Рождество

--------------------------------------
      У каждого свой день рождения. Это, в первую очередь, радость для матерей, потом для пап, бабушек и дедушек, братьев, сестер, и, наконец, когда новорожденный подрастет и для него самого.

      И только день рождения Иисуса Христа-праздник радости для всех!

      Почему этот праздник приходится в холодные дни января, а потому, что  по преданиям зачат Иисус был 7 апреля, а ровно через девять месяцев он с первой Вифлеемской звездой появился на свет. С тех пор прошло 2003 года.

      Не привили мне родители любви к своему дню рождения. Зато я хорошо помню, как мама раньше, чем читать и писать учила славить Иисуса Христа.

      В моей детской голове имя Иисуса Христа не отложилось. В моей голове отложилось только само слово "славить". Дело это было платным, поэтому для детей оно было интересным.

      Готовились к Рождеству заранее. Для взрослых это были радостные, хотя и большие хлопоты. Дети не могли дождаться, когда наступит утро Рождества Христова.

– Ма, ты мне мешок сшила?

– Сошью сынок, сошью!

– Мам, а у меня лучше, чем у Витьки?

– Лучше сынок, лучше.

– Мам, а у меня мешок больше, чем у Вовки Поликарпова?

– Не знаю сынок. Да не лезь ты грязными руками в холодец!

– А-а-а! Я есть хочу.

– Ложись спать, ты уже поел. Ложись сынок с дедушкой.

– Не лягу, он старенький, проспит. Все уйдут славить, а я опоздаю.

– Да нет же, ложись, я вас всех разбужу.

      Как я отмечал выше, славить Иисуса Христа было делом платным, а значит корыстным.

     Рано утром 7 января тоненьким ручейком тянулись по дворам потоки детских фигурок с мешками в руках.

     Cтук в незапертую дверь встречался радостным приглашением: “Заходите, заходите, люди добрые, откушайте с нами пирогов, попейте чаю, закусите холодцом, порадуйтесь празднику вместе с нами. Пусть вместе с вами в наш дом придет радость, спокойствие”.

     “…Рождество, твое, Христе Божие, воссияние…” – всего пять слов я запомнил из этой песенки – молитвы, прославляющей Иисуса Христа. Они, эти слова, невидимой нитью связывают меня с детством.

      Бабушки и тетеньки, родные и соседские, знакомые и незнакомые одаривали нас пряниками, конфетами, баранками и мелками игрушками. Кому родная бабушка варежки припасет, кому носки.

     Давали так же денежки, кто пятак, кто два, кто беленький двадцатик, а кто расщедрится и на рубль. Теперь я не помню, куда тратились деньги, но тогда было больше радости и гордости у того, кто больше “наславил”.

      С мороза, стайкой воробушек мы возвращались домой, где нас ждал сытный стол. На закуски холодец, винегрет, капуста, солености, сало, куски отварного мяса.

      На первое: лапша из баранины, на второе: жаренный картофель и, конечно, пельмени.

      В назначенное время приходили в гости взрослые, в основном, родственники, и тогда начиналось грандиозное застолье.

      Пили много, граненными стаканами, но хорошо закусывали.

     Гармонист не жалел мехов, пели все. А вот и “барыня” зазвучала, сваха Куцевалиха каблуками выделывала кренделя.

    Отец, как приговоренный, с сожалением смотрел как она портит новый пол каблуками. Вот кто-то попросил цыганочку и уже попури, и нет конца веселья, уже и не помнят зачем собрались, то за Ивана пьют, то за Степана Поликарпова, однако, перед тем как опрокинуть рюмку традиционное:“Ну, с Богом!”.

     - Обидел ты меня Алексей, ведь обещал телку за подмогу на стройке, а дал 80 рублей, разве на них телку купишь.

     -Да не могу я тебе Степан телку отдать. Оставил я ее вместо коровы. Старая и то не стельная, не могут же дети без молока.

      Вот уже отец “изделался” пьяный, мать его уложила на кровать, а гулянка продолжается.

      А я до слез переживал, наблюдая за свесившимся с кровати телом отца.

    - Мам давай его к кровати привяжем, а то он упадет.

     - Не упадет, сынок. Твой отец никогда не падает!

     - Ага, тебе его не жалко, вот упадет ему больно будет!

     - Ну и упадет, не убьется. Не будет пить столько. Вот смотри и не пей эту гадость.

     - Вот так у меня складывалось отношение к водке и культура питья. Уже взрослым я наблюдал, что отец никогда не будет выпивать, если нет хорошей закуски.

    С детского воспоминания о запахе винегрета на следующий день после Рождества, я винегрет недолюбливаю.
 ,
      С тех пор прошло много времени, но каждый раз перед Рождеством воспоминания из детства посещают меня

     Сердце обволакивает какая-то сладостная истома и тогда я себя ощущаю в том прошлом времени. И теперь я понимаю, что означает выражение: связь времен.
--------------------------------------

г.Мурманск,январь2003г.-

г.Воронеж, январь 2021 г.
--------------------------------------


Рецензии
Рождество, на самом деле, праздник всех. Вы правильно его оценили, Григорий. И так эмоционально, радостно рассказали о подготовке к празднику, что я невольно представила себе сельское торжество и даже почувствовала себя его участницей. Мне это было интересно, потому что я - от и до городской житель. С Рождеством вас, Григорий!

Раиса Лунева   07.01.2024 12:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.