Детство

***
Данное эссе было написано мною в десятом классе ради какого-то конкурса, но школа решила его проигнорировать и не отправлять. Терять его жалко.

***

Детство... Как много воспоминаний, радости и ностальгии заключено в этом коротком слове! Кто хоть раз не мечтал снова попасть в юность, когда все, что было известно большинству из нас, было веселым и беспечным, а проблемы взросления казались такими далекими? Действительно, большая часть людей скучает по началу своего жизненного пути. Многим людям кажется, что детство одинаково беззаботно для всех нас, но это сужденье ошибочно. Да, А. де Сент-Экзюпери был прав, говоря, что детство – «это огромный край, откуда приходит каждый», но это не значит, что оно одинаково для всех. Попробуем объяснить смысл цитаты автора легендарного «Маленького принца».
   Именно от детства и ситуаций, связанных с ним зависит будущий образ человека, его суждения и взгляд на мир. Первые прочитанные книги, первые лучшие друзья, первые увлечения, которым люди могут остаться верными до гробовой доски – эти и многие другие факторы отражаются в поведении и характере взрослых, как в воде. Не существует человека, который не прошел бы через этот короткий, но чрезвычайно важный временной период.
    Но в чем же заключается разница между детством одного человека и детством другого? Все просто. Для кого-то оно вспоминается интересными прогулками с друзьями, вкусом бабушкиного варенья и запахом утренней реки, для кого-то – историями у костра, побегами с уроков, первыми влюблённостями. И пока первые два собеседника смахнут со своих ресниц слезу ностальгии, третий замкнется в себе, судорожно перебирая в памяти ненавистное время издёвок, злых насмешек, отсутствия любви и заботы со стороны самых близких. По его щекам тоже побегут слезы – слезы горя.
   Иногда случается так, что на долю ребёнка могут выпасть жестокие испытания судьбы, через которые способен пройти далеко не каждый взрослый. Стоит ли говорить, что подобные испытания способны сделать с неокрепшим, неопытным и наивным малышом? Из таких детей вырастают злые, оскорбленные люди, за грубой наружностью которых таится доброе сердце, изрезанное беспощадным кинжалом жизни, жаждущее добра, понимания и любви. Именно в детстве эти люди могли столкнуться со злобой, предательством и нелюбовью. Эти факторы загубили все хорошее, что было в их душе.

  Детский разум сравним с куском глины: пока она мягкая, ей можно придать желаемую форму, которую она сохранит после обжигания в печи. И если ребенок-это кусок глины, то его родители – гончары, а общество, его окружающее – огонь печи. Рано или поздно детство уходит, и на его место приходит период взросления. Ответственность за этот период лежит на родителях и на том, какие идеи они заложат при воспитании своего чада. Множество проблем характера или поведения взрослых были заложены их родителями тогда, когда они были детьми. Например, безразличие взрослых может создать ощущение безнаказанности и повлечь за собой смену приоритетов, отказ от признания авторитетов в лице старших и даже подтолкнуть на совершение преступления, создав у ребёнка ложное чувство отсутствия контроля за ним. Иногда дети устраивают скандалы, провоцируя взрослых на выражение своих эмоций. Если план ребенка проваливается и старшие игнорируют его то он, отчаявшись, может попытаться заменить родительскую любовь сомнительными развлечениями: прогулками в сомнительных компаниях, чрезмерной любовью к компьютерным играм, употреблением табака, алкоголя или наркотиков, ранними половыми связями и прочими занятиями, противоречащими принципам права и этики.

При воспитании опасно не только безразличие, но и его полная противоположность. Тотальный контроль действий и поведения ребёнка на языке психологов именуется гиперопекой. Под ее действием родители бесконечно следят за действиями своего чада, выполняют за него даже самые простые задания, избавляют его от всех трудностей. Из детей, которые были воспитаны, не имея возможности проявить себя, вырастают беззащитные, беспомощные люди, ждущие помощи со стороны, не способные действовать в обществе, с заниженной самооценкой и слабым выражением собственного «Я». Таким образом, хороший родитель должен найти «золотую середину» воспитания, дать проявиться талантам ребенка, не забывая заботиться о нем.

Огромное количество книг было написано о главной проблеме взросления – о противостоянии отцов и детей. Война поколений способна изменить мнение ребёнка о родителях, заставить его усомниться в их авторитете.  Кроме того, он может начать сомневаться в себе, забыть о своих целях и мечтах в пользу мнения мамы и папы и задушить свои таланты и надежды. Конфликтных столкновений интересов избежать невозможно, но если родители вовремя не поймут идей своего ребенка, то они, вынудив его принять свою правду, своими руками превращают потенциального учёного, певца, музыканта или артиста в очередной безликий «кирпич в стене» ничем не выделяющейся «серой массы».
Конфликтные отношения со сверстниками тоже играют очень важную роль в становлении личности ребенка. В силу разных воспитаний дети обладают разными, часто несопоставимыми взглядами на жизнь. Юношеский максимализм вынуждает ребёнка яростно стоять на своем и ни в коем случае не уступать своему оппоненту, даже если причина конфликта – незначительная мелочь. В зависимости от результатов таких столкновений ребёнок может стать либо упёртым, не желающим никого слушать и готовым на все ради защиты своих идей бунтарём, либо же замкнутым, согласным со всеми, без собственной точки зрения придатком к более раскрепощенным людям. Представители этих крайностей – тяжелые для общения и взаимодействия люди
Еще одна проблема, с которой сталкивается растущее поколение – слишком несерьезное отношение общества к их мнению. Распространение телевидения, радио и Интернет-сети позволила детям быть в курсе всех происходящих новостей в мире. Они задают вопросы, формируют мнение по отношению к спорным ситуациям, пытаются понять, кто прав, а кто виноват в той или иной проблеме и не стесняются заявлять о своих мыслях и идеях. Упомянутый выше юношеский максимализм создает юных активистов, желающих помочь нашей планете. К сожалению, взрослые забывают о том, что они сами – всего-навсего большие дети. Признанные эксперты без намека на стыд критикуют детей за якобы отсутствие должной компетенции, позволяющей судить о чем-либо. Ребенок, подвергаясь насмешкам и игнорированию со стороны взрослых, может разочароваться не только в своих идеях, но и во всём мире в целом, отодвинув эволюционный скачок еще на некоторое время вперед.

   Конечно, сейчас люди не до конца готовы осознать роль детей в обществе. Несмотря на это, дети добились хотя бы и частичного, но признания своих прав.
    Раньше процесс воспитание был непременно связан с физическими наказаниями. Считалось, что избивая тело, родитель лечит детскую душу. Период детства не выделяли в отдельную категорию – в глазах людей дети были маленькими взрослыми, не заслуживающими каких-либо поблажек. Основой воспитания были  послушание, строжайшая дисциплина и отсутствие прав на выражения своего собственного мнения. Глядя в прошлое, невольно задаешься вопросом : как же при таком воспитании мог вырасти добропорядочный член общества?.
   
   Лишь по происшествию многих лет люди стали уделять внимание не только обязательному обучению норм религии, но и изучению наук и правил хорошего тона. Шли века, и детство обретало конкретные хронологические рамки, чётко выделенные черты, присущие лишь ему одному. После того, как образование стало неразрывно относиться к детству, были созданы конвекции, резолюции и законы, окончательно установившие права ребёнка.  Сейчас людям в штыки воспринимается возможность использования детского труда, физических истязаний. Закон смотрит на юных граждан, как на полноправную категорию людей со своими нормами, рамками и правами.


Какое же счастливое детство может быть без сладостных мечтаний о будущей профессии и неудержимого желания поскорее вырасти? Практически нет на белом свете ребенка, не мечтавшего о какой-то конкретной специальности. Кто-то мечтал стать космонавтом, кто-то – врачом, кто-то – египтологом. На то, какую именно профессию выберет ребенок, влияют собственные увлечения и давление со стороны родителей и общества. Детские желания меняются под их влиянием, и более желанной может стать не та специальность, о которой ребенок мечтал, а та, на которой больше заработная плата.

   От мнения родителей и социума зависит не только выбор профессии, но и взгляд детей на свою собственную личность. Ребенок входит в этот мир, не зная ничего ни о мире, ни о себе. Эти знания даются ему обществом. Самооценка ребёнка подвержена тому, как к нему относятся родители. Из-за неосторожно сказанных фраз она может резко упасть, либо подлететь до облаков. Вырастая и сталкиваясь с трудностями, дети перестают пытаться добиваться новых вершин, разочаровываясь в своих способностях, в которых они и их попечители были уверены в детстве.

    Жизнь детей невозможно представить без ее соревновательной части. Наверное, каждый пытался переплюнуть своих друзей ради какой-то выгоды, будь то хорошая оценка или похвала со стороны взрослых. Конечно, для нас не секрет, что добиться успехов везде и всюду без ущерба для какого-либо рода деятельности просто невозможно, но когда об этом на собственном опыте узнают дети, они разочаровываются в своих силах, перестают стараться, полагая, что эти попытки не приведут к результату выше, чем у их соперников. Поэтому одно из важнейших правил, которое родитель должен обязательно преподать своему чаду – умение проигрывать и принимать поражение с достоинством Как бы родителям не хотелось вырасти из своего чада всезнающего вундеркинда, важно суметь найти его талант, отбросив бесполезные попытки преуспеть во всех науках. Если направить талант ребенка в нужное русло, в будущем он сможет стать специалистом в своем любимом профиле, добиться в нем невероятных успехов. Зачем пытаться приучить ребёнка понимать тригонометрию и химические уравнения, если он уже пробует себя в написании рассказов?

   Конечно, сегодняшние дети имеют бесчисленное количество прав, их признают людьми на законодательном уровне и, казалось бы, все стало хорошо, но есть одна проблема, которая до сих пор не искоренена. Взрослые до сих пор не способны понять детский склад ума, его душу и идеи, не позволяют им участвовать в домашних делах и позволяют себе грубости в разговорах с ними. Можно сказать, что дети – самая страдающая категория населения: они не способны самостоятельно защитить себя и вынуждены потакать идеям родителей. Погони за хорошими оценками в школе, соревновательные отношения с другими детьми, ссоры с родителями и другими членами семьи  наполняют жизнь ребёнка болью, стрессом и страданиями, которые убивают детство, превращая его в маленького беспомощного взрослого.

   Я искренне считаю, что  все взрослые могут начать понимать, ценить детей, относиться к ним так, как они относятся к людям своего возраста, считаться с их идеями и мнениями. Сегодняшние дети - это завтрашние взрослые, за которыми стоит будущее нашей планеты, и главная цель современного общества – вырастить поколение целеустремленных, позитивных, умных, бесстрашных, лишенных комплексов людей, которые, взявшись за руки, со всей силы двинут прогресс вперед, избавят Землю от войн, предрассудков, дискриминации, непонимания и прочих язв, портящих жизнь граждан нашей планеты.

     Подумайте о том, сколько проблем существует в современном мире. Все эти проблемы создаются взрослыми. Но кто такие «взрослые»? Это те же самые дети, лишившиеся надежд, счастья, на замену которым пришли ненависть и злоба. Они пытаются выместить ее, развязывая войны и решая судьбы миллионов невинных людей.

Люди живут, находясь в бесконечном потоке конфликтов друг с другом. Они возникают по самым разным, даже самым незначительным причинам. Поддаваясь эмоциям, люди забывают о том, что живем мы под одним небом, светит для нас одно солнце, ходим мы по одной земле. Дети лишены предрассудков, они наивны, их души не испорчены. Если мы хотим счастья для наших будущих поколений, мы должны начать с тех, кто будет создавать это счастье – с юных ребят, способных изменить этот мир. Мы не должны изливать на детей свою злобу, гнев и отчаяние, портить их мировоззрение своей бесполезной критикой, отравлять их детство, меняя общение со сверстниками на одинокое зубрение ненужной информации. Если мы будем соответствовать этим правилам, то мы вырастим поколение людей с живыми сердцами, которое  сможет изменить ошибки, допущенные прошлыми поколениями – жертвами испорченного детства.

Своей цитатой А. де Сент-Экзюпери подчеркивает тот факт, что несмотря на наши различия, все мы родом из одного края – далекого края, затерянного в годах, и край этот носит название «детство» . Для кого-то оно было радостным, для кого-то – плохим. По мнению писателя, истоки добра и зла, хорошего и плохого, войны и мира, дружбы и ссоры-абсолютно всех настроений, желаний и идей людей находятся в том месте, в котором когда-то давным-давно находился абсолютно каждый. Только недавно люди обратили внимание на этот факт, и мы успеем искупить свою вину перед будущим поколением, если отбросим устаревшие понятия о «правильном воспитании» и вселим в юные сердца надежду и любовь, счастье и отвагу, терпимость и взаимовыручку – то есть научим их тем понятиям, которые сделают из ребенка настоящего человека.


Рецензии