Декабрь 1992. Медсанбат

01.12.1992 Записи не сохранились

02.12.1992
Долго пробивался к стоматологу. Он постоянно занят пациентами из числа жён офицеров.
Для того чтобы к нему попасть нужно подойти в определенное время, но в это время я как правило на работе.
Наконец сегодня достал его и вылечил 1 зуб. Напрасно я грыз орехи губами и сухари из сухпайка.

03.12.1992
Уже четвёртые сутки подряд дневалю на первом этаже с Сашкой Б.
Мне периодически делают уколы, а сегодня ещё и физиотерапию. Облучали нос УВЧ лучами. Флюорографию зачем-то сделали.
На улице мороз -25. Несколько раз отключали электричество. Чтобы холод с улицы не поступал в приёмное помещение перед дверью повесили одеяло. Теперь когда заходишь в медсанбат сначала открываешь дверь, а затем отодвигаешь одеяло, как полог у шатра.
Сдал кровь на билирубин - результаты нормальные.
Терапевт обатил внимание на желтушность моей кожи - признак проблем с печенью. Сказал ещё сдать кровь на АДФ и ещё чего-то.
Пока крутишься дневальным в приёмном отделении со всеми врачами сталкиваешься.
Пристал к ЛОРу. У меня после побоев в учебке в ухе постоянно шумит. ЛОР посмотрел и сообщил, что на левом ухе у меня была повреждена барабанная перепонка, но сейчас ранка зарубцевалась и скоро совсем заживёт, если её не тревожить. На слухе это не отразится. Спустя несколько лет выяснилось, что травма уха не повлияла на слух, но имеет другие последствия.
С подозрением на язву желудка поступил Михайленко. Мечтает комиссоваться. Просил чтобы я достал ему марганцовки или ещё что-нибудь, что поможет получить язву.
С Сашкой Б. поругался. Он обманщик и вор. Стал у своих красть.
В приёмном покое работает 3 медсестры. Все симпатичные и общительные. С Рэнкой мы пересеклись интересами на кулинарных рецептах. Сегодня она принесла несколько рецептов тортов, которые ей нравятся. К сожалению записи были выкраны, и уничтожены.

04.12.1992
Двое суток я периодически пытаюсь воспользоваться телефонной связью. Чтобы выйти на связь с Москвой нужно через оператора выйти на коммутатор "Цепочка" Наконец я добился, что меня всё-таки соединили. Связь была плохая, но я слышал деда. Он меня не слышал и телефонистка передавала ему мои слова. Я рассказал о том как добраться до моего нового места службы и приветы.
Рэнка ругалась, что телефон занял в самое неподходящее время. Должно было звонить начальство.
На улице временная оттепель. Теперь везде сильная гололедица.
На втором завтраке накрывающий выдал мне лишний стакан молока - за то, что насобирал для него бычков (окурков)
Сходил на физиотерапию. В соседнем крыле здания находится аптека. Ходил туда за растворами. Привёз на двухъярусной тележке банки, склянки, бутыли и коробки из нержавки.
Постоянно на ногах: то бумажку отнести, то больного одеть, то прибраться, и так не останавливаясь...
Старшина требует с меня и с Сашки Б. сигарету к каждому приёму пищи.
В противном случае грозится направить на работу в другое место: в туалет или на улицу.
Единственный вариант где можно взять сигарет - это выпросить у гражданских, приходящих в медсанбат. Таких мало. Ещё меньше курящих. И надо суметь убедить поделиться сигаретой.
План по сигаретам не выполняем.
Офицеры выходят курить на улицу и с солдатами не делятся принципиально (оно и понятно). У выхода почти очередь из желающих подобрать окурок после офицера.
Курс уколов закончился.
Перед обедом ответственная сестра проверяла порции. Оказалось, что в одних порциях четыре котлеты, а в других по одной и гречки мало.
Раздатчики не знают куда деться. Попали под перекрёстный огонь. С одной стороны дембеля, с другой персонал.
Обед с двумя маленькими котлетами. За партию бычков мне дали тарелку мясной подливы. Сашка Б. Пришёл с извинениями. Надеюсь это не манёвр, а искреннее желание взаимоподдержки.

05.12.1992
Далее записи не сохранились
Ни одно письмо которое я отправлял из медсанбата не дошло.
Письма в которых были записи дневника на мой взгляд, содержали гораздо меньше компромата, нежели те, которые были из учебки.
Но факт остаётся фактом - письма кто-то уничтожал.

06.12.1992
Не смотря на отсутствие дневниковых записей многие моменты легко всплывают из памяти.

07.12.1992 Записи не сохранились
08.12.1992 Записи не сохранились
09.12.1992 Записи не сохранились
10.12.1992 Записи не сохранились
11.12.1992 Записи не сохранились

12.12.1992
Меня выписали из медсанбата
В батальоне меня "радушно" встретили.
Наезжали все кому не лень, считая, что я всё это время был на курорте.
Сначала я ловко уходил от провокаций, но когда все офицеры разъехались откровенно предложили драться.
Против меня выставили невысокого задиристого парня.
А на случай поражения моего противника стояло ещё несколько человек. Что обидно - моего призыва. Выключили свет.
Мой противник неожиданно ударил меня головой в лицо. Так, что я уже практически не мог ни чего сделать. Пару раз достал его, но это мелочь, по сравнению с тем, что я заливался кровью из сломаного носа и ни чего не видел.

13.12.1992 воскресенье
Утром ходили в клуб. Показывали документальный фильм, снятый в полку. Показывали суд над расхитителями. Дембеля украли шлемофоны для продажи. Деньги пропили. Их осудили на 2 года дисбата, но попали под амнистию.
Днём занимались ремонтом в туалете. Я не представляю, как можно было довести помещение до такого состояния. И это при регулярной уборке. Самое неприятное, что канализация практически не работает - дерьмо не проваливается. Приводили в порядок кабинки дверей, красили.
Нашу роту расформировывают. Взяли из каптёрки первый попавшийся комплект одежды и переселились во 2 батальон.
Всего в полку 3 батальона. В наряды ходим по очереди - через двое суток.
Наш батальон в наряде. Освобождённые занимаются своими делами.
Прибрались в расположении и застелили свободные кровати.
В ленинской комнате стоит телевизор, а на столах несколько подшивок газет. Есть книги.

14.12.1992
Ходил в медчасть - отфутболили до вечера.
Вечером удалили из носа гной и залепили пластырем.
Написали справку об освобождении от нарядов и тяжёлых работ на трое суток.
Выдали направление на УВЧ-терапию. В четверг пойду в медсанбат.
Комбат и замполит провели беседу о неуставных отношениях.
Замполит обещал всех близкоживущих отпустить на 3 суток.
Оставшиеся встретят новый год в батальоне.
Пока я был в медсанбате ребята ходят в наряды, караулы и работают в парке. Замучались.
Чтобы мне съездить по увольнительной домой или Москву нужно, чтобы родители лично сообщили ротному или комбату, т.к. Москва находится в другом гарнизоне.
Меня же обещали отпустить когда заживёт нос.

15.12.1992
Записи не сохранились



16.12.1992
До обеда тех кто не попал в караул отправили на работу в парк. Правда практически ни чего там не делали.
Достали из танка несколько деталей, проверили, почистили и с большим трудом установили на место.
В кирзачах ноги мёрзнут. Согрелись немного пока возвращались пешком (около километра)
На обеде ко мне пристали ребята из 3 батальона.
Хотели отнять у меня ремень.
Видно кто-то с кем я был в учебке наговорил про меня всякой фигни.
В моей роте чуть больше 20 человек. Из них 4 деда и трое молодых.

17.12.1992
После завтрака и развода сходил в медчасть.
По поводу носа врач сообщил, что есть перелом, но без смещения - само заживёт.
Я обратил внимание врача на сыпь по телу. Оказалось - бельевые вши. Скорее всего в медсанбате вместе с бельём выдали.
Не смотря на то, что в полку меньше глупой работы, делать здесь тоже не чего нормальному человеку.
Весь личный состав распределили по экипажам боевых машин.
Велика вероятность того, что придётся ехать в Москву по тревоге.
Снятся сладкие сны о доме.

До событий октября 1993года ещё 10 месяцев, а дивизия уже готовится к боевым действиям.

18.12.1992
Дневальный.
Ночью второй дневальный не встал на тумбочку и проспал офицера, который 10 минут ломился в дверь.
За это нас отругали и поставили в наряд через сутки. Велели заниматься уборкой.
Вечером по совету подполковника Пашко сходил в медчасть.
В медчасти на нос наложили повязку и велели прийти утром.
Наряд сдали плохо: в туалете бардак, в сушилке вода из неисправной трубы накапала лужу.

19.12.1992
Сходил в медчасть. Чтобы продолжить адекватное лечение нужно ехать в медсанбат. Но машина будет только в понедельник.
Меня направили в распоряжение Пашко. Пол дня ждал его.
Около полудня стали делать плакат для наглядной агитации.
В основном шло обновление и реставрация старых плакатов. Обрезали потрескавшиеся края, соорудили каркас.
Дежурный по батальону не знает кого ставить в наряд.
Я освобождён на трое суток. Может сложится впечатление, что я умышленно увиливаю от нарядов и работ. Но мне действительно плохо.
В дивизии объявлен конкурс на желающих послужить на юге страны. Там неспокойная обстановка и тем кто будет наводить там порядок будут платить приличные деньги.
Два парня написали заявление на перевод в Закавказье.
Поскольку не смогли набрать необходимое количество среди желающих, начали набирать среди залётчиков.
Ко мне тоже подходили офицеры, но я наотрез отказался.

20.12.1992 Записи не сохранились

21.12.1992
Подполковник Пашко с которым я проводил некоторое время практически спасал меня от наездов сослуживцев в течение дня. При этом я понимал, что та работа по оформлению наглядной агитации явно недотягивает до приемлемого уровня. Должность у него была странная - что-то вроде помощника командира по работе с личным составом. Этакая смесь политрука и замполита. Это был худощавый и уже пожилой человек. Но авторитет имел такой, что с ним ни один офицер не спорил. Именно с его подачи меня командировали позже на полигон. Если бы этого не произошло, через 3-4 месяца издевательств надо мной, несколько матерей получили бы похоронки. Не знаю хватило бы у меня ума приготовиться к акции "Справедливость", но двух рожков от калаша вполне хватило бы на нескольких ублюдков.

22.12.1992
Снова попал в медсанбат с диагнозом "Перелом костей носа без смещения отломков, рвано-ушибленная рана наружного носа"
Обработали рану, наложили шов. Рентгенография подтвердила диагноз.
Командир медицинской роты - ведущий хирург в/ч 69630 Майор м/с В. Сахарук. Лечащий врач капитан м/с Д.Соколов
Приезжали родители. Естественно с гостинцами. Сдерживая слёзы при взгляде на меня, на моё лицо.



23.12.1992
Записи не сохранились



24.12.1992
Утром убирал палату.
Сделали 2 укола и перевязку. Сходил на флюорографию.
В животе революция - есть охота.
Все мысли только о том где достать еды.
Одно радует: тепло, играет "Европа плюс" и ни чего не делаю.
Сходил на УВЧ.
Перед обедом помогал накрывать столы. Наелся благодаря добавке.
после обеда тихий час. Перед ужином ещё укол.
Как обычно перед отбоем всех построили, посчитали и распределили на работы.

25.12.1992

Записи не сохранились



26.12.1992

Записи не сохранились



27.12.1992
Распорядок дня как обычно.
Уколы перестали колоть, таблетки не нужны. Отёк на лице прошёл, только под кожу запихали какую-то трубку.
Заботы сохраняются изо дня в день - уборка, кормёжка.
После обеда меня поставили в наряд по столовой.
Почти все, кто ходит в этот наряд объедаются до блевотины.
Я до такого не дошёл.
Вся работа заключается в поддержке чистоты и помощи в цехах. Поскольку столовая в медсанбате рассчитана на гораздо меньшее число людей, то и работы в ней меньше.

28.12.1992
С утра уборка в палате, затем в туалете, в офицерской палате, и в ординаторской.
На второй завтрак два блинчика, яблоко и чай.
После обеда снова наряд по столовой.
Повар оставлял тефтели, но их кто-то стянул. Повар разозлился и весь наряд терроризирует и гоняет.
Урывками поел всякой-всячины. Если разорвать пустой молочный пакет, то на верхней части упаковки можно собрать около чайной ложки сметаны. Несколько пакетов - несколько ложек. Вкуснатища!
После отбоя старшина позвал меня в свою палату. Говорили на разные темы. Расказчик я плохой. Напоследок он показал плёнку с негативами, выслушав моё мнение об их качестве.
Из каких-то запасников старослужащие украли жестяную банку объёмом около литра. В ней горошины с витаминками.
Съел около сотни - вкусно!

29.12.1992
С утра уборка.
На второй завтрак молоко и пол яблока.
Убирал палату и туалет.
Сходил на УВЧ. Сдал анализы.
После ужина повар дал наряду вещи для стирки. Разделили на троих. Я штаны постирал. Куртку и фартук остальные.
Любопытно, что такое положение дел являлось нормой. Любой из молодых кто попал бы на моё место поступил так же. Плюс моё мировоззрение на тот момент.

Парнишка, призвавшийся совсем недавно поступил к нам с переломом руки. Он не был выдающейся комплекции, но зато обладал выдающейся бо;рзостью. Попал он в медсанбат со сломанной рукой - хотел продемонстрировать сальто, но неудачно приземлился. В общем хвастун и болобол.
Считал, что его травма чуть ли не боевое ранение при выполнении подвига, от чего демонстрировал свою привилегированность наездами на окружающих. В драке моей техники легко хватило бы, чтобы уделать его, даже если бы у него не было перелома руки. Но психологически я не был готов применить силу против него. Мама учила не обижать маленьких. Осознание того, что причиню кому-то боль меня останавливала до такой степени, что выпады в мой адрес спускал на тормозах. А выглядело это как трусость.
Звучит как оправдание, но трусом не был.
В общем в медсанбате свои заморочки, которые ни чуть не лучше чем в части. Разве, что коллектив поменьше численностью и территория ограничена.
Я был лишь человеком, который не знал как поступить правильно.
Ну проломил бы череп кому-нибудь или расстрелял бы в карауле дембелей. Что дальше?
Считаю, что на тот момент я поступил правильно. Политика игнорирования была самой верной.
Теперь, спустя много лет, я понимаю, что все проблемы закладываются и выгодны офицерам, а рядовой состав - марионетки.

30.12.1992
Весь день наряд по столовой.
Лишь несколько раз выходил на сдачу крови для анализов.
Весь день на ногах. Занят не только уборкой, но и мелкими поручениями: принести, подать, сделать...

31.12.1992
Снова наряд по столовой. На этот раз особо ни кто не напрягал. Полы вообще не мыли.
По традиции мытьё полов представляет из себя следущую процедуру:
Сначала пол подметается. Потом берётся щётка-ДК (круглая шайба с резьбовым отверстием по центру, жёсткий ворс по периметру из миллиметровой лески), в середину щётки кладётся кусок хозяйственного мыла и пол натирается. Затем всё мыло собирается мокрой тряпкой и пол промывается чистой водой. Учитывая площадь пола - работа трудоёмкая и занимает много времени.
Находясь на территории столовой и имея доступ к электроплите и цехам, пожарили себе картошки на комбижире и наелись яблок.
Когда вернулся в палату, то обнаружил, что всю мою тумбочку обчистили.
Не имея возможности носить все свои трофеи и личные вещи с собой каждый оставляет их либо в тумбочке, либо в тайниках.
Причём доступ к тайнику должен быть таким, чтобы ни кто не видел, а при необходимости можно было бы быстро воспользоваться. Тайника у меня не было.
Часть моего дневника, витаминки и разные мелочи (важные для меня) пропали.
Кражу мог совершить только тот кто имеет возможность свободно перемещаться, когда остальные чем то озадачены.
Людей в хирургическом отделении прибавилось. Теперь нас 21.
К некоторым ребятам приходят сослуживцы из частей, приносят денежное довольствие и угощения.
Вечером народ занимался своими делами и ни кто не напрягал работой. Лёг спать.
За несколько секунд до нового года проснулся. Под бой курантов пошёл в холл смотреть "Маски шоу"


Рецензии