Ах, Тома, Томочка. Глава 11

   Сюжетом для этой главы послужило стихотворение Ларисы Белоус
   " Русь начинается с деревни", написанное 17.02.2019 года
   https://stihi.ru/2019/02/17/3920

« Всякие перемены прокладывают путь другим переменам».
          / Народная мудрость /.
            
     Вернувшаяся домой через полгода из больницы выздоровевшая Анна не сразу поняла и приняла нововведения в сельской жизни. Ей потребовалось время, чтобы осознать все изменения, как в колхозной жизни, так и на подворье  их нового просторного дома на двух хозяев. Ей казалось, что все вокруг стало совершенно другим, совсем не знакомым и гораздо худшим, чем было до её болезни.

     Чтобы яснее представить себе перемены, происходящие в деревнях в стране в 60-е годы, надо вернуться к событиям,  уже произошедшим десятилетием ранее. Если бы нашёлся тогда провидец, который бы предупредил  о том, что именно вновь избранный Первый Секретарь ЦККПСС своими нововведениями разрушит сельское хозяйство страны и породит начало разрушения СССР, то его, посчитав сумасшедшим,  отправили бы на лечение.
 
     7 сентября 1953 года Трижды Герой Социалистического Труда  Никита Сергеевич Хрущев, выступивший на Съезде с программой  преобразования сельского хозяйства, был избран Первым Секретарем ЦККПСС.

     Совет Министров и ЦККПСС приняли ряд постановлений в то время: о развитии животноводства в стране; об улучшении работы машинно-тракторных станций (МТС); о снижении норм обязательных поставок продуктов животноводства государству.

     Наступила  хотя короткая, но « оттепель», приоткрывшая « железный занавес». В 1953 году были заключены договора о торговле с 13 странами.Среди них были Иран, Швеция, Норвегия, Дания, Франция, Индия.

     В июле 1955 года состоялась первая долгая поездка в 60 дней ответственных работников Министерства Сельского Хозяйства и председателей передовых колхозов в Америку и Канаду по обмену опытом.

     Сельчане сначала с огромным удовлетворением восприняли эти перемены. Даже появилась одобрительная пословица: «Сидя на карусели, далеко не уедешь. Ничего не меняя, лучше не заживёшь!» Однако всякие перемены, даже перемены к лучшему,всегда сопряжены с  определенными неудобствами.

    20 августа 1958 года для сельчан, громом с ясного неба, явилось Постановление Бюро ЦК по РСФСР « О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих посёлках». Оно, якобы, было вызвано тем, что колхозники мало работают в колхозах,а больше времени проводят на своих подворьях. Вверху посчитали, что личное хозяйство – пережиток капитализма и частного землевладения.

      Это Постановление коснулось 12,5 миллионов городских семей, имевших скот и свои огороды. У людей отнимались покосы, урезались приусадебные участки. Началось изъятие скота у хозяев и передача его в колхозы. Площади зерновых по инициативе Н.С. Хрущева и по приказу сверху были засеяны кукурузой, из которой готовился силос.

     В колхозах же не было лишних помещений и кормов, чтобы содержать изъятый скот. Заготовка мяса возросла в разы, в связи с массовым забоем крупнорогатого и мелкорогатого скота. Иное время, иное бремя.

     Если в 1958 году в личных хозяйствах было 22 миллиона коров, то на 1 января 1963 года их осталось всего 10 миллионов.

     Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества, порождающие у людей чувство бесправия и ведущие к тирании.

     Все реформы и проекты того времени, как оказалось, вели к разрушению сельского хозяйства деревни. Они, действительно, привели к тому, что страна перестала себя кормить.

     С конца 1960 года  Правительством страны была сделана ставка на импорт сельскохозяйственных продуктов из восточноевропейского социалистического лагеря и Кубы.

     По-разному народом была воспринята и денежная реформа деноминации и девальвации. Деньги подешевели в 10 раз. « Сталинские портянки» менялись на
« Хрущевские фантики». Обмен денег происходил 3 месяца с января по март 1961 года. Повезло тем, у кого в копилках хранились монеты достоинством в 1, 2 и 3 копейки. Их покупательная способность возросла сразу в 10 раз.

     Не только Анну, но и всех сельчан очень огорчало не столько то, что скота в личном хозяйстве почти не стало, что огород был уменьшен вполовину, а то, что на полках в магазинах кроме маринованных зелёных помидор в трёхлитровых стеклянных банках, да ржавой селёдки в бочках больше ничего не было.

     В 1961-1962 годы уже ощущалась нехватка мяса, масла, молока, хлеба, круп, сахара. Чтобы купить килограмм сахара, приходилось занимать очередь с вечера около магазина, а ночью несколько раз бегать отмечаться. С 1962 года началась закупка зерна в США.  В 1963 году исчезла мука в магазинах.

     В то же время было введено еще несколько разрушительных новшеств. После ликвидации МТС, успешно работавших с 1928 года, колхозы должны были на свои средства закупать и обслуживать всю необходимую технику сами. Не было гаражей и помещений для ремонта, не хватало опытных механиков. Те, кто раньше работал в МТС, получая там высокую зарплату, не желали идти за мизерные оклады работать в колхозы и уезжали в города.

     Новый проект Н.С.Хрущева «Агрогород» по укрупнению колхозов и совхозов привел не только к реорганизации колхозов в совхозы, но и к ликвидации неперспективных деревень. После закрытия в них школ, клубов, магазинов,медпунктов и автобусного сообщения, сельчане были вынуждены переезжать в более крупное село или в город.

     Количество колхозов и совхозов сократилось с 83 тысяч до 45 тысяч. Только в Сибири за 1959-1979 годы количество деревень уменьшилось с 31 тысячи до 15 тысяч.
Полностью разделяю мнение  писателя Василия  Белова, назвавшего  эти перемены
« преступлением перед крестьянами».

    Жители разрушенных деревень стали опускаться, спиваться, болеть, не в силах решиться на разрыв с родным местом, где оставались погосты их предков.  Тысячелетие до этого русская деревня, обладавшая высокой нравственностью, духовностью, крепким здоровьем и трудолюбием, была основой сельского хозяйства.

    «Польский Выселок» переживал в те годы не лучшие времена.  После закрытия магазина к жителям раз в неделю приезжала автолавка с товарами первой необходимости. Семьи стали разъезжаться кто куда. Надумали и Иван с Анной весной 1966 года с четырьмя дочерьми и трехлетним сыном Колей податься в Туву в Кызыл за лучшей долей для своей  многодетной семьи.

     За то, что коммунист Ророт Ян Хоруменович, или как его звали в селе Иван Харитонович, решил «сбежать» из совхоза,  его «пропесочили» сначала на партсобрании в Моторске, а затем  исключили из партии на Бюро райкома КПСС  в  Каратузе.

     В глубоком раздумьи и разочаровании сидел Иван за столом в доме, думая, что ему теперь делать дальше. Столько лет он добросовестно трудился на благо своего колхоза и страны, а его, как шелудивого поросёнка, пнули под зад коленом, не желая даже выслушать.

     Анна, вздыхая, молча собирала ужин. 6-летняя любимица Томочка, сев к отцу на колени, расцеловала его и вдруг громко заявила, чтобы слышали все в  доме:  -  А папочку нашего в Кызыле за работу медалью наградят и снова примут его туда, откуда выгнали, в партию эту».

Продолжение следует:http://proza.ru/2021/01/22/1689


Рецензии
трудное время, волнительно очень!!!

Спасибо, Галина!!!

с теплом души,

добра, тепла и мира,

Ренсинк Татьяна   15.03.2022 15:52     Заявить о нарушении
То время, Татьяна, и до сей поры еще продолжает аукаться сельчанам. Многие сёла так и не восстановились. А в других остались только старики. Вместо пшеницы, ржи, овса поля заросли бурьяном. Коров в деревне уже почти никто не держит.
С благодарностью за понимание. Галина.

Галина Гостева   15.03.2022 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.