Зачарованность советских кинофильмов

Толпо-элитарное общество беспрерывно проявляет свои характерные черты в реалии наших дней даже в самых казалось бы незначительных мелочах. В качестве же наиглавнейшей черты такого типа общественного устроения можно без сомнения определить его подверженность специфическому психическому вирусу, воздействие которого на толпу и на элиту серьёзно разнится. 

На толпу этот вирус воздействует достаточно топорным образом, принижая интеллектуальные способности любого инстинктивно влившегося в толпу человека до уровня животных инстинктов, чему к тому же способствует и синергический эффект. В итоге коэффициент интеллекта отдельного члена толпы всегда оказывается гораздо ниже среднеарифметического показателя интеллектуальности, к примеру, производственного коллектива людей, находясь на уровне умственной неразвитости грудного младенца.

На элиту же, к которой огульно причисляет себя и интеллигентская прослойка, этот психический вирус воздействует весьма филигранно, подменяя волевые интеллектуальные процессы индивида на следование стереотипному набору социальных штампов, в числе которых затасканные голословные обвинения во вредоносности и нежелании следовать мнению большинства кого-либо из навязанного данной среде профессиональными спецами по управляющему манипулированию массовым поведением людей инструктивного списка типических личностей, подлежащих обязательной обструкции. К примеру, в среде интеллигенции ныне зачётно и в хвост и в гриву поливать грязью, насмехаться, всячески принижать художественное достоинство, обвинять в примитивности советские кинофильмы, созданные входящими в этот список отечественными кинематографистами, всячески издеваясь и над сюжетами, и над режиссурой, и над операторской подачей материала, и над ролевой игрой актёров. Ну а далее на всяких-разных богемных и псевдоинтеллектуальных тусовках уничижительное отношение к этим отдельным кинофильмам огульно перекидывается на весь советский кинематограф, которому выражается демонстративное презрение и высокомерное отвращение, что неизменно находит самый благожелательный отклик с продолжительными аплодисментами и браво-криками со стороны интеллигенствующей публики.

Поскольку сегодня уже мало кому удаётся игнорировать невиданное ранее всеобъемлющее нарастание процесса глобальной трансформации общественной жизни человечества Земли, пришло время расставить все точки над i в частности и в вопросе вклада советской кинематографии в культурную сокровищницу народов нашей страны. Прежде всего, нужно сказать, что помимо выше упомянутых масс-манипуляторов в квалификации социальных психологов все нарочитые демонстраторы уничижительного отношения к советским кинофильмам однозначно представляют из себя шаблонные обывательские флюгеры с поверхностным уровнем мышления, который проявляется в каждом суждении этих особей со свойственной им откровенной показушностью своего низостного культурного развития вопреки их формально высоким показателям образованности как правило в престижных учебных заведениях.

Необходимо также отметить, что те мыслители, которые обладают прирождённо могучим умом или смогли развить свой интеллект от уровня посредственности среднестатистического обывателя до высоких когнитивных компетенций в части способности к разрешению сложных многоплановых задач, требующих нетривиального подхода и наличия образного критического мышления, не могут не обдумывать ту или иную проблему во всей многогранности её глубинных пластов, то есть они определяют причины свершения какого-то события или явления, относящегося к данной проблеме, в многофакторном аспекте. Именно с подобными нестандартными мерками такие мыслители рассматривают и тему советского кинематографа, не приемля шаблоны, ныне активно распространяемые заскорузло мыслящими завсегдатаями продвинутых интеллигентских посиделок, которых с большим-пребольшим натягом трудно отнести даже в отдалённом приближении к сфере высоких интеллектуалов уровня Александра Зиновьева или Наума Хомского, Айн Ренд или Татьяны Черниговской.

Так вот, означенные мыслители, по существу отрешаясь от выкриков и улюлюканья обывательского нагона, способны представить самих себя в обстоятельствах, адекватных тем, в которых приходилось жить и творить талантливейшим советским писателям, сценаристам, режиссёрам, актёрам, операторам и другим участникам процесса создания отечественных кинофильмов, находясь под постоянным прицелом цензурных органов с их добровольными помощниками из числа обычных граждан низкоинтеллектуальной массовки. Да, конечно, эти творцы могли всё бросить, перейти в другую сферу деятельности и жить себе преспокойненько, не нарываясь из-за своих убеждений на неприятности, которые в момент ока могли привести к лишению свободы и работе на лесозаготовках в не столь отдалённых местах. Однако кинематографисты, повинуясь своему призванию, не могли не творить, хотя господствовавшее в стране Советов партийное руководство всем и вся ставило их в жёсткие рамки  марксистско-ленинской идеологии, когда у них был всего лишь один вариант выбора – либо соответствуешь, либо пошёл вон далеко и безвозвратно.

История знает множество примеров поведения творческих людей в подобных ситуациях, в большинстве из которых творцы, используя всю мощь своего таланта, всегда умудрялись изобрести по примеру Эзопа неявные  средства донесения правды жизни до народных масс. Теперь-то многим думающим современникам понятно, что среди советских кинематографистов такая тенденция была чрезвычайно развита, что позволяло почти всегда оставлять в офсайде цензоров и других блюстителей чистоты и непорочности государственной идеологии при том, что в их составе числились очень умные и прозорливые особисты.

Нынче общеизвестно, что простой обыватель поверхностного отношения к действительности и на дух не переносит советские фильмы. В противоположность таким примитивам современного времени ориентированный на исследование таинственных глубин различных явлений жизни мыслитель, который желает распознать и осознать зачарованные талантливыми создателями кинопродукции советского периода послания к потомкам, часто пересматривает советские фильмы, воспринимая их в абсолютно ином понятийном поле, нежели дутые интеллигенты мещанского сословия. При этом даже при первичных аналитических подходах к этой теме нельзя игнорировать тот факт, что поразительно много фильмов  снималось на деревенскую тематику, хотя по идее пальму первенства в этом вопросе должны были бы прочно удерживать фильмы о фабрично-заводских проблемах пролетариата и трудовой интеллигенции производственного профиля.

Человек как природное существо, что нашло красочно-мифологическое отражение в библейском повествовании о перволюдях, блаженно-беспроблемное существование которых было возможно, как теперь стало ясно, только в состоянии организмической неразделённости с природной средой обитания, тем или иным способом отстранённый от своей естественной биомы, безвариантно попадает в жернова деградации и депопуляции. Именно эту катастрофу, гибельную для человеческого вида планетарной жизни, с особой остротой интуитивно ощущали таланты советского кинематографа: каждый кадр советских фильмов о деревне буквально кричит об угрозе самому существованию людей, утративших свои родовые корни.

Что интересно, те из советских киношников типа Ивана Пырьева, которые по причине своей личностной недоразвитости никоим образом не способны были представить себе подобного развития исторического процесса в совсем недалёких будущих временах, делали всё возможное, чтобы их кинопродукция на сто процентов соответствовала идеологическим установлениям партии и правительства, снимая свои фильмы с чуть ли не зеркальным отражением реальной жизни сельского люда, как правило, на протяжении длительного временного периода жизни страны на фоне различных событий, происходивших на государственном уровне. Придирчиво достоверная информативность фильмов таких товарищей имеет весьма важное значение для вдумчивых исследователей, цель которых состоит в выявлении подлинных причин всего того несуразного разгрома традиционно крестьянского образа жизни, который сегодня происходит на глазах современников в сёлах и деревнях, зримо сопровождаемый масштабным процессом ускоренной ликвидации существующих селянских населённых пунктов с поражающим воображение любого нормального человека обезлюдиванием сельских территорий при гнетущей заброшенности земель сельхозназначения и повсеместным развалом технологической инфраструктуры даже в ещё не так давно процветавших центрах сельхозпроизводства.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения факт того, что у каждого события нашей жизни имеется свой заказчик и конкретный исполнитель. Понятно, что те силы, которые издревле изводят на нет человеческий вид жизни, сегодня делают всё возможное, чтобы тщательно затушевать планомерность и беспрерывность этого процесса, проявление которого в наши дни стало довольно наглядно для его предметного осознания людьми, сумевшими сохранить свой рассудок. Поэтому легионеры Тьмы через принадлежащие им СМИ нескончаемым потоком запускают в общественное сознание различных народов и стран благостную своей сказочной восхитительностью мифологию о прекрасном будущем человеческого племени, когда на Земле всё будет обустроено как в раю. Для закрепления в головах психически нестойких современников этой мифологии красочных миражей всемерного облегчения бытового стороны их существования толпы этих слабоумных обывателей пичкаются всё более совершенными в техническом отношении технологическими средствами жизнеобеспечения, находящимися под управлением сильного искусственного интеллекта, целенаправленно создающего из совокупности этих изделий и ныне живущих человеческих особей широкомасштабный интернет вещей.

Малосмышлённые обыватели, радуясь как малые дети всем этим техническим чудесам, в силу своей недообразованности и неуклонного снижения индекса разумности в подавляющем большинстве уже не способны осознавать, что сверхразвитый искусственный интеллект, используя технические возможности той же телекоммуникационной системы 5G, превращает каждого человека в один из узлов интернета вещей, уравнивая его в фактических и юридических правах с изделиями неживой природы, обладающими микропроцессорным контуром управления. В итоге вся эта человекоориентированная технологическая оснастка, так или иначе сопряжённая с биологией человеческого организма, должна привести к полному «облегчению» жизни человека, когда для его индивидуального  существа станут абсолютно не нужными тягостные обязанности по содержанию биоплоти собственного тела. Отказавшись от своего капризного организма, человеческое существо будет бесконечно долго блаженствовать в некоем электронно-программном виде, целиком и полностью безбедно проживая в виртуальной среде квантовых компьютеров при одном вроде бы несущественном негативном нюансе – скрывающие на сегодня своё доминирующее управление сообществом людей высокоразвитые разумные существа по собственной прихоти всего лишь одним прикосновением к управляющей панели квантового компьютера могут навсегда прекратить виртуально-компьютерную жизнь бывшего человека, когда-то удостоившегося сотворения по образу и подобию самого Творца.

Примерно такое послание о сущностной угрозе человеческому виду жизни, естественно без имеющейся на сегодняшний день технологической интерпретации  процесса деградации и депопуляции человечества, собственно говоря, и пытались в своих фильмах передать всем нам, ныне живущим, советские кинематографисты, мастерски завуалировав его от церберов цензуры. Поэтому все те, кто сподобился заглянуть за эту вуаль, безоговорочно становятся искренними почитателями творческих подвигов кинематографистов времени социалистического реализма, формально задавленных тяжкой глыбой партийно-государственного аппарата, ответственного за «культурное» развитие советских людей. Таким образом, эти известные и безымянные творцы заслужили не извращённо-богемное презрение сегодняшних яйцеголовых снобов, а всемерное восхищение их мужеством при смелом проявлении своего таланта в такой крайне опасной для их жизней области творческой деятельности, каковой является массовый кинематограф.   

Так, в совершенстве владея выразительным киноязыком, многие неравнодушные к судьбам людей советские режиссёры наполняли свои фильмы смысловым содержанием, прямо противоположным утверждённой канве сценарной текстуры этих фильмов, которая формально полностью укладывалась в рамки цензурных требований госкомитета по кинематографии. Понимать же смысл всего того, что сокрыто за кинофабулой непосредственного восприятия экранного видеоряда органами чувств ординарного человека, не способного к критическому анализу увиденного и услышанного, может только человек, культурное развитие которого соответствует культурному уровню советских создателей кинофильмов. Ну а все культурно примитивные люди, что, к сожалению, де-факто стало стандартом для современного масс-человека, воспринимают в фильмах только некие сюжетные цепочки различных событий, ибо они уже стали существами, обвально деградирующими в чётком соответствии с программными действиями легионеров Зла.

При просмотре же советских фильмов на деревенскую тематику эти деграданты отвлечённо наблюдают всего лишь за забавными сценками поведения селян, принципиально отличающегося от норм поведения в среде городов при том, что большинство этих фильмов в реалии посвящено совершенно другому смыслу – трагедии многолетнего процесса уничтожения у сельских жителей крестьянского духа. Благодаря блестящей режиссуре, яркой актёрской игре и операторскому совершенству советских  кинематографистов, этот процесс в фильмах весьма детально и многоракурсно отражен в стиле Эзопа, когда каждый киноэпизод де-факто имеет неоднозначное толкование.

В сопряжении со многими сопутствующими смысловыми поводами  данный факт может означать лишь одно – кинотворцы Советского Союза, для которых была небезразлична нравственная сторона жизни, предпринимали с высокой степенью самоотверженности максимум возможного, чтобы донести до следующих поколений людей весть о том, что отчуждение человека, пусть и под самыми благовидными предлогами, от природного биоценоза, понимаемого в качестве специально сотворённой Вседержителем среды обитания для полноценной жизнедеятельности человечества Земли, грозит исчезновением Homo sapiens как такового с лица планеты, причём полностью и навечно.


28.12.2020–11.01.2021



Сергей БОРОДИН


Рецензии