У предателей нет Родины!

Весной, как только сошёл снег, и просохла земля, хазары начали терзать южные пределы русских земель своими набегами. Селенья и грады русичей подвергались разорению, мужчины были убиваемы, а женщины и дети угонялись в пределы Хазарского каганата с последующей продажей в рабство.

Однажды, на передовой отряд хазарской конницы напала небольшая дружина русичей. Им бы удалось уничтожить хазарскую разведку, но основные силы хазар окружили русичей и, хан Ибузир сам ринулся во главе своего войска, для того чтобы уничтожить наглецов посмевших напасть на его армию. Бесстрашно сражались славянские воины, но силы были не равны. Один за другим падали на землю богатыри сражённые стрелами и кривыми хазарскими саблями.

В конце концов, остался лишь один ратник, который смело отражал выпады кочевников. Вокруг него лежало большое количество убитых винов из знатных хазар. Хан Ибузир видел, как последний русич храбро отбивается от его воинов, а те, словно повинуясь некому колдовству, боятся к нему приблизиться. Хазары осыпали русича стрелами, но тот умело прикрываясь щитом, колол копьём всякого осмелившегося к нему приблизиться. Сего ратника звали Братислав.

- Взять живым! – закричал Ибузир, восхищённый воинским умением и отвагой русича.

С горем пополам, хазарам это удалось. Они накинули на Братислава арканы и сволокли с коня, после чего связав, подвели к хану. Но тот, не пожелал говорить с пленником сразу. Ибузир приказал ставить шатры, и готовить обед, а после того как он пообедает, привести к нему русича. Всё было сделано точно по его указанию. И после того как Ибузир подкрепился, в его шатёр ввели пленника.

- Как зовут тебя, русич? – спросил хан, поглаживая округлившийся после сытного обеда живот.

- Зачем тебе имя моё? – смело посмотрел в глаза хана Братислав.

- Хочу узнать, как буду звать-величать своего лучшего воеводу, я ведь недаром сохранил тебе жизнь! Видел я, как ты храбро бился, даже оставшись один! Уважаю сильных и смелых врагов! Всегда предлагаю им свою дружбу и службу в моём войске!

- Служить тебе, значит, Родину предать! – гордо сказал Братислав.

- Эй, что такое родина? – покачал головой хан Ибузир. – Вся степь будет твоей родиной! Будешь хорошо воевать за меня – большое жалованье тебе назначу! Богат будешь! Рабыни любить тебя будут, а рабы – ноги лизать тебе станут!

- Дерево без корней жить не может! И человеку без Родины - нет жизни! Рабыня, разве сможет любить так же, как любит свободная? А рабы, которых я видел в стане твоём – русичи! Братья мои! - ответил Братислав.

- Значит, отказываешься от милости моей? – хан Ибузир гневно бросил в блюдо гроздь винограда, которую держал в руке.

- Отказываюсь! – гордо глядя в глаза хану, ответил Братислав.

- Сколько лет тебе, русич?

- Девятнадцать, – ответил Братислав

- Ай, ай, ай! Такой молодой! Такой глупый! Жизни еще не видел, а уже смерть выбираешь! – покачал головой Ибузир.

- Не думал я, – начал Братислав, – что так рано смерть принять суждено! Предстать пред Богами и Предками, но видно на то воля их! А тебе, хан, скажу, недолго тебе землю русскую топтать! Детей сиротить, да жён вдовами делать! Восстанут русичи, и побежишь ты отсюда, только пятки сверкать будут, да гляди штаны крепче руками придерживай, не то соскочат! – рассмеялся Братислав.

- Молчать! – закричал вскочивший на ноги хан Ибузир. – Эй, воины мои, слуги мои, собирайте хворост! Да побольше! Окажем русичу честь огненную, раз от чести хазарской отказался!

Солнце было в зените, когда над хазарским станом взвился столб чёрного дыма. Дул лёгкий ветерок, молодая трава слабо покачивалась от его прикосновений, высоко в небе звонко пели жаворонки…


Рецензии