Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 76

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ПУШКИ ВМЕСТО ПРОПОВЕДЕЙ

В 1561 году лепельскую плебанию переподчинили, отняв у Витебска. Униатская модель на основе равноправного участия - как православных, так и католиков – не состоялась. Сближение не отвечало запросам времени.

Капитализм исключал взаимопонимание и добрососедство. Каждый тянул одеяло на себя.

Умы людей подвержены реформаторским склонностям, и новомодные религиозные идеи заполонили край. Популярным стал кальвинизм – разновидность христианства, протестантское вероучение. В Великое княжество Литовское он проник с севера, где доминировали немецкие рыцари.

Тевтонский орден уже давно «точил зубы» на земли, примыкавшие к Двинской речной магистрали и междуречью – связующей области между Балтийским и Черноморским регионами. Силен тот, кто богат собственностью!

«Вотчина» Грозного могла оказаться в чужих руках, и Москва двинула войска. Войдя в междуречье, стрельцы ставили заслон рыцарской экспансии. Это понимала королевская власть, и особых усилий по противодействию не предпринимала.

Заняв Полоцк, московцы двинулись вглубь междуречья. Особого сопротивления они не испытывали, опираясь на духовную близость с православными, которые издревле населяли край.

Сигизмунд Август поспешил объявить об уравнении в правах православных и католиков. Но мера была запоздалой.

Уже не молитвы, а грохот орудий сотрясал окрестности. Когда земля превращается в товар, то Бог покидает человека. Тот берет в руки оружие.

«Литовские люди», поставившие «город» на Лепельском озере, покинули его. Об этом говорят аналитические выкладки из архивных справок главного штаба в Санкт-Петербурге, которые приводил в своей публикации историк Довгялло: «Население Лепеля за время владения Виленской римско-католической кафедрою, было значительным, ныне же нет и десяти человек оседлых…»

К сожалению, история не зафиксировала, в каком состоянии пребывала лепельская земля на тот час – документов нет. Но сохранились свидетельства «послегрозновского» периода.

На протяжении многих веков в библиотечных фондах Академии наук Литвы лежали сведения, о которых никто не подозревал, и только сейчас, с помощью вильнюсских историков, удалось их "раскопать" и вытащить "на свет". Белорусский ученый Вячеслав Носевич помог расшифровать рукописные тексты. Это уникальный свод великокняжеских решений по линии Виленского духовного трибунала.

Одно из дел – перечень, а по-научному, реверс повелений, которые принимались в отношении Лепеля. Перечень составила настоятельница католического кляштора (монастыря) Святого Михаила в Вильно Изабелла Домбровская, в то время викарий. 21 апреля 1807 года она подтвердила архивариусу Виленского капитула, что взяла на руки досье из 29 бумаг важнейшего содержания.

Из них видно, что пребывание грозновцев в Лепеле длилось около трех лет. Грозный не хотел уступать междуречье, мотивируя тем, что «как же может быть Полоцк без полоцкой земли?»

Но был вынужден уйти, сыграло противостояние со шляхтой, а проще говоря, с «панами», которые успели обосноваться в крае и не хотели никому уступать. Грозновцам был выделен «Сушанский обраб» - территория на Ушачских озерах, южнее Полоцка, в левостороннем Придвинье. Это устраивало королевскую власть - Вильно выигрывало время, чтобы собраться с силами.

В реестре, составленном Домбровской, отражены меры по сохранению великокняжеского достояния. Переписка велась на русском языке, на польском делались копии, и это говорит о внимании к событиям на Двине.

Лепель снова появился в сводках великокняжеского верха, когда Мальхер Шорц, лепельский «пушкарь», расписался в получении 10 коп грошей от некоего «Богдана, маршалка». Это было в июне 1566 года.
 
Шло вооружение околотка, и «пушкарь Мархель» не случайное явление. Судя по фамилии, его призвали на помощь.

А кто мог позвать «Шорца»? Тот, кто платил деньги.

Пушки добывали олигархи - паны. Теперь они распоряжались междуречьем как своей «вотчиной», теперь им принадлежали земли и пригонные крестьяне, создававшие навар - прибыль.

Казна была пуста. Об этом свидетельствует еще один документ - указ короля, поощрявший нового владельца Лепеля выдачей ему «давно заслуженных оплат (zoldow)». «Давно заслуженный» гонорар выдавался Юрию Николаевичу Зеновьевичу.

Кто это?

«Каштелян полоцкий» - так расписана его должность. Каштелян отвечал за военное дело в воеводстве – в данном случае, в Полоцком, назначался из представителей богатых землепользователей.

Но как он мог быть должностным лицом Полоцка, занятого врагом?

Ответ прост: великокняжеская власть не торопилась расставаться с «чашей Грааля», и сохраняла надежды на возврат.

«Доходность с… Лепельского имения может подняться, когда настанет время покоя и опять поселятся люди», - писал в 1580 году составитель ревизии Полоцкого воеводства.

(Продолжение следует).

На снимке: дорога на Ксендзов полуостров (фото Владимира Шушкевича).


14.01/21


Рецензии