После восхода

Сегодня бы Василию Кубаневу исполнилось 90 лет. Тяжелая болезнь оборвала его жизнь на двадцать втором году в марте 1942-го в Острогожске. За свой короткий век Василий много успел сделать, как поэт, журналист и гражданин. Собранное по крупицам его творческое наследие изучается, и оно этого достойно.
Всесоюзная слава к Василию Кубаневу пришла в конце 60-х годов прошлого века, когда в 1968 году он посмертно был награжден мемориальной медалью ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР имени Николая Островского за книгу «Если за плечами только восемнадцать». Годом раньше бюро Воронежского обкома ВЛКСМ учредило областную премию имени Кубанева.
Его стихи, статьи, дневники могли вообще не прийти к читателю. Ведь после смерти юного поэта в его дом угодила бомба, уничтожившая многое из написанного. Первая книга стихов Кубанева "Перед восходом" увидела свет в 1955 году. Ее изданию способствовал тогдашний редактор «Воронежского коммунара» Борис Стукалин. В 1940-1941 годах Борис Стукалин и Василий Кубанев были молодыми сотрудниками Острогожской районной газеты «Новая жизнь».
Автор этих строк, работая обозревателем «Острогожской жизни», преемницы «Новой жизни», в 2000 году встречался в редакции районки с Борисом Ивановичем Стукалиным, который показал место, где в свое время стоял рабочий стол Кубанева, и рассказал: «Над столом висел портрет Маяковского и Вася, заходя в кабинет, каждый раз говорил: «Ну и как я Вам, Владимир Владимирович?». В январе 1941 года к 20-летнему юбилею Василия мы вместе с ним выпустили рукописный журнал «Сам себе – юбилей».
Когда в Острогожском историко-художественном музее имени Крамского листаешь подшивки «Новой жизни» двух предвоенных лет, удивляешься глубине и остроте, которые отличают материалы, написанные Кубаневым. Организация торговли на колхозном рынке, ремонт тракторов – эти проблемы молодой журналист не только ставил, но и помогал решать. А выступая с полемическими стихотворными строками на августовском учительском совещании в 1940 году, Василий на реплику из зала: «Попробовал бы сам» ответил: «И попробую». Предложение учителей совпало с уже состоявшимся решением самого Василия. Несколько месяцев он проработал учителем в Губаревке под Острогожском.
Ветеран «Новой жизни» Евдокия Федоровна Савченко рассказывала о том, как рождались кубаневские очерки и фельетоны: «В редакции была лошадь, но на ней ездил только редактор. Кубанев, как и остальные сотрудники, до сел района добирался либо пешком, либо с попутными повозками. Новости Кубанев иногда передавал по телефону из сельсовета. Он был очень непоседлив, поэтому однажды редактор, чтобы получить от него материал в срок, закрыл Василия в кабинете».
В день начала войны, 22 июня, Кубанев выступил на митинге со своими стихами. Его слова настолько тронули участников митинга, что от своего выступления отказался второй секретарь райкома партии.
В 1941 году большинство мужчин редакции ушли на фронт. Надели солдатские шинели и Василий Кубанев, и Борис Стукалин.
Комиссованный из армии по болезни Кубанев, вернулся в Острогожск в январе 1942 года, и умер от воспаления легких через два месяца, а еще через четыре месяца в город вошли фашисты.
Побывав в Острогожске в 1943 году, Стукалин узнал о трагической судьбе своего друга, а, окончательно демобилизовавшись в 1946 году, начал собирать уцелевшие дневники, письма, стихи Кубанева. Борис Иванович Стукалин стал крупным государственным деятелем, в течение двенадцати лет возглавлявшим печатное дело в Советском Союзе. Через всю свою долгую жизнь он пронес верность дружбе с Кубаневым и открыл его творчество для советского читателя. С появления первых книг Кубанева их глубоко исследовал профессор ВГУ Анатолий Абрамов. Много сделала для пропаганды творчества Кубанева его сестра – ученый-педагог Мария Михайловна Кубанева-Калашникова.
С начала девяностых годов прекратился выход книг Кубанева, в Воронеже перестали выдавать премию его имени. Стало распространяться мнение о том, что никакой ценности наследие Кубанева не представляет, ибо он - продукт коммунистической идеологии.
Борис Иванович Стукалин рассказал мне, что Кубанев никогда не был не только коммунистом, но даже комсомольцем, а коммунизм представлял себе обществом самых чистых человеческих отношений. В том, что такого коммунизма мы не построили, вины Кубанева нет.
А потому абсолютно правильно то, что с 1998 года возобновилось вручение областных премий имени Кубанева. С 2000 года Воронежская областная юношеская библиотека носит его имя. Ему был посвящен 22-й день коммуникационного проекта «Имена Воронежа». Проектом предусмотрено рассказать к 425-летию Воронежа о 425 его выдающихся людях, Кубанев попал в это число.
Но своим Кубанева считают не только в нашей области, но и в Курской, где он родился, и в Тамбовской, где он закончил среднюю школу. Интернет извещает о том, что там тоже сегодня отмечается 90-летие поэта и журналиста.
«Смерть на двадцать втором году жизни утащила из литературы человека, который, будь он жив, был бы способен сделать в этой литературе и больше, чем ты сам сделал, и больше, чем сделали многие другие, дожившие до твоего возраста писатели» - это строки из письма шестидесятитрехлетнего Константина Симонова Борису Стукалину после прочтения книги Кубанева «Если за плечами только восемнадцать».
13 января 2011 года.


Рецензии
Не важно сколько лет за плечами, куда важнее что в голове и сердце...

Андрей Бухаров   19.02.2021 22:33     Заявить о нарушении