320 тысяч священников погубили красные безбожники

Наряду с реальными неприглядными фактами из нашего советского прошлого наворочено неимоверно много преднамеренной лжи, переписывание истории и исторических документов начиная с Хрущева продолжается по сей день.

Например, в литературе циркулирует внушительная цифра: утверждается, что только за первые два года гражданской войны погибло около 320 тыс. священнослужителей. А ежегодные «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода...», свидетельствует, что количество священнослужителей РПЦ никогда не превышало 70 тыс. человек. Известный церковный историк протоиерей А. В. Маковецкий полагает, что в первые годы после Февральской революции сан сложило около 10% от дореволюционного количества священнослужителей

После свержения самодержавия (до Октябрьской революции 1917 года) все сферы жизни российского общества были охвачены процессами демократизации. В частности, верующие, получившие возможность избирать себе священнослужителей, во многих регионах изгоняли из церквей неугодных батюшек и ставили на их место других — более уважительно относившихся к прихожанам, обладавших большим духовным авторитетом и т.п. Кроме того, весной, летом и в начале осени 1917 года имело место большое количество случаев захвата крестьянами церковных и монастырских земель, оскорбительных выпадов, глумления и даже прямого насилия над духовенством со стороны крестьян

После Октябрьских событий по новым законам РПЦ лишалась государственного финансирования, запрещались принудительные сборы с прихожан, а материальное обеспечение приходского духовенства ложилось на плечи верующих. Там, где духовный пастырь снискал за годы своей службы уважение паствы, вопрос решался легко. А вот священники, не обладавшие духовным авторитетом, под давлением обстоятельств переезжали в другие населенные пункты или вообще меняли род деятельности. Известны примеры, когда священнослужители добровольно вступали в «красные» партизанские отряды или увлекались идеями построения нового, социалистического, общества, результатом чего был их постепенный отход от прежней деятельности. В 1919 году советская печать, вероятно, не без преувеличения, писала о тогдашних священниках, что «половина их устремилась на советскую службу, кто в бухгалтеры, кто в канцеляристы, кто в охрану памятников старины; многие снимают рясы и чувствуют себя превосходно».

Согласно имеющимся на сегодняшний день данным и оценкам, в течение первого революционного десятилетия, со времени Февральской буржуазной революции 1917 года по конец 1926 года, в границах СССР насильственной смертью погибло не более 2% всех православных священнослужителей. Вряд ли эта цифра дает основания говорить о «геноциде духовенства» в указанный период. Малоизвестным остается и тот факт, что в годы гражданской войны ряд православных священнослужителей принял смерть от рук представителей Белого движения. К примеру, в 1919 году в Ростове-на-Дону противниками большевиков был расстрелян священник Митропольский, причиной расправы послужила произнесенная им в церкви речь, в которой он призывал "прекратить гражданскую войну и примириться с Советской властью, провозгласившей равенство и братство всех трудящихся». И подобных случаев, только известных, насчитывается не один десяток.

Собранные РПЦ данные убедительно свидетельствуют о том, что именно на 1918–1919 годы, то есть на наиболее острую фазу гражданской войны, пришлось подавляющее большинство всех случаев гибели священнослужителей. Современные церковные исследователи сумели отыскать сведения лишь о 33 случаях гибели священнослужителей за 1923–1926 годы, причем из них на 1925 год приходится 5 человек, а на 1926-й — 3 человека. И это на всю страну, где в это время трудилось около 60 тыс. православных священнослужителей.  (Данные взяты в журнале "Вопросы истории", №10, 2019-й год).


Рецензии