Мой самый дорогой. 15, 16, 17, 18

            МОЙ САМЫЙ ДОРОГОЙ. 15.

Мне много раз хотелось спросить у сестрёнки, отчего умер её муж. И знала ли она о его смерти. Ведь она видела картины будущего. И что случилось, что она умудрилась оставить своего сына одного, и где он сейчас.
Ведь то, что она мне рассказала на речке, после этого лишь небольшие эпизоды из жизни других людей, и всё. Но они для меня были не так интересны и потому я даже  не запомнила их. Меня интересовала только её история жизни. Но она молчала до поры, до времени, пока и меня не накрыла волна горя. Вот тогда она и стала рассказывать всё о постигшем ее горе. Но это чуть погодя, а пока...
А пока расскажу о том, как протекала наша жизнь в селе.
Прослышав про то, что моя Леся знахарь, к ней стали приезжать даже с города толстые важные дядьки в дорогих костюмах. Предлагали ей комерческую деятельность. Один предлагал огромную зарплату с условием, что она будет лечить только предложенных им больных.
Наши перепугались, что знаменитость может позариться на чьё - то весомое предложение, и поэтому быстро предоставили хорошый светлый кабинет  в местной больнице с вывеской - Народный целитель - Олеся Александровна.
Наше село из Дубровки превратилось в село Лесино. Удивительное дело это молва людская. Сначала разговор шёл - Село где живет народная целительница, а затем плавно перешло в село, где проживает Леся. А затем стало Лесино село. Скажут Дубровка, и многие водители соображают о чем идет речь.

Я видела, как счастлива моя кровиночка. К ней относились похлеще, чем к кому либо из уважаемых. Действительно прикрепилась всенародная любовь.
Ну вот и середина марта. Отчего - то сестренка не пошла на работу. Я видела её тревожный взгляд, который она кидала на меня.
Федя с вечера все звал меня побыть с ним, но я все отнекивалась. У меня дел выше головы. Напоила его теплым молоком и ушла. Помнится он поднял руку и помахал мне, когда я выходила с комнаты. Этот жест так и остался в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. Мне жаль только одно, что я не удовлетворила его последную просьбу, а это то, что я не осталась рядом с ним, тогда, когда его душа взметнулась ввысь, туда, где звезды светят в ночной тишине. Где луна настороженно смотрит вниз.
Я помню спросила Лесю - Ты потому и осталась рядом со мной потому что знала, что Федя навсегда покинет землю?...
Она кивнула головой. Я была благодарна ей за то, что моя душа не была столь одинока в это самое время, когда мысленно ворошила в сознание все то, что проходила с человеком, с которым прошла долгий путь. У нас с ним дети. Я не заметила в их глазах ту скорбь, которую хотелось увидеть. Они все самостоятельные, у них своя семейная ячейка. И они думают только о ней.
Мы же поколение уходящих, отживших свой век, они так считают.

Хорошо ли пожили или плохо, это судить нам. Скорбящим по настоящему. На тот момент и я не рыдала, и не билась в истерике от навалившего на меня горя. Глаза мои были сухи. Те люди, которые знают о таком состояние души, те могут с уверенностью сказать - Она проводила на небеса самое дорогое, что у неё было. И это так. Я проводила
- Самого дорогого человека. И пусть во мне ещё сидела обида за то, что он меня обманывал какое - то время. Для меня решающим стало то, что когда он мог просто улететь к ней с теми деньгами с которыми я отправила его к Стасе, а он этого не сделал. Он остался мне верен уже до самой своей смерти. И благодаря этому, я постараюсь простить его поступок по отношению ко мне. Все печальные ритуалы я прошла вместе с детьми и с сестрицей...
И вот настали будни. Самое главное пережить эту пустоту. Куда ни глянь везде мерещиться он, мой Фёдя. Помнится как он сняв вставную челюсть, шамкая пробормотал:
- Я тебя всю жизнь люблю. И до сих пор. Но мне, кажется, что я недостаточно тебя кормил вкусным. Недостаточно одевал тебя хорошо. Вернуть бы всё сначала и я бы все
по - другому, ты понимаешь...
Вот эти слова, они навсегда в моём сознании. Как это страшно вдруг увидеть человека обездвиженным. Вдруг осознать, что он уже никогда не встанет с постели. Не будет кряхтеть и восклицать глядя в окно
- Ах ты Япона мать, опять нанесло снега. Вот и выгребать придется полдня!

Страшная мысль, что он никогда больше не скажет никаких слов, что больше не услышу его ворчания. .
Если бы не Леся, я наверное сошла с ума.
После похорон. В ночь, она стала рассказывать о себе. О своей жизни. О смерти своего любимого мужа. Я слушала её молча не вытирая слез, катившихся с моих глаз. Подушка давно мокрая, а я даже и не вытирала платочком потому что мне не хотелось, чтобы Леся слышала мою боль, хотя...
Она потеряла мужа намного раньше, чем я. И при таких обстоятельствах, при которых, я навряд ли смогла выдержать. Она говорила почти полушепотом. А я воочии видела картинку того, о чем она мне рассказывала.
- Ты никогда не видела такую красоту. И потому наверняка никогда не сможешь представить себе такое. Кругом белым бело. Воздух будто через затуманенное голубое стекло. Такая погода только при - 60. Воздух вдыхать нельзя, потому что может прерваться дыхание. В такую погоду не так хорошо слышно, что творится. Будто стоит стеклянная перегородка. Доносится всё как бы издалека в замороженном виде. Дзинь дзинь... Это сосульки звенят на твоих бровях Они тоненькие и бьются вот так чистым звуком, при твоей хотьбе.
Иван должен был поехать в соседнее стойбище, туда привезли снасти. Мы очень ждали их. Мне было очень неспокойно. Но их было трое и все меткие стрелки.  С отцом решил поехать наш Ваня. Я не хотела отпускать, но он мне сказал твердо
- Мама я буду защищать отца со спины.
 
Он уже у нас взрослый. Мы вырастили очень умного, сильного, мудрого не по годам юношу. После этих слов, у меня не нашлось слов, как сказать только одно
- Поезжай сынок. Я буду вас ждать живыми.
Но ты понимаешь Лена, я чувствовала, что больше я мужа не увижу живым.
Я могла остановить эту поездку, но муж дал слово и его ждали в том стойбище. Нарушать слово у нас не принято. Если здоров и не приехал, то после такого нет веры тому человеку.
Они уехали, а я принялась делать обряд во спасение уехавших. И в тот момент, когда осталось лишь завершить, ко мне вбежала соседская девочка с криками, что у её мамы начались роды, но всё очень плохо. Для нас рождение новой жизни, это большое событие. А она кричала, что мама её умирает и тетеньки никак не могут ей помочь разродиться. Я быстро замоталась в шкуру оленя и бегом до них. Роды тяжелые, но мать и мальчик живы и с ними все хорошо. И внезапно, в тот момент у меня потемнело в глазах и я упала.
Я пролежала вот в таком небытие целые сутки. Мне сказали, что все хорошо, но я чувствовала, что всё плохо в моем доме. Когда мне сообщили, что мужа похоронили, а сын лежит в тяжелом состояние, я не знаю, с каким усилием воли я встала. В голове только одна мысль - Спасти Ваню. Про мужа я не думала на тот момент. Я шла к себе шатаясь, как пьяная. Я не могла попасть в своё жилище, пока меня наши не затолкали в проем нашей двери.

Там находились наши целители. Я всех повыгоняла и стала осматривать раны. Ноги были сильно покусаны. Позже узнала, что муж  и сын ехали последними. Замыкающими. А это самое ответственное. Обычно звери  нападают на последние нарты. Сын уложил несколько зверей. Они совсем непохожие на волков. Эти были не серые, а белой окраски животные. Очень свирепые, сильные и прыгучие.  Клыкастые, выносливые. Откуда вот такие появились в наших местах, непонятно. Каким - то образом муж вылетел с нарт. Сын видя что отец вылетел, сам спрыгнул на ходу.
Когда заметили, что наши нарты обогнали наших людей, те развернули обратно свои и, вовремя. Сына отбили.
Я не спала все ночи, пока сын был на грани жизни и смерти. Но когда он пошел на поправку я опять впала в сон. Ровно 10 дней. Приходила в себя только тогда, когда меня отпаивали  крепким бульоном.
Наше стойбище уже в это время разрослось. Мы жили обособленно. Чужаков не подпускали к нам. Пока мы болели, на моё место хотел влезть муж той женщины, которую я вытащила с того света. Наши воспротивились и выгнали ту семью без моего разрешения. Жена его не захотела покинуть стойбище и наши, поставили её ярангу вдали от нас. Муж покинул семью и уехал. Больше о нем ни слуху. Позже все вздохнули спокойно, когда обнаружили его нарты и клочья шерсти его 7 собак. Не потому что кровожадные наши люди, а потому что он мог навести на наше стойбище плохих людей...

Только тогда, когда увидели смерть этого человека. ярангу этой женщины приблизили к нашему стойбищу.
Я слушала уже без слёз. Отчего же она мне не рассказывала о смерти своего мужа до сих пор. Ведь прошло уже много дней и ночей. Может быть посчитала, что не время. И вот тогда, когда я оказалась в такой ситуации, она решила меня успокоить своей историей. И действительно, мой то умер в своей постели, своей смертью, разве можно сравнить эти две смерти?...

Продолжение.

                МОЙ САМЫЙ ДОРОГОЙ. 16.
 
Я никогда не думала, что когда - то мне придется многое услышать о жизни за порогом смерти. Я знала о том, что придет это время, когда по старости, или ещё по какой - то причине мы покинем этот свет. То, что муж ушел вот так, оно наводило все время на мысль - А действительно ли то, что есть ТОТ СВЕТ, о котором столько много разговоров. Действительно ли существует Рай, и Ад. Или это просто мы таким образом успокаиваем себя.
Эти мысли не давали мне покоя и всё потому что, ушел по ту сторону жизни человек, с которым я прожила много лет. Я думала об этом всё чаще и чаще. Видела, как Леся часто посматривает на меня. Она точно знала о чем мои думы. Но видимо считала, что пока ещё не подошло время разговаривать на эту тему. Я чутьём чувствовала, что это время наступит. Ждала. Очень сильно ждала. А пока...
Пока Леся была на работе, у меня часто просиживала Марфа. И я была этому очень рада. Мы чаёвничали и вели разговоры. Это меня отвлекало от разных мыслей.  Я сама по себе не очень то любила просиживать без толку. При Феде всегда находила себе занятие, а вот после того, как осталась одна, так все дела откладывала на потом. Мне больше по настроению, просиживать просто. Многое поменялось в укладе моей жизни. Уже могла выйти и спокойно дойти до клуба и там разговориться даже с малознакомыми женщинами. Знаю, что я попросту трачу время, а что делать.
Я ходила безтолка около работы моей сестрёнки, но никогда не распространялась по поводу того, что Леся моя родная сестрёнка. Не хотелось жить в тени её славы. Пусть воспринимают меня такой, какая я есть. А ею восхищались все, кто её знал. Она у нас была знаменитость.
- Красивая, скромная, умная, жизнерадостная.

Я до сих пор в удивление оттого, что Леся могла сразу определить диагноз больного. Будто её глаза выдают ренгеновские снимки.
У неё великий Дар. Но об этом знала тлько я. Она ведь мне поведала, что это началось после очень тяжелой болезни.
Провидица. Про себя она тоже знала, то что её ждет беда. Но только не знала когда же это самое произойдет в её жизни. Говорила мне:
- Лен, это очень сложно жить с таким Даром. Это бремя. Это тяжесть, которую ты носишь в себе постоянно. И ничего не можешь с этим поделать.
Когда я вдруг ощутила, что Иван покинет меня, я тогда хотела уехать от него, скорее. Убежать. Покинуть его, чтобы не чувствовать эту постоянную боль. Ждать ужасное и не знать, когда это случится... Ты даже не знаешь что это такое. Я тебе сказала, что Федя твой не переживет весну и это я сказала для того, чтобы ты знала и была готова к этому. Но ты отнеслась к этому беспечно потому что, не верила, что такое может быть на самом деле. И хорошо. По крайней мере ты не страдала. Только теперь ты поверила в мои способности.
Увидев тебя и Федю, я сразу поняла, что он покинет тебя. Хотела помочь тебе, но поняла, что у тебя на него таится большая обида. Потому что ты сама того не зная, ставила барьеры для меня. Я хотела помочь, но у меня ничего не выходило.
А насчёт моих...
То есть в смерти своего мужа и то, что случилось с сыном, я виню только себя?...
Я до сих боялась признаваться в этом даже себе. А теперь поняла, что нельзя так мучить себя. Надо выдать эту страшную тайну. И я доверяю тебе. А знаешь почему я не смогла уберечь моих самых любимых?... Почему допустила такое?...
Потому что я не смогла завершить ритуал до конца из - за чужих людей.

Оставалось немного, а я все бросив, побежала к роженнице. Помогла чужим, а своего мужа потеряла, а сына дала покалечить. Он ведь так и остался хромым. С шрамами, которые есть на его теле. Но главное жив. Моя вина и потому муж мой постоянно приходит ко мне. Он ведь очень любил меня. Оберегал меня от всего.
Ты все хочешь спросить  почему я оставила сына там, а сама приехала к тебе.
Он сам захотел этого. Сам попросил меня поехать к тебе. Продолжил моё дело.  Главный в нашем стойбище. И справляется не хуже чем я. На сегодня к нашему стойбищу примкнуло ещё несколько. Там жизнь иная, чем была при мне. Лучше. Веселее.
А я... Я тебе нужнее, чем нуждается сын во мне. Придет время, и мы с тобой вдвоём взлетим на небо, и там продолжим жизнь. Немного другую, чем здесь. Я там встречусь со своим Иваном, но твоего Феди там не будет, потому что твоя душа отторгла его от своей.
Ты наверняка хотела бы узнать Что же там, за порогом смерти, когда душа вылетает из тела и становится бестелесной. Что же она делает без тела?...
Я несколько раз побывала ТАМ и скажу тебе, у тех, кто верует, есть чаще выходы на грани жизни и смерти. Побывав Там, они уже напрочь не бояться попасть по ту сторону, потому что точно знают, что действительно существует жизнь на небе. Что действительно существует Рай и Ад.
Душа человека она бессмертна. Может попасть на небо и может опуститься глубоко под землю.
 
У нас был один человек, который считал, что все что говорят верующие это самообман. Много шутил на эту тему. Смеялся и подтрунивал над такими. Он  отличный охотник, и неплохой человек. Ранил слегка медведя, потому что рука дрогнула. А он и не думал о том, что встреча произойдет именно в этот день.  И ему пришлось спасать свою жизнь от разъярённого зверя. Но разве возможно убежать от такого исполина?...
И когда он вдруг понял, что может стать обедом для дикого зверя, он на ходу стал просить Бога, что поверит, что ОН существует, если поможет ему вернуться живым в семью.
Как позже он рассказывал, вдруг он почувствовал, что тело его вдруг стало воздушно - легким и он взлетел над землёй. Он явно увидел, как медведь поднял взгляд вверх, на него и остановился, как вкопанный. Не это ли чудо?
С той поры он стал набожным и это так.
А теперь я просто приведу статистику. Очень много людей переживают клиническую смерть. И тогда, когда они вдруг оказываются Там, около 40 процентов  переживших это состояние рассказывают о том, что взлетают в пространство и впереди маячит свет, который манит их. Они все понимают, что нужно обязательно долететь, и...
Куда они попадали, там их встречало блаженство. Тишина, покой, и лёгкое дуновение ветерка. Все из них говорили о том, и вполне осознанно, что не чувствовали какую либо боль. И все в один голос твердили, что поначалу не понимали, почему люди плачут над их телами.
 
Осознание, что умерли, приходило после того, когда в их сознание пролетали все картины прожитого. Всякого.  И,  хорошего и плохого. Видели тех людей, кого обидели. И им было горестно от этого.
Все рассказывали, что парили под потолком или стояли в сторонке и наблюдали, как люди склонившись над их телом говорили о том, что очень сожалеют о случившем.
Осознание. Именно такие люди вернувшиеся с того света стараются исправить те ошибки, которые они еще могли в состояние исправить.   
Я скажу тебе, что есть. Другое измерение. Люди об этом не знают. Почему хорошо чувствуют себя люди верующие в Бога?... Да потому что они ничего не боятся. Им не страшно умирать. Они знают, что они под защитой Бога. И что бы у них не случилось хорошего и плохого, это всё идет сверху.
Что хочу сказать про таких, как я.
Бог не любит тех людей, которым он посылает Дар Божий, а они по жадности, используют это в своих корыстных целях. Я ни разу не взяла ни от кого денег. Помогала людям безвозмездно. У меня нет нарушений по жизни. А то, что случилось у меня, я не ропщу. Так должно было случится в моей жизни.
 Ну дорогая спи. Мы ещё успеем наговорится милая.

продолжение.   ЭльХан.

                МОЙ САМЫЙ ДОРОГОЙ 17.

Я очень хорошо запомнила слова, которые сказала Леся.
- Бог не любит тех людей, которым он посылает Дар Божий, а они по жадности, используют это в своих корыстных целях. Я ни разу не взяла ни от кого денег. Помогала людям безвозмездно. У меня нет нарушений по жизни. А то, что случилось у меня, я не ропщу. Так должно было случится в моей жизни.
Так написано на моей судьбе.

Что бы она не говорила, я считаю, что она во всём права. И хотя я старшая, но почему то перед нею я чувствовала себя намного младше. И, это моё сознание пассовало перед её мудростью.
Марфа она ведь часто забегала ко мне. И та всё твердила мне, что мы с Лесей  разные. Что я слишком "мягкотелая", а сестренка волевая и она свою волю претворяла в правильном русле. Всё во благо окружающих.
Я сама видела её восхищенные взгляды в сторону Леси. И во мне не было никакой обиды, ревности на сестрёнку, что её восхваляли, а я как бы оставалась в её тени.
Мы жили чувствуя, что мы действительно неразделимы Как одно целое. Как яичко в котором, она - желток, ядро, а я просто защищаю обволакивая её от ударов.
У меня образовалось много времени.
На могилку к Федору ходила каждую субботу. Там заказала хорошую скамейку посадила берёзку. Ухаживала за деревцем, как за малым ребёнком. На зиму укутывала её, чтобы не промерзла. И наверное от моего бережного ухода, она стала расти не по годам, а по дням.
Приходя всегда здоровалась с ними, то есть с Федей, а затем с берёзонькой.
Я не скажу, что скучала по нему. Нет. Такого не было. Всё мимо. Только жалость, что лежит в одиночестве в сырой землице.
Ну так это - же участь всех людей, которых призвало к себе небо.
И если найдется хотя бы один, для которого есть о чем побеседовать это великое счастье для покойного. Плохо, когда о тебе никто не вспоминает, когда ты никому не интересен. .
 
Всего два метра нам в награду
за прожитые годы на земле.
И, высшая награда для усопших
Когда есть люди для кого ты
остаешься не чужим. Хотя тебя
нет рядом с ними.

Я верила Лесе, что наступит день и мы вдвоём взявшись за руки взлетим на небеса. Я в это верю. И мне хорошо от этой мысли.
А пока мы живы, хотелось жить. И ещё...
Было огромное желание увидеть сына Леси. Ведь когда она говорила о нём, её глаза излучали неиссякаемое тепло. Она его очень любила и гордилась им.
Он взрослый человек. Со шрамами на теле, на ногах от укуса "странных" животных не похожих ни на волков, ни на собак. К тому же хромал.
Леся рассказывала, что более свирепых и не поддающих дрессировке животных не было и вряд ли будут.
Были люди, которые пытались приручить. Но все они поняли, что это пустая затея. Всем смельчакам - новаторам, досталось под самое не возможно
И пришел приказ истреблять безжалостно этих монстров.
Из большой стаи всего лишь одному удалось спрятаться от людей. Куда исчез никто так и не понял
Тем временем от Вани пришло известие, что он прилетает. Мы так подумала, что он едет просто навестить маму, но....
К его приезду мы тщательно готовились. Лето в разгаре. Мы приобрели кондиционер последней модификации. Всё таки человек прилетает с суровых мест. А у нас теплынь. По рассказу сестренки, он ни разу не выезжал со своего стойбища и потому для него здесь будет все ново.

Я знаю, что люди, которые проживали долго в в одном месте, им тяжело привыкать к жизни на материке. Я поделилась новостью с Марфой. А она разнесла по селу, что сын Олеси Александровны на днях прилетает. Что он здоровый, весь в шрамах, хромуля. Очень страшненький. Но ко всем этим минусам, есть и хорошая новость, имеет высокий чин, вроде как бы Мер нескольких объединённых стойбищ.
Слова то какие то загадочные для наших ушей. Ясное дело, что все с нетерпением ждали приезда страшилы.
Да и я уже наказала своим детям, что вполне возможно к ним на телефон позвонит незнакомец по имени Ваня. Он и есть их брат. Нужно бы его встретить в аэропорту и привезти к нам в Дубровку. Услышала в ответ на мою просьбу от младшего:
- Мама забудь о название Дубровка. Насколько я знаю, все считают, что это Лесино село. Именем нашей тётки величают.
Так я хочу вернуться к рассказу о Лесе. Я видела, как она волнуется. Как ждет. Каждый вечер выдавала по порциям про его жизнь.
На всякий случай предупредила, что у него была девушка поначалу. Она тоже якутка, но вдруг накануне свадьбы, она сама отказалась от жениха. Сказала что боится выходить замуж где свекровь имеет глаза на затылках, и от которой не скрыть свои мысли.
 
Я подала мысль Лесе, что наверное ей было чего бояться. Что скрывать. На что она мне ответила, что это она попросила девушку отказаться от бракосочетания.
- Понимаешь Лена, они не подходили к друг другу. Мой то Ваня - водная стихия, а она пламя. Им трудно будет по жизни. И, итог был бы плачевным.
Проходила неделя, другая, а я всё ждала от сына известий. Но тишина.
Успокоилась. И тут к нашим воротам подошел человек На нем спортивный летний костюм. На ногах легкие белые кроссовки. Загорелое мужественное лицо. Внешность резко отличающаяся от нашей. Узкие глаза. Широкие скулы. Очень строгий облик. Вошел и на мой удивленный взгляд широко улыбнулся:
- Вы наверное тетя Лена. А я Ваня, сын мамы Леси. Здравствуйте. Крепкого вам здоровья и много вам витаминов. Он протянул мне мозолистую руку для рукопожатия.
От него пахло морским прибоем.
Удивительная мужественность.
Я ещё подумала с сожалением, о том, что моим сыновьям хоть немного быть похожими на него.
Очухалась и прямо за руку его в дом.
- Ванечка, а твоя мама тебя заждалась. Сейчас на работе. Не могу тревожить. Давай дождемся её.

Я сначала посадила его за стол, затем вспомнила, что он с дороги. Принесла чистое полотенце.
- Ванечка умывайся с дороги.
Сидим за столом. Оказалось, что он прилетел ещё вчера. Не смог приехать сразу, потому что хотел приобрести одежду, обувь. Затем побриться, постричься...
- Тетя Лена, в своей национальной одежде не мог показаться у вас. А я ведь приехал к вам навсегда. Меня уже ничто не держало там. Несколько стойбищ объединили, и получился целый город. Новые технологии добрались и до нас. Наш народ уже стал стремиться к образованию. Сам отошёл. Уже руководитель должен быть современным, начитанным, понимающим и разбирающимся в политике. Ушло моё время. Теперь буду жить там, где мама. Я ведь один у неё.
Честно говорить, я впервые позавидовала Лесе. Вон какого орла она вырастила. То, что ещё молодым пареньком соскочил с нарт и пошел на выручку отцу, это говорило о том, что такому человеку можно доверить свою спину Он показал себя в тот момент когда пёрли со всех сторон враги. Такой человек ценою своей жизни не допустит никого. Только смерть заставит его открыть спину своему родному. Такие, рождены не подводить. И, конечно я подумала о свои детях, а они смогли бы пойти на такое?...
С огорчением понимала, что на такое способны немногие, и среди них нет моих сыновей. Я так думаю. Себя то не нужно обманывать

Продолжение.   ЭльХан.

МОЙ САМЫЙ ДОРОГОЙ. 18.

Многие вдовы рассказывая о своей жизни почему то делят ее  - До и После, я это про нас тех,  что проживали с мужем,  и...
Но это не затронуло меня ни в коей мере.   Для меня не было никакой разницы. Все шло так, как шло.
С приездом Вани в  жизни нашего села произошли некоторые  изменения. Ваня оказался тем самым человеком - маяк, на которого старались равняться многие.
Что такое маяк?
В бушующую погоду, когда твой корабль возносит на гребень волны и сбрасывает в пучину. Когда вокруг все воет и беснуется , а, ты в растерянности и не понимаешь как быть, куда плыть. Кажется что вот и все. Смерть. Смерть..
Вдруг в ночи ты видишь издалека  свет. Маяк. Это единственное спасение.  И держишь курс на свет.   Корабль выравнивается на него.
Так и в жизни села, многие парни смотря, как держит себя этот чингизид,
(так они прозвали Ваню,)
 стали равняться на него.  Вести себя, как он.

У него немало было поклонниц, которые готовы были хоть сию минуту выйти за него замуж. Но он не торопился делать выбор. Он строил себе дом. Сам покупал строй материалы, привозил. С одним помощником заливал фундамент.
 К моей радости это совсем рядом к моему дому.  Расстояние  в 200 шагов. Сама лично  мерила. И тем не менее,  я очень боялась, что в один прекрасный день Леся пойдет жить к сыну. Этого я категорически не хотела.
Но если она решит, то я тогда ничего поделать не смогу, и все же...
А, у меня все по прежнему. Я так же,  не пропуская ни одну субботу ходила на могилу Феди. Там я себя чувствовала очень хорошо. Душа моя находила именно в этом месте успокоение.

Слегка шумит листва березоньки
кудрявой
Как  будто шепчет мне о тайнах
- мира мертвецов
Блаженство.
 Сидеть прикрыв глаза и слушать
природы звук и чувствовать, как
 ветерок при этом тормошит
 власа твои . Умиротворяет
 место, где похоронен муж мой Федор.

И подтверждаю ещё раз,  что так оно и есть.
Действительно стоит мне присесть на скамейку, как тут же какая то нега обволакивает меня и я нахожусь в другом измерение, где все в покое.
Домой оттуда я возвращалась отдохнувшаяся.
Леся не раз мне говорила, что я стала другой. Что я нашла для себя правильную стезю. И она была права. Сто раз права.
Мои сыновья  ревновали меня к Ване, потому что я всегда в восхищенной форме говорила о нем.  Я говорила правду и однажды, прямо при их жёнах рассказала, какой подвиг совершил он несмотря на то, что Иван был по сути не родным отцом. И тысячу раз права была говоря, что такой силы внутренней, мужественности и порядочности я не увидела и никогда не увижу в моих сыновьях. На тот момент я была в удивление, что эти слова обидели их.

 Витя промолчал, а  младший сын, тут же, упрекнул, что я веду себя,  прямо при их жёнах,  при их детях, как чужая вражья тетка. И, что я унизила своих сыновей, ставя чингизида, выше своих кровных детей. И, что это унижение им не забыть, и не простить.
Правда всегда колет глаза.
Это было как раз на моём день рождение, когда впервые все вместе собрались у меня дома.
За столом были только свои - Леся, внуки, снохи, сыновья. А того, кого я приводила в пример, он только что вышел за порог.
Я всегда даю  отчёт своим словам. Пусть знают насколько я ценю их. И пусть внуки знают, что я думаю о их родителях. Я никогда не говорила плохо о их выборе. Каждый из них выбирает свою половину по состоянию своей души.
Я не считаю, что я похожа на Ваню, которого, я уважала больше всех людей, которых я знала до той поры, но я твердо могу сказать о себе, что я никогда не смогла бы предать того, с кем я шагала по дороге жизни. Я никогда не пожелаю зла, и никогда не покину людей если они этого не заслуживают. Но почему же я при всех своих родных унизила своих самых близких. Думаю для их же блага. Чтобы они знали о том сколько они стоят в моих глазах. 

Я могу ещё раз подтвердить свои слова - Мои дети в моих глазах не стоили ничего. Они бы никогда не купили нам домик, если бы мы не имели своих денег.  Они никогда не говорили своим детям, что бабушку и дедушку надо уважать потому что это их родители. Они никогда не упрекали и не укоряли своих жен, за колкие и ехидные слова, которые те  позволяли говорить в наш адрес. Они не были нашими защитниками в этой жизни. Единственный раз вступились, когда вдруг поняли, что они в глазах своих жен, опустились до самого дна. Только тогда в них проснулось мужское - я. И все потому что их проигнорировали.
После моих слов, они все спешно уехали в обиде на меня.  И, после этого не приезжали очень долгое время. Обидно ли было мне?...
Мне было совершенно все равно.
Я заметила, что мой характер стал иным. Я вдруг поняла, что невозможно  купить, душевное тепло. Никогда не сможешь выпросить любовь. Эти два чувства, которые должны прийти сами.

И потому я все принимала, как должное. Я не боялась смерти, не боялась, что дети мои, навсегда оставят меня, и все потому что рядом с нами находился Ваня. Он сын Леси, не родной, а воспитанный ею и Иваном. Но тем не менее  я отчего то тоже считала его своим сыном. Отношение Вани ко мне и к Лесе было одинаковым. На все праздники, он покупал нам одинаковые подарки. Построил чудесный дом, с верандой с банькой, и курятником. Все что так не хватает городским.   Лесю он уговаривал пойти жить к нему, но она не оставила меня.
Из всех поклонниц, жаждущих быть его женой выбрал тихую, рыжеволосую, с веснушками,  Ксюшу.
Мы одобрили его выбор. И обе попеременно носились с двойняшками, которые появились через год.
Удивительное чувство! Такого приятного чувства я никогда не ощущала, когда нянчила своих родных внуков. Может быть потому что я  была с ними не на одной волне,  как со снохами, так и с родными сыновьями.  Думаю, что в этом я права. Я нянчила их, потому что так положенно. Потому что я их  бабушка...

А, для того, чтобы быть на одной волне, нужно одно из двух. А это уважение или любовь. А этого, и другого, у нас не было. Насколько будут уважать родителей, это зависит полностью от родных детей. Как они себя поставят в семье. Насколько их отношение будет видно для тех, с кем он строит свою семью. За Ваню, я спокойна.  Уверена, что ему не страшна старость, потому что его дети будут строить свою жизнь глядя на него. У них перед глазами наглядный пример...
Это очень важно. 
Моя Леся работала все так же. Очень много именитых людей хотели заманить ее в свои клиники, предлагали большие зарплаты, но она так и осталась верна нашей Дубровке. Мои сыновья навещали меня по самым необходимым праздникам - День рождение,
8 марта,  и в преддверии Нового года.
А мне этого хватало. Я знаю, где находится моя семья. Она вся при мне и рядом со мной.
По прежнему навещаю Федю. Недавно Ваня перевез прах Ивана и похоронил рядом с моим Федей. И теперь уже мы с Лесей спешим туда вместе.

Вот только скамейка у нас общая. Длинная. Одна на двоих. А рядом выкупленные места. Это для меня и для Леси. Я знаю, что когда мы покинем, (как сказала Леся, мы вместе, одновременно взлетим на небо, ) то есть кому навещать нас...

ЭльХан.

       


Рецензии