (!), артсистемы) до единичных экспериментальных самолетов и невыкупленных машин по «проблемным» контрактам.
Сомнительная эффективность такого «хитрого подхода» чувствовалась в республиканских войсках до конца боевых действий: часть авиатехники не летала из-за отсутствия запчастей и двигателей, артиллерийские орудия бездействовали, требуя ремонта и запчастей, на многие «допотопные» артсистемы банально негде было взять боекомплект. Отсутствие унификации по боеприпасам (патронам, минам и снарядам) делало небоеспособными целые подразделения республиканских войск. Это естественно, если на вооружении только образцов магазинных винтовок более десятка, а в одной батарее собраны до 3 различных образцов орудий.
Оборонная промышленность НЕ ИМЕЛА возможности быстро наладить производство широкого (огромного) спектра боеприпасов.

3. Когда в сентябре-октябре Испанская республика была на грани поражения, туда прибыло первые «игреки». По танкам и самолетам ситуация более-менее ясна. Продовольствие и медикаменты (хочется верить – П.С.) были безвозмездной гуманитарной помощью.
Считаю необходимым озвучить несколько позиций, по которым Испании выставили счета, заглянем, так сказать, в трюмы некоторых «игреков»:

Y-0 «Campeche» – испанский танкер (6300 т.).
26.09. - 04.10.1936. Феодосия - Картахена. Груз:
6 английских 114-мм гаубиц Vickers обр.1910 и 6 000 снарядов 114-мм к ним;
240 немецких гранатометов (мортир-минометов) 75,8-мм обр. 1909 (7,58 cm Minenwerfer) и 100 тыс. гранат (мин);
350 станковых пулеметов Saint-Etiennе, Colt, Vickers;
200 пулеметов Максим и Hotchkiss;
21 347 винтовок иностранного производства и 16,5 млн. патронов:
2 000 немецких 7,92-мм Mauser обр.1898 (7,92x57)*,
6 000 австрийских 8-мм Manlicher обр.1895 (8x50R)*,
13 347 итальянских 10,4-мм Vetterli обр.1871 (10,4x47R)**.

Y-7 «А.Андреев»,  советский теплоход (построен в Нидерландах по советскому заказу в 1935-36. Дедвейт 3635 т.,  мощность - 1500 л.с., скорость - 11 узлов. С 1936 года под советским флагом в составе Балтийского государственного пароходства, капитан А.Д. Брейнкопф).
22.10.-01.11.1936. Ленинград – Бильбао (север Испании). Груз:
15 истребителей И-15, летчики и техники во главе с Б.А. Туржанским, запчасти и топливо к истребителям;
30 бронемашин - 20 БА-6 и 10 ФАИ;
6 английских тяжелых полевых пушек Armstrong обр.1903, 127-мм, 7 000 снарядов 127-мм (60 фунтов);
16 автоматических пушек Маклена (МсLean) обр. 1916, США для России, 37-мм, 25 000 снарядов 37-мм;
50 минометов (гранатометов), 40.000 гранат для гранатомета;
200 пулеметов Lewis (0.303 britich), 9,5 млн. патронов 0.303;
15 655 винтовок иностранного производства и 9,15 млн. ружейных патронов:
1 060 французских 8-мм Lebel обр.1907/15 (8x50R)*;
1 234 английских 7,7-мм Lee-Enfield (.303 britich, 7,7х 56R)*;
1 523 австрийских 8-мм Manlicher обр.1895 (8x50R)*;
1 740 французских 11-мм Gras-Kropatschek обр. 1874/1884 (11x59R)**;
10 168 французских 11-мм Gras обр. 1874 (11x59R)**.
 
Y-8  «Курск», советский грузовой пароход (построен в 1911 году в Англии. Дедвейт - 9018 т, мощность - 3200 л.с., скорость - 11,5 узлов. С 1927 года под советским флагом, в составе Черноморского пароходства, капитан В.Э. Цильке)
25.10. - 03.11.1936. Севастополь - Аликанте. Груз:
16 истребителей И-16 тип 5;
6 английских тяжелых полевых пушек Armstrong обр.1903 127-мм, 7 000 снарядов 127-мм (60 фунтов);
150 пулеметов Дегтярева ДП-27 (7,62x54R);
9 000 винтовок 7,62-мм Winchester M.95 (7,62x54R)*, 11 млн. патронов 7,62-мм.


* На советских складах, как и на многочисленных арсеналах европейских стран, было полно оружия времен ПМВ. И если европейцы его постепенно утилизировали, то Страна Советов его активно пыталась ПРОДАТЬ в «горячие точки» по всему миру.
Звездочкой (*) мною отмечены образцы, продажа которых выглядит наиболее циничной:
Винтовки «манлихер» (Австро-Венгрия) и «маузер» (Германия) были трофеями Русской Императорской Армии времен Великой войны, как и пулеметы Шварцлозе, патроны к ним в Испании – дефицит.
Английские «ли-энфилды» и французские «лебели» вместе с изготовленными в 1915-17 гг. в Англии и США русскими трехлинейками и «винчестерами» под русский патрон были частью военной помощи Антанты Российской империи, своего рода «ленд-лизом» времен Первой Мировой.
Кстати, Советская Россия на дипломатическом уровне отказалась признавать себя правопреемником Российской империи, чтобы НЕ ПЛАТИТЬ по счетам за военные поставки 1915-1917 годов.
Трехлинейки тоже массово отправляли на Пиренеи, только выпуска до 1917 года (чтобы не было прямой связи с СССР). При этом многие из них имели прицел под тупоконечную пулю обр.1891 года (существенная разница в баллистике с остроконечной обр.1908), а общее «физическое» состояние винтовок (некоторые прошли 3 войны) оставляло желать многим лучшего.

** Поставлять в 1936 году войскам «дружественной стороны» десятками тысяч однозарядные 11-мм винтовки 70-80-х годов XIX века на дымном порохе (!!!, французские Гра обр. 1874 и Гра-Кропатчека обр.1874/84, итальянская Веттерли обр.1871), выглядит насмешкой и издевательством.
А вот выставить счет и ВЫСЧИТАТЬ реальные деньги за эти музейные экспонаты с «дружественной стороны», когда ЕЕ финансы окажутся в твоих руках, это не просто подло, это ЗА ГРАНЬЮ добра и зла…

В августе 1937 года во время подготовки наступления на Сарагосу, командующий республиканской авиацией И. Идальго де Сиснерос (Ignacio Hidalgo de Cisneros y Lоpez de Montenegro) находясь на фронте под Бельчите обнаружил, что анархисты считали, что именно Советский Союз поставляет Республике негодное вооружение:
 «К нам подошла группа из шести или семи человек с черно-красными повязками на шее…
 Один из них обратился к нам и довольно развязанным тоном сказал, что они весьма рады видеть нас и хотели бы воспользоваться нашим посещением, чтобы показать КОЕ-ЧТО, с чем нам небезынтересно познакомиться. Затем нас повели к артиллерийским позициям. Там мы увидели шесть или семь пушек различных систем, но только три из них были в боевой готовности. Остальные стояли у забора, словно их и не собирались использовать. «Ответственный комитета» вызвал командира артиллерийской батареи и сказал, что сейчас мы услышим историю этих пушек из уст специалиста. Оказалось, орудия прибыли к ним накануне операции. Все устаревших систем. Первая же попытка выстрелить из них убедила артиллеристов, что большая часть пушек никуда не годится и отремонтировать их невозможно.
Когда артиллерист закончил объяснения, «ответственный», не сомневаясь, что сразит нас своим вопросом, подчеркивая каждое слово, спросил:
 — Вы не знаете, КТО прислал эти замечательные пушки в Испанию? НЕ НАШ ЛИ ДОРОГОЙ ДРУГ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ?...»

Анархисты-анархистами, однако, суть проблемы они уловили или почувствовали идеально. Вопрос сформулировали исключительно верно. Жаль, что ответ последовал не настолько прямой и честный. Генерал Идальго де Сиснерос продолжает:

 «Я уже был подготовлен к подобным вопросам.
 За несколько недель до этого случая один из наших летчиков пришел ко мне и с возмущением рассказал, что кое-кто пытается использовать в целях антисоветской пропаганды естественное недовольство республиканцев плохим качеством оружия. Тогда речь шла о негодных пулеметах.
Я решил, что дело заслуживает того, чтобы как можно тщательнее разобраться в нем. Мне удалось установить, что приобрел их в Центральной Европе один из многочисленных агентов нашего правительства по закупке оружия за границей. И хотя сделка производилась от имени Советского Союза, ибо, как я уже говорил, нам оружие не продавали и правительство СССР пошло навстречу Испанской республике, согласившись фигурировать в подобных случаях в качестве покупателя, он не нес ответственности ни за качество приобретенных вне СССР военных материалов, ни за их цену.
Моя осведомленность помогла легко пресечь АНТИСОВЕТСКИЙ выпад «ответственного» и его «комитета»…

Вот так. В лучших традициях: проще заткнуть рот недовольному, чем разобраться и найти «корень проблемы».


4. Количество и качество советской техники.
Количество, при малейшем желании советской стороны, МОГЛО быть другим.
Не буду углубляться. «Если партия скажет…». Командно-плановая система при тоталитарном режиме, если коротко. Партия молчала, а СБ из заводских цехов десятками отправлялись в Чехословакию и новым китайским друзьям, не говоря о сотнях и тысячах, поступавших в ВВС РККА.
Короче, поставили ровно столько, сколько посчитали нужным.

На пресловутом советском качестве хочу остановиться отдельно, на примере авиатехники.

Практически ВСЕ образцы боевых самолетов, отправленные в Испанию были «проблемными» каждый по-своему. По пунктам:

СБ на момент отправки первой партии в Испанию (октябрь 1936) только осваивался в серийном производстве, посему обладал рядом «детских болезней», а в войсках переучивание на него только началось. Основными недостатками были малая бомбовая нагрузка и низкая боевая живучесть – огромные минусы для основного и фактически, единственного бомбардировщика ВВС.
У испанских авиамехаников и мотористов вызывали недоумение советские клоны известных во всей Европе двигателей «испано-сюиза» (М-100). В испанских мемуарах описан случай замены двигателей на «катюшке»: распаковали ящик, отмыли от застывшей смазки, вычистили от металлической стружки, поместили на мото-стенд, погоняли в различных режимах, чтобы «притереть» двигатель. После чего мотор сразу же отправили на капремонт в Реус. Опытные и старательные авиатехники не могли себе представить, что у советской версии семейства 12Y, моторесурс всего 20-25 часов…

И-16, прославленная «моска», за ее высокие боевые характеристики ей прощали и сложность пилотирования и ручной выпуск шасси. Проблема заключалась в том, что в Испанию отправляли самые «свежие» версии самолета, на которых хватало недоработок и откровенного брака, что становилось причиной аварий и катастроф.
Все это приводило к необходимости отправки для заводской доработки в Испании целых партий новеньких истребителей, а доверие среди летчиков-республиканцев к самолету было невысоко.

И-15, «чато», сильно полюбился испанским пилотам за простоту управления и феноменальную маневренность. Однако, это были его единственные достоинства. Даже в самых высоких кабинетах, советские летчики жаловались на самолет. И если вооружение усилить было реально, как и установить бронеспинку, то с тем, что И-15 имеет свойство «рыскать» по курсу, без кардинального пересмотра конструкции, ничего нельзя было поделать. Поясняю: Вы когда-нибудь пробовали сделать фото при сильном ветре, установив камеру на шаткий штатив. Неустойчивость по курсу во время атаки делало прицельный огонь по самолету противника целым искусством. Добавьте к этому невысокую скорострельность пары бортовых ПВ-1 (авиационная адаптация пехотного «максима»), – итог: часто противнику удавалось уйти.
В советских ВВС самолет восторга не вызывал, его производство было свернуто в начале 1936 года. Вероятно, он должен был стать последним советским истребителем-бипланом. От него пытались избавиться, поставив в Испанию более 130 из 384 построенных в СССР машин.
Боевые успехи И-15 в испанском небе осенью 1936 года заставили ВВС РККА пересмотреть отношение к бипланам, а испанцы (благодаря советским специалистам и оборудованию) наладили выпуск «чато» на Пиренеях (изготовили 237 единиц). Правда, к моменту появления в войсках самолетов испанской сборки (зима 1937/38 годов) их боевые качества окончательно утратили актуальность и, как немецкие «хенкели» Не.51, И-15 переквалифицировались из воздушных бойцов в самолеты поддержки наземных войск.

С самолетами «поля боя» вырисовывалась еще более мрачная картина.
В Испании выпускался многоцелевой биплан CASA-Breguet-XIX (до конца 1935 года изготовлена 201 машина, еще 19 были получены из Франции). Его характеристики оказались неудовлетворительными для эффективного использования в боевых условиях, что привело к большим потерям.
Советская сторона убедила не возобновлять производство и гарантировала поставки более совершенной авиатехники. В итоге, в Испанию в 1936 году был доставлен 31 Р-5ССС (после месяца боев и потерь переведены на ночную работу), а в 1937 году – 93 Р-Зет (использовались не интенсивно, а после тяжелых потерь, с декабря 1938 года, в боях не участвовали вовсе). Выходит, СССР не смог, невзирая на все обещания, предоставить республиканской авиации действительно массовый и современный самолет «поля боя».
Но, «свято место пусто не бывает», и эту «экологическую нишу» в структуре республиканских ВВС заняли стремительно устаревающие И-15.

Испанцы с таким положением дел в авиации, естественно, мириться не хотели. Предпринимались попытки организации производства передовых образцов авиатехники, составлялись планы по закупке (что характерно, – не советских, а европейских и американских самолетов), стратегии развития ВВС. Подобные начинания благополучно парировались деятельностью/бездействием аппарата военных советников.
Советской стороне (как поставщику-монополисту) неоднократно озвучивались требования по реальному количеству и качеству необходимого пополнения самолетного парка…
В Москве не реагировали на просьбы, требования и критику, доносившиеся из прифронтового Мадрида. Делали вид, что воплощение в жизнь начинаний и планов испанских «друзей», их абсолютно не касается. Мол, а мы здесь при чем? Ну, забрали мы у вас все деньги. И что дальше? Какие к нам могут быть претензии?
Многое из происходившего с поставками вооружения в Испанию можно охарактеризовать емким лозунгом «И так сойдет!». Кстати, эта фраза (без потери смысловой нагрузки) с русского не переводится.


А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…

…тем временем события в мире развивались очень стремительно. Испания не была единственной горячей точкой на земном шаре.
Внимание  мировой общественности также было обращено к событиям в Восточной Африке, где в ходе итало-абиссинской войны 1935-1936 годов войска Муссолини оккупировали Эфиопию. Там итальянцы жестко подавляли сопротивление интервенции и жестоко расправлялись с местным партизанами.

Еще одним очагом нестабильности в мире был Китай.
Здесь необходимо коротко объяснить ситуацию. Государство было крайне ослаблено внутренними противостояниями и легко поддавалось внешнему влиянию со стороны могущественных империй – Британской и Японской, европейцы тоже находили тут «сферы своих интересов».
Начиная с 1920-х еще и Советская Россия пыталась поучаствовать в процессах, происходивших в Поднебесной.
С этой целью РУ РККА поддерживал деньгами и оружием различные группировки. Основным «рычагом влияния» Страны Советов в Китае была коммунистическая партия (КПК), деятельность которой (в отличии от коммунистической партии Испании – П.С.) была запрещена официальным правительством страны.
Так продолжалось до 1937 года. 8 июля произошел инцидент у моста Лугоуцяо. 
Перестрелка между китайскими и японскими патрулями стала поводом для начала войны.
Японская империя развернула крупномасштабные боевые действия в Северном и Центральном Китае. Захватив Пекин, японцы начали наступление по трем направлениям: на Шаньдун, вдоль Пекин-Тяньцзиньской железной дороги и в северо-западном направлении вдоль Пекин-Суйюаньской железной дороги.
23 сентября коммунисты получили право легальной деятельности на всей территории Китайской республики. Правительство страны лихорадочно искало союзников для борьбы с агрессором.
В условиях  японской  агрессии ЦК КПК  активно  выступал  за «незамедлительное  создание  военно-политического союза с СССР как самым НАДЕЖНЫМ (выделено мною – П.С.) и  сильным  государством,  которое  может  помочь Китаю в войне с Японией».
Не столь категорично высказывалось гоминдановское правительство, однако тоже не исключало тесное сотрудничество с советской стороной.

СССР  резко осудил  японскую  агрессию  против  Китая,  однако советское  руководство  НЕ  СОБИРАЛОСЬ  подписывать договор о взаимной помощи  с Китаем,  так как это могло привести  к  началу  японо-советской  войны.
В июле 1937 года Чэнь Лифу от имени правительства Гоминьдана посетил посла СССР в Китае  Д. В.  Богомолова  и  попросил  его  о  помощи  в
отражении японской агрессии.
29 июля Москва дала указание полпреду сообщить китайскому правительству, что СССР готов предоставить Китаю кредит в 100 млн. китайских долларов сроком на 6 лет с погашением поставками китайскими товарами.
«В счет этого кредита мы готовы доставить 200 самолетов со снаряжением, в том числе истребители и бомбардировщики, и 200 танков по 8-10 тонн с одним орудием и двумя пулеметами на каждом». (речь шла о танках Т-26, опробованных в Испании – П.С.).
В августе 1937 года Чан-Кайши встречался с Богомоловым, во время этих консультаций были  согласованы  основные пункты  договора О НЕНАПАДЕНИИ. На такой формулировке настояла советская сторона, поскольку подписание договора о взаимной  помощи (о чем просили китайцы) могло ухудшить отношения между СССР и Японией.

21 августа 1937 года в Нанкине был подписан советско-китайский договор о ненападении. Подписи поставили министр иностранных дел китайского правительства Ван Чунхой и полпред СССР в Китае Д.В. Богомолов от имени своих правительств. Договор создал  непосредственные условия для получения Китаем военной помощи от Советского Союза. Естественно (чтобы не провоцировать Японию на ответные действия) все мероприятия по оказанию военной помощи, были ЗАСЕКРЕЧЕНЫ.
Хотя соглашение о первом советском кредите Поднебесной на сумму 50 млн. долларов было оформлено только в марте 1938 года, доставка оружия из СССР в Китай началась уже в октябре 1937 года.
01.07.1938. был подписано соглашение еще об одном кредите, также на 50 млн. долларов.
В  период 1938–1939 годов общая сумма  БАРТЕРНЫХ  кредитов  советского правительства Китаю составила 250 млн. долларов. Условия кредитов были льготными, под 3% годовых. Проценты (да и сами кредиты) погашались поставками товаров (чай, кожа, шкуры, шелк, хлопок, тунговое масло, лекарственное сырье), полезных ископаемых и металлов (сурьма, олово, цинк, никель, вольфрам, красная медь).
С финансовой стороной вопроса, вроде как, разобрались.

Что касается техники: были разные пути ее доставки.
Морской, к примеру, выглядел следующим образом: в конце ноября 1937 года из Севастополя вышли два парохода с 6182 т военных грузов, среди которых было 82 танка Т-26 и 30 запасных моторов к ним, 30 артиллерийских тягачей «Коминтерн», 10 автомобилей ЗиС-6, 20 76-мм зенитных пушек и 40 тыс. выстрелов к ним, 50 45-мм противотанковых пушек, 4 прожекторные установки, 2 звукоуловителя, различное авиационное оборудование и т. д.
Оба парохода прибыли в Хайфон и Гонконг (нейтральные порты, не блокированные японским флотом) в конце января 1938 года. Далее грузы транспортировали по железной дороге и шоссе вглубь Китая. Через 2 месяца оружие прибыло в действующую армию.
В качестве перевалочного пункта использовали Гонконг, реже –  порты Вьетнама и Бирмы. Таким способом из СССР в Китай доставили 36 500 тонн грузов.
Плавание было долгим и не безопасным, в виду господства Японии на море. Основным маршрутом для потока военных грузов стал сухопутный маршрут по ж/д до Алма-Аты, далее автотранспортом — до Ланьчжоу через Хоргос, Урумчи и Хами.
В 1937 году китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в строительстве полноценной автомобильной  трассы  от железнодорожной станции Сары-Озек (или Сары-Алтайск, современный Казахстан) – Урумчи – Ланьчжоу.
«Трассу Z», кодовое обозначение дороги, длинною в 2 925 км (позже, в 1938-м, ее продлили вглубь территории Китая до Сяньяна, и общая протяжённость достигла 3 750 км) обслуживали 5 260 советских грузовиков ЗиС.
Масштаб транспортной операции впечатлял: только с октября 1937 по февраль 1939 года на территории Советского  Союза для перемещения военных  грузов по железной дороге было мобилизовано около 5 640 товарных вагонов. При этом только на перевозках для нужд Китая постоянно работало более 4 000 человек.
Переброска первых  партий  военных  материалов  сухопутным путем началась 17 октября и закончилась 20 ноября 1937 года.
До 16 февраля 1939 года автотранспортом было перевезено 2784 тонн авиабомб и огнеприпасов, 1276 тонн авиационных грузов, 1134 тонн самолетов, 1430 тонн авиатоплива и др. Всего 12 376 тонн.
Также для перевозки людей и особо важных грузов была создана авиалиния Алма-Ата – Ланьчжоу, которую обслуживали переоборудованные в транспортники бомбардировщики ТБ-3 и грузопассажирские «Дугласы» DC-3. По воздушному маршруту в Поднебесную «своим ходом» перегоняли также боевые самолеты.
27 августа 1937 года Чан-Кайши (во время встречи с полпредом СССР) обратился с просьбой к советскому правительству о направлении в Китай советских добровольцев-летчиков и инструкторов для обучения китайских авиаторов.
14 сентября 1937 года уже на приеме в Москве китайская (гоминьдановская) делегация напомнила Сталину о своей просьбе.

26 сентября 1937 года нарком К.Е. Ворошилов санкционировал создание в составе РазведУпра РККА отдела «Z» по образцу отдела, проводившего операцию «Х» в Испании.
А уже к 21 октября 1937 года для отправки в Китай были отобраны 447 человек, включая наземный технический персонал, специалистов по аэродромному обслуживанию, инженеров и рабочих по сборке самолетов.
Переодетых в «гражданку» авиаторов ж/д транспортом отправили в Алма-Ату. Дальше все проходило по «испанскому сценарию»: конвейером шла вербовка «добровольцев», в стране назначения советские военные также активно использовали псевдонимы. Там же их и хоронили…
21 ноября 1937 года состоялся первый воздушный бой в китайском небе с участием советских летчиков-истребителей.
Всего в операции Z было задействовано 4 865 человек, из них к февралю 1939 года «отметились» 3 665 – советников, инструкторов и военнослужащих ВВС РККА. К 16.02.1939. потери составили 186 человек.
А еще к середине 1939 года при помощи советских специалистов (в СССР и на территории Китая – П.С.) для китайских ВВС было подготовлено 1045 летчиков, 81 штурман, 198 стрелков-радистов и 8354 авиационных техников.
Стоимость советских поставок вооружения в Китай к середине февраля 1939 года составила 78 158 651 доллар. Львиную долю составляла авиатехника: 6 ТБ-3, 146 СБ (первые 58 доставили к 06.11.1937.), 109 И-16 (тип 5 и тип 10), 222 И-15бис (возможно, в эту цифру поставленных бипланов включены старые И-15), учебные самолеты: 8 УТИ-4 и 5 УТ-1.

Не будем далее углубляться и выводить итоговые цифры.
Активное вмешательство СССР в японо-китайскую войну 1937-1945 годов продолжалось до апреля 1941-го (13 числа был подписан пакт о нейтралитете между СССР и Японией). Тут речь не об этом.
Стоит остановиться на положении дел к середине февраля 1939 года.

ЕЩЕ РАЗ: к этому моменту СССР задействовал на «китайском направлении» более 3,5 тыс. военнослужащих, выдал кредитов на 200 млн. $, передал ВВС Китая почти 500 самолетов.
В это самое время Испанская республика балансировала на грани поражения и взывала о помощи. Советское руководство, освоив золотой запас Испании, резко охладело к стране на Пиренеях, отказывало республиканцам в дополнительных кредитах и не находило возможности поставлять в достаточном количестве технику и вооружение.
В 1937 году Китай получил 62 СБ, а Испания – 31 и так далее. Вопрос в приоритете. Могло ли советское руководство сосредоточить все «свободные» ресурсы на одном направлении? Бесспорно, – да. Все решалось на самом верху, а в высоких кабинетах не сочли необходимым…
А смогли бы 146 СБ и 109 И-16 (ЕСЛИ БЫ их передали республиканцам в 1937-1938 годах) изменить положение на фронтах гражданской войны в Испании? А 3,5 тысячи военных специалистов и 200 млн. долларов в кредит – смогли бы? Не исключено…
Однако история не терпит сослагательного наклонения и не приемлет формулировки «если бы…»


CUI PRODEST?

Это крылатое латинское выражение приписывают знаменитому римскому юристу Кассиану Лонгину Равилла (Lucius Cassius Longinus Ravilla).
Расследуя дело (преступление), он рекомендовал судьям искать того, кому может быть выгодно данное преступление (деяние).
Выражение применяется на латыни в значении «Кому выгодно?», «Кто от этого выигрывает?», «Кому впрок?». В последствии этим вопросом задавались многие, от Цицерона до В.И. Ульянова (Ленина).
Относительно эпопеи со снабжением Испанской Республики, бесспорным выгодополучателем был СССР.
На чем конкретно наживался Советский Союз. Без лишней патетики. Только факты.

1. недосчитались при транспортировке 100 ящиков золота (около 75 кг в каждом). Мелочи, и такое случается.

2. большая часть золота была в виде монет, испанцам объявили, что все переплавили и постепенно реализуют в виде слитков. Стоимость редких монет на антикварном рынке многократно превышает их цену по содержанию драгметалла. Вероятно, раритетные монеты были отсортированы и постепенно реализованы на европейских аукционах либо внесены в музейный фонд СССР (он считался частью золотовалютных резервов страны, а предметы оттуда в 1930-е годы часто реализовывали за рубежом для получения наличной валюты).

3. не имею профильного экономического образования, поэтому не могу дать оценку, на сколько честно и прозрачно на Лондонской фондовой бирже проходили торги по испанскому золоту. Исследователи темы не находят консенсуса по этому вопросу.

4. испанские историки до сих пор ведут дискуссии: имели место факты манипуляции с курсом валют, или нет.
Могу ответить на этот вопрос однозначно: ДА, имели. Подтверждение легко можно найти даже в Википедии, там размещен текст справок по поставкам бронетехники в Испанию, подписанных начальником АБТУ РККА комдивом Г.Г. Бокисом  8 и 28 июля 1937 года. Вот некоторые позиции:

Танк Т-26 линейный (без радиостанций) с вооружением и ЗИП— 71 710 руб. (20 150 американских долларов) – 3,56 руб/$;
Танк Т-26 с радиостанцией — 75 810 руб. (21 302 американских долларов) 3,56 руб/$;
Пушка 45-мм танковая — 7000 руб. (2100 американских долларов) 3,33 руб/$;
Перископ к Т-26 — 6100 руб. (2000 американских долларов) 3,05 руб/$;
Машины БТ-5 линейные (без радиостанций) с вооружением и ЗИП — 38 по 101 250 руб. (28 451 американских долларов) 3,56 руб/$;
То же, с радиостанциями — 12 по 104 580 руб. (29 387 американских долларов) 3,56 руб/$;

Выходит курс в районе 3,05-3,56 рубля за доллар. Наверно, товарищ комдив «не знал», подписывая бумаги, что Госбанк СССР на 1937 год установил курс 5,3 рубля за доллар. Например, за перископ к Т-26 надо было взимать с «испанских друзей» не 2 000$, а 1 150, видать ошибочка вышла в расчетах, с кем не бывает…

5. искусственное завышение цен на технику. Отлично прослеживается на примере советских самолетов.
Для понимания читателя: Советская авиатехника 1930-х годов была изготовлена с невысокой культурой производства, а из-за дешевизны материалов, рабочей силы и малого числа высокотехнологичных агрегатов и оборудования ВСЕГДА была дешевле иностранных аналогов. Только не для Республиканской Испании.
В 1937 году республиканцы покупали СБ за 110 000$, точно такой же СБ с двигателями М-100А в Чехословакию экспортировали за 118 460$, а на заводе НКАП №22 его выпуск оценивали в 265 000 рублей, т.е. 50 000$. Для сравнения: франкисты в это же время платили Германии за бомбардировщик/разведчик Dornier Do.17 (близкий по схеме и ТТХ самолет) 62 465$, а за трехмоторный бомбовоз Junkers Ju.52 – 48 118$.
В производстве И-16 тип 5 обходился СССР в 50 000 рублей (9 434$) для испанцев стоил 40 000$. Немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109 – его грозный конкурент – самолет, собравший все передовые инженерные решения и технологии своего времени, – отпускался франкистам по средней цене 42 950$.
Истребитель-биплан смешанной конструкции И-15 стоил республиканцам 35 000$, а его цельнометаллические оппоненты обходились фалангистам в  27 904$ (Henkel He.51, Германия) и 31 395$ (Fiat CR-32, Италия).
Малопригодные для боевых операций деревянно-полотняные Р-5ССС и Р-Зет стояли по 30 000$, франкисты же отдавали за цельнометаллический специализированный штурмовик Henschel Hs.123 (Германия) 28 079$, а многоцелевой итальянский биплан (превосходивший советские аналоги по многим характеристикам) Romeo Ro-41 – всего 15 225$.
С авиабомбами та же история: килограмм советских стоил (см. выше) от 1,66 до 8$, (в среднем – 2,82 $/кг), а итальянские боеприпасы франкистам обходились от 0,567 до 3,37$ за кг (в среднем – 0,913 $/кг).

6. Советский Союз очень неохотно давал кредиты. Точнее, старался их вообще не давать. Именно ТАК поступают с союзником, если абсолютно уверены в его поражении. На момент окончания боевых действий задолженность Республики перед СССР составила около 20 млн. долларов. Франко выиграл войну, имея долгов на 650 – 680 млн. $  (!!!, он золотым запасом не располагал и воевал в кредит).
Но даже относительно не критичную сумму СССР, испанским друзьям не простил.
На момент окончания Гражданской войны девять испанских кораблей, оставшихся по разным причинам в морских портах СССР, подняли советские флаги.
Общая стоимость конфискованных судов, по некоторым оценкам, составляла более 8 миллионов долларов.
Согласно официальной версии, возвращение лайнеров на родину к этому времени стало невозможным — республика пала. Официально считалось, что эти корабли были переданы СССР правительством Испании в счет поставок вооружения для республиканских войск. По советским бумагам прошли, как купленные за валюту (!).
Большинство судов были включены в состав Черноморского государственного морского пароходства, еще часть вошла в Северный флот.
Оставить пароходы гражданскому ведомству было рискованно — в этом статусе (в статусе фактически краденных) ИХ МОГЛИ арестовать в любом иностранном порту и ВЕРНУТЬ в Испанию, которой уже руководил Франсиско Франко.
Зато флаг Военно-морского флота СССР обеспечивал «советским испанцам» надежную защиту:
1) «Mar Blanco» - грузовой пароход, 1919, 4 716 тонн, скорость 11 узлов.
В 1939 году включен в состав Черноморского флота под новым названием «Орел».
2) «Mar Adri;tico» - грузо-пассажирский теплоход, 1921, 8 584 тонн, скорость 14,2 узла.
В 1939 году включен в состав Черноморского флота под новым названием «Псков».
3) «Cabo Quilates» - грузо-пассажирский пароход, 1927, 6 629 тонн, скорость 10 узлов.
В 1939 году включен в качестве грузового транспорта состав Северного государственного морского пароходства под названием «Двина».
4) «Marzo» - грузовой пароход, 1897, 2500 тонн, скорость 9 узлов.
В апреле 1939 года в порту Мурманска поднял советский флаг.
5) «Juan Sebastian Elcano» - трансатлантический пассажирский лайнер, 1924, 13 173 тонны, 14,4 узла.
В составе Черноморского пароходства под названием «Волга».
6) «Ciudad de Tarragona» - товаро-пассажирский теплоход, 1933, 2 470 тонн, 14 узлов.
В 1939 году включен в состав Черноморского флота под названием «Львов».
7) «Ciudad de Ibiza» - грузо-пассажирский пароход, 1933, 2 043 тонны, 12,5 узлов.
В 1939 году включен в состав Черноморского пароходства под названием «Белосток».
8) «Cabo San Agustin» - пассажирский лайнер, 1931, 12 500 тонн, скорость 17 узлов.
В 1939 году включен в состав Черноморского флота под названием «Днепр».
9) «Essequibo» – пассажирский лайнер, 1914, 13 300 тонн, 14,7 узлов.
В 1939 году включен в состав Черноморского пароходства под названием «Нева».
При этом вместе с кораблями в СССР остались их испанские команды (видать, их тоже «продали в СССР» в счет погашения задолженности – П.С.).


7. На испанскую сторону были возложены все транспортные и прочие попутные расходы и издержки, это понятно и логично.
Удивление вызывает другое. Оказывается, испанцы полностью финансировали деятельность посольства СССР в республиканской Испании, а также покрывали затраты на «советских добровольцев». Ю. Рыбалкин в своей книге  [Операция «Х». Советская военная помощь республиканской Испании (1936–1939). М.: АИРО-ХХ, 2000.] пишет: «расчеты  по  отправке  людей  и  грузов  были  довольно  сложны,  так  как  в  них  включалось  не  только жалованье, но и оплата проезда в Испанию и обратно, содержание в Москве, экипировка, суточные, погрузка в портах и пр.». От себя могу добавить: денежные премии и ценные подарки от испанского правительства и КПИ за успехи в боях. – П.С.
До 25 января  1938 года на отправку из СССР в республиканскую Испанию 1 555 человек («добровольцев») потратили  1 560 741,87 долларов. Стоимость  «путешествия»  одного человека по железной дороге через Европу составляла 3 500 рублей и 450 $, морем – 3 000 рублей и 50 долларов.

Абсурдность ситуации подчеркивало Постановление СНК СССР от 20 февраля 1937 года №304 "О запрещении выезда и вербовки добровольцев в Испанию". На его основании нарком обороны К.Е. Ворошилов 21 февраля подписал следующий приказ:

«Во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 20 февраля 1937 года “о запрещении выезда и вербовки добровольцев в Испанию”, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Всем состоящим в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии военнослужащим рядового, командного и начальственного состава ЗАПРЕТИТЬ ВЫЕЗД в Испанию для участия в происходящих в Испании военных действиях.

2. В случае посещения испанских портов военными кораблями Союза ССР, командиры этих кораблей могут разрешить сход на берег ТОЛЬКО лицам командного состава и команды, в строгих приделах, вызываемых необходимостью обеспечить нормальное плавание.

3. Приказ ввести в действие по телеграфу.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ОБОРОНЫ СССР
МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
К.Ворошилов».

Выходит, ПО ФАКТУ, без увольнения из рядов РККА, советские военнослужащие становились «солдатами удачи», проще говоря, НАЕМНИКАМИ ПО ПРИКАЗУ. С точки зрения советского законодательства они были еще и преступниками.
Естественно, при таком положении дел, советской стороне было легко отказываться от своих солдат. Форму (основной атрибут любой армии, признак «свой»-«чужой») они не носили, настоящие имена заменяли «псевдонимы», да и документы имели фиктивные. В случае гибели, тела хоронили в безымянных могилах (помните, в «Испанском дневнике» М. Кольцова эпизод с похоронами капитана Антонио – П.С.), а не возвращали на Родину. При пленении советским «волонтерам свободы» оставалось только не особо афишировать национальность и уповать на милость фалангистов, ибо профессиональные военные по обе стороны фронта знали: на наемников действие международных конвенций не распространяется.
«Заботой» о собственных военнослужащих было установление в январе 1937 года закрытым постановлением единоразовой выплаты семьям погибших военных в размере 25 000 рублей. Цинично (если не сказать хуже) было перекладывание этих трат на испанскую сторону.


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Вот такая вырисовывается картина. Так на практике выглядит бескорыстная помощь.
Наивные испанцы, уверовавшие в могущество и принципиальность СССР, на себе прочувствовали все стороны «любви к братскому испанскому народу». Правда она имела эпизодический характер.
Помощь со стороны СССР была всесторонней (затронула все сферы жизни общества), но при этом часто неуместной и «половинчатой». Поставив массу разнообразнейшего стрелкового и арт. вооружения, СССР не позаботился о развертывании выпуска боеприпасов к нему (54 станка для производства советских патронов, явно недостаточно). Бомбардировщики с капризными двигателями и разваливающиеся в воздухе истребители – это явно не то, о чем мечтали испанцы. Советская бронетехника тоже не стала «решающим фактором» на поле боя.
Поставки шли «центральному» правительству Испании и «магическим образом» не достигали Северного фронта, Басконии. Местное правительство, считая себя весьма независимым в принятии решений, не заискивало перед СССР и коммунистами, поплатилось за это отсутствием существенной военной помощи и, в конечном итоге, пало под ударами войск Франко. С поражения Северного фронта началось падение Республики.
Обучение военных специалистов за тысячи километров от театра боевых действий было спорным решением. Советская сторона всячески к нему подталкивала руководство республиканской армии, например, не поставляя в значительных количествах учебные самолеты.
Франкисты же, столкнувшись с нехваткой кадров, наоборот, в первую очередь организовали обучение моряков, летчиков и танкистов на испанской земле, правда, с участием немецких и итальянских специалистов. В Испании «отметились» 415 военнослужащих «панцерваффе» и при этом ни один из немецких танкистов не участвовал в боях – это были преподаватели, инструкторы и обслуживающий персонал танковых училищ.

Даже в ХХІ веке история с «испанским золотом» покрыта мраком тайн, который вряд ли когда-нибудь развеется. Слишком малое чисто людей было посвящено во все детали и хитросплетения. Практически все свидетели были ликвидированы, попав в жернова репрессий, оставшиеся благоразумно предпочли молчать…

Факторов поражения Испанской республики – масса. Одним из решающих стал неразумный и поспешный выбор союзника. Опрометчивый выбор и передача в руки СССР золотовалютных резервов привело к поражению Испанской Республики.

Сказать, что весь советский экспорт в страну на Пиренеях был не эффективен, тоже будет не правдой. Культурный обмен имел место. Речь не только об обмене библиотечным фондом. Советским специалистам «в штатском» удалось быстро организовать карательную систему в лучших советских традициях. Своего рода «испанское революционное ЧК». Тут все получилось. Из 320 тысяч, погибших за дело испанской республики, около 20 процентов – были казнены своими же…


Не благодаря, а вопреки всему Республика сражалась долго и упорно. Самоотверженностью и храбростью своих защитников, кровью патриотов и добровольцев со всего мира компенсируя нехватку оружия и его недостатки…


Версия от 30.12.2021.


Рецензии
Добрый день. Можно задать Вам один нескромный вопрос личного характера немного не по теме?

Скажите пожалуйста, вот Вы весь такой "правильный технарь", знающий все на свете о разных военных летающих, плавающих, ползающих и стреляющих при этом железяках... А принципиальные причины начала восстания генерала Франко нравственного характера Вас совсем не интересуют? Совсем-совсем?

Вам бы хотелось, чтобы генерал Франко проиграл и большевистские выродки разрушили Христианские Храмы Мадрида, Барселоны и Сарагосы точно так же, как они разрушили в России Храм Христа Спасителя и более 50 тысяч других Христианских Храмов и Церквей, разрушили большую часть Культурного Наследия Русского народа?

Господь наказал Русский Народ страшной войной за то, что он пошел за большевиками и молча смотрел на то, как они, большевики, разрушали его Нравственность. И Слава Богу, что в Испании большевиков победил генерал Франко! Царствие ему Небесное!

Прусов Николай Сергеевич   30.12.2021 10:02     Заявить о нарушении
Благодарю за проявленный интерес к теме, хотя подозреваю она "не совсем Ваша".

Вопрос у Вас возник вполне логично. Мне это даже, признаюсь, льстит.

Объясняю: как-то один старый профессор нам говорил: "историк должен врать документально". Меня тогда это удивило. Выходит, необходимо составляя свое исследование, излагать факты так, чтобы даже самый внимательный читатель не смог обвинить тебя в предвзятости и симпатии к той либо иной стороне(личности, явлению, процессу).

Во как закрутил.

Ко второй части Вашего вопроса. Коротко: атеист, не разделяю взгляды большевиков (коммунистов, социалистов и т.д.). Считаю победу сторонников генерала Франко абсолютно логичной победой сил созидания и развития над силами деструктивными, способными сеять только хаос и всеобщую нетерпимость.
Приятно, что, с Вашей точки зрения, удалось остаться не предвзятым.
Материалы по теме, не вошедшие в этот мой текст - "Советская дипломатия в Испании" - там не так хладнокровно вышло.

С уважением

Павел Селезнев   30.12.2021 14:18   Заявить о нарушении
Спасибо. Почитаю...

Прусов Николай Сергеевич   30.12.2021 15:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.