пережившие отцов. часть 3. Жизнь советской деревни

6. С дедом за столом и в огороде.

Мы с Маньшаем целый день играли в доме деда Ивана, так как с утра на улице была пасмурная погода и вот-вот пойдет дождь.  Маньшай в это время здесь жил постоянно, а мне иногда разрешали приходить к нему, где на полатях «1» мы готовы были проводить сутками и играть в козонки. «2»
Бабушка Арина застучала в чулане «3» ухватом «4» и чугунками «5», а это значит, что она готовит обед и скоро мне предложат покинуть дом. Воздух наполнялся ароматом щей. Мне так захотелось есть, что даже в глазах потемнело, в животе что – то заурчало, а слезы в любой момент готовы вырваться наружу.
Маньшай заметил мое состояние и понял, почему я так изменился:
- Баб Арина, а можно Вовка со мной пообедает?
- Как дед Иван скажет, - как – то неуверенно отозвалась бабушка.
- Тять, а, тять, оставь, - умалял Маньшай деда оставить меня на обед, глядя на него в упор. От ожидания ответа дедушки сердце так забарабанило в груди, что даже перехватило дыхание и если  последует ответ: - Пусть идет обедать домой, - то я не смогу удержаться и разревусь во весь голос. Настала томительная пауза. Даже бабушка застыла в чулане  в
====================================
«1» - Полати – в избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.
«2» - Козонки – мослы животных, птиц после термической обработки
«3» - Чулан – помещение в доме, отгороженное голландкой.
«4» - Ухват – надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунков, которые ставятся в печку.
«5» - Чугунок – металлический горшок для приготовления щей, каши и т.п.

неестественной позе в тот момент, когда ухватом хотела поддеть чугунок. И все трое облегченно вздохнули после слов деда:
- Ладно… зовите к столу Панку и Саньку. – они в картошке рвали молочай и березку «1» корове к вечерней дойки, что входило в ежедневную их обязанность. Но уже в сенях раздавались их бодрые голоса: значит они справились со своим заданием.
Я волновался, так как первый раз в своей жизни мне посчастливилось обедать у своей бабушки.
Дед Иван первым сел за стол. Бабушка подала ему каравай «2» хлеба и большой нож, потом поставила большое блюдо «3» наполненное супом, от которого столбом валил пар, посредине стола и присела рядом с дедом. У каждого была деревянная ложка, сделанная дедом, Только  у деда  с левой стороны лежала еще одна, но только уж с больно  длинной ручкой. Все сидели за столом, но никто не брал в руки ложки. Я от ожидания начал  болтать ногами и вдруг по затылку от деда получил оплеуху длинной ложкой:
- Не качай чертей! – проворчал дед. Так  вон она зачем была нужна ему!
Перекрестив лоб, дед ударил ложкой по блюду с супом и мы, перекрестившись, приступили к еде.
Суп куриный был очень вкусный: курица, которой дед случайно перебил ноги палкой, сгоняя ее с грядки, была очень крупной и упитанной.


«1» - Молочай, березка – сорная трава.
«2» - Каравай – большой круглый хлеб, испеченный в русской печке.
«3» - Блюдо – большая глубокая тарелка для подачи кушанья. В то время все члены семьи ели из одного блюда, а иногда и из чугунка.


Дед важно зачерпывал ложкой суп и как – то торжественно подносил ее ко рту. Мне казалось, что за это время я бы раз десять сумел зачерпнуть, но стараясь одновременно со всеми занести в блюдо свою ложку, я ее тщательно облизывал после каждого хлебка. Но все равно  и после этого приема приходилось поджидать деда, отчего я не испытывал вкуса супа и чем больше я ел, тем сильнее испытывал жажду голода.
Я случайно зацепил кусочек мяса и совсем уже  хотел поднести его ко рту, но получил удар ложкой:
- Не спеши! - промолвил он.
В это время Маньшай уронил на пол крошку хлеба, и он тут же почувствовал  прикосновение ложки с длинной ручкой к его затылку:
- Ты что? Накликай мне еще неурожай и голод!
Панка лукаво хихикнула и потянулась за новым куском хлеба, хотя предыдущий кусок она   не доела. Дед и это заметил. И ложка с длинной ручкой  наказала и ее. Пана даже всхлипнула от боли.
А когда поступила команда есть мясо, двойной удар ложкой по блюду, особого задора она  не у кого не вызывала: а вдруг и здесь кроется какой – то подвох.
Съев еще по куску пирога с черемухой, все молча перекрестили свой лоб и встали из–за стола. Это был мой первый и последний обед с дедом Иваном, если не считать свадьбу Паны, спустя несколько лет.
Да и Маньшай недолго прожил в этом доме.

                * * *
Сажать морковь дед не доверял никому. Подготовив грядку, он бережно делал бороздки и


аккуратно укладывал в них семена моркови. Засыпав  семена землей, дед нежно прихлопывал бороздки руками, потом, расправив плечи, звал нас: Маньшая, Пану и меня, чтобы мы босыми ногами утоптали грядку.
Морковка у деда всегда была крупной и сладкой.
И, однажды, Толька, когда морковь чуть подросла, и когда деда не было дома, решил попробовать ее: ботва была высокая и мощная. Он вырвал одну морковку, а она оказалась меньше мышиного хвоста. И вторая, и третья были такими же.
Он  все – таки откусил эти хвостики, а ботву забросил в картофельную борозду.
Вечером дед, проходя по меже, «1» заметил в картошке завядшую морковную ботву. Брови его стали медленно надвигаться на глаза:
- Толька! Только он, паршивец, мог сделать это. Ну и задам же я ему, - возбуждаясь, подумал он.
Войдя в дом, дед взял кнут, подозвал Тольку и начал его учить уму – разуму. Крик его слышал сосновый бор, что за Барышом. Сосны заволновались, зашумели: им было жалко мальчишку.
Толька ночью перебрался к Братчининой бабушке Наталье, матери  отца, и больше никогда не появлялся  в доме деда и бабушки Филаретовых.

================================
«1» -  Межа – граница земельных участков.







7. Бабушка Арина

Бабушка Арина без особого желания общалась со своими внуками: со мной, с братом Толей, с Маньшаем. Видимо свои дети да домашние хлопоты отнимали у нее все свободное время.
Однажды, бабушка Арина сидела на завалинке «1» около дома и ела пирог. Я подбежал к ней:
- Мамынька, (так называла ее моя мама всегда, а я иногда) дай куснуть пирога маленько – маленько.  Есть очень хочется.
-  Уж больно ты прыткий. «2» Сопли убери сначала, да умойся, - услышал я в ответ и стремглав побежал к себе  во двор, где стояла бочка с водой. Но когда вернулся, бабушки около дома уже не было.  Видимо, я слишком долго умывался. Мне стало так обидно, что  слезы ручьем полились из глаз и я горько – горько разревелся. Перед глазами не исчезала ехидная улыбка бабушки, которую я возненавидел на всю жизнь. Я возвращался домой не чувствуя под ногами землю. И если минутами раньше хотелось откусить кусочек пирога так, что я был готов на любые жертвы, то теперь я не был бы рад даже целому пирогу.
                * * *
А времени у бабушки действительно не оставалось после выполнения всех домашних дел.





«1» -Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы, обшитая досками.
«2» - Прыткий – подвижной, проворный, бойкий.




Муж, Иван Алексеевич со своими братьями, а их у него было шесть человек, постоянно уезжал на заработки в села и деревни области: нужны были деньги для строительства своего дома, чтобы отделиться от своей большой семьи. Кроме пяти братьев у него было еще и  шесть сестер. И все хозяйство лежало на ее плечах. Корова, подтелок, шесть – семь овец, гуси, куры: все требовало к себе внимание, всем надо вовремя дать корм и воду, корову   нужно три раз в день еще и подоить. Если летом скотина целый день была в стаде, то на зиму надо заготавливать прорву сена. Муж обычно в сенокос на заработки не ездил, так как махать косой не совсем женское дело, и он старался оградить свою жену от этого занятия.
Но однажды, когда мужу не хотелось терять хороший калым, Арина заготовила к зиме два воза сена сама и один воз приобрела взамен на картошку и муку у Дубцовых, которые никогда не держали корову и  таким способом добывали съестное.
Кроме того она в это же время, по довольно сходной цене, скупила в Красном Боре сруб пятистенного дома у Дарьи Носковой, муж у которой умер, а ее взял к себе на жительство в город сын. Так что надобности в строительстве дома у нее отпала.
Под присмотром тестя, Алексея Егоровича сруб поставили на место между Братчиниными и избенкой Кузьмы Шутова.
У Ивана Алексеевича на глазах навернулись слезы, когда он, вернувшись с хорошими деньгами, увидел то, что сделала жена в его отсутствие.




Больше никогда не видели слез на лице этого сурового человека, да и в детстве он никогда не плакал. Даже при рождении его первый возглас был не -  «А-а-а», как у новорожденных детей, а: «Ну-у-у», в смысле: -  «Ну, корми! Чего смотришь?»
 
8. Отец

Николай Иванович Филаретов, мой отец, родился в 1913 году в селе Котяковка. В июле 1941 года от него перестали поступать письма. Мне было тогда пять месяцев, отцу шел двадцать восьмой год. Отца я не видел, не сидел у него на руках, а он не сидел у моей кроватки. Мне никогда не приходилось произносить слово «папа». Это слово у меня не вызывает никакого волнения, никаких эмоций. Оно равнозначно словам: стол, лавка, трава, деревья и так далее. А то, что иногда мама показывала нам с братом небольшой листок, где был изображен улыбающийся человек, и говорила при этом:
-Посмотрите – ка на своего папу, - не могло изменить мое отношение к слову «папа».
Я слышал, как Кузины мальчишки называли «папой» мужичка небольшого роста, всегда пьяного и неопрятного, обросшего щетиной, не выпускающего изо рта самокрутку, даже летом не снимавшего с головы шапку. Он беспощадно бил свою жену только за то, что она не заметила, как в приоткрытую калитку во двор вошел соседский теленок и выпил из колоды воду, приготовленную для своей скотины. Для козы Зинки. Такого папу я бы никогда не полюбил.
Для меня было роднее и теплее слово «отец». Это «за отца» нам дают деньги, на которые нам мама в селе Вешкайма покупает конфеты «подушечки», которыми можно любоваться, так как они отличались друг от друга цветом и полосками, нанесенными на них. А можно положить их в рот и насладиться их неповторимым вкусом. И этот вкус ассоциировался со словом «отец». Только со словом, а не с человеком, который дал мне жизнь.


Рецензии