Сухие листья

НЕУДАВШЕЕСЯ САМОУБИЙСТВО НИЦШЕ, 1890

1

Что может быть в мире чудесней,
Чем утра блаженная тишь?
Зачем провансальские песни
Ты, ветер, мне в уши свистишь?

Уже Рождество недалеко,
Дымятся зубцы горных круч,
И солнце мерцающим оком
Следит из-за мчащихся туч…

2

Зима, мои зябкие руки,
Согрей треском жарких печей,
Пусть смерть захмелеет от скуки
Среди одиноких ночей!..

Тосканских долин слышен ропот,
А сердце слепит Ниццы свет,
Но Вагнер измучил Европу,
И, бедной, покоя все нет!

3

Крикливые чайки над морем
Плывут в золотистых лучах,–
Забыл подневольное горе
И легкий развеянный прах…

Вдали задремавшие горы,
Как призраки, в небо бредут,
И счастья беспечные взоры
Влечет нестерпимый уют…

4

Но завтра в чужом пансионе
Ты дуло приставишь к виску –
Игрою на аккордеоне
Больную навеют тоску!..

Свободный в делах и поступках,
Величие жизни постиг,
А время, как рыцарь, мчит гулко,
На битву зовет каждый миг!

1890

РАССТРЕЛ БУХАРИНА

Сияет солнце в небе ярко,
Весенний воздух свеж и чист.
На полигоне Коммунарка
Расстрелян старый коммунист.
Нас дерзкие зовут мечты,
В грядущее идем мы гордо!
Любимец партии, как ты
Изменником вдруг стал народа?
Ты – революции Сократ,
Свирепые ветра подули!
В каких грехах ты виноват,
Что заслужил лишь в сердце пулю!
Судьба изменчива всегда,
Ты просвещен весьма и зорок:
Неординарный ум тебе был дан,
Но ум пред хитростью – ребенок.
В горниле буйных, злых стихий
Святым останешься едва ли.
Любил поэтов и стихи,
Увы, поэт всегда в опале.
Жизнь человечья – просто блажь,
Так много в этом мире злобы!..
Спокойно спи, Бухарчик наш,
Привет тебе от друга Кобы.

1938

СПАСИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА

Мыслитель века смотрит вдаль!
Объемлет хмурая печаль
Его суровое чело,
Что блещет в сумраке светло.

Провидел яростный зенит,
Но ничего не говорит…
И звезд погасла круговерть:
Там только – хаос, только – смерть!

1829

КУКОЛЬНЫЙ МИР

Печальной лиры звук медленно тает;
Играем в игры,
Где нами играют.

Узнаем скоро ль конечный итог?
За доской два партнера –
Дьявол и Бог.

Вечно в долгу, прозябает неловко
Разменных фигур
Жалкая горстка.

Вызов брошен, каждый роком отмечен:
Кукол – все больше,
Людей – все меньше.

1860

РУЗВЕЛЬТ

Великий президент свободного народа,
в руинах принял ты упавшую страну.
Страдающее сердце
видит глубину.
Ты гражданином был
неистовым и гордым.

Ты созидал и строил без шумихи и огласки.
Пусть выше реет звездно-синий стяг!
Продумывал свой каждый новый шаг,
в политике ты ль – человек в коляске?

Гайд-парк манит вглубь
тишиной старинной,
даря душе
прозрений тайных сень.

Работал день и ночь, забыв про лень,
на благо возрождения отчизны.
Явил аристократа благородство;
ты победил, отринув зло химер!..
Пускай берет с тебя
заботливый пример
могучее и дерзкое потомство.

1952

СТИХИ ПРО ГОНОЛУЛУ

1

Я поеду в Гонолулу, в сказочное Гонолулу,
я поеду в Гонолулу – в Гонолулу благодать!
Там от северных морозов
вам не сводит к черту скулы,
наконец-то в Гонолулу
перестану я страдать.

В небесах заря зажжется, утренний прибой так гулок,
в очарованном тумане ни к чему шептать про смерть...
Так прекрасно в Гонолулу,
в солнечном жить Гонолулу,
жить в чудесном Гонолулу
и душою не стареть.

Я стихи писать заброшу!
Эту жертвенную плаху,
эту глупую привычку
позабуду в свой черед,-
вы на острове Оаху
перестаньте, дамы, ахать,
перестаньте громко охать,
этот номер не пройдет.

2

Там на золотом Вайкики, на таинственном Вайкики,
там на ласковом Вайкики ты напрасно не злословь…
На волнах играют блики
словно детские улыбки,
тихим вечером случайно
встречу я мою любовь!

Загорелые гавайцы бродят в шортах и в панамах,
бродят в шортах и в панамах, добродушные как встарь,–
мудрый вождь их Камеама
ждет ответ царя упрямо,
ничего он не дождется,
слишком занят русский царь!

Вот и сумерки сгустились.
Мне пора бы встать со стула,
выпить кофе, чтоб согреться,
перестав в ночи мечтать…
Был бы русским Гонолулу,
был бы русским Гонолулу,
но, как было не однажды,
нас сгубила… доброта!

2010

ПЕСНЬ СКИФА

Я – 
грубый гунн, мои зверины ласки,
моих желаний всуе не избыть:
не ярмарочный шут, не принц из сказки,
я не умею нежно-льстивым быть!
Мой человечий облик – только ширма,
я сердцем весь в кровавых временах.
Люблю я бой! И грохот в клубах дыма,
и ужас, и врага безумный страх!
Ручища тяжелы, крепки, как лапы,
ногою попираю ветхий храм,
когда глава убитого сатрапа
к моим катится грязным сапогам...

Завоеватель мира и Вселенной,
достиг всего, что можно на земле!
Не раз встречался я со смертью дерзкой,
была она всех тише и милей!
На ложе страсти с гордою судьбою
постыдный торг бесчестья не веду...
Стою, как царь, пред бездной роковою
и оказаться не боюсь в аду!..
Пусть мое имя звезды возвеличат
среди грядущих невозбранных дней,
а женщина –
желанная добыча,
как злата горсть,
победный мой трофей!

1210


Рецензии