Ответный ход. возмездие

 ОТВЕТНЫЙ ХОД. ВОЗМЕЗДИЕ

В N- ском ракетном полку, с отдельным стартом, между десятью пусковыми установками были проложены, более  двухсот километров, военных дорог. Где - то гравийные, где - то бетонные. Кое - где использовались трассы автодора.  Для постоянной боевой готовности полка дороги те должны быть проезжими в любое время года. Техника ракетная стратегическая очень громоздкая, и к содержанию дорог предъявляла особые требования. Особенно зимой.
Для содержания дорог имелась в составе отдельного батальона боевого обеспечения инженерно - саперная рота. Какой только техники не было в этой роте на вооружение. Для этого полка, учитывая пересеченность местности и обилие снега, предусмотрен был путепрокладчик ПКТ на базе колесного тягача МаЗ – 538.

                *                *                *

Однажды, в студеную зимнюю пору, метель забросала в выходные дни снегом все дороги позиционного района полка. Только проезжей она была для гусеничных тягачей.
Командир взвода Мошиченко Александр, сменившись с недельного боевого дежурства в пятницу, получив четверо суток отдыха, весело провел свой отдых, и в среду явился на службу. Командир полка, увидев поблекший облик офицера недовольно поморщившись, отправил его получать ПКТ* в саперном батальоне и чистить дороги в позиционном районе. Парк того батальона располагался в двенадцати километрах от военного городка дивизии. Транспорт туда ходил очень редко. Поэтому командир приказал своему водителю отвезти офицера в батальон. И уточнил, что - бы не заезжал ни в какой магазин. Знал командир неравнодушие этого офицера к зеленому змию. Офицера это не смутило – на позиционном районе было несколько деревень с сельповскими магазинами, и змий зеленый был там одним из основных продуктов.
Получив, готовый к борьбе со снегом тягач, поехал он старшим машины по маршруту.  Почистив дороги к пусковым установкам, примыкающим к Сибирскому и Осинскому трактам заехал на маточную площадку. Там они с механиком-водителем пообедали, залили в бак тягача тысячу литров солярки и отправились чистить дороги к оставшимся четырем пусковым. Почистив снег на последней пусковой, направились в гарнизон. По пути расширяли проезжую часть дороги. Вот и перекресток с зимником леспромхоза проехали. Перекресток зачистили в обеих направлениях. Увы, техника хоть и военная, но, иногда и ломается. Проехали немного больше километра и тягач встал. Что - то в его гидравлике сломалось такое, что он стал он недвижим. Оставив тягач на дороге, старший машины и механик водитель вернулись на пусковую. Из караула сообщили о случившемся командиру дежурных сил полка. В дальнейшем называть его будем кратко КДС. Тот выслал дежурную машину ГАЗ-66. Ласково её называли «шишига». Ехать пришлось в тентованом кузове. Да недолго ехали – полчаса по очищенной дороге. Пока ехали КДС связался с командиром саперного батальона и обрисовал ему обстановку с ПКТ. Как раз и механик-водитель подъехал и доложил комбату о характере неисправности. Комбат оставил бойца-сапера на маточной площадке и пообещал выслать техпомощь. КДС отправил Мошиченко А. на дежурной машине в жилой городок дивизии, ибо с понедельника нужно было заниматься с  взводом политической и боевой подготовкой.
Техпомощь, в лице командира саперного взвода старлея Малофеева и трех бойцов, прибыла только в субботу на машине химического взвода Газ-66 с КУНГом**. Забрав механика - водителя поехали к тягачу. Стоял он сиротливо на дороге в лесу.  Не было на нем ни прожекторов, ни фонарей дополнительной подсветки, ни огнетушителей и инструмента. Это еще полбеды. Оказалось, что нет и аккумуляторов. Не оказалось и буксировочного каната. Взводный, оценив обстановку сделал вывод, что все это проделки лесорубов из ближайшей лесосеки Бизярского леспромхоза. Оставив пару бойцов заменять неисправный узел, командир взвода с оставшейся парой бойцов укатили по зимнику на лесосеку. Суббота был выходным днем,  и на лесосеке было безлюдно. Техника лесорубов – несколько трелевочных тракторов, погрузчики и бульдозер стояли возле бытовки. Собрали со всей техники все в кучу. Нашли и аккумуляторы, и прожектора с фонарями, инструмент. А канат спрятать было не реально – лежал он в снегу, возле бытовки. Не хватало огнетушителей. Взломали бытовку. Там их и нашли. Свое имущество забрали и уехали. Пока они экспроприировали экспроприированное, неисправный узел на ПКТ  был заменен. Поставили аккумуляторы и попытались запустить дизель. Не удалось. Несколько дней, проведенных на открытом воздухе при минусовой температуре, привели к загустению масла в гидромеханической трансмиссии, и стартеру не хватило мощности прокрутить дизель и масляный насос. Решили отключить гидросистему от дизеля. Механик-водитель залез под тягач, и с помощью монтажки и какой - то матери отключил гидравлику (ГМТ). Аккумуляторы решили поберечь, и запускать стали сжатым воздухом. А аккумулятор крутил масляный насос для нужд дизеля.  Дизель запустился довольно легко с первой попытки.  Пока дизель прогревался,  поставили на место прожектора и остальную иллюминацию. Когда прогрелся дизель - его заглушили, снова, с помощью перечисленных выше приспособлений включили ГМТ. Опять запускали сжатым воздухом. С трудом коленвал двигателя прокручивался, и на последнем издохе воздуха в баллоне запустился. Теперь пришлось ждать немного больше, пока все масло в ГМТ прогналось по кругу и стало немного пожиже. Тихонько тронулись в путь. Километров через двадцать пути масло в ГМТ приняло рабочую температуру и тягач набрал свою крейсерскую скорость.
Последствия наступили в понедельник. Лесорубы, приехав на делянку, увидели взломанную дверь, кучу инструмента и отсутствие наворованного, сильно обиделись и решили отомстить воякам. К обеду созрел план мести. Притащили трелевщиком внушительных размеров бревно на перекресток зимника и военной бетонки положили его поперек дороги на пусковую. Да еще и бульдозером снегу навалили.
А во вторник, начальник смены охраны и обороны развозил по караулам свежий хлеб. Но, к караулу проехать он не смог. Газ-66 отказывался через это бревно ехать. И пришлось начальнику смены и дежурному водителю тащить лотки с хлебом до караула на пусковой. Это было не самое страшное. От транспортной непроходимости дороги снижалась боевая готовность и этой пусковой и полка в целом. Тут же пошел доклад по линии командных пунктов РВСН. Буквально через 2-3 часа на место завала прибыл КТП с командиром взвода, уже нам знакомым. Пара минут понадобилась , что бы расчистить проезд.  Под ударом восемнадцатитонной махины, бревно, как спичка, вылетело из под отвала тягача, и укатилось за пределы дороги. Боевая готовность была восстановлена. Командир взвода был зол, ибо его оторвали от других, не менее важных дел. Безнаказанным это дело он решил не оставлять. Поставил задачу механику – водителю сделать снежный завал зимника. Наворочал снежный курган до трех метров высотой поперек зимней лесовозной дороги от одной кромки леса до другой. С чувством выполненного долга убыли в гарнизон.
Лесорубы, закончив работу, загрузились в будку кузова вахтового автомобиля, переехать через препятствие не смогли и пятнадцать километров шли до трассы
 п.  Кукуштан – г. Оса. А оттуда, на попутках, добираться до нижнего склада леспромхоза, где они жили.
Бульдозер с лесосеки был бессилен перед этой кучей снега. Его отвал мог двигаться на подъем и опускание, в то время как на ПКТ отвал работал в трех плоскостях.
К обеду следующего дня к воротам пусковой подкатил УАЗик. Остановился он у запрещающего знака. Вылезли из него люди и подошли к воротам. Часовой, стоявший в огневом сооружении, службу знал, и через несколько секунд, не услышав пароль, положил всех лицом в снег. Доложил начальнику караула. Тот, в свою очередь, связался с КДС, и получив инструкции на дальнейшие действия, взяв автомат и зарядив его отправился к воротам. Караул, предварительно, был поднят «в ружье». Караульные заняли боевые посты по амбразурам.
Оказывается, что приехавшие были из управления леспромхозом и приехали гасить возникший конфликт. Возле ворот был ящик связи и представителя леспромхоза связали с КДС. Тот, выслушав слезливое сообщение о трещавшем по швам плане по кубатуре леса, прочитал лекцию по обороноспособности и недопустимости нанесения ей вреда, пообещал, что  завал будет расчищен, когда освободится от работ ПКТ. Командир батальона не стал торопиться с выделением ПКТ. Еще пару-тройку дней лесорубы отдыхали.
Наступило перемирие. При очистке зимника бульдозер расчищал перекресток в обе стороны, а когда дорогу свою чистили военные, то и они так же делали.
А лесорубам пришлось догонять план в выходные дни. Инициаторами инцидента были трактористы. Их и лишили премии за месяц. Много нелестных слов услышали они в свой адрес от коллег по работе. В ходу был весь запас ненормативной лексики. Заработал принцип: «воспитание через коллектив и в коллективе».
 За свои поступки отвечать нужно.

*         ПКТ  Путепрокладчик ПКТ на базе тягача Маз 538  предназначен для прокладки колонных путей, обеспечивающих продвижение техники по бездорожью.
**           КУНГ Кузов универсальный нулевого габарита.

2021 г.                ЗАТО Звездный


Рецензии