А хищничество в природе растет!

Друзья!

Есть в России династия природолюбов Бианки! Ныне ее продолжает  известный ученый, доктор биологических наук  В.В.Бианки, биография которого проста в житейском смысле слова. Он уже 70 лет работает в Кандалакшском государственном заповеднике в Мурманской области..

В 1951-1955 гг. – студент-практикант, с 1955 года и по сей день– научный сотрудник Кандалакшского заповедника.

Сфера научных интересов – орнитология; фаунистика и экология морских птиц Мурманской области и Кольско-Беломорского региона в целом. Внес основополагающий вклад в организацию мониторинга морских птиц в Кандалакшском заливе. Первое описание колоний морских птиц Онежского залива. Один из организаторов Северной орнитологической станции на базе Кандалакшского заповедника. Автор более 150 работ, в т.ч. монографии «Кулики, чайки и чистиковые Кандалакшского залива» (первое описание экологии этих групп для Белого моря) переизданной на англ. яз., соавтор многотомных сводок «Птицы СССР», «Миграции птиц Восточной Европы и Северной Азии» Ежегодно руководит практикой студентов биологов и школьными юннатскими группами. Всего за 50 лет работы в Кандалакшском заповеднике под его руководством прошли практику более тысячи студентов и школьников. "Заслуженный эколог Российской Федерации". Член общества «Знание»: прочитал около 800 лекций перед населением, автор более 400 научно-популярных статей об охране природы, по экологическим вопросам.
Виталия Бианки называют пионером в исследовании колоний морских птиц Онежского залива. Также он активно участвовал в экспедиции по проектированию заповедника «Пасвик».

Почетный гражданин Кандалакши опубликовал более 200 научных работ и более 180 научно-популярных статей, написал три книги. Виталий Бианки является одним из авторов многотомных сводок «Птицы СССР» и «Миграции птиц Восточной Европы и Северной Азии», изданных РАН. Виталий Бианки родился в 1926 году в ленинградской семье, в которой три поколения связали свою жизнь с изучением всего живого в природе.

Из интервью "К.П.":
 -Сильно ли изменилась природа заповедника за те 60 лет, которые вы за ней наблюдаете?

- Изменилась существенно. И, кстати, активная охрана не всегда идет на пользу. Например, увеличивается количество хищников. Давно перестали охотиться на медведей, и их численность значительно выросла. Медведи заходят в города, им не всегда хватает корма, особенно перед зимой, когда им нужно набрать жирок на зиму. Если урожай ягод плохой, они оказываются в трудном положении. Появилось много крупных чаек, которые отлавливают утят, держащихся на море, например, птенцов утки гаги, ради сохранения которой и был создан заповедник.

Слишком много развелось и орланов-белохвостов. Это крупный хищник, который кормится на водоемах. Он занесен в Красную книгу и всячески охраняется, а в Финляндии и Швеции его подкармливают. Оттуда орланы стали прилетать в Кандалакшский залив. На безлесных островах им легко охотиться на гаг и чаек, высиживающих птенцов. Одно дело, если на 300 квадратных километрах гнездятся 2-3 пары орланов-белохвостов, и совершенно другое, если они собираются группами до десятка.

Среди людей тоже слишком много стало "хищников" - при всех сложностях с экономикой количество миллиардеров растет".https://www.murmansk.kp.ru/
...Увы, во всем мире хищничество растет! Тьма издыхает, но не сдается! И все же рассвет близок! На пороге новая эпоха- Сатья-Юга, эпоха Огня и Света!

Вл.Назаров

*****************
1.Простой секрет династии Бианки

Почему он, коренной ленинградец, сын знаменитого писателя и внук известного зоолога, остался и вот уже пятьдесят пять лет живет в тихой провинциальной Кандалакше? Ведущего сотрудника Кандалакшского государственного заповедника, доктора биологических наук, заслуженного эколога РФ Виталия Бианки этот вопрос преследует неотступно - интересуются и взрослые, и школьники, с которыми ему зачастую приходится встречаться в различных аудиториях.

В ответ Виталий Витальевич пожимает плечами и говорит:

- Просто меня устраивают те условия, что здесь есть. Они соответствуют, видимо, моему характеру и стремлению вести научную работу так, как мне хочется.

Всю свою жизнь Бианки занимается исследованием птиц Мурманской области и Кольско-Беломорского региона в целом. На сегодня, по мнению многих зоологов, никто не знает пернатых этого района так хорошо, как он. Виталий Витальевич участвовал в написании многотомных сводок «Птицы СССР», «Миграции птиц Восточной Европы и Северной Азии», изданных Академией наук России. А его монография «Кулики, чайки и чистиковые Кандалакшского залива», переизданная на английском языке, стала для орнитологов, что называется, классикой.

Осознанно наблюдать за пернатыми будущий ученый начал еще одиннадцатилетним мальчишкой. Любил бродить по окрестностям города, самостоятельно искал гнезда. В четырнадцать лет уже точно знал, что посвятит свою жизнь науке, как его дед Валентин Львович Бианки. Пообщаться с дедушкой, к сожалению, не довелось, тот умер за шесть лет до рождения Виталия.

Валентин Львович, кстати, биологического образования не получил, хотя с раннего детства интересовался естествознанием, собирал зоологические и ботанические коллекции. Он окончил Военно-медицинскую академию, несколько лет работал врачом. Но зоология, в частности орнитология, влекла неумолимо. Поэтому при первой возможности, откликнувшись на предложение профессора Эдуарда Брандта, вернулся в академию, стал ассистентом на кафедре зоологии и сравнительной анатомии. В тридцать лет Валентин Бианки устраивается на должность ученого-хранителя энтомологического отделения Зоологического музея Академии наук, где ему приходится исследовать насекомых, а не любимых птиц. Его труды за этот период внесли серьезный вклад в энтомологию.

Спустя восемь лет Валентина Львовича назначают заведующим орнитологическим отделением музея, на этом посту он проработал до самой своей кончины, занимаясь птицами уже всерьез и официально. Опубликовал около ста двадцати работ, не считая ряда статей в энциклопедиях и популярных журналах. Написал две монографии о птицах и стрекозах.

Валентин Львович с семьей жил на Университетской набережной, в квартирном флигеле Академии наук. Большая квартира была наполнена вольерами и клетками с птицами, аквариумами с рыбами, террариумами с черепахами, ящерицами и змеями. Не случайно жизнь троих сыновей Валентина Бианки оказалась неразрывно связана с естествознанием. Двое из них впоследствии занялись энтомологией.

Младший, Виталий Валентинович, стал писателем. У него, автора знаменитой «Лесной газеты», специального биологического образования также не было. Завершить учебу на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета помешала война. В 1916-м Виталия призвали в армию. По окончании ускоренного курса во Владимирском военном училище был направлен в артиллерийскую бригаду. События 1917-1918 годов бросали Виталия Бианки по всей стране - от Поволжья до Алтая. За это время он успел пережить кратковременное увлечение эсерством и мобилизацию в армию Колчака, чего в дальнейшем советская власть долго не могла ему простить. Дезертировав оттуда, вынужден был жить в Бийске под чужой фамилией. Настоящую скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. А двойная фамилия Бианки-Беляев оставалась в его паспорте до конца жизни.

В Бийске Виталий Валентинович преподавал биологию в школе, участвовал в создании краеведческого музея и работе местного общества любителей природы, публиковал в газете «Алтай» заметки о птицах. Там же познакомился со своей супругой, работавшей в той же школе учительницей французского. В 1921-м был дважды арестован ВЧК, отсидел небольшой срок в тюрьме. В следующем году, узнав, что ему грозит новый арест, уехал в Петроград.

Он мечтал окончить университет и стать биологом, но оказался в литературной среде и понял, что писательство ему ближе, чем наука. В 1925-м вновь подвергся аресту и был приговорен к трем годам ссылки. О его освобождении ходатайствовали многие, в том числе Максим Горький. Вернуться в Ленинград Виталию Бианки разрешили лишь в 1929 году. В ноябре 32-го - вновь арест, но из-за отсутствия улик вскоре освободили. В очередной раз будущий знаменитый писатель арестован в марте 35-го - как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооруженного восстания против советской власти». Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам ссылки в Актюбинскую область вместе с семьей. По ходатайству жены Горького Екатерины Пешковой ссылку отменили.

Умер Виталий Валентинович в 65 лет, в последнее время тяжело болел. За свою жизнь он написал свыше трехсот рассказов, сказок, повестей. Его книги, переведенные на разные языки, изданы во многих странах мира.

Виталий Витальевич Бианки родился в 1926 году, когда отец находился под арестом. Ему в отличие от деда и отца удалось получить биологическое образование. Но детская мечта стать орнитологом осуществилась не сразу. В 1943-м был направлен в военное инженерное училище. Из армии демобилизовался только в 1950-м и лишь тогда стал студентом биофака Ленинградского университета.

В Кандалакшский заповедник впервые попал в 1951-м. Пригласила помочь в полевых работах давняя знакомая, с которой еще в двенадцатилетнем возрасте посещал юннатский кружок при Ленинградском пединституте. Потом приезжал на Белое море на практику каждое лето. Тогда же привез познакомиться с Севером и свою будущую супругу.

- С Аллой Владимировной мы знакомы с детства, - говорит Виталий Витальевич. - Скажу больше, связь эта уходит корнями еще в предыдущее поколение. Ее мать в школьные годы проводила лето в Лебяжьем под Петербургом вместе с сыновьями Бианки. Насколько знаю, к ней были неравнодушны и мой отец, и его брат.

Окончательно Виталий Витальевич перебрался в Кандалакшу в 1955-м. С тех пор и трудится в заповеднике, а Алла Владимировна многие годы работала врачом в госпитале. За пять десятилетий Бианки опубликовал около 150 работ и более 400 научно-популярных статей, посвященных экологическим вопросам. Однако многое из собранного уникального материала не увидело свет: так и хранится в полевых дневниках, черновых записях.

Наставника как такового у Виталия Витальевича не оказалось, о чем он очень сожалеет. Отец был хорошим охотником, много рассказывал о природе, но наукой не занимался. А в годы учебы в университете преподавали молодые доценты, опытных профессоров после печально известной сессии ВАСХНИЛ, состоявшейся в 1948-м и объявившей генетику буржуазной лженаукой, не осталось. В результате большой кадровой чистки многие ученые-биологи были уволены или арестованы. Поэтому грызть гранит науки Виталию Бианки пришлось, как говорится, без особой учительской подсказки.

Зато сам он наставничеству уделяет очень много времени. Ежегодно летом на помощь сотрудникам заповедника приезжают юннаты, а также студенты из разных вузов страны. Некоторые из них по окончании учебы остались работать в Кандалакше: к примеру, выпускница Одесского университета Надежда Бойко или Елена Шутова, которая бывала в заповеднике еще студенткой Горьковского университета. Связал свою жизнь с Севером и Александр Корякин, приезжавший сюда из Ленинграда школьником.

- Лето у нас короткое, а успеть надо многое. Когда занимаемся учетом птичьих гнезд, выстраиваемся цепочкой и прочесываем всю площадь острова, кольцевание птенцов - это тоже коллективный труд. Рабочих рук всегда не хватает. Без участия студентов-практикантов и школьников-юннатов некоторые работы нам и вовсе не удалось бы организовать, - говорит Виталий Витальевич.

И в свои 84 года он по-прежнему вместе с ребятами ездит на острова залива. Невзирая на случающиеся дождь и ветер добирается туда на открытой палубе небольшого суденышка. Среди добровольных помощников есть и местные школьники. К слову, кандалакшских подростков привлекать к полевым работам начали еще в 30-х годах прошлого столетия.

За активное участие в воспитании подрастающего поколения и общественной жизни (его четырежды избирали депутатом городского совета), большой вклад в науку в 1992 году Виталию Витальевичу Бианки присвоено звание почетного гражданина Кандалакши.

Каждый из династии Бианки добился в своей жизни признания. А ведь секрет успеха прост - люди занимались любимым делом, сочетая неутомимый интерес к природе с неиссякаемым трудолюбием.
https://www.mvestnik.ru/

*************
2.Орнитологу Виталию Бианки — 95 лет

12 января 2021 года исполнилось 95 лет Виталию Витальевичу Бианки — ведущему научному сотруднику Кандалакшского государственного природного заповедника, старейшему работнику заповедной системы России. Орнитолог, доктор биологических наук, заслуженный эколог Российской Федерации, Виталий Бианки работает в заповеднике 65 лет.

Виталий Бианки родился в 1926 году в Ленинграде в семье, в которой путь его, можно сказать, был предопределён заранее. Династия Бианки подарила России замечательных биологов-натуралистов, просветителей и педагогов. Дед Виталия Витальевича Бианки — Валентин Львович Бианки (1857–1920) — русский орнитолог и энтомолог, многолетний руководитель орнитологического отделения Академии наук, учёный-хранитель энтомологического отделения Зоологического музея Академии наук, автор около ста двадцати работ, не считая ряда статей в энциклопедиях и популярных журналах и двух монографий о птицах и стрекозах. А отца юбиляра — Виталия Бианки-старшего (1894–1959) многие знают с раннего детства, многие зачитывались его замечательными книжками о природе и животных, написанных удивительным, живым и добрым языком. Книга "Лесная газета", ставшая на сегодня, к сожалению, библиографической редкостью, была настоящим учебником для нескольких поколений юннатов, будущих биологов, составляющих в наши дни костяк биологической и заповедной науки.

Виталий Витальевич Бианки окончил биофак Ленинградского университета. Однажды в 1951 году он ещё студентом оказался на заповедных островах в Кандалакшском заливе Белого моря. А спустя четыре года приехал туда навсегда, поселившись на кордоне на острове Ряжков. Виталий Бианки-младший — автор сотен научных трудов и книг о природе и птицах Российского Севера

Шесть с половиной десятилетий работы в заповеднике на полярном круге. Шестьдесят пять летних сезонов на островах сурового Белого моря, морских и сухопутных маршрутов, наблюдений и научных трудов, педагогической работы и воспоминаний. Домик Бианки на Ряжкове — настоящее место паломничества юннатов, студентов, учёных орнитологов и журналистов. Об этом месте написаны книги и существует настоящий биологический фольклор.

Те, кто приезжал и приезжает в Кандалакшский заповедник, частенько называют Бианки просто Витальичем. Витальич, в его неизменной беретке, на моторной лодке, с биноклем, со своей светлой улыбкой и седой бородой — это такая же неотъемлемая часть заповедника, как камни Лодейного, домики Ряжкова, лесные чащи Великого, как приливы и отливы Белого моря. Но человек-легенда совершенно не чувствует себя таковым, он мало рассказывает о себе, гораздо больше — о тех, с кем ему довелось жить, общаться и работать.

В канун своего юбилея Виталий Бианки дал небольшое интервью rgo.ru.

— Виталий Витальевич, вы занимаетесь биологией с детства. Расскажите, пожалуйста, помог вам стать биологом ваш отец?

— Да, это так. Я помню, как в детстве задавал ему множество вопросов, он мне много и очень интересно рассказывал о жизни живой природы. Когда мне было 10 лет, ещё до войны, мы ездили в деревню, в Новгородскую область. И там я стал наблюдать за птицами, искать их гнезда. И отец мне очень много рассказывал, помогал стать сначала натуралистом, знающим и понимающим живую природу. Потом я стал юннатом и выбрал для себя орнитологию.

— Когда вы приехали в Кандалакшский заповедник?

— Я приехал в Кандалакшу после первого курса. И сначала я был принят в качестве охотника-паразитолога — надо было добывать птиц для паразитологических исследований. Сначала я работал на острове Лодейном. А с 1953 года я обитаю на кордоне на Ряжкове — сначала студентом, а с июля 1955 года уже сотрудником, потому что после выпускных экзаменов Ленинградского государственного университета в 1955 году уже приехал в заповедник на работу. И я поселился на Ряжкове вместе с Сергеем Приклонским, который потом стал директором Окского заповедника. Мы вместе с ним объехали острова и луды нашего залива, были и на Кольском берегу, и на Карельском, бывали на Беломорской биостанции МГУ, она тогда только начинала свою научную и учебную работу, строилась.

— Какими исследованиями вы стали заниматься в заповеднике?

— Я начал с фаунистических исследований — учётов околоводных птиц. Моя курсовая работа была посвящена гаге, а дипломная работа — куликам, чайкам, чистиковым птицам. Гоголями я занимался уже более 40 лет. Мы строили для них гоголятники — искусственные гнездовья. И на наших островах сформировались поселения этих птиц на Лодейном и Ряжкове. Мы кольцевали самок и птенцов гоголя, я писал об этом научные статьи.

Я много занимался кольцеванием птиц, кольцевали не только гоголей, например, птенцов полярных крачек, многих других птиц — я до тысячи колец птицам надевал за сезон. И конечно, очень помогали в этом юннаты — они к нам приезжали постоянно. Больше всего, конечно, было из Питера. Были группы гидробиологические, были разные, из Кандалакши, Мурманска, Москвы, конечно… Были ещё и учебные студенческие группы — приезжали на практики. Жили в те годы в палаточке в районе дома лесника. В общем, со всей страны к нам приезжала молодёжь.

— Летом вы продолжаете выезжать на кордон на острове Ряжков? Расскажите про вашу работу на кордоне — ведь это легендарное место?

— Я на Ряжкове с 1953 года. Когда я до этого сюда приезжал, то на Ряжкове был один дом, перевезённый с Лодейного. Сейчас каждый дом на Ряжкове — это история. Здесь много было хороших людей и хороших специалистов. Здесь многие юннаты выросли и стали настоящими биологами. Меня даже однажды просили написать историю острова Ряжков. Я рассказывал, как здесь построили домики для научных сотрудников, для тех, кто приезжает. Что можно сказать? По-моему, здесь очень хорошо, и хорошо по разным причинам. Те, кто сюда приезжал после своих учебных заведений, сразу понимали, насколько здесь хорошо. В мире много чего изменилось, а здесь всё по-прежнему. За те годы, что я здесь живу, видно, как вырос лес.

— Вы, наверно, занимаетесь архивами вашей семьи? Опубликованы ли ваши воспоминания о вашей семье?

— Я написал и опубликовал свои воспоминания и об отце — Виталии Валентиновиче, и о деде — Валентине Львовиче Бианки. Он был не только известным орнитологом, но и весьма уважаемым и известным энтомологом. И в Зоомузее Зоологического института в Петербурге был многие годы хранителем энтомологической коллекции. Скончался он в 1920 году. У меня сохранилась часть его архивов. От библиотеки деда немного осталось, что-то я подарил библиотеке ЗИН, что-то у родственников осталось. Многие мои воспоминания записаны разными журналистами, опубликованы, и их можно прочитать.

— Большое вам спасибо! Здоровья вам, Виталий Витальевич! Долгих лет, добрых воспоминаний, юннатов и студентов, морских дорог и, конечно, птичьих стай и хорошей погоды!
https://www.rgo.ru/ru
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 января 2021 года.


Рецензии