Размышления человека, такого, как и вы сами - 6

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРОСТО ЧЕЛОВЕКА,
ТАКОГО, КАК И ВЫ САМИ.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО О РОДСТВЕННИКАХ ПО ЛИНИИ ОТЦА

Продолжение ТЕМЫ о РАТНИКОВЫХ,
но более расширенно.

На фото моя любимая бабушка МАТРЁНА.
Фото снято приблизительно когда мне лет семнадцать, следовательно, бабушке где-то уже 75 лет.


Настала очередь рассказать о моей самой любимой БАБУШКЕ МАТРЁНЕ Фёдоровне, тоже, естественно, РАТНИКОВОЙ. 
Жизненная история бабушки может и не очень необычная для того времени, но для многих людей нашего поколения  не могла бы быть такой в принципе. Вот так сильно всё поменялось всего за СТО лет.

Далее, я практически как бы совмещаю  текст воспоминаний, написанный моим отцом Борисом Ивановичем о своей маме, со своим повествованием о своей БАБУШКЕ.
Как и я, он мог знать про её жизнь только со слов своей мамы, а может и  что-то своего отца, а моего дедушки ИВАНА. Лично я с дедушкой об их жизни с бабушкой не говорил, был молод для такого разговора при его жизни.
А вот саму бабушку МАТРЁНУ я не один раз расспрашивал о её жизни.
В основном в наших общих  познаниях всё совпадает с его текстом, и только в некоторых местах есть НЮАНСЫ расхождений.

Родилась моя бабушка в селе Путьково недалеко от города Вязьмы в Смоленской губернии. Своего отца она не помнила, а мать её умерла в чужой избе на лавке. В последний момент жизни позвала она дочку к себе и сказала: - «Я умираю. Слушай, что я тебе скажу, МАТРУШЕЧКА. У тебя есть дядя Кузьма и тётка Агаша, у них есть дети, тебя отвезут к ним, ты их всех слушайся и помни – ты сиротка, где будут хорошо говорить, послушай, а где плохое – не слушай, ты уже большая, скоро тебе будет 8 лет.»

Дядя Кузьма жил крестьянским трудом, дети были все старше МАТРУШИ, трудились все хорошо и много, летом и зимой пряли, ткали.
Шили в основном шубы из овчины.
(Я думаю, это были тулупы наподобие тех, что уже мне самому пришлось три года одевать в карауле на посту, во время службы в армии.)
Так же они валяли валенки из шерсти.
(Вот и валенки, я думаю, мало отличались от тех, что грели меня на том же посту с автоматом на плече.)
А вот одежду из льняного полотна, и вязаные платки, и т.п. я вряд ли ношу, хотя у меня есть льняные брюки для домашнего употребления.
Получается, они во многом обслуживали сами себя и других в их деревне, так может и в соседних сёлах.
Однажды летом, когда ей шёл 15-й год, дядя послал её по делу к дальней
родственнице в соседнюю деревню. Дело было хотя и летом, но идти надо было через лес, бабушка шла и очень боялась волков, и ещё с её слов ЛЕШИХ, так как надо было пройти рядом с тем местом, где они водились особо в большом количестве, но всё обошлось.
Когда она вошла в избу родственницы, то увидела, что за столом сидела незнакомая ей женщина, которая спросила:
 - «Ты чья будешь-то?»
- «Я от дяди Кузьмы.»
- «Да ты что же, та сиротка – Акулинина дочка!»
Она сказала: - «Да».
Когда женщина обо всём расспросила её, то сказала: 
- «Хочешь, я тебя возьму в Москву?
Будешь жить у хороших богатых господ.»
Она ответила: 
- «Надо спросить дядю. Я-то согласна.»

Вернувшись домой, она всё пересказала ДЯДЕ с просьбой отпустить её в МОСКВУ.          .
Выслушав её просьбу, дядя спросил:
- «Тебе что, плохо у нас? Хочешь ехать в Москву? Вот что я скажу в таком случае - поезжай, но помни, будешь жить плохо – не возвращайся, а будешь жить хорошо – милости просим в гости.»
Дали ей 3 рубля на дорогу, и МАТРУША встретилась с этой  женщиной уже на вокзале перед отправлением поезда, Оказалось, там помимо неё были и ещё несколько детей: девочек и даже мальчиков, таких же как она, приехавших для отправки в Москву. По всей видимости эта женщина специально ездила по деревням и собирала летей определённого возраста для передачи их в семьи, где требовались служанки и слуги.
Вот и мою бабушку МАТРЁНУ привели в семью.
Муж  работал приставом, а жена не работала, и с хозяйством справлялась сама, и МАТРУШЕ также особо делать было нечего в их доме.
Однажды Матруша услышала, как хозяйка говорила мужу: «Зачем она нам?
Она нам не нужна.»
Через некоторое время приходит та женщина, что привезла её в МОСКВУ, забирает её и привозит в большой многоэтажный  дом, и в очень большую квартиру в этом доме.
При знакомстве с хозяином он ей сказал, всё что ей будет надо – советоваться только с хозяйкой, а также, что она будет жить как родственница – скромная, и главное не болтливая. Она должна понять, что будет одета и обута хорошо, но скромно. И потом он добавил, что у них есть ещё две дочери приблизительно её возраста, и если он узнает, что она им в чём-то помогает без разрешения хозяйки, они с ней расстанутся.
Потом позвала её к себе хозяйка, и она от неё узнала, что её хозяева – это семья доктора Кишкина Николая Михайловича, что он Главный врач большой московской больницы имени императрицы Екатерины. Что в больнице есть всё, и прачечная, и большая разная обслуга, что стирать ей не придётся, что она будет обслуживать только её и слушаться ей надо только её и хозяина.
У неё будет своя комната, и что у них есть ещё два взрослых  сына. Сыновья тоже врачи, так что к ним она никакого отношения не имеет, у них уже свои семьи. Вот и получается,  что кроме хозяйки она никому не обязана  прислуживать и помогать, особенно дочерям ни в чём. Если она сама разрешит, то тогда можно помочь.
Прошло 5 лет, как моя будущая бабушка живёт у Кишкиных. Хозяева ею довольны, и она довольна за хорошее отношение к ней.

В 1906 г. хозяева поехали провести лето у своих хороших друзей Маклаковых.
Хозяин Валерий Алексеевич и его жена, летом жили в своём имении на реке Истре рядом с селом Телепнево. В это лето, как и обычно, мой будущий дедушка ИВАН закончил поездки по РОССИИ на передвижной пошивочной мастерской, и был в деревне в длительном отпуске у родителей.

Имение Маклаковых стояло на возвышенности, недалеко от сельского храма, сверху вниз к речке шла сосновая аллея, а параллельно реке еловая аллея, рядом с рекой была большая зелёная лужайка, где по воскресным дням, особенно по праздникам, были базары и проходили большие веселья местных парней и девушек.
Река разделялась плотиной, её верхняя часть становилась на 1,5 метра глубже, а в нижнюю часть ступенями стекала вода в глубокий омут, где очень много было рыбы и хорошо было купаться, прыгая прямо со ступеней этой плотины.
Молодёжь водила хороводы, пели песни, играли в разные игры, зрителей было всегда много. Матрёну, свою служанку, которой уже было почти 20 лет, хозяева тоже отпускали принимать участие в этих весельях, но она должна, как стемнеет, быть дома в имении МАКЛАКОВЫХ.
Однажды она принимала участие в игре типа «ГОРЕЛОК», где парень должен догнать девушку, обнять и поцеловать. Таким парнем оказался мой будущий дед ИВАН. Он догнал её, обнял и поцеловал. Так они познакомились. Вернувшись с гуляния она об этом событии сразу поделилась с хозяйкой, так как она доверяла ей во всём. Хозяйка на её удивление отнеслась благосклонно и даже с интересом, и они решили, что она обязательно  познакомит её с этим парнем.
Она и раньше всем делилась с хозяйкой и здесь призналась, что он ей понравился. Получив такую поддержку, она продолжила встречи с ИВАНОМ и многое узнала о нем.
Наступила осень, и Кишкины уже собирались уезжать, а случая знакомства не представлялось, и хозяйка сказала, что надо Ивану отнести их московский адрес, чтобы он, если захочет, мог написать письмо.
Моя бабушка МАТРЁНА читать и писать не умела, да и вообще тогда была поголовная безграмотность у мальчиков, а что говорить про девочек.
Всё писала и читала за неё сама хозяйка.

Она взяла письмо от хозяйки и пошла в деревню к дому ИВАНА. Подходит к дому, и слышит разговоры гостей внутри дома, она дождалась, когда вышла на улицу сестра Вани Марфуша, которая и вызвала ей любимого во двор. Он увидев её, очень обрадовался, взял написанный адрес и сказал, что обязательно напишет, что очень хочет встретиться с ней в Москве.

Что же за гости были у него в доме?
Оказывается, собрались его родители Максим с Александрой и их хорошо знакомые из соседней деревни, тоже родители, у которых есть дочка Маша 19-ти лет, она единственная наследница их большого, крепкого крестьянского хозяйства.
Родители хотят породниться и обвенчать Ивана и Машу, но с обязательным условием, что он должен жить в Машиной семье и продолжать заниматься их большим хозяйством.
Сам ИВАН этого категорически не хотел – быть крестьянином, зачем?
У него и так хорошая работа.
Да и МАТРЁНА ему понравилась как девушка, и даже тем, что круглая сирота без всяких хозяйств, как самостоятельный свободный человек.
Он написал ей письмо, описал, как его хотят женить, как он не хочет быть хозяином зажиточного хозяйства.
Что он хочет с ней встретиться и обо всём поговорить.
Но пока он так и не знал, и не догадывался, что его МАТРЁША неграмотная, он же постоянно получал от неё ответы, в которых были хорошие, доброжелательные слова, но ничего так пока и не было написано о встрече.

Так завязалась переписка.
Иван, согласно просьб, всё о себе описал, но на встречу, всегда находился ответ, что нет пока возможности. И вот однажды он получает письмо с приглашением его в гости в дом к КИШКИНЫМ.
Он точно явился в назначенный срок и даже кое-что купил для встречи - хорошего вина, конфет, а может и цветов, этого я не знаю. Я уже говорил, что он получал вполне приличную зарплату и одет был лучше, чем многие, по понятной причине.
И он был принят, как хороший знакомый самой хозяйкой, и тогда он и узнал, что письма МАТРЁШЕ читала хозяйка и ответы писала она, но, правда, со слов самой моей бабушки. Будущий дедушка стал часто бывать у моей будущей бабушки, и его принимали как жениха как бы приемной дочери.

Иногда у хозяина КИШКИНА собирались гости, в основном мужчины, тогда в доме занавешивались окна, мужчины уединялись в кабинете хозяина, а их жёны в столовой. В общем, с улицы можно было понять, что дома никого
нет.
Матрёна понимала, что эти господа и сам доктор КИШКИН недовольны царём, понимала она и их хорошее отношение к себе. Но также становилось ей понятно, что скоро она станет женой Ивана, а политические вопросы - не её ума дело. Кишкины хотели, чтобы она работала у них, как говорится, до последнего, и она  договорилась с хозяйкой , как только должен появиться ребёнок, тогда МАТРЁНА венчается и уходит к ИВАНУ жить самостоятельно.
Вот в этом месте и становится понятным, почему одним из главных условий при приёме её в дом он указал условие - НЕ БОЛТЛИВОЙ.
Кстати, когда мы с сестрой были совсем маленькие, при гулянии на улице в ЛАВРСКИХ переулках (а тогда все дети целыми днями находились на улице), она всегда говорила: – «Будете разговаривать с друзьями, НИКОГДА не говорите  то, что говорили взрослые дома».
Кстати, тогда не одна она так говорила своим детям, конспирация КИШКИНЫХ - детский лепет с тем, что надо было соблюдать во  времена Сталинского ТЕРРОРА всем, кто хотел просто выжить. Все видели и знали как неизвестно куда исчезают соседи по дому, а тогда многие друг друга знали с детства. Тогда без всякого ИНТЕРНЕТА все знали, кого увезли, и они пропадали без всякой огласки куда. Просто сами, видящие это, догадывались – ЗНАЧИТ ВРАГ НАРОДА.
Ты с ним вырос и учился, и он вдруг враг народа, и ещё пол твоего класса тоже враги НАРОДА.
Более того, герои труда,  профессора, академики, артисты, генералы и маршалы - ВРАГИ НАРОДА.
Вы встаньте на место тех, кто жил тогда, даже если вы совсем отмороженный, то и тогда до вас дойдёт, что лучше вообще уезжать «В глушь, в САРАТОВ».   
Кем надо быть, чтобы не понять, что здесь что-то не совсем так?
Расстреляли и посадили миллионы, и в основном из городов, вот поэтому все знали не понаслышке, а, как говорится, ВООЧИЮ. 
Это теперь можно мозги конопатить и говорить небылицы, а тогда знали ВСЕ, тот страх что был тогда, можно понять, если пожить в СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ, и самое удивительное  - это звериный страх одновременно с фанатичным обожанием КУМИРА.               
В МОЁМ ПОНИМАНИИ -  ЭТО ПРОСТО  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ УЖАСА!!!

Если опять на чуть-чуть перескочить в наше время прямо в сегодняшний день, то можно ответить на один вопрос.
Почем в 1991 году без всяких согласований вышло огромное количество людей, когда никто этого не ожидал?
Ответ очень простой.
В этот ПЕРИОД времени в стране происходило РАСКРУЧИВАНИЕ ГАЕК.
Сегодня дело столь же ВОЗМУТИТЕЛЬНОЕ, сажают того, кто вам нравится, и желающих выйти столь же огромное, но ПЕРИОД совершенно противоположный, в стране происходит специально ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ЗАКРУЧИВАНИЕ ГАЕК.
Именно в 2011 году была хотя бы ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ возможность путём ЧИСЛЕННОСТИ протестующих переломить ОБРАТНЫЙ ход нашей истории, ТЕПЕРЬ, в наше время, мы катимся НАЗАД просто под горку, даже не требуется толкающая сила.
Единственная СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ - это весь МИР, в котором мы ЦЕЛИКОМ существуем, находясь на этой ПЛАНЕТЕ.
Но для этого мира в ОСНОВНОМ интересны только те, кто в нем принимает УЧАСТИЕ, а мы целенаправленно КРИЧИМ, что нам никого не надо и мы на всех ПЛЮЁМ.
И самое главное и СМЕШНОЕ, мы всем заявляем, что мы никого не боимся, «и тот, кто к нам с МЕЧОМ придет, от него и ПОГИБНЕТ». Действительно, такое БЫЛО и даже не один раз - СПОРУ НЕТ - приходили.
Так в чём же СМЕХ?

В том-то и дело, что 100% ПОНЯТНО, что именно в этом 21 веке НЕТ ни одной страны, ни большой и не маленькой, и даже с самой мелкой МЫСЬЮ хоть как-то, хоть в чём-то, пытаться хоть миллиметр присвоить чужой ТЕРРИТОРИИ.
Так для чего же мы угрохали все свои деньги на такое «вставание с КОЛЕН», в смысле ВООРУЖЕНИЯ и СИЛ ПОДАВЛЕНИЯ?
Что полезного для страны мы ПОЛУЧИЛИ?

Вот что будет ДАЛЬШЕ?
На одной половине ВЕСЬ МИР, естественно, и КИТАЙ с ними.
На другой половине МЫ, Северная КОРЕЯ, ИРАН, ВЕНЕСУЭЛА, может ещё кто-то.
 А там остальные 200 стран МИРА, которым по большому счёту особенно стараниями ИЛОНА МАСКА совершенно НАПЛЕВАТЬ на нашу АРМИЮ и всех вместе взятых «космонавтов» в касках с дубинками.
Единственное, что у нас есть и хоть как-то нужно ИМ - это ГАЗ и НЕФТЬ, но на самом деле всем НУЖНО уже готовое  ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, а его получают тысячами ДРУГИХ способов помимо ГАЗА И НЕФТИ.
Да, у нас есть неплохие МОЗГИ, и они ими с удовольствием ПОЛЬЗУЮТСЯ, и продолжают это делать.
Только нам какая от этого ПОЛЬЗА?



ПРОДОЛЖЕНИЕ – 7           http://proza.ru/2021/01/16/1631


Рецензии