88 год. Гл. 49. Телефонные ожидания

Глава 49. Телефонные ожидания.

Микрорайон застыл в напряжённом ожидании. Вдохновлённые строителями жильцы бегут на ГТС, и все больше и больше заявлений, на желание приобрести в квартире вожделенный телефон, пишется в абонентском отделе. И невдомёк людям, что количество этих заявлений уже давно превысило возможности устанавливаемой АТС.
Абонентский отдел, в последние месяцы, постоянно переполнен посетителями. Не готов принимать абонентский отдел большое количество людей. Он расположен на первом этаже технологического корпуса. Когда в нем находятся два штатных специалиста и три-четыре посетителя, вроде бы и  просторное помещение. А если десять – двадцать, как сейчас, очевидно, что такое скопление людей никто не просчитывал, и сразу же – теснота неописуемая. А ещё типичная для любой толпы, или очереди, – кому какое название нравится, – толкотня и гвалт…

Асия Хасановна повесила на двери табличку – «входить по одному». С большим трудом это требование соблюдается, так как всё время, находится нетерпеливый, желающий под возглас – «я на минутку – только спросить!» – с ходу ворваться вовнутрь отдела со своей проблемой, и тогда, возникает между наглецом и очередью словесная перепалка – временами, яростная.
Коридор перед отделом довольно узкий и уходит вглубь этажа. Помимо абонентского отдела он един для прохода в рабочий кабинет начальника линейно-кабельного цеха, в монтёрскую комнату, комнату кабельщиков. И абонентский отдел находится в самом начале коридора.

К вечеру и к полудню очередь рассасывается. Но утром и сразу после обеда – с трудом протискиваются сквозь неё монтёры, кабельщики и электрики, в рабочей одежде с монтёрскими сумками, когтями и другим инструментом. И тогда, то и дело, в такт их предостерегающим окрикам, принарядившаяся для «выхода в люди» толпа, заполошно жмётся к стене, избегая соприкосновения с ними, и затем, снова разбухает на всю ширину коридора. И нет здесь места, чтобы установить, хотя бы несколько стульев и сгладить тоску ожидания перед заветной дверью в абонентский отдел, пожилым людям. А их, пожилых, приходит очень много.
А ещё, чтобы попасть в абонентский отдел – все посетители обязательно должны войти внутрь двора Городской телефонной сети. В этих условиях, об обеспечении пропускного режима на территорию, не только ГТС а и Областного управления связи, не может быть и речи. Конечно, нужно было бы оборудовать вход в притягательный отдел, людям, с внешней стороны здания, как на центральный переговорный пункт, но подходящего для этих целей помещения – нет.

Никогда прежде такого наплыва людей в абонентский отдел городское предприятие связи не испытывало. Телефонизация по городу обычно шла разрознено – всюду помаленьку. А тут, отдельно стоящий компактный микрорайон – для которого, вот она, целая АТС, специально для микрорайона, – рядом! И очень уж накалились в обществе телефонные ожидания.
Нервозная обстановка царит в абонентском отделе, и каждый, написавший – «прошу установить телефон»… – желает знать, когда это случится. Юртабаева не может конкретизировать дату установки и поэтому, как автомат, повторяет, – скоро… до конца года…
И люди понимают это, как конкретное, гарантированное обещание.

Очень скоро, многие из толпившихся в коридоре, жестоко разочаруются в ожиданиях. От общего количества квартир телефонизировано будет – менее трети. И никто из связистов не знает и не сможет им сказать – когда, затем, наступит следующий этап телефонизации микрорайона. Достоверно известно лишь одно – в ближайшие два-три года рассчитывать на это вряд ли будет резонным. И люди, которым не достанется телефон – опять будут чувствовать себя обманутыми. И особо настойчивые из них, потом, запоздало, будут установки этого телефона добиваться – любыми методами…
Меня очень беспокоит предстоящая работа по массовой установке телефонов в микрорайоне. Это, очень крупная работа, которую предстоит выполнить в сжатые сроки имеющимся эксплуатационным персоналом. И в силу моих убеждений, распределение телефонов должно быть максимально прозрачным и справедливым.

Очень много найдётся желающих, результаты распределения проверить и перепроверить потом, когда изменить что-либо уже, будет, вряд, ли возможно. Бога ради, имеют право, – пусть проверяют! Надо постараться сделать так, чтобы любая из установок в полной мере соответствовала предписанным пунктам Правил, и не допускала вариантов двойного толкования. И лучший способ осуществить это, через формирование списков очередников, вне зависимости от их социального статуса – по дате подачи ими личного заявления. Впрочем, именно так этот процесс трактуют Правила, если не принимать во внимание расширяющие понятие очерёдности, дополнительные, к Правилам, официальные разъяснения и толкования.
Асия Хасановна скептически уже не улыбается. Чтобы сформировать эти списки ей, со своей помощницей Наташей Оськиной, приходится ворошить горы документов.

 Требуется доказательно разложить претендента на телефон в конкретной строке формируемого списка. Она уже знает, что любой, ошибочно выпавший из очереди претендент, будет грозить ей неприятностями, так как, будучи обнаруженным, брак, неизбежно, вызовет недовольство начальника. Нарываться на неприятности во взаимоотношениях со мной она не желает, и поэтому, работу выполняет тщательно. Сформированные списки очерёдности на дом, ложатся с полным пакетом документов мне на стол, и я, несмотря на её уверения, что всё отражено правильно, прежде чем отметить кружком фамилию, и наложить разрешающую визу, долго корплю над каждым из них.
Начинаются списки с фамилий льготников, – по степени убывания приоритетов первоочерёдности, твёрдо уверенных в решении своего вопроса. Затем – дремучие заявления пятнадцати-двадцатилетней давности. От граждан, у которых давно угасшая мечта о телефоне всколыхнулась с новой силой и они, с затаённой решимостью, ожидают решения связистов.

– Пусть только пропустят меня на этот раз!.. пусть только проигнорируют!.. 
Следующие – граждане, вселившиеся в только что построенный дом, чётко понимающие, что такое – дефицит, и сразу же, с появлением документа о прописке, заявившие на ГТС официально о желании, в будущем, иметь телефон. Эти – живут осторожными надеждами.
И завершают список самые безалаберные, – а вдруг повезёт... написавшие заявление недавно, или, пишущие его сейчас, так – на всякий случай – ежедневно толпящиеся у абонентского отдела. Они,  только сейчас, соизволили прийти сюда,  –  лишь, после того, как реально увидели – телефонизация микрорайона, не за горами.
А есть ещё скрытый пласт претендентов на телефон, – самый неприятный и беспокойный. В основном, это потенциальные блатники, люди, занимающие высокие должности, влиятельные люди, – пользующиеся обширными связями во власти и уверовавшие в несокрушимую силу телефонного права кабинетных начальников.

Большинство из них, безусловно, имеют право на внеочередную установку телефона. Люди эти работают на хлопотных и ответственных должностях, от них зависит жизнеобеспеченность города и области – и их, ещё, после телефонного звонка могущественного покровителя, надо вынудить написать заявление, а вместе с ним, принести полагающееся, заверенное компетентным лицом, ходатайство.
Хорошо, если они принесут, или передадут через помощников, полагающиеся документы сейчас – но, ведь они могут «проснуться» уже после того, как технические возможности телефонизации дома будут полностью исчерпаны. И тогда – пеняй на их нерасторопность, не пеняй, но неизбежно, жди скандала и прессинга от властей.
Мы долго советуемся и решаем, наконец, – телефонизацию любого дома проводить в два этапа. Первый – для затравки. Второй и, если понадобится – третий, – по прошествии некоторого времени. Надо оставить возможность оформившиеся, наконец, официально, требования неучтённых «запоздавших», тоже удовлетворить.
Конечно, это замедлит темпы установки телефонов, но последствия этого будут менее болезненны, чем последствия неизбежных конфликтных ситуаций с непредсказуемым концом…

С большим беспокойством ждёт начала телефонизации микрорайона Висящев. У него сугубо практичная проблема, – какими силами за оставшиеся едва ли три месяца, –  работы, по установке целой тысячи телефонов выполнить?
– Виктор Васильевич, – кабельщиков оторвать нельзя, линейные монтёры – тоже, едва управляются со своими повреждениями. Постоянно прикреплены к абонентскому отделу и занимаются развитием в цехе всего два монтёра – Иванов и Пульков. Они, тоже, загружены весь день. Вы же подписываете наряды ежедневно на переносы телефонов, единичные установки, установки параллельных телефонов, –  сами видите…
Да ещё и на побегушках они, на всякие непредвиденные ситуации, кому из начальства срочно микрофон заменить, кому – проводку оборванную уборщицей в кабинете срастить...

Я вижу, – при общей ритмичной занятости персонала, действительно, организовать массовую установку более десяти телефонов в том или ином доме стоит Висящеву немалых усилий. Такие случаи ранее носили единичный характер, и начальник цеха с ними мирился, а сейчас – десятки домов, – разом…
Висящев обычно не поднимает проблему просто так, наверняка, у него есть какое-то предложение. Я терпеливо жду…
– Может быть, мы организуем новые установки после работы?.. Александр Дмитриевич не просто закинул пробный шар, он развивает свою мысль дальше.
– Очень трудно нам рассчитать конкретное время установки телефона, да и многих хозяев квартир, чаще всего, днём дома не будет. В результате – сплошные потери времени, а вечером, и в субботу с воскресеньем, их посетить монтёру – в самый раз.

Мысль Висящева резонна, но за работу во внеурочное время надо будет людям платить дополнительную плату. Мне не жалко заплатить своим работникам дополнительные деньги, лишь бы они работу сделали с желанием, качественно и быстро. Но сверхурочная оплата, в данном случае, неуместна – есть вероятность, что мы начнём оплачивать это самое – время, а не результат. И ещё, дополнительно оплачивая установки телефонов, как бы не перейти грань, когда и одиночные придётся выполнять после работы.
А что если мы установим фиксированную таксу за каждую установку? И конкретно оговорим условия, когда их можно недвусмысленно отнести к категории, именно, массовых и иметь чёткую грань, отделяющую их от одиночных, повседневных, рутинных установок…

Сделать это совсем не сложно, достаточно опереться на нормативы… Ну а то, что сверх их – почему бы, действительно, это, дополнительно не оплатить… Сто рублей за установку телефона, которые вносит в кассу предприятия потенциальный абонент – совсем  неплохие деньги и чем раньше телефон будет включён в работу – раньше пойдёт абонентская плата за пользование телефоном и раньше, начнут проводиться междугородные переговоры с него, а это, тоже, солидный стабильный доход.
Нет, совсем не лишним будет для заинтересованного выполнения работ – поделиться частью денег с монтёрами из дополнительного фонда оплаты труда, который неизбежно сформируется от новых установок и будет тем большим, чем раньше телефоны заработают.
Прикидываю чисто из практических соображений – сколько установок за вечер сделает монтёр, если будет очень стараться. Ну, не более десяти в благоустроенном доме, это в случае, если ему хозяин квартиры поможет.

Если платить по рублю с каждой установки… – нет, это мало, я бы не согласился. А если по пять… Пятьдесят установок за неделю и двести пятьдесят рублей, наличными, за это – заманчивая перспектива…
Примерно такой расклад по возможности дополнительного заработка был у меня несколько лет назад, когда позволяла ситуация, и дополнительно подрабатывая, в урочное и внеурочное время, я монтировал и пускал в работу системы передач и АТС на селе. И не только я, а все инженеры – связисты, у которых варила голова, и не были корявыми руки…
– Александр Дмитриевич, если бы за каждую установку вам, лично, платили по пять рублей, вы пошли бы её выполнять?..
Висящев заметно тушуется, он не ожидал от меня такой щедрости для монтёров, но быстро справляется с собой и тут же, практически не размышляя, соглашается
– Конечно! Пошёл бы.

– Ну вот и ладно, – выявляйте добровольцев! Работа, выполненная ими с заинтересованностью, желанием, и в срок, окупит сторицей понесённые зарплатные затраты, а мы с вами, избежим эмоционального напряга, совершенно ненужного во взаимоотношениях с коллективом, по сути, мобилизуя его отдельных работников на дополнительную работу и соответственно, её оплачивая. Дело стоит того…
Экономист Мурносова мгновенно просчитывает –  с учётом доходов, полученных от работы каждого, вновь появившегося телефона – а их за совсем короткий срок появятся сотни и сотни – пять рублей на телефон – совсем не великая потеря, но, на всякий случай, всё равно сомневается, – а не жирно им будет…
– Нет, не жирно. Впрочем, вы и сами во внерабочее время можете этим заняться. Нехитрая работа… Организуйте семейный подряд – мужа привлеките…
Валентина Васильевна принимает мои слова за шутку. Зарабатывание денег таким способом – не её стихия…
Ну а у Висящева, лично, заниматься этим, даже несмотря на желание, – совсем не будет времени. И это, я знаю точно.


Рецензии