О легендарном ораторе Франции Жане Жоресе

Прочла статьи Льва Троцкого "Жан Жорес" и "Жорес"(вторая памяти великого политического трибуна). Троцкий писал, что наверное во всей истории не было такого оратора. Вообще почитайте. полезно.
 
Красноречие Жореса Л.Троцкий называет чисто французским, и в статье вики Жорес об этом:о французских чертах ораторского стиля Жореса, уроженца юга Франции(Лангедок), породившей многих знаменитых деятелей.
 
Ну тогда я вам приведу образчики красноречия как Льва Троцкого , так и слово великого оратора о другом великом ораторе-современнике(французы любят хорошую речь. Жореса собирались слушать крестьяне, рабочие, сколотив импровизированные подмостки):

Лев Троцкий. Жорес. Даю отрывки из статьи. Прочтите всю, она небольшая.

"Жорес - воплощение личной силы. Духовный облик его вполне отвечал его физическому складу: изящество и грация, как самостоятельные качества, были ему чужды, - зато его речи и действиям была прирождена та высшая красота, которая отличает проявления уверенной в себе творческой силы. Если прозрачную ясность и изысканность формы считать исчерпывающими чертами французского духа, то Жорес может показаться мало характерным для Франции. Но на самом деле он в высокой степени француз. Наряду с Вольтером и Буало, наряду с Анатолем Франсом - в литературе, героями старой Жиронды или нынешними Вивиани и Дешанелем - в политике, Франция знала Раблэ, Бальзака, Золя - в литературе, Мирабо, Дантона и Жореса - в политике. Это - раса людей с могучей физической и духовной мускулатурой, с действенным бесстрашием, с великой силой страсти, с сосредоточенной волей. Это - атлетический тип. Достаточно было услышать зевесовский голос Жореса и увидеть его озаренное внутренними лучами мясистое лицо, властный нос, упорную, не гибкую шею, чтобы сказать себе: Ecce homo! (вот человек!)

Главной силой Жореса, как оратора, являлось то же, что составляло его силу, как политика: напряженная, вовне устремленная страсть, воля к действию. В ораторском творчестве Жореса нет ничего самодовлеющего, - он не оратор, он больше того: искусство слова для него не цель, а средство к цели. Оттого, будучи самым могучим оратором, - может быть, наиболее могучим из всех, каких рождало человечество, - он стоит над ораторским искусством, он всегда выше своей речи, как мастер выше своего орудия...

Золя был художником - он начал с натуралистической школы морального бесстрастия - и вдруг прорвался громом своего письма "J'accuse" ("Я обвиняю"). В нем заложена была могучая моральная сила, которая находила свое выражение в его титаническом творчестве, но была по существу шире художества: это была человеческая сила, разрушающая и созидающая. Так и с Жоресом. В его ораторском искусстве, в его политике, со всеми ее неизбежными условностями, раскрывалась царственная личность с настоящей, неподдельной нравственной мускулатурой, с упорной волей к борьбе и победе. Он выходил на трибуну не для того, чтобы освободить себя от образов или дать наиболее совершенное выражение кругу мыслей, а для того, чтобы сплотить разрозненные воли в единстве цели; в его речи нет латинского риторического искусства для искусства, - она всегда целесообразна, утилитарна: оттого именно она представляет собой высшую форму человеческого творчества. Жорес с одинаковой свободой пользуется и доводом разума, и художественным образом, и призывом к человеческим страстям. Он влияет одновременно на мысль, на эстетическое чувство и на волю, но все эти силы его ораторского, его политического, его человеческого гения подчинены главной его силе - воле к действию.

Я слышал Жореса на парижских народных собраниях, на международных конгрессах, в комиссиях конгрессов. И всегда я слушал его как бы в первый раз. Он не накоплял рутины, в основе никогда не повторялся, всегда сам снова находил себя, всегда заново мобилизовал разносторонние силы своего духа. При могучей силе, элементарной, как водопад, в нем было много мягкости, которая светилась как отблеск высшей культуры духа. Он обрушивал скалы, гремел, потрясал, но никогда не оглушал самого себя, всегда стоял на страже, чутко ловил ухом каждый отклик, подхватывал его, парировал возражения, иногда беспощадно, как ураган сметая сопротивление на пути, иногда великодушно и мягко - как наставник, как старший брат. Так тысячепудовый паровой молот может стереть в порошок каменную глыбу и может на десятую часть миллиметра утончить золотую пластинку.
(...)

Три года тому назад эта фигура - редкий подарок природы человечеству - погибла, не исчерпав себя. Может быть, для эстетической законченности образа такая смерть нужна была Жоресу.
(...)

Жорес, как атлет идеи, умер на арене, в борьбе против величайшего бедствия, которое когда-либо обрушивалось на человечество и человечность - l'humanite - в борьбе против войны. И в памяти человечества он останется, как провозвестник, как предтеча того более высокого человеческого типа, который должен же родиться из страданий и падений, надежд и борьбы.

"Киевская Мысль" N 196,
17 июля 1915 г.
 
Блестяще.

Жорес долго шел к своему ораторскому триумфу. Первая речь была произнесена спустя более года, а вторая спустя полгода от первой! Хотя в пансионе в провинции и в парижской Эколь Нормаль(Высшей Нормальной школе, выпустившей цвет французской нации и куда он поступил исключительно благодарясвоим способностям, протекции, так как был беден, впечатливший одного деятеля, мечтавшего возродить династию принца Орлеанского, но как жесток был обманут в ожиданиях!) уже славился своим красноречием.

Первое время в Парламенте в Бурбонском дворце ни к кому не примыкал, к социализму шел трудно и долго, но придя, отдал себя целиком. Объединил разнрознены социалистические парти, враждовавшие меж собой. Жорес создал Юманите(человечество или человечность, как у Троцкого?) Нашему времени не достает такой фигуры.

 
"буржуазный брак", в котором жена ведет дочь к причастию у Троцкого если прочтете в первой статье, то поясню:

 
Троцкий пишет, что Жорес на трибуне кажется громадным(особенно благодаря его громовому голосу), но в реальности невысок и даже ниже среднего роста. Все высмеивали его стиль в одежде, в высшей степени небрежный еще со школьной скамьи.
Его жена была дочерью торговца сырами. Луиза была пустой, хотя холёной и красивой и выше мужа на голову. Супруги были страшно далеки в духовном плане. Она устроила быт  с мещанским великолепием, аляповатыми безделками и статуэтками с всякими амурчиками заставив квартиру. У супругов было двое детей. Старшую дочь Луиза повела к причастию. И это стало причиной громкого скандала в франц.прессе, так как Жорес уже был лидером французских социалистов и как тогда это означало: атеистом.
 
Найти известную помимо "Жореса" работу проф. МГИМО Молчанова о де Голле. почитать.
Что-то потянуло читать о политических деятелях. Наверное, их скудость в нашей эпохе, настоящих величин.

 
Да, еще Жорес был автором многотомного издания, в котором первые 4 тома написал сам — о великой франц. революции. Издан также сборник речей Жана Жореса. Вот нам перевести бы некоторые. Не все переводы стихов и верлибров. Великолепная речь тоже поэзия.


 
Вот в "Жоресе" дошла до места, когда депутат Жорес послал вызов с своими секундантами оскорбителю. Он был социалист, он понимал нелепость, конец 19в. Но.. устои света...
Оба дуэлянта предпочли промахнуться..
 
Про моральный кодекс в википедии довольно подробная и хорошая статья, при ней текст.
 
Он боялся что его сочтут трусом. Смотрел карточку маленькой дочки Лулу, привел свои дела в порядок.
Но был другой случай. Жорес громил с трибуны Бурбонского дворца буржуазию, армию, генералитет. ПО делу Дрейфуса, одному из самых громких в современной истории. См выше текст Троцкого про Золя, что оставалось непонятным.
И вот с мест Жоресу крикнул другой депутат, что он продался еврейскому банковскому синдикату и...
Дело в том, что Жорес требовал пересомтра дела Дрейфуса, как и Эмиль Золя. В итоге Золя был осужден на 1год и крупный штраф, а Жорес потом на время потерял место в парламенте.
Когда депутат с места крикнул, что Жорес продался синдикату, Жан крикнул ему: Подлец и негодяй!
После чего депутат вскочил и побежал к трибуне, был перехвачен депутаом-социалисто, который огрел его по шее, но вырвался, добрался до трибуны и два раза ударил Жореса по спине. Потом в парламенте и далее в кулуарах,откуда выгнали из зала заседаний весь франц парламент устроил фантастическое кулачное побоище, продолжившееся во всех кабаках Франции.
Дело Дрейфуса. Массовая антисемитская истерия, погромы, репрессии против евреев.Это 1890-е задолго до Гитлера и не Германия, а Франция.

Угадайте почему Жорес счастливо избег необходимости послать вызов за публичное оскорбление тому депутату?

 
Это 1890-егг. "Еще в 1886г(пишет проф МГИМО Молчанов, подробно излагающий политическую историю Франции)вышла книга Эдуарда Дрюмона "Еврейская Франция", в которй он изложил целую социологию антисемитизма". В 1892г. Дрюмон начинает издавать антисемитскую газету"Либр нароль", распр. гиганстким для того времени тиражом доходящим до 200 тыс экз."
стр.181 глава Дело
 
"Антисемитское повертие, охватившее Францию в конце 19 века, явление очень сложное и противоречивое". И далее проф. Молчанов повторяет к моему удовольствию те самые доводы, что я приводила Б-скому на его, как ему кажется, неопровержимые аргуметы за "еврейский заговор" в истории.
я найду текст книжки в сети, ЖЗЛ наверняка оцифровано в электронных библиотеках.
 
А вызов на дуэль Жорес мог спокойно не слать и даже не должен был слать, ограничившись крайним презрением. Дело в том, что если в первом случае его оскорбил человек, заявив ему прямо глядя на него грязные слова, то во втором добежавший до трибуны депутат, обвинивший его в продажности еврейскому синдикату, дважды ударил Жореса по спине. То есть сзади. Это расценивается как удар из-за угла. Для дуэли много чести! Презрение.

 
Так что нападавший знал по какому месту бить, чтобы вызвать скандал, но избежать дуэли.
 
То-то и оно что тонкости, нюансы как носить веер и слать вызов с секундатами на дуэль:_)
НО удар из-за угла и сзади это бесчестие, и это общепонятно.
Ага, смотрю.
Не найдете ту книжку Дрюмона, она переведена на русский вряд ли.
 
Или ставить в условия когда они должны делать то-то и то-то, это исполнителии, их 99%
 
Сейчас вы с этим не согласитесь, возмутитесь даже, но поймете... опыт великий учитель.

 
 
Зера Черкесова Новеллы   11-13.12.2017  (Из моих конференций)

https://zera-cherkesov.livejournal.com/107764.html


Рецензии