О преподавании общественных дисциплин

X Рождественские чтения, Москва. 16 (29) января 2002 года.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, январь 2021.


Ведущий: Слово предоставляется Махначу Владимиру Леонидовичу, доценту Московского Архитектурного института, преподавателю Российского Православного института святого Иоанна Богослова. К вопросу о преподавании общественных дисциплин в общеобразовательных школах.

Махнач: Владыки, благословите! Братья и сестры, я весьма благодарен организационному комитету за то, что мне предоставили возможность подвести некоторую десятилетнюю черту. Дело в том, что тема доклада составлена мною с некоторой хитростью. Я участвовал во всех Рождественских чтениях, кроме первых, каждый год что-нибудь читал о преподавании истории в школе. Более того, начиная с третьих чтений, меня каждый раз благословляли сделать пленарный доклад. Три года я вел секцию преподавания истории в школе. И в итоге у меня есть определенные наблюдения.

В самом начале я критически разбирал московскую программу образования. Я убеждал высокое собрание в необходимости, насколько возможно, изучать византийскую историю и византийскую культуру в общеобразовательной школе, а уж в церковных учебных заведениях безусловно, без оговорок. Несколькими годами позже я сделал сообщение о русской культуре как культуре византийской в трех смыслах: церковном, имперском и национальном.

Я настаивал, надеюсь, аргументировано, что изучение истории невозможно без изучения исторической географии. Если дети совсем не знают географии, они не в состоянии понять и священную историю ни Нового, ни Ветхого Завета, ни самую недавнюю историю, никаким образом. За тридцать лет преподавания я просто многократно в этом убеждался.

Я говорил об особенностях русского города, отличающих его от других городов, и умолял, начиная с детских садов, окружать детей знанием особенностей русского города, вешать на стенах картинки, даже сказочные, календарики, реконструкции, исторические фотографии, ибо русский город — это город до 1917 года. С 1917 года мы только разрушаем русский город. И как я уже однажды писал, мне стыдно, что сейчас небольшой американский город больше похож на русский город, чем наши нынешние, изувеченные города. Это очень важно в преподавании, в том числе в воспитании нравов — ребенок должен видеть, сколь насыщен русский город как пейзажный элемент колокольнями и главами храмов.

Говорил о том, как важно тщательно подбирать персоналии при изучении истории, решительно наплевав на учебник, подбирать самому, дабы добрых и светлых людей в уроках истории было больше, нежели злодеев и подонков. Наши учебники до сих пор этому не способствуют.

Со мной соглашались, меня хвалили преосвященные архиереи, ученые, коллеги учителя. Если бы меня все время ругали, я бы не стал ссылаться на то, что я делал доклад восемь раз и вел секцию три года. Я представляю себе школу, и не только московскую, каждый год я бываю в трех-четырех епархиях. И в школах бываю, встречаюсь и с преподавателями. И должен сказать, что все это было сделано вероятно зря. Учебный процесс почти не меняется. А его можно менять. Можно было менять, ссылаясь даже на меня. Уже в 1995 году журнал «Народное образование», официальный журнал министерства образования, тогда огромным тиражом в 40 тысяч, напечатал мою статью «Доктрина прогресса и искажения фактов», где я убеждал учителей по собственному усмотрению сжимать западный материал и растягивать византийский, наш, восточнохристианский, сжимать новейшую и новую историю и увеличивать изучение предыдущих эпох, древностей и Средневековья. Эта статья годом позже была признана лучшим материалом номера, я даже премию за нее получил. Потому на нее стало удобным ссылаться, а журнал «Народное образование» наверное до сих пор имеется в каждой школе, потому что тогда все школы его получали. Воз и ныне там. Братья и сестры, я не та гора, которая в итоге желает родить мышь. Мои доклады были бесполезны, я не смог вас убедить действовать.

У меня тут замечательная записка с Лениным. Я редко цитирую Ульянова (Ленина), как многие наверное заметили, но сейчас я сошлюсь на него, он тоже иногда отмечал правильные вещи. Ему принадлежит утверждение, что не от учебников и не от программ (на что мы всегда жалуемся) зависит направление школы, а только исключительно от подбора учителей. И то совершенно верно. И никто не может вам, дорогие, запретить православно преподавать историю, как и словесность. Конечно, могут разрешать или не разрешать, могут требовать факультатив Закона Божия во внеучебное время. Об этом здесь очень многие говорили. О преподавании естественных наук прекрасно говорили. Но школа все-равно станет православной. Школа станет православной не тогда, когда в ней будут часы Закона Божия, а тогда, когда гуманитарные дисциплины, когда биологические дисциплины станут преподаваться с христианских позиций (аплодисменты). И это достижимо, есть же отдельные примеры. Причем сейчас это более достижимо, чем когда-либо.

Вот уже вспоминали здесь, как трудно было десять лет назад. Десять лет назад, когда нам разрешили приглашать лекции читать и даже что-то издавать, мы все были в ужасе, потому что на все совещания ходили одни и те же православные люди, учителей так же не хватало, как чудовищно не хватало священнослужителей. И вот прошло десять лет. Высшие православные учебные заведения, такие, как наш университет, как Тихоновский университет, теперь еще Армавирский Богословский институт сделали уже не первый выпуск. Идет целый вал молодых православных людей, получивших диплом. Не знаю, больше ли половины епархий уже имеют свои семинарии, но духовные училища имеют почти все. Среди них есть православные гимназии с хорошим стажем, например, Московская Православная классическая гимназия Радонеж или знаменитая Тульская Православная классическая гимназия. Теперь есть, кому делать, есть, кому преподавать. И все же мы упустили десять лет, господа. И то очень заметно, очень печально.

Кстати, учебники у нас есть, братья и сестры. Они постепенно появляются. Так, например, я рекомендую предпочитать «Учебник русской истории XVIII века» Евгения Анисимова, петербургского автора. А учебник русской истории XIX — начала XX века московского автора, профессора Боханова просто прекрасный. Кстати, он автор двух замечательных книг для дополнительного чтения — биографий двух последних государей. Им написана первая биография Александра Третьего. Вот и учебник у него прекрасный. Он уже годится для русских православных детишек.

Со Средневековьем дело похуже, и все же у нас есть стандартный, неплохой двухтомный учебник Кацвы и Юрганова «История России VIII-XV веков».

Ни одного приличного учебника по истории советского периода пока нету по причинам, вот в этой записке содержащимся, на которую обязательно отвечу. Но все-таки уже есть, на что опираться.

В какой-то мере эти учебники дают и византийский материал. Если учитель будет напрягаться, он растянет этот материал за счет дополнительных источников. Сейчас есть превосходный учебник, какого до революции не было. Это экспериментальный учебник «для учителя и ученика» (там есть пометка) — «История Средних веков» авторов из Московского университета Бойцова и Шукурова. Все-таки Византия там появилась, как и арабы появились. Не чисто западнический учебничек. Повторяю, такого учебника истории Средних веков не было и до революции.

Появляются прекрасные книги для чтения. Не хочу перегружать вас колоссальным материалом и вылезать за регламент, это и без меня делают. Приведу хотя бы один пример, недавно вышедший том «Школьной энциклопедии» (многотомного издания) «Русская армия от Петра I до Николая II». Автор: Сергей Охлябин. Книга не только грамотна, не только с красивыми иллюстрациями, с показом мундиров, она написана патриотом, человеком, чтущим героя. Книга написана человеком, который постоянно напоминает, что русская армия была христолюбивым воинством. Вполне годится. Выдержки из нее можно читать православным детишкам в детском саду. То есть, книги, вообще говоря, появляются. Есть на что опираться.

К сожалению, только злодейский опыт дают попытки создать учебники обществоведения. Теперь их уже несколько. Это учебники так называемого «граждановедения». Удивительно нерусское слово, невкусное фонетически. Я ознакомился с несколькими. И по последнему могу сказать, что это учебник не для гражданина, это учебник для обитателя колонии, это учебное пособие для колониальной школы. Там есть понятие «власть», понятие «государство», изложенные по современным западным политологам. После разбора понятия «государство» следует разбор понятия «демократическое государство». Разумеется, под демократическим государством понимается только государство второй половины XX века. То есть, из рассмотрения совершенно юного человека полностью выбрасывается многотысячелетняя монархическая традиция, традиция христианского царства, даже русские земские демократические традиции! Никто не напомнил в этом учебнике тот замечательный факт, что у нас первый парламент был созван все-таки в 1211 году, на 54 года раньше, чем первый английский. А детям лучше бы знать это. Не буду опять-таки перегружать и говорить того омерзительного, что там написано о семье в духе «Российской ассоциации планирования семьи». Там семья — это ячейка для добровольного времяпрепровождения с непрестанной взаимной терпимостью. Там так много написано о терпимости, как будто, простите меня, милые дамы, семья — это дом терпимости.

Хороших учебников по обществоведению нет. Не по своей вине я до сих пор не издал свой курс политологии. Он издан ничтожным тиражом в сто экземпляров, хотя есть в интернете на нескольких сайтах, в том числе в православном интернете. Учитель может его получить, интернет сейчас есть в любой епархии. Заверяю вас также, что в этом году в издательстве Соловьева «Русское право» выходят в одном переплете два моих курса, чуть подработанные как учебные пособия. Это «Очерки истории мировых культур» и «Историко-культурное введение в политологию». Они мне обещали, что книги будут готовы к началу следующего учебного года. Потому мои старые обещания этому собранию я выполняю.

Кроме того, еще на ту же тему, издательство «Одигитрия», низкий поклон им, собирается переиздать, добавив еще две или три статьи, мою книжку «Параметры христианской политики». Издательство «Одигитрия» находится в Троицком подворье в Москве. Первый тираж уже распродан. Она и здесь продавалась год назад. Так что некоторые свои долги я выполню.

Призываю вас, поддержите мои скромные начинания. Мне мощи не хватает. Нас в этом зале столько, что мы можем перевернуть систему школьного образования в считанные годы. А мы здесь еще далеко не все, кто может в этом помочь (аплодисменты).

И последнее. Хочу предостеречь. Я считаю следствием нашей вины, в том числе моей, следствием вины преподавателей истории, результатом воспитания, например, такое неприятное явление. Как вам понравится вот такая цитата из дипломной работы студентки, выпускницы одного из православных учебных заведений? Я не назову учебное заведение, потому что тогда я должен был бы публично назвать имя научного руководителя и посоветовать руководству этого учебного заведения его немедленно уволить. Итак, 1812 год. Цитирую: «На окраине Москвы аванпосты французской армии встретили пьяные русские солдаты». Даже не дезертиры, не раненые, а пьяные русские солдаты! Я всю жизнь историк, но такого в документах не читал. В любом случае должна рука задрожать, прежде чем такое написать.

Здесь забыли про патриотизм. Вы все знаете, что уже пару лет назад был поместно прославлен как праведник Санаксарского монастыря адмирал Федор Ушаков. Он не только первый моряк, который попал в наш календарь со времен Николая Мирликийского, но и первый полководец после Александра Невского, после глубокого Средневековья. Так вот, я рад, что есть движение в церковной общественности. Вероятно, будут прошения к священноначалию обратить внимание на возможность канонизации Александра Суворова (аплодисменты) и спасителей Русской земли Козьмы Минина и Димитрия Пожарского. Все эти люди были в жизни глубоко благочестивы. Александр Васильевич, как известно, когда не воевал, постоянно пел на клиросе. Это приятные новости.

Но уже не в первый раз слышу разговоры о том, что пора поставить вопрос о канонизации Ивана Четвертого. Вообще-то, я думал, что мы с ним еще в прошлом веке разделались. Все-таки людоед, убийца тысяч русских людей, убийца по крайней мере двух прославленных святых — святителя Филиппа и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, а может быть, и трех, потому что не раскрыт вопрос, не причастен ли Иван к трагической, преждевременной кончине святителя Германа Казанского. Сколько же мы будем попадать в одну и ту же ловушку! Мы плохо учим истории, господа. Этим предостережением я заканчиваю. Мы мало работаем над изменением курсов, мы плохо учим истории. И дай нам Бог учить лучше (аплодисменты).

Я подводил итог и предостерегал. Потому говорил сегодня немного сумбурно. Понимаю, что это не блеск красноречия. Должен еще ответить на записки.

Вопрос: Почему в школе до сих пор преподают дарвинизм?

Махнач: Потому что, как сказала одна моя коллега, давно знакомая мне дама, потому что родители не давят на школьные круги, на министерство образования, чтобы прекратить это безобразие. Мы единственная страна, где до сих пор всерьез говорят «теория Дарвина». Нету такой теории. Есть эволюционная гипотеза Дарвина, одна из тысяч гипотез, некогда высказанная. Но мы никак не можем этого добиться. Вот вы же смотрите телепередачи вроде «В мире животных». А ведь их же только дарвинисты ведут. Съемки там красивы, детям полезны, но ведут передачи прожженные дарвинисты.

Вопрос: Почему многие историки трактуют события 1917 года как самое лучшее и святое в истории России? И Ленин у них святой.

Махнач: Ну что же делать! По слову Господа. Воскресни из мертвых — вы не поверите. Они не видят очевидности. Этих людей не так уж и много. Как привыкли всю свою жизнь, так и остаются. Прости им Господи. Отче, я не нарушаю регламент? Впрочем, однажды, когда я с отцом Артемием Владимировым был на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Кенигсберге (Калининграде), у нас была большая встреча с учителями в местном институте усовершенствования учителей. Все было нормально. Мы в основном отвечали на вопросы. И вдруг получаю записку следующего содержания: «Как вы можете преподавать в православном университете, если вы антикоммунист? Ведь всем известно, что первым коммунистом был Иисус Христос». Прости меня, Господи, что цитирую это. Я ответил ей, как можете ответить и вы. О Христе я говорить просто не буду, то было бы с моей стороны кощунством. О коммунистах отвечу. Коммунисты ухитрились создать худшее государство среди всех, которые когда-либо существовали на планете. И я вам это докажу. У меня как-то родилось сравнение. Чтобы доказать, я сравню сталинский Советский Союз с другим очень скверным государством — с гитлеровской Германией. Сознательно сравню с очень скверным. У нас был тоталитаризм, и у них был тоталитаризм. У нас был НКВД, и у них было Гестапо. И попадать было нежелательно никому ни туда, ни туда. А вот дальше начинается разница. Если вы попадали, к несчастью, в Гестапо, из вас выбивали правду — подельников, связников, явки… А если вы попадали на Лубянку, из вас выбивали ложь — подпиши то, что я тебе приказываю! У оппонентки челюсть отвисла, и больше никто не лез. Так же и вы отвечайте.

Вопрос: Назовите, пожалуйста, адрес в интернете, по которому можно найти ваш учебник.

Махнач: Если не возражаете, подойдите в кулуарах, доски здесь нет, а на слух адреса вы плохо воспринимаете. Я три назову. И подойдите к замечательному стенду «Православный интернет». Там тоже полно моих статей. У меня есть свой интернетный адрес, но повторяю, это надо в кулуарах сделать.

Вопрос: Каково ваше отношение к опричнине?

Махнач: Как к антисистеме. Прочитайте книгу моего великого учителя, покойного Льва Николаевича Гумилева «От Руси до России», или мою статью, много раз напечатанную, в том числе в церковных изданиях «Антисистемы в России». Отношусь как к антисистеме, то есть к самому разрушительному, что может быть.

Вопрос: Ваше отношение к Ивану Грозному?

Махнач: Уже высказал свое отношение.

Вопрос: Ваше отношение к убиенному Григорию Новому?

Махнач: Не Новый, а Новых. То есть к Распутину. Ой, знаете, сейчас начали преувеличивать значение этого человека. Думаю, что фигура эта раздута, и раздута врагами государя, теми, кто расшатывал монархию, безо всякого сомнения. Никаким колдуном и хлыстом он не был. Он был простым мужиком, который не выдержал столичной жизни и действительно пошел в пьянство и разгул. Так и отношусь. И свидетельствуют о том многие святые мученики. В том числе первомученик от епископов, святитель Владимир, который просил удалить Распутина.

Вопрос: Позвольте выразить сердечную благодарность за ваши телепрограммы.

Махнач: Большое спасибо и вам на добром слове.

Вопрос: Есть ли уже кассета с записью ваших телепрограмм? И можно ли ее купить?

Махнач: Нет, на этом спутниковом телевидении состав поменялся. Потому ничего сказать не могу. А вот видеозаписи моих лекций об эпохе последнего государя, три кассеты, говорят, вчера в продаже были, а сегодня уже распроданы. Спросите на Радонежском ларьке видеокассет, могут ли они вас обеспечить. Может быть, они могут выслать. Я редко бываю на телевидении, послезавтра буду на программе «Русский Дом», буду в 7 часов у телевидения.

Вопрос: Не считаете ли вы, что в школе необходим обязательный выпускной экзамен по истории?

Махнач: Конечно, обязательно. Просто времени нет. Я бы рассказал вам, какой выпускной экзамен по истории был в классической гимназии, когда билет содержал вопросы сразу по древней, средневековой, новой и русской истории. По четырем вопросам отвечали гимназисты!

Вопрос: Наши дети не знают истории родины. Многие не любят ее, знаю по опыту общения с учениками, учителями.

Махнач: Давайте им хорошие популярные книжки, в том числе все исторические романы убитого полтора года назад Дмитрия Михайловича Балашова. Всю жизнь рекомендовал, в том числе по радио «Радонеж», в том числе печатно. Убит он был при таинственных обстоятельствах. Расследование полностью замалчивается. Читайте любую книгу, все его десять книг подряд, в том числе «Похвалу Сергию».

На самом деле книг гораздо больше. Сейчас возобновилась серия, правда дорогая, «Жизнь замечательных людей». «Владимир Святой» — совершенно образцовая книга. Книга «Иван Третий». Каждый школьник должен хорошо знать не Иоанна Грозного, а Иоанна Третьего, потому что он создатель нашей державы!

Надеюсь, последняя записка, а то неудобно себя чувствую. Спасибо за стихотворное послание!

Сейчас могу вам предложить только вот альманах «Третий Рим» и сборник «Россия – последняя крепость». Их оба выпуска. Первый почти распродан, внизу есть еще. Он такой же — с церковными главами, но только черный. Этот синий, а тот черный. И там же мои статьи, причем не из самых известных. Здесь просто новые.

Простите (за перебор времени).

Ведущий: Спасибо. Спасибо, Владимир Леонидович.


Рецензии