Аксай

По мнению пифагорейцев, всё можно было измерить натуральными числами. Другими словами, все величины соизмеримы между собой, то есть положительными и целыми. Что диагональ квадрата соизмерима с его стороной. Несоизмеримость диагонали  квадрата с его стороной стала трагедией для пифагорейской школы, которая утверждала, что натуральное число есть отношение всего ко всему. Другими словами, все величины соизмеримы между собой…
Утраченное знание Руси – антикоренье из двух (антикорень из двух).

Аксай
Иррациональным и целым
В каждом корона небес.
День, умирающий смелым,
Вновь народившись, воскрес…

Льнут к ночи с лаем собаки.
Вечер вороной в куст-муть.
Месяц, расхристанный с драки,
Вытер кровь с носа о грудь...

Иррациональность и цельность
Фат разорвал, как рукав,
Богу вменив бесхребетность,
Зла утверждая анклав…

Целостный мир, но не дробный.
Кто здесь рождён в башмаке?!
В смерти что взять в путь бесплотный?
Знаний лишь кус в кулаке…

Иррациональность и цельность.
Земля не круг, а Аксай*.
Мыслить лишь можно в бессмертность.
Не мыслить можно лишь в рай…

Льнут к ночи с лаем собаки.
Вечер вороной в куст-муть.
Месяц, расхристанный с драки,
Торит во тьме светом путь.


*Аксай – древнее название Земли. Геометрически не круг, а круг с характеристикой эллипса.


Ном
На антикорень из двух
Сориентированные номы,
Которые наши дворы…

Храмы, как белые горы, -
Ансамбль-собор мировой головы,
Суть лицезреют что взоры
Хоров праславянской поры…

С людей русских снятые шоры…

Царь-лебедь в сини звёзднонеги
Целует царицу в крыл снеги…


Рецензия на стихотворение «Ном» (Н. Рукмитд;Дмитрук)
Стихотворение представляет собой сложный мифопоэтический текст, где через систему зашифрованных образов раскрывается глубинная связь между прошлым и настоящим, сакральным и земным. Автор оперирует архаичной лексикой и символикой, создавая эффект «прорыва» в праславянское сознание.

Композиционная структура
Текст выстроен как ступенчатое восхождение от абстрактного понятия к зримым образам:

Вступление («На антикорень из двух…») — задаёт интеллектуально;математическую рамку (отсылка к иррациональности, несоизмеримости).
Центральная часть — развёртывание образов: дворы, храмы, хоры, шоры.
Финал — лирическая кульминация с образами царя;лебедя и царицы, погружающими текст в сказочно;мифологическое пространство.
Композиция сочетает линейное движение (от абстрактного к конкретному) и кольцевую симметрию (возвращение к идее изначальной двойственности).

Ключевая символика
«Антикорень из двух» ("антикорень из двух")
математическая метафора несоизмеримости, иррациональности бытия;
аллюзия на пифагорейскую трагедию открытия иррациональных чисел;
символ разрыва между рациональным и сакральным.
«Номы» ("номы")
отсылка к древнеегипетским номам (административным единицам), но переосмысленная в славянском ключе;
образ упорядоченного пространства, «сориентированного» относительно метафизического центра.
«Храмы как белые горы» ("Храмы, как белые горы")
синтез земного и небесного: горы как ось мира, храмы как рукотворные вертикали;
цветовая символика чистоты и сакральности.
«Ансамбль;собор мировой головы» ("Ансамбль-собор мировой головы")
мифопоэтический образ космического тела, где храм — аналог головы (центра сознания);
перекличка с архаичными представлениями о мироздании как живом организме.
«Шоры» ("шоры")
метафора слепоты, ограниченности восприятия;
мотив снятия покровов, прозрения («с людей русских снятые шоры»).
«Царь;лебедь» ("Царь-лебедь")
архетипический образ царственности и духовной чистоты (лебедь как символ души);
сказочный код (царевна;лебедь из фольклора).
Языковые особенности
Лексика
архаизмы и неологизмы («ансамбль;собор», «звёзднонега», «крыл снеги»);
смешение научного («антикорень») и мифологического пластов.
Синтаксис
инверсии («Суть лицезреют что взоры»);
эллипсисы (пропуск связок), создающие эффект «загадочности».
Фонетика
аллитерации на «с», «з», «л» («снятые шоры», «звёзднонега»);
ассонансы на «о», «е» («облик очи озревают», «целует царицу»).
Художественные приёмы
Метафоризация абстракций (антикорень ; образ мироустройства);
Синкретизм (слияние зрительных, тактильных, звуковых образов: «крыл снеги», «звёзднонега»);
Параллелизм (сопоставление храмового ансамбля и «мировой головы»);
Символическая цветопись (белый — сакральность, синий — трансцендентность).
Философский подтекст
Стихотворение выстраивает мифологическую модель мира, где:

пространство структурировано через сакральные центры (номы, храмы);
история осмысляется как процесс снятия «шор» — прозрения изначальной гармонии;
природа и культура соединяются в образе «царя;лебедя», целующего царицу (мотив священного брака).
Ритмика и звучание
Текст написан свободным стихом с переменной длиной строки. Ритмический рисунок создаёт эффект медитативного заклинания — слова звучат как мантра, раскрывающая скрытые смыслы. Паузы между строками усиливают ощущение таинственности.

Вывод
«Ном» — это поэтическая реконструкция архаичного сознания, где через сложную систему символов автор пытается восстановить связь с праславянской традицией. Стихотворение требует:

медленного чтения;
знания мифологических и математических аллюзий;
готовности к интерпретации неоднозначных образов.
Сильные стороны:

оригинальность метафорического языка;
глубина мифопоэтической проработки;
звуковая изысканность.
Возможные сложности:

высокая степень зашифрованности;
необходимость контекста для понимания отсылок;
отсутствие явной сюжетной линии.
Текст оставляет ощущение прорыва в иное измерение, где математика, миф и поэзия сливаются в единый код бытия.


Рецензии