Октябрь 1992

01.10.1992
После подъёма собрали простыни, наволочки. Разобрали кровати и отнесли их в сушилку.
На завтрак съел 1,5 порции: рис с котлетой, хлеб, кисель.
Убрались в комнатах.
Каждый рядовой получает в нагрузку общественные вещи. Мне достался мешок сержанта и коробки с хэбэшками.
К столовой подъехали автобусы. У общаги загрузили Камаз всеми вещами, кроме личных вещмешков, в которых лежит отборная картошка.
Дотащили их до автобусов. В 2 автобуса загрузили 2 роты.
Нашей роте достался "Пазик"
Я устроился на проходе в мешках. Это удобнее, чем сидеть у кого-то на коленях или держать кого-то на коленях.
Теснота - не повернуться.
Долго ждали отправления. Начали поглощать сухпай. Мне выдали 10 сушек из общего пайка.
Обратный путь через Ступино, через Оку. Около П-Посада свернули на Горьковку и напрямую до Коврова.
Выгружались, когда в полку проходила вечерняя поверка. Дождь.
После отбоя раздали почту. Мне 3 письма и бумажка на бандероль. Два конверта вскрыты.
С удовольствием всё прочитал.
Через час роту подняли.
На стол поставили тумбочку, на неё табуретку и сверху ещё одна.
На самый верх заставили забраться самого низкого бойца. Им оказался Шабуров.
Он прочитал приказ от 29.09.1992 - дембель.
Из под Шабурова выбили опору и он свалился вниз. Удивительно, но обошлось без травм.
В полночь приехал Камаз и всех подняли на разгрузку.
Самым борзым присвоили звание ефрейтора.

02.10.1992 Подъём 06:00 Убирались в расположении роты и на территории.
Дождь. На завтрак картошка пюре, рыба, хлеб, масло.
Загрузили машину вещами из бокса. Затем разгружали её в другой бокс.
11:30 сержант У отвёл меня и Антонова на почту за посылками.
Пока прятались от дождя в Камазе, я вскрыл свою посылку.
Взял несколько конфет, три горсти печенья, коробку с конфетами и фотоплёнку.
Остальное забрали сержанты и ребята.
Антонов свою 7-ми килограммовую посылку решил донести до роты.
У него сержанты забрали всё. Оставили только печенье.
Сержант К. поинтересовался хочу ли я остаться в полку. Я сказал, что сержантом не потяну.
Тогда он сказал, что можно остаться художником в клубе, там не сложно - шаблоны, трафареты...
Я сначала отказывался, но как только согласился, сержанту К. стало неинтересно.
Антонов раздал оставшееся печенье на всех ребят.
Куликов взял на себя лидерство и убедил ребят не делиться со мной.
Аргументировал это тем, что я не должен был в колхозе есть торт (торт мне дал сержант У.)
Чуть позже я попросил печенье у Кирьянова. Он оглянулся, чтобы ни кто не видел и поделился.
А ещё позже Антонов сам ко мне подошёл с угощением.
После обеда занимались своими делами.
Вместо Старшины теперь маленький, толстый прапорщик с дефектами речи. С плохой стороны пока ни как себя не проявил.
По телевизору смотрели диснеевские мультфильмы.
Я раздал все неподписанные конверты.
Выдали денежное пособие 165руб.
Тут же собрали по 100рублей на дембелей, 15 на хоз. нужды, 20 своим сержантам (замкомвзвода), 25 за то, что в колхозе не заплатил сбор на алкоголь.
В общем от получки у меня осталось 5 рублей.
лейтенант Макшанцев собрал всю роту и спрашивал нет ли у кого претензий по денежному довольствию.
Какие могут быть претензии? Конечно нет!
После бани ужин. В столовой нет света. Ели в темноте.
На улице снег. Погода мерзкая.

03.10.1992
Ночь спокойная. Батареи топят жарко. Холодной воды нет.
После уборки в расположении завтрак. Картошка.
Получили шинели и до обеда клеймили их и подшивали. Длина шинели определяется не персонально для каждого бойца, а в зависимости от общей длины большинства. Так получается, что у невысоких ребят шинель чуть ниже колен. В общем строю нормально, но отдельно боец смотрится комично.
Всех раскидали на работы.
Я убираюсь в умывальнике.
За водой ходили в столовую 47 полка.
Пришил к своей шинели шеврон и петлицы. Сержант У. приказал пришить на его шинель петлицы. Не забыв упомянуть, что если я не сочту это за просьбу сильно занятого сослуживца, то он прикажет мне, как старший по званию. Только после этого будет мучить уставщиной и строевой подготовкой всю роту.
Обед задержался.
Сержант У. дал денег и послал в Чепок за булкой и двумя язычками.
На входе в Чепок несколько сержантов скрутили меня и отняли деньги.
После моих уговоров - часть вернули.
Пришлось добавить свои 10 рублей и 2 рубля У Кирьянова (он с ребятами пришёл)
О том, что у меня есть деньги ни кто не знает.
Купил, что нужно.
Сразу после обеда стали готовиться в наряд.
Я, Антонов и Михайленко в штабе. Лиходед получил ефрейтора и будет дежурным по штабу. Лейтенант Мусатов ему помогает.
На ужин ходил последним. Выпил чаю и съел хлеб с маслом.
В штабе распределили территорию и убрались. В комнате дежурного по полку от взрыва конденсатора упала люминесцентная лампа. Антонов убирал.
В Чепке взял на 30 рублей 300 г. конфет.
Около полуночи все разошлись спать. Я остался. Прочитал письмо от сестры. В конверте был грамотно вложенный стержень и календарь.
Очень кстати.
Пока бодрствовал написал письма.

04.10.1992
02:00 пришёл Антонов и принёс банку тушёнки. Лавягин дал хлеба из столовой и втроём съели. До 05:30 спал в роте.
Утром провели влажную уборку и отдыхали.
Только один раз пришлось бегать на постоянку с приказом о сборе от подполковника Подпечкина.
После завтрака бегал в столовую за яйцами и хлебом для дежурного по полку.
Лиходед уехал в Ковров.
До обеда немного убирались, а потом в чепок сходил. На 30р. купил 400г. печенья. 300г сразу в чепке съел, а остальное принёс.
10 рублей давали ребята. Михайленко предполагал, что я больше принесу. Стал обвинять меня, что я все его деньги проел.
Последнее время любит наезжать на всех. При этом благополучно забывает о своих косяках, которых не мало.
Это конечно мелочи жизни, но уж очень он лихо на себя одеяло тянет.
Михайленко так заводится, что готов "испепелить" любого, кто попадётся на роль "виноватого"
Антонов после прогулки до чепка угостил меня 5 овсяными печеньями и конфетой.
Чтобы вызвать водителя дежурной машины к столовой пришлось идти на постоянку.
На обед меня сменил Михайленко.
Выбрал из супа мясо и съел с картошкой.
На выходе из столовой 2 азербайджанца ограбили меня на 21 рубль.
Прямо в здании чепка Антонова ограбили на 100 рублей.
Вымыл в штабе пол.
Темнеет рано. Лампочек в коридорах не хватает. Наряд сдали легко.
До вечерней поверки готовились к строевому смотру. Пришивали пуговицы к шинели.

05.10.1992
Утром зарядка и бег. Сержант У. все 2 круга по лесу бежал с нами.
Перед завтраком слегка убрались и готовились к строевому смотру.
На завтрак сидел за столом с дембелями. Поел нормально.
На строевом смотре проверяли наличие одежды и клеймения.
Картошку, привезённую из колхоза высыпали в сушилке. Теперь сложили её в мешки и сложили в каптёрку.
Сначала подметали вокруг столовой, но ком.полка направил нас в баню. Мыли стены и полы, испачканные после покраски.
Самые борзые решили, что они должны руководить процессом и занимались тем, что указывали на недостатки, подгоняли и пинали остальных.
Я высказал своё несогласие положением дел, за что был дважды избит.
Обидно, что сослуживцы не стали отстаивать правоту. И дали нескольким борзым понукать собой.
Как стадо баранов, которых направляет три щенка.
А увидев послушность баранов эти щенки матереют.
Естественно один я не мог справится с несколькими парнями, не утруждающими себя тяжёлой работой.
Пока нас не было в роте перевернули содержимое тумбочек. Хорошо, что ни чего не выкинули.
После обеда наш взвод в подвале перетаскивал кирпичи из одной каморки в другую. Затем плиты и доски.
И в этот раз несколько самовыдвиженцев отстранились для руководящей работы.
Я и ещё трое ребят доделывали работу.
В это время лейтенант Макшанцев разговаривал с борзыми.
Теперь понятно, что офицеры выбрали претендентов в сержанты и готовят их. Сами офицеры не могут заниматься прессингом (их быстро под суд отдадут) - для этого нужны чужие руки (если что, то свидетельства против сослуживцев выглядит как позорное стукачество).
Краем уха слышал, что за водку Макшанцев может уладить любой вопрос.

06.10.1992
Сержант У. давно хотел, чтобы его отправили в войска. Его мечта сбылась.
С утра убирался в расположении взвода. Опять строевой смотр. Выдали комбинезоны.
Час стояли на плацу. В это время офицеры слушали распоряжения ком.полка и заместителей.
Ходили на КТК учились вождению на выключенных тренажерах. Затем в учебном корпусе было занятие по тактике. Записали несколько строк про оборону и наступление.
Сегодня заступаем в наряд. Я по роте.
Сержант С. взял увольнительную и смылся на родину (в Узбекистан). В отделившейся республике срок службы на пол года меньше. А здесь ещё пол года служить в другой стране.
Ночью проходил ритуал перевода "Черепов" в "Деды"
Понятно, что среди сержантов.
Роту построили. Сержант лёг на кровать. Его завалили подушками и "дух" хлестал ниткой 18 раз.
В это время под кроватью лежал другой "дух" и кричал, изображая боль.
Не смотря на наш перевод в "молодые", фактически мы остались "ду;хами"
Переход на новую ступень для нас будет только после прихода новобранцев. Они заменят наше место.
Вода только холодная. У меня 4 подшивы, но стирать лень.
Воду приходится носить самим из-за неисправности водоснабжения.
Перед разводом заменил на сапогах каблуки.
Приняли наряд. Дежурным ефрейтор Тюмков.
Дембеля собрали вещи и ждут увольнение в безделье и алкогольных попойках.

07.10.1992
Ночью спал 4 часа. Бегал будить поваров.
После завтрака под руководством сержанта Г. я с Сергеевым заклеил окна в 308 кабинете учебного корпуса.
Методика заключается в намыливании бумажных полосок и прикладывании их к рамам.
Теоретически при высыхании полоски не должны пропускать холодный воздух в помещение.
Всё отклеилось. Может мыло не подходит, может ещё что...
На склад 47 полка привезли морковь. Дружно её грызли.
В роте подмёл лестницу. В столовой собирал ложки - ушло много времени пока все поедят.
После обеда вымыл пол в туалете, ввернул 3 лампочки и вымыл лестницу.
После визита зампотеха батальона командир роты стал придираться к нашему наряду. Грозил по 5 суток губы, если ночью не устраним недостатки.
На ужин только хлеб и чай.
Поверка из-за плохой погоды не на плацу, а в расположении роты.
Перед сном наш наряд помогал убираться новому.
Разговаривал с Котом. отпуска будут давать только после года службы.

08.10.1992
На зарядку ходили без сержантов. И даже делали её. В конце пробежали 2 круга вокруг спортгородка.
Сержант Т. написал на моём ремне, что 27.09.92 я перевеведён в "молодые"
Теперь основу нашего питания составляет картошка.
Я, Кирьянов и Пестышев убирали возле кочегарки мусор. Потом лейтенант направил нас помогать чистить колодцы. Вынесли 5 вёдер грязи и сделали крышку из досок. Сверху прибили листы железа.
На обед мне картошки не досталось.
Первый раз в жизни испытал чувство изжоги. Неприятная штука.
Получил письмо от одногрупницы - отвлёкся немного.
У каждого бойца есть учётная карточка в которую записывают успехи и оценки.
Офицеры ставят их произвольно. Не сильно задумываясь над реальными знаниями и навыками бойца.
Обещают провести экзамен по физкультуре, теории, гуманитарной и огневой подготовке.
Результаты влияют на дальнейшее распределение в войсках.
Вообще заполняют карточку без экзаменов - нет времени на эти глупости.
Погода мерзкая, хронический недосып.
Пестышев рассказывал как хорошо у него на родине - в Краснодарском крае. Приглашал после армии в гости.

09.10.1992
05:00 Немного убрались, оделись, взяли мат базу и на электричку.
Расположились на ТД. 07:00 привезли завтрак.
За еду драка. Хлеба мне не досталось. 2ст. ложки картошки и немного рыбы.
Бросил учебно-имитационную гранату на отлично и хорошо.
Холодно, ветер, дождь. Руки замёрзли.
ефрейтор Михаил М. - руководитель на учебном месте по сдаче нормативов (сборка-разборка пулемёта) У всех удовлетворительно.
Из-за запрета на стрельбу первый взвод только прицеливались и измеряли расстояние до цели.
Наш взвод стрелял.
На подходе к танку грязевые лужи глубиной 20 см.
Сержант Р. первый раз командиром танка. Тормозит по-страшному.
Я включил всё как надо, но что-то не сработало и ручное управление отключилось, а электронное не включилось.
Я оказался крайним. Из-за чего я получил кучу оплеух и ругательств.
Сержант Р. сам сел на место наводчика и убедился, что мной всё сделано верно.
Оказывается ремонтники выключили один щит.
Заезд не состоялся.
Когда я снова пошёл стрелять, то всё работало, но вода попала в прицел и забрызгала смотровые стёкла так, что мишеней не видно.
Увидел какое то пятно, выстрелил из вкладного (заменителя штатного снаряда)
Серожант Р. злится. Всё время спрашивал вижу ли я цель. А сам тоже ни чего не видел.
Так отстрелял весь взвод.
Говорят, что на штатной стрельбе танки будут отрегулированы  и пристреляны.
Возвращаться решили на электричке. Чтобы успеть бежали 1,5 км в зимних бушлатах.
Я совсем выдохся. На финише меня подталкивал сержант Т. Я даже ноги не успевал переставлять...Но импульс, который давал сержант Т. был таким, чтобы я не упал.
Электричку отменили. Пошли пешком.
Сразу в столовую. Второго не досталось, зато первого по 2 тарелки.
До ужина убирались в расположении роты.
Вынесли все кровати и тумбочки. Пол мыли с мылом.
На ужин с нашего стола соседи стащили 5 кусков хлеба из 10.
Мяса и масла нам не досталось. Впятером съели картошку, рассчитанную на шестерых.
Третий взвод задержался в столовую. Им вообще ни чего не хватило.
За то, что наш стол не оставил картошки - ребята с соседнего стола обещали нам отомстить.


Спустя пол года, мне рассказывали историю, произошедшую на стрельбах. Боец, призванный в армию на пол года позже, в условиях ограниченной видимости, не мог увидеть мишени. Командир танка страшно ругался на него. Несчастный сделал всё возможное и когда увидел ряд огоньков, доложил, что видит "Много маленьких БТР-чиков!" На что получил команду: "Стреляй!"
Оказалось, что в противоположной стороне от направления стрельбы шла ночная электричка. Хорошо, что в ней не оказалось людей, по тому, что этот боец оказался на редкость меткий...
Оказалось, подсветка на мишенях, имитирующая противника работала не очень хорошо. И при визуальном поиске цели, в состоянии стресса, боец развернул башню на 180 градусов...

10.10.1992
Утром большинство отправилось убирать территорию. Остальные чистили комбинезоны.
На завтрак кусок хлеба и кусок рыбёшки.
В комбинезонах построились на плацу. Речь полковника сводилась к тому, что мы сами должны обеспечивать себя всем необходимым.
Наш взвод отправили на засолку моркови, а меня и Ромашкина направили на уборку ротной территории в столовой.
Чтобы удобнее было убираться мы сняли комбинезоны и положили у нас на виду в холле.
Ромашкин ушёл в туалет, а я остался чистить раковины, расположенные в холле.
Один из прапорщиков, работающих в столовой сказал, чтобы я шёл за чистящим порошком, а он посмотрит за комбезами.
После некоторых колебаний я пошёл за порошком но не нашёл и уже через 2 минуты вернулся.
Прапорщика и комбинезонов уже не было.
Всё вокруг оббежал, но ни прапорщика, ни комбинезонов...
Сержант Т. как только узнал, сразу разозлился. Это грозит ему потерей увольнительных, а взводу будут поручать самые плохие работы.
Велел "рожать" комбезы.
Сказал, что один комбез стоит 13000р.
Ребята ругаются и грозят физической расправой. Как будто это поможет вернуть комбинезоны.
Заступил в наряд по роте.
Офицеры устроили пьянку. Нажрались и начали драться друг с другом.
Дважды я убирал в канцелярии следы побоищ и кровь.
Поужинали нормально.
Дежурным по роте заступил Михаил М. - боится, что к нему будут придираться из-за чистоты помещений. Всю ночь убирались.
Хотел было на пол часа прилечь, да не получилось. Михаил М. выговорил мне, что я офигевший солдат, слишком самостоятельный. Нужно было разрешения спросить.
Отопления нет. В роте холодно.

11.10.1992
Весь день убирались и выполняли различные поручения офицеров и сержантов.
Дембеля в столовую не ходят. Приходится приносить им, чтобы офицеры не видели.
На обед заготовщики прошляпили и первое и второе.
Я съел 2 куска хлеба, 3 кусочка мяса и кружку компота.
Ужин тоже не получился: чай и хлеб.
До самой сдачи наряда убирались в роте.
Хорошо, что ротный и сержанты не придирались.
Дембеля бездельничают, сержант В. в командировке, сержант Г. в санчасти.
Пока было светло сфотографировал сержанта Т. с автоматом.
В соседнем полку оказался мой однофамилец и он получил моё письмо.
На вечернюю поверку вышло 5 человек. Остальные в наряде.
На улице холодно и дождливо.
22:00 отбой
12.10.1992 На завтраке остался ждать второго дневального. Охранял для него еду. Он задерживался. В мои обязанности входило мытьё ложек и сдача их в хлеборезку.
Попросил ефрейтора дежурной роты посмотреть за моими вещами, пока я сдаю ложки.
Только я отвернулся, как сержант отослал ефрейтора руководить нарядом по столовой.
Через несколько минут моей шапки уже не было.
Наткнулся на лейтенанта Макшанцева. Всё ему рассказал. В том числе и про комбинезоны.
Сержанту Т. сразу объявили 5 нарядов вне очереди за то, что сразу не сообщил о промотании комбинезонов. Все на меня злятся.

13.10.1992
06:00 подъём. Отопления нет. Убрались в роте.
Сходили на завтрак. Почти ни чего не досталось.
Ротный послал меня и Антонова в учебный корпус заклеивать окна, но следом послал за нами, чтобы мы шли в столовую чистить морковь.
Погрызли морковки. Постоянно отключается электричество. Дочистить немного не успели.
Пообедали хорошо: 2 тарелки борща, картошка, 2 компота и 4 куска хлеба.
Пытаюсь понять взаимоотношения между старшими по сроку службы и старшими по званию с непосредственными начальниками.
Очень трудно определить грань перехода грубой шутки в издевательство и насилие.
Я совсем запутался.
Сержант К. попросил подшить его п/ш. Именно попросил, ссылаясь на реальную занятость,  а не приказал или заставил. Подшил.
Мне свойственно долго терпеть и входить в чужое положение. Но терпение может переполниться.

14.10.1992
За ночь выпал снег. Пришлось чистить.
Сами бегали на зарядку. Лучше самим побегать, чем злые сержанты доведут до изнеможения.
Мне дали работу: разметить фанеру для изготовления лопат.
До обеда разметил и напилил.
Дед прислал письмо. Я его прям зауважал: так вложил купюру, что на просвет не видно.
Сержант Т. поставил задачу после поверки подшить п/ш ему и Мишке М. Затем до 01:00 убираться в туалете.

15.10.1992
05:00 Бегом на электричку. Холодно.
Позавтракали на ТД нормально.
Я сначала занимался в отапливаемом классе с лейтенантом Мусатовым. Потом на сборке-разборке ПКТ с лейтенантом Хмарой. Холодно - в норматив не уложился.
Стоял на вышке. Видимость отличная.
Отстреляли. Я попал в обе цели.
Обратно ехали на машине. Забились как селёдка в бочке. Главное не пешком.
На обед достался только рассольник.
Володя П. попросил сходить в чепок за конфетами. Заодно купил пряник на деньги, которые мне вчера в письме прислал дед.
На выходе из чепка меня встретили 5 сержантов с постоянки и наполовину обчистили.
Теперь я должен Володьке П. 15 рублей.
В роте капитан Клочко сообщил о том, что наш взвод отстрелял лучше всех.
Меня поставили в наряд по роте.
Ефрейтор Тюмков попросил постирать его подшиву. Я отказался. В результате он приказал убираться в туалете до 02:00.

16.10.1992
Воспользовавшись моментом на час вздремнул в сушилке. За это дежурный Куликов испинал меня. Хотя сам спал в неположенное время.
До обеда все ушли на тактическое поте.
К Антонову приехала мать. Он угостил меня печеньем и конфетами, вернул долг.
С Володей П. и Виталиком М. ходили в чепок. Там проели все деньги.
Вернул долг Володе П. и одолжил Виталику М.
Для конспирации, как правило, не фиксирую сколько у меня денег, откуда, где я их прячу, сколько беру в долг, сколько одалживаю.
Я и Михайленко убрали всё кроме своего туалета, лестницы и опилок на улице. Холодно.
Куликов обещал со мной "Круто" поговорить за то, что он лёг спать только в 11:30.
Антонов передал все сладости взводу. Распределение прошло таким образом, что до меня дошло только одно яблоко, 2 печеньки и 3 карамельки.
Сдали наряд по роте

17.10.1992
Ночью каптер Лавягин хотел заставить меня клеить окна в учебном корпусе вместо него.
Я отказался.
Сначала он пытался вытащить меня из расположения, чтобы притащить в учебный корпус для работы. Я сопротивлялся и у него не получилось, не смотря на то, что он вдвое здоровее меня.
Было темно, но я уверен, что за нашей потасовкой наблюдал лейтенант Макшанцев.
Тогда Лавягин от отчаяния ударил меня по челюсти так, что к утру она опухла и изменила моё лицо.
Заметив изменение моего облика после подъёма меня долго расспрашивали по очереди все офицеры, вызывая на персональную беседу.
Замполит, майор Ванаев, капитан Кот, Капитан Потапов.
Ванаев пытался втереться в доверие, называя меня теперь своим другом.
Замполит раскрутил,  добившись от меня признания, что синяк от Сержанта Т. , а челюсть от Лавягина.
Замполит сообщил и хорошую новость. Комбинезоны можно списать, оформив их соответствующим образом, и останется заплатить рублей 100.
Чтобы я не сильно светился в полку мне поручили нарисовать на ватмане газету. Для этого показали рисунки из дембельского альбома и дали фломастеры.
Помогал наряду убираться, а затем и сам заступил.
Сержант Т. вернулся из наряда и велел мне не светиться своим лицом. для этого отправил меня спать, а вместо меня поставил Екимова.
К Виталику М. приехали родители и знакомые. В канцелярии накрыли стол. Пьянствовали с офицерами и разговаривали.
Кое-что перепало сержантам.
Сержанты всё время шевелят челюстями - жуют.

18.10.1992
Антонов вернулся с матерью. Она экстрасенс.
После общения с офицерами и персональных сеансов она уговорила офицеров провести массовый сеанс.
Роту рассадили на центральном проходе казармы и она прочитала нам небольшую лекцию.
После возвращения из бани она провела сеанс медитации.
На магнитофоне включили Жан Мишель Жарра и все задремали, воспользовавшись временным затишьем.
Антонов до армии занимался восточными техниками и медитациями. Он даже пытался продемонстрировать что-то, но в глазах циников-материалистов выглядело это смешно. Циники под восточными техниками понимали лишь боевые искусства. А Антонов совсем не тянул на бойца.
После уборки в роте Виталик М. угостил меня 4 конфетами, 1,5 бубликами и вернул 25 рублей.
Проклеймили п/ш. Всем выдали для строевого смотра комплект нижнего белья, платочек и в.б. (военный билет)
Сержанты стрясли с роты 250 рублей. Я отдал свои 25 рублей.
Наряд сдавал до 23:00. Сержант Т. помог - сказал, что наряд сдаётся до 21:00.
Постригся.

19.10.1992
После завтрака строевой смотр. Меня оставили рисовать газету, а остальных отправили на работы "в тыл"
Чуть позже был направлен убирать стихийную свалку, которая образовалась от посещения солдат родителями и уединении в ближнем леске.
После обеда все занимались уборкой свалки. Перекидывали мусор в машину и собирали то, что валялось на земле.
Сержант В. забрал меня, чтобы я подшил его п/ш.
Сдали свою х/б и одели п/ш. Моя мне маловата, но прапорщик менять отказался.
Поужинал едва.
После ужина продолжил подшивать п/ш Сержанта В.
Он угостил меня едой: картошка с мясом, 3 бутерброда с маслом.
Подшивал до отбоя. Даже на вечернюю поверку не ходил - Сержант В. отмазал.
Спать лёг 23:00. Сам подшиться не успел.
20.10.1992
Ефрейтор Куликов придрался и оторвал грязную подшиву.
Сержант Т. увидев, что я не подшит оторвал все пуговицы на п/ш.
Теперь пришивал и подворотничок и пуговицы.
2-й и 3-й взвод одели комбинезоны и ушли в тыл работать.
1-й взвод на КТК учиться.
Я остался рисовать газету.
В полк приезжал комдив. Весь день дождь.
Газету почти нарисовал, осталось мелочи. После обеда дорисовал газету.
2-й взвод готовил мётла, а 1-й заклеивал окна. Теперь клеят не бумагой, а тряпичными полосками, не забывая заткнуть ватой щели.

21.10.1992
22.10.1992 Получил письмо из дома
23.10.1992
Все кроме дневальных ушли на стрельбу.
Меня оставили за дневального. Пока стою на тумбочке а рядом нет ни сержантов ни офицеров пишу письмо.
24.10.1992
25.10.1992
Приехали родители.
Основное время провели в Пакино в гостинице. Заплатив за неё 105 руб.
Наелся сладостей. Наговорились друг с другом.
16:00 родители отправились на станцию, а я ещё остался в гостинице и вздремнул до 20:00. Прибыл в роту.
Всё что оставалось съестного по-тихому разворовали.
Подшил комбезы от дыр.

26.10.1992
После завтрака строевая подготовка. Весь батальон 2 часа заставляли ходить по плацу. После чего распределили по работам.
Я дооформлял стенд и доел последние гостинцы.
На строевой меня отозвал комбат. Интересовался как относятся родители к тому что со мной произошло. Пожали друг другу руки.
Некоторые ребята издеваются: "Нашёл себе друга. Теперь на всех стучать будет"
После обеда наш взвод одел старые комбезы и отправился на станцию разгружать уголь.
Гружёные вагоны открываются таким образом, что уголь сыпется на рельсы. Наша задача заключалась в перекидывании угля подальше от вагона, чтобы оставшийся в вагоне уголь мог высыпаться полностью.
Самые физически крепкие забрались внутрь вагона, чтобы направлять массу угля к краю.
Работали интенсивно. Устали. Когда стало темнеть жгли с сержантами костёр.
В часть вернулись незадолго до ужина.

27.10.1992
 На территории заставили убираться тщательнее обычного. Ждут приезда генерала.
Чтобы не попасться на глаза, всех увели в лес.
В лесу меня стали прессовать. Как не старался, но должного отпора дать не смог.
С одной стороны в ватном комбинезоне движения скованы. С другой стороны явное численное и физическое преимущество.
С досады решил припугнуть, что ночью проломлю голову обидчикам, но это только раззадорило окруживших меня ребят.
Как по закону подлости (или на моё счастье) рядом не оказалось ни чего подходящего(палки, камня, прута) - я был так разозлён, что в этот момент мог проломить череп любому.
Пришёл сержант Т. и увёл нас с прохладной улицы в учебный корпус.
В присутствии сержанта все наезды в мой адрес прекратились.
Почти до обеда спали.
Готовились к строевому смотру перед отъездом на штатные стрельбы.
Выдали палатки, комбинезоны, котелки.
Приходил какой-то подполковник, проверял укомплектованность каждого.
Получил письмо от сестры.

28.10.1992
За ночь выпал снег. Огромное количество. 05:00 Все на уборке, даже на зарядку не пошли.
Основная задача расчистить дороги и плац таким образом, чтобы сугробы рядом с ними не превышали высоту 1 метра.
До завтрака убрать не успели. Замучались.
Мой взвод до обеда работал в парке, а я один оставлен продолжать уборку снега и носить разные шмотки.
После обеда продолжили уборку снега. Основной наш инструмент - скребки и лопаты.
Снег продолжает падать с такой интенсивностью, что буквально на глазах всё опять покрывается слоем снега.
Вечером Екимов попал в переделку с "постоянкой". Из-за шинели и варежек он с нашими сержантами ночью ходили на постоянку выяснять отношения.
Мне пришлось заменять его на ночь в наряде.
Спал всего 30 минут. День выдался тяжёлым. 21:30 отбой.

29.10.1992
04:00 подъём. 04:30 все на уборку снега.
06:00 закончили уборку и немного отдохнули в помещении роты.
Лейтенант Макшанцев снова выгнал всех на улицу выравнивать сугробы.
Сугробы возле плаца получились высотой 4-4,5 метра высотой. Чтобы выровнять их в высоту 1 метр нужно снег утаскивать в лес.
Настроение чемоданное. Нас сняли с довольствия.
На завтрак разрешили съесть часть сухпайка: банка перловки с тушёнкой на троих и по сухарю.
На разводе нас одели в шинели. Долго ждали, когда офицеры решат все свои вопросы.
Сразу после этого отправились на работы.
Я и ещё один парень из 3-го взвода поехали в колхоз за капустой.
По пути загрузили в Камаз 20 металлических прутов длиной по 5 метров.
15:00 на обратной дороге остановились в Коврове на стройке.
По указанию прапорщика дали ему мешок капусты.
Прапорщик организовал нам шикарный обед. Ох и наелись!
На ужин мне достался только кусок хлеба.

30.10.1992
По дороге кроме своего вещмешка нёс мешок с картошкой.
Доехали до Вязников. На вокзале ждали электричку. 04:00 погрузились и доехали до Ильиногорска. Холодно. Дорога из-за оттепели превратилась в снежную жижу слоем в 10-15см., которую мы месили вымокшими насквозь сапогами.
7 км. с поклажей на руках и на спинах сделали своё дело. Слабые отставали, как их не подгоняли матом и пинками.
Роту разворачивали и заставляли оббегать отставших.
Сразу за трассой привал. Съели по банке гречки с тушёнкой на двоих и по 1,5 сухаря.
Я ел с Куликовым. Он на удивление поделился поровну.
Затем снова марш. Все вымокли. Сапоги полны воды.
Через 4 км. дошли до Гороховецкого Учебного Центра (ГУЦ)
Сразу расположились в казарме с 2-х ярусными кроватями.
Казарма представляет собой ангар, крыша которого полукругом спускается превращаясь в стены. Вдоль стен идут трубы отопления. В торцах казармы двойные выходные двери.
Поспали.
Меня разбудили для выравнивания ямы от теплотрассы. Рядом столовая.
Ребята из 47 полка, работавшие там вынесли 2 батона. Поделились.
Местный повар готов поменять целый батон за сигарету.
Офицеры жируют.
Паёк, который мы несли на своих спинах они берут как им хочется.
В отличие от офицеров мы не видим тушёнку, ветчину, картошку, хлеб, варенье, печенье, сахар, консервированную рыбу.
Солдат кормят в столовой, добавляя в котёл небольшое количество тушёнки для запаха.
Очищали дорогу от снега.
Второй раз поели: пакет сухарей и банка(300г.) гороха с тушёнкой на двоих.
22:00 отбой

31.10.1992
В столовой неразбериха. За одним столом сидят ребята только 1 взвода. За вторым - остальные, но мест и порций на оставшихся не хватает.
За третьим столом сидят сержанты.
За второй стол мне сесть не удалось - три четверти стола возмутилась и вытолкали меня.
Ел с сержантами: рисовая дроблёнка и немного тушёнки, 2 куска хлеба.
Наш взвод направлен на лесопилку для изготовления мишеней.
Попал в бригаду во главе с Кирьяновым.
К обеду натянули марлю на 11 мишеней.
На обед я опять оказался лишним за всеми столами.
При виде моего растерянного взгляда меня приняли за стол с 1 взводом, где нормально поел.
Весь вечер до темна ходили по полю и выравнивали рвы и воронки.
Работали тройками. Я с Антоновым и Кокаревым.
Выговорились и разобрались со всеми непонятками.
Как я и думал, против меня заговор. И сделать я ни чего не могу.
За ужином я демонстративно преодолел сопротивление, но мне всё равно ни чего не оставили.
Я предложил всем скинуться для меня по одной ложке, но ни один не дёрнулся.
Немного подумав, решил, что я зря пришёл в столовую и демонстративно вышел из-за стола и пошёл в казарму.
Куликлов начал возбухать: типа он не разрешал мне выходить...


Рецензии