Ошейник раба

В лето 6473 от сотворения мира (965 г.) князь Святослав Игоревич решил положить конец зависимости русских земель от хазарского каганата. Объезжая со своей дружиной русские земли он уговаривал князей выступить против столь грозного противника объединённым войском. Приехав к одному из правителей племени Полян, князю Всемилу, Святослав имел с ним беседу:

- Как только сойдёт снег и откроется степь, я собираюсь идти против хазар. Достаточно земля русская терпела от них! Пора положить этому конец! Я знаю, что у тебя хорошие ратники, они очень пригодятся в нашем войске. Также и ты, Всемил, будешь нужен нам как человек опытный и знающий о хазарах не понаслышке!

Полянский князь Всемил так отвечал Святославу на его приглашение:

- Ты верно подметил, князь Святослав, знаю я о хазарах не понаслышке! Столько, сколько страдали от них мои земли, не страдали никакие другие земли славянские. Но у меня сейчас с хазарами договор. Я плачу им дань, выделяю ратников для их войска и поэтому, мои земли они не трогают. А если мне требуется помощь в защите от диких степных племён, я могу обратиться к верховному кагану, и он мне её предоставит. Таков мой с ним уговор.

Святослав посмотрел в глаза Всемила.

- Значит ты, Всемил, платишь дань хазарам. А разве ты не понимаешь, что на эти деньги они покупают себе коней и оружие, которое обращают против твоих братьев? Выделяя хазарам ратников, разве не понимаешь, что они вместе с хазарами грабят земли русские? Убивают твоих братьев, уводят в плен наших женщин и детей, не щадя даже тех у кого голова бела от седины!

- Зато в моей земле сейчас мир, – ответил князь Всемил, – Люди пашут и сеют, а то, что мы данники хазар, так что с того, многие им дань платят. Я хочу дожить до старости и увидеть, как дети мои вырастут, и внуков понянчить тоже хочу. Поэтому с тобой, Святослав Игоревич, против хазар не пойду!

Князь Святослав встал и направился к выходу из терема Всемила. На пороге он обернулся и сказал:

- Ошейник раба легче, чем кольчуга и меч! Ты говоришь, Всемил, что детей хочешь вырастить и внуков понянчить, но знай, твои дети проклянут тебя за твою трусость и предательство! Говорить мне с тобой более не о чем! Если совесть проснётся, и ты передумаешь, то знаешь где меня искать!

Сказав так, Святослав вышел прочь.

Вечерело. Князь Святослав с дружиной решили заночевать в поле. Они разложили костры и готовили ужин, когда услышали конский топот. Одинокий всадник двигался к стану. Когда он приблизился, Святослав узнал в нём сына князя Всемила молодого княжича Ратибора. Тот спрыгнул с коня и, подойдя к Святославу, поклонился.

- Святослав! – начал Ратибор, – Я нарушил отцовский наказ и хочу идти с тобой против хазар! Не гони меня князь! Буду служить тебе верой и правдой, и бить врагов земли русской, пока живу!

- А не боишься, что твой отец проклянёт тебя за нарушение его воли? – спросил Святослав.

- Нет! Не боюсь! Проклятие труса - силы не имеет! – ответил Ратибор, гордо взглянув на князя.

- Достойный ответ, – кивнул Святослав, протягивая руку Ратибору. – Ты будешь мне как родной сын! А сейчас, иди, знакомься с моими воинами. С ними вместе тебе теперь жить и умирать во славу земли русской!

В свете костров стояли обступившие Святослава ратники. Через несколько месяцев многие из них полягут в борьбе за свободу Руси от власти ненавистного хазарского каганата, но ни на одном лице не было и тени страха…


Рецензии